Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И трудоустройстве. Государственные органы занятости населения






В нашей стране основным нормативно-правовым
актом, регулирующим отношения в сфере занятос-
ти и трудоустройства является Федеральный закон
«О занятости населения в Российской Федерации»
(далее — Закон о занятости). Нормы данного инсти-
тута трудового права содержатся также в некото-
рых статьях Трудового кодекса РФ (например, ста-
тьях главы 27 «Гарантии и компенсации работни-
кам, связанные с расторжением трудового догово-
ра» и раздела IX «Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации работ-
ников»), ряде других федеральных законов и подза-
конных актов.

Поскольку вопросы занятости и трудоустройства
должны быть предметом пристального внимания не
только со стороны центральной власти, но также со
стороны региональных и местных властей, постоль-
ку важную роль в регулировании этих отношений
призваны сыграть — ив ряде случаев играют — за-
конодательство субъектов федерации и местные под-
законные нормативно-правовые акты.

Свою политику в сфере занятости и трудоустрой-
ства государство осуществляет посредством системы
специальных органов — государственных органов
занятости населения. В эту систему входят Федераль-
ная служба занятости населения, соответствующие
органы субъектов РФ, государственные учреждения
службы занятости на местах (в городах и районах) —
центры занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов
занятости являются:

— анализ и прогнозирование состояния рынка
труда (изучение спроса на рабочую силу и ее пред-
ложения);


— информирование граждан и работодателей о на-
личии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

— содействие гражданам в поиске подходящей ра-
боты, а работодателям в подборе необходимых работ-
ников;

— регистрация безработных граждан;

— назначение и выплата пособий по безработице,
оказание материальной и иной помощи безработным
и лицам, находящимся на их содержании;

— ряд других функций, возложенных на них за-
конодательством.

При этом все услуги, оказываемые государствен-
ными органами занятости гражданам по трудоуст-
ройству, являются бесплатными.

Для осуществления своих функций государственные
органы занятости наделены определенными правами.
В частности, они вправе запрашивать и получать в уста-
новленном порядке от органов исполнительной власти и
работодателей информацию, связанную с занятостью
населения, а также другие материалы, необходимые для
решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Услуги по трудоустройству, профессиональной ори-
ентации и подготовке могут оказывать гражданам и
негосударственные организации. Такие организации
должны быть юридическими лицами и иметь соот-
ветствующие лицензии.

Понятие и формы занятости.Под занятостьюв трудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и об- щественных потребностей, не противоречащая зако- нодательству и приносящая, как правило, им зарабо- ток, трудовой доход. Различные виды такой деятель- ности рассматриваются как формы занятости.

В соответствии с Законом о занятости занятыми
считаются граждане:

— работающие по трудовому договору, в том чис-
ле выполняющие работу за вознаграждение на усло-


виях полного либо неполного рабочего времени, а
также имеющие иную оплачиваемую работу (служ-
бу), включая сезонные, временные работы, за исклю-
чением общественных работ, которые организуются
специально для безработных;

— занимающиеся предпринимательской деятель-
ностью;

— занятые в подсобных промыслах и реализую-
щие продукцию по договорам;

— выполняющие работы (оказывающие услуги)
по договорам гражданско-правового характера, в том
числе по авторским договорам;

— являющиеся членами производственных коо-
перативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на
оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, а также службу
в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы;

— проходящие очный курс обучения в образова-
тельных учреждениях, в том числе общеобразователь-
ных, учреждениях профессионального образования и
других, включая обучение по направлению службы
занятости населения;

— временно отсутствующие на рабочем месте по
уважительной причине (в связи с нетрудоспособнос-
тью, отпуском, переподготовкой, повышением ква-
лификации, приостановкой производства, вызванной
забастовкой, призывом на военные сборы, привлече-
нием к мероприятиям, связанным с подготовкой к
военной службе, исполнением других государствен-
ных обязанностей и др.);

— являющиеся учредителями (участниками) орга-
низаций, за исключением организаций, участники ко-
торых не имеют прав в отношении их имущества —
общественных и религиозных организаций (объеди-
нений), благотворительных и иных фондов.


Все остальные граждане считаются незанятыми.
Однако следует иметь в виду, что незанятый гражда-
нин и безработный — это, с точки зрения закона, не
одно и тоже.

Безработным в соответствии с трудовым законо-
дательством признается гражданин, если он:

— трудоспособен (при этом трудоспособными при-
знаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до
55 лет, если они не признаны в установленном по-
рядке инвалидами III или II степени ограничения спо-
собности к труду);

— не имеет работы и заработка (дохода);

— зарегистрирован в органах службы занятости
по месту жительства в целях поиска подходящей ра-
боты;

— ищет работу и готов приступить к ней;

— не трудоустроен в течение 10 дней со дня его
регистрации в целях поиска подходящей работы;

— представил в орган службы занятости все необ-
ходимые документы — паспорт, трудовую книжку
или документы, их заменяющие, документы, удос-
товеряющие его профессиональную квалификацию,
справку о среднем заработке за последние три меся-
ца по последнему месту работы, а для впервые ищу-
щих работу (ранее не работавших), не имеющих про-
фессии (специальности) — паспорт и документ об
образовании.

При наличии всех перечисленных условий орган
службы занятости не позднее 11 дней со дня пред-
ставления гражданином необходимых документов
принимает решение о его признании безработным.
При этом считается, что гражданин является безра-
ботным не со дня принятия решения о признании его
безработным, а со дня представления им всех необ-
ходимых документов.

Правовой статус безработного характеризуется
целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого стату-
124


са составляют государственные гарантии социаль-
ной поддержки безработных.
В частности, государ-
ство гарантирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в
период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период профессиональ-
ной подготовки, повышения квалификации, перепод-
готовки по направлению органов службы занятости,
в том числе в период временной нетрудоспособности;

— возможность участия в оплачиваемых обще-
ственных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным пе-
реездом в другую местность для трудоустройства по
предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин
получает пособие по безработице, стипендию, прини-
мает участие в общественных работах, время, необ-
ходимое для переезда по направлению органов служ-
бы занятости в другую местность и трудоустройства,
не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж
уплаты страховых взносов, имеющий значение для
установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус без-
работного предполагает наличие у гражданина и оп-
ределенных обязанностей.

Важнейшие из них:

— вовремя и в установленном порядке проходить
перерегистрацию в органах службы занятости;

— вовремя являться в органы службы занятости
для получения направления на работу (учебу);

— по направлению органов службы занятости сво-
евременно являться на переговоры с работодателем о
трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключе-
вых понятий законодательства в сфере занятости и
трудоустройства является понятие подходящей рабо-
ты. От наличия или отсутствия таковой зависит по-


лучение и сохранение гражданином статуса безработ-
ного, размер и сроки выплаты пособия по безработи-
це и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

1) профессиональной пригодности работника с
учетом уровня его профессиональной подготовки.
По-
нятно, что для инженера не будет подходящей рабо-
той должность бухгалтера, для слесаря-сантехника —
работа каменщика, для токаря 6-го разряда — ва-
кансия грузчика или вахтера;

2) условиям последнего места работы. Здесь
прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

3) состоянию здоровья работника. Естественно,
не может считаться подходящей для гражданина ра-
бота, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

4) транспортной доступности рабочего места.
Большинство людей вряд ли сочтут для себя подхо-
дящей работу — даже если она устраивает их во всех
других отношениях — если дорога на работу и с ра-
боты будет отнимать у них по нескольку часов в день.
Законодательство также учитывает этот фактор при
определении подходящей работы. Однако конкретные
категории транспортной доступности рабочего места
закон не называет — максимальная удаленность под-
ходящей работы от места жительства гражданина
определяется соответствующими органами местного
самоуправления с учетом развития сети обществен-
ного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным услови-
ям работа будет признана подходящей. Причем вне
зависимости от того, является ли данная работа по-
стоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходя-
щей будет считаться и иная оплачиваемая работа,
если только ее условия соответствуют требованиям
трудового законодательства. К таким категориям от-
носятся граждане:


— впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

— не имеющие профессии (специальности);

— уволенные более одного раза в течение одного
года, предшествовавшего началу безработицы, за на-
рушение трудовой дисциплины и другие виновные
действия, предусмотренные законодательством;

— ранее занимавшиеся предпринимательской де-
ятельностью;

— стремящиеся возобновить трудовую деятельность
после длительного (более одного года) перерыва;

— направленные органами службы занятости на
обучение и отчисленные за виновные действия;

— некоторые другие категории граждан.
В любом случае не может считаться подходящей

работа, если:

1) она связана с переменой места жительства;

2) ее условия не соответствуют требованиям тру-
дового законодательства;

3) предлагаемый заработок ниже величины про-
житочного минимума или — если заработок гражда-
нина на последнем месте работы превышал величину
прожиточного минимума — ниже среднего заработ-
ка гражданина, исчисленного за последние три меся-
ца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработи-
це — наиболее распространенный вид государствен-
ной поддержки безработных граждан. Если другими
видами социальной поддержки со стороны государ-
ства гражданин может воспользоваться лишь при
наличии определенных условий, то на данный вид
поддержки может рассчитывать практически каж-
дый безработный. (Следует, правда, учитывать, что
период, в течение которого выплачивается пособие,
не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице при-
нимается одновременно с решением о признании граж-
данина безработным. Размер пособия зависит от того,


имел ли гражданин до признания его безработным
оплачиваемую работу и от срока в течение которого
он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым
основаниям в течение года, предшествовавшего на-
чалу безработицы, и имевшим в этот период оплачи-
ваемую работу не менее 26 календарных недель, по-
собие начисляется:

— в первые три месяца безработицы — в разме-
ре 75% от их среднемесячного заработка, исчислен-
ного за последние три месяца по последнему месту
работы;

— в следующие четыре месяца — в размере 60%;

— в дальнейшем — в размере 45%.
Однако во всех случаях размер пособия не может

превышать величину прожиточного минимума и быть
ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищу-
щим работу (ранее не работавшим) или не имеющим
профессии (специальности), пособие выплачивается
в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмот-
рен повышенный размер пособия. К таким категори-
ям относятся граждане, имеющие на содержании
иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздей-
ствию радиации вследствие Чернобыльской и других
радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает
и возможность уменьшения пособия по безработице.
Так, например, размер пособия по безработице мо-
жет быть сокращен на 25% на срок до одного месяца
в случае неявки без уважительных причин на пере-
говоры о трудоустройстве с работодателем в течение
трех дней со дня направления органами службы за-
нятости или отказа без уважительных причин явить-
ся в органы службы занятости для получения направ-
ления на работу (учебу).


Выплачивается пособие, как правило, два раза
в месяп при условии прохождения безработным пе-
ререгистрации в установленные службой занятости
сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом
периоде безработицы не может превышать, как пра-
вило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение
18 календарных месяцев. В случае непредоставления
оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 ка-
лендарных месяцев безработицы безработный имеет
право на повторное получение пособия по безработи-
це, но только в размере 20% величины прожиточно-
го минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть
приостановлена. Основанием для этого могут послу-
жить:

— отказ в период безработицы от двух вариантов
подходящей работы;

— явка безработного на перерегистрацию в состо-
янии алкогольного, наркотического или иного опья-
нения;

— отчисление гражданина, направленного на обу-
чение органами службы занятости, с места обучения
за виновные действия;

— нарушение безработным без уважительных при-
чин условий и сроков его перерегистрации в каче-
стве безработного;

— некоторые другие случаи, предусмотренные за-
конодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия
по безработице является признание гражданина за-
нятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице пре-
кращается одновременно со снятием гражданина с
учета, в качестве безработного в случаях:

— прохождения профессиональной подготовки, по-
вышения квалификации или переподготовки по на-
5. А. И. Тыщенко 1 2 9


правлению органов службы занятости с выплатой сти-
пендии;

— длительной (более месяца) неявки безработно-
го в органы службы занятости без уважительных
причин;

— переезда безработного в другую местность.

— в некоторых других случаях, предусмотренных
законодательством.

Профессиональное обучение безработных. В це-
лом ряде случаев наиболее действенным видом помо-
щи безработным гражданам со стороны государства
является организация их профессионального обуче-
ния: профессиональной подготовки, повышения ква-
лификации и переподготовки.

Дело в том, что существуют разные виды безрабо-
тицы. В частности, различают фрикционную и струк-
турную безработицу. Фрикционная безработица выс-
тупает в виде временной потери работы, включая
смену места работы, поиск более высокооплачивае-
мой, с лучшими условиями труда и т. д. Этот вид
безработицы обычно связан с движением рабочей силы
с одного предприятия на другое, из одного региона в
другой. Фрикционная безработица обусловлена тех-
ническим несовершенством рынка труда, отсутстви-
ем информации об имеющихся вакансиях, несоответ-
ствием между наличной рабочей силой и свободны-
ми рабочими местами.

Причиной структурной безработицы является не-
соответствие структуры рабочей силы структуре ра-
бочих мест, явившееся результатом структурных из-
менений в экономике. Подобные изменения приво-
дят к тому, что на некоторые профессии спрос резко
уменьшается или вообще исчезает, в то время как на
другие — включая новые, ранее не существовавшие —
увеличивается.

Разница между фрикционной и структурной без-
работицей весьма существенна. Если в условиях фрик-


ционной безработицы безработные обладают навыка-
ми, которые они могут «продать» при найме на рабо-
ту, то в условиях структурной безработицы безработ-
ные не могут получить работу — даже при наличии
свободных рабочих мест — без дополнительного обу-
чения, переподготовки, повышения квалификации.
В этих условиях на первый план выдвигается такая
составляющая государственной политики в сфере за-
нятости, как организация профессионального обуче-
ния безработных.

Проблема профессионального обучения безработ-
ных является актуальной также в тех случаях, ког-
да безработными являются граждане, вообще не име-
ющие профессии, или граждане, которые в силу ка-
ких-либо причин — например, по состоянию здоро-
вья — утратили способность к выполнению работы
по прежней профессии (специальности).

Во всех этих случаях целью профессионального
обучения безработных, организуемого органами служ-
бы занятости, является повышение конкурентоспо-
собности граждан на рынке труда, увеличение их воз-
можностей в поиске достойно оплачиваемой работы
(или доходного занятия). Естественно, что для этого
обучение должно проводиться по профессиям (специ-
альностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Особенностью профессионального обучения безра-
ботных граждан, организуемого органами службы за-
нятости, является то, что оно, как правило, является
интенсивным и краткосрочным — в большинстве
случаев его продолжительность не должна превышать
шести месяцев, в отдельных случаях — одного года.
Не допускается получение безработными граждана-
ми по направлению органов службы занятости второ-
го высшего или среднего профессионального образо-
вания.

Основными видами обучения безработных граж-
дан являются:


— профессиональная подготовка с целью ускорен-
ного приобретения обучающимися навыков, необхо-
димых для выполнения определенной работы, груп-
пы работ;

— переподготовка рабочих для приобретения ими
новых профессий для работы (доходного занятия) по
этим профессиям;

— обучение рабочих, имеющих профессии, вто-
рым профессиям для расширения их профессиональ-
ного профиля и получения возможностей для работы
(доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

— повышение квалификации рабочих с целью
обновления знаний, умений и навыков, роста про-
фессионального мастерства и повышения конкурен-
тоспособности по имеющимся у них профессиям, а
также изучения новой техники, технологии и дру-
гих вопросов по профилю профессиональной деятель-
ности;

— профессиональная переподготовка специалис-
тов для получения дополнительных знаний, умений
и навыков по образовательным программам, предус-
матривающим изучение отдельных дисциплин, раз-
делов науки, техники и технологии, необходимых для
выполнения нового вида профессиональной деятель-
ности, а также получение новой квалификации в рам-
ках имеющегося направления подготовки (специаль-
ности);

— повышение квалификации специалистов с це-
лью обновления теоретических и практических зна-
ний в связи с повышением требований к уровню ква-
лификации и необходимостью освоения новых спо-
собов решения профессиональных задач;

— стажировка специалистов для формирования и
закрепления на практике теоретических знаний, уме-
ний и навыков, приобретения профессиональных и
организаторских качеств для выполнения професси-
ональных обязанностей. (Стажировка может быть как


Глава ~7


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал