Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности.






  • Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.
  • Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.
  • Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.
  • Образование ряда новых суверенных субъектов и МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.
  • Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.
  • Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
  • Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
  • Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)…

· Италия в 1918 - 1939 годах

· План:

· 1. Последствия Первой мировой войны для Италии.

· 2. Рабочее и крестьянское движение.

· 3. Установление фашистской диктатуры.

· 4 Италия в годы фашизма.

· 5. Внешняя политика. Нападение на Эфиопию. Союз с Германией.

· 1. Последствия Первой мировой войны для Италии.

· Италия вышла из Первой мировой войны настолько ослабленной, что ее территориальные притязания мало принимались во внимание. Настроения реванша и ущемленного национального самолюбия стали важным фактором развития политической жизни в стране. Внутреннее положение Италии характеризовалось серьезными социально-экономическими потрясениями. Война дорого обошлась стране. Итальянская армия потеряла в войне 635 тыс. убитыми, около 500 тыс. иска-леченными и свыше 1, 5 млн. пленными. 65, 5 млрд. лир золотом поглотили расходы. Италия оказалась крупным должником своих союзников по войне, главным образом США и Англии. Усиливалась инфляция, и курс бумажной лиры падал. Государственный долг достиг огромных размеров. Демобилизованные из армии солдаты не нахо-дили работы. Рост безработицы осложнялся тем, что эмиграция из страны, всегда отвлекавшая часть рабочей силы и прекратившаяся во время войны, не сразу возоб-новилась с наступлением мира.

· Правящим кругам Италии не удалось добиться осу-ществления своих территориальных требований. По Лондонскому соглашению между Италией и Антантой, подписанному незадолго до вступления Италии в войну, она рассчитывала получить Трентино и Южный Тироль на Севере. Триест. Истрию и Далмацию на Востоке. Италия также рассчитывала получить малоа-зиатские владения за счет Турции. Но Англия и Франция не были заинтересованы в усилении Италии в Средиземноморье, а в стане победителей Италия оказа-лась одним из самых слабых партнеров. На Парижской мирной конференции бывшие союзники дела все возможное, чтобы урезать территориальные притязания Италии. В результате работы конференции Италия получила лишь западную часть Истрии с Триестом, Полу, Горицию, пограничную территорию с Австрией. Она не получила ни Далмацию, ни Фиуме, что было одной из главных целей в войне. Италия, по распрос-траненному в то время выражению, чувствовала себя побежденной в лагере победителей". Вместе с тем перестройка экономики на военный лад привела к значительному росту тяжелой промышленнос-ти. За годы войны Италия из страны аграрной преврати-лась в страну аграрно-индустриальную. Особенно сильное развитие получили металлургическая, машино-строительная и химическая промышленности. Появились и укрепили свои позиции за счет государственных креди-тов такие гиганты, как концерны " Ансальдо", " Ильва" в тяжелой индустрии, " Фиат" в автомобилестроении, " Бреда" в производстве военного снаряжения, В то же время средние и особенно мелкие предприниматели разорялись. Сразу же после окончания войны, столкнув-шись с отсутствием достаточно емкого внутреннего рынка в результате нарушения традиционных внешнетор-говых связей, итальянская промышленность оказалась в трудном положении, Началось резкое падение производ-ства, перешедшее с 1920 г, в экономический кризис, В сельском хозяйстве наблюдался процесс сокращения посевных площадей, основная масса крестьянских хо-зяйств беднела и разорялась, Зарплата рабочих в 1918 г, не превышала 76% довоенной. Инфляция резко ухудшила положение служащих и чиновников.

· Несмотря на то, что Италия была в стане победите-лей, у абсолютного большинства общества не было осно-ваний быть удовлетворенным послевоенной жизнью,

· 2. Рабочее и крестьянское движение.

· В условиях экономического кризиса, резкого падения производства, банкротства мелких и средних предприя-тий в стране активизировалось рабочее и крестьянское движение, которое было обусловлено также падением доверия к правительству. В рабочем движении доминиро-вали радикальные течения, выдвигавшие лозунги уста-новления диктатуры пролетариата в форме советской власти, забастовки часто сопровождались захватом заво-дов и фабрик. Главными центрами этого движения были Милан, Турин, Генуя и другие промышленные города Северной Италии. Рабочие требовали введения 8-часово-го рабочего дня и повышения зарплаты. В общей сложности бастовало 1, 7 млн. рабочих.

· Пестрый калейдоскоп левых сил, их различные формы и методы борьбы за интересы трудящихся, отсут-ствие конструктивного единства сделали возможным приход к власти фашистов.

· 3. Установление фашистской диктатуры.

· Крупные предприниматели, многочисленные мелкие собственники, крестьяне были крайне озабочены разви-тием левого движения, которое ставило своей целью, прежде всего, пересмотреть отношение к собственности. Правительства Италии не смогли найти эффективные средства для защиты интересов частной собственности. Сбои взоры, надежды они обращали на зарождающееся фашистское движение. Первые выступления фашистов относятся к 1919 г. Их организация называлась " Союз борьбы". Основой ее идеологии был яростный национа-лизм в сочетании с социальной демагогией. Вначале организация насчитывала несколько десятков человек, но постепенно расширила свои ряды, главным образом за счет бывших фронтовиков.

· Фашисты знали чувства и настроения фронтовиков. Многие из них уверовали в силу как универсальное средство разрешения противоречий, а цена человеческой жизни в шкале нравственных ценностей резко упала. Эта масса ожесточенных на весь мир людей была переполне-на недовольством, которое могло вспыхнуть от первой же искры. Фашизм старался вербовать на свою сторону прежде всего вернувшуюся с фронта молодежь, среди которой происходило резкое политическое размежевание. Небольшая ее часть пополнила леворадикальное движе-ние. Остальные, главным образом выходцы из мелкобур-жуазных семей, достигшие на войне чинов и почестей, не собирались заниматься скромным трудом конторщиков, учителей, техников, мелких адвокатов, тем более что Италия давно страдала переизбытком работников этих профессий. Трескучие фразы, эффектные жесты, абсо-лютная политическая беспринципность фашистов -- все это привлекало молодежь, готовую на что угодно, лишь бы не тянуть лямку прозаического существования. Тяже-лый материальный и моральный кризис переживали средние слои населения, мелкие собственники. С паде-нием курса лиры превращались в призрак накопленные сбережения, приобретенное положение и доходы. Буду-щее казалось беспросветным. Материальная необеспе-ченность многочисленной интеллигенции низводила ее в социальном отношении до уровня люмпен-пролетариата.

· Лозунги защиты мелкой собственности, демагогия, направленная против нажившихся на войне " акул капи-тализма", создавали фашизму видимость общности его интересов с интересами средних слоев и мелкой буржуа-зии. Фашизм установил тесные связи и с крупными землевладельцами. Крупный капитал, которому порядком надоели отсутствие политической стабильности в стране и угроза расширения леворадикального движения, видел в фашизме возможность укрепления государства и его протекционистской политики по отношению к монопо-лиям.

· Во главе итальянского фашизма встал Бенито Муссолини (1883--1945 гг.)Будущий дуче (вождь) родился 23 июля 1883 г. в деревне Довиа (провин-ция Эмилия-Романья). Мать, Роза Мальтони, была сельской учительницей. Отец, Алессандро, промышлял кузнечным и слесарным ремеслами. Семья жила не богато, но и не бедствовала. Обра-зование Муссолини начал получать в школе мона-хов в Фаэнце. Бенито рос строптивым, капризным, агрессивным и часто нарушал установленные монахами жесткие правила. Уже тогда будущий дуче 4 пытался верховодить товарищами, нередко таскал в I кармане нож и в драках даже пару раз пускал его в ход. По окончании школы преподавал в младших классах, но недолго -- в 1902 г. отправился на поиски счастья в Швейцарию. В 18--19 лет он уже выступал перед небольшими аудиториями, громя итальянское правительство и называя себя социа-листом. Он познакомился с трудами К. Каутского, П. Кропоткина, Р. Штирнера, О. Бланки, А. Шо-пенгауэра, Ф. Ницше. Муссолини был умным, но весьма поверхностным человеком: с легкостью усваивал чужие идеи, имел обыкновение спустя некоторое время выдавать их за свои, выхватывая из теорий лишь то, что ему нравилось и было понятно. Выдвинулся как журналист и оратор. В 1912--1914 гг. -- редактор центрального органа ИСП газеты " Аванти". За агитацию в пользу вступления Италии в войну на стороне Антанты в ноябре 1914 г. был исключен из социалистической партии. Тогда же основал газету " Пополо д'Италия" (будущая газета итальянских фашистов). В марте 1919 г. стал основателем фашистской организации " Фашио ди комбатименто".

· В 1920 г. фашисты, организованные в отряды чернорубашечников, начали погромы рабочих и демократических организаций, избиения и убийства политических и профсоюзных деятелей, в стране воцарились террор и насилие. Власти не оказывали ни малейшего сопротивле-ния. Более того, военные, полиция, суд фактически поощряли фашистское движение. Оружие чернорубашечники получали со складов армии, профессиональные офицеры обучали банды и руководили их операциями. Осенью 1922 г. в Италии фактически установилось двоев-ластие: фашисты брали под свой контроль все новые города и провинции, а центральное правительство смотрело на это сквозь пальцы. Стало ясно, что правя-щие круги окончательно взяли курс на передачу фашизму власти. Осталось решить вопрос о том, в какой форме это сделать. Однако обстановка менялась столь стреми-тельно, что окончательный выбор уже не зависел от воли тех или иных политических деятелей.

· Азартный игрок, Муссолини сделал ставку на воору-женный захват власти, но его одолевали сомнения. Фашисты не имели необходимых технических средств для осуществления мятежа. На высокий " боевой дух" рассчитывать также не приходилось, ибо они привыкли одерживать победы, лишь будучи в большинстве. Но общий тактический расчет дуче был верен: ставка дела-лась не столько на удар, сколько на нежелание против-ника сопротивляться. В какой-то момент он понял, что пробил его час.

· Точки над " и" были поставлены 24 октября 1922 г. в Неаполе, где в театре Сан-Карло открылся очередной съезд фашистских союзов. Муссолини выступил на нем с агрессивной речью, ультимативно потребовав у прави-тельства предоставить фашистам пять министерских портфелей и комиссариат авиации. Он красочно живопи-сал о своей преданности монархии, которая якобы не может и не должна противиться силам, несущим оздо-ровление нации. Муссолини, всю свою политическую карьеру проделавший под республиканским флагом и год назад демонстративно покинувший заседание парламента, где выступал король, этот самый Муссолини, понимая силу монарха, теперь расшаркивался перед ним. Вечером того же дня в отеле " Везувий", где остановился дуче, собрались его ближайшие сподвижники (И. Бальбо, 4. М. Де Викки, Э. Де Боно, М. Бьянки) и был намечен тан захвата власти: 27 октября -- всеобщая мобилизация фашистов, 28-го -- атака на главные центры страны. Три колонны сквадристов -- членов фашистских боевых отрядов (сквадр) -- должны были войти в Рим со стороны Перуджи, предъявить ультиматум правительству Л. Факта и овладеть основными министерствами.

· Сразу пролилась кровь: в Кремоне, Болонье, Алессандрии сквадристы стали неуправляемыми. Кабинет министров принял решение об отставке, но предварительно утвердил и разослал на места декрет об осадном положении, в котором армия получила необходимые полномочия для наведения порядка. Однако король Виктор-Эммануил III отказался подписать этот декрет. Когда фашисты 28 октября шли колоннами на Рим, дуче находился в редакции " Пополо д'Италия" в Милане. Префект города выставил возле дома охрану, и Муссоли-ни выглядел скорее охраняемой, нежели преследуемой властями персоной. Днем 29 октября дуче получил долгожданное известие о назначении его премьер-минис-тром. Вечером того же дня в специальном поезде Муссо-лини прибыл в Рим, явился к королю и, выйдя с ним на балкон, приветствовал толпы чернорубашечников. Ита-льянские фашисты пришли к власти.

· 4 Италия в годы фашизма.

· Стержнем идеологии итальянского фашизма был примат нации над интересами всех остальных социальных групп и отдельно взятых индивидуумов. Интегриро-ванные интересы нации должно было выражать фашистское государство, вне которого не могли суще-ствовать ни политические организации общества, ни группы, ни даже индивидуумы. Основываясь на принципах корпоративизма, государство должно было примирять в своем единстве различные общественные интересы. В свою очередь, корпоративизм трактовался фашистами как " новый тип политической организации общества", был противопоставлен социализму и либера-лизму одновременно.

· Программа фашистов была проста и доступна и обы-вателю, и люмпену, и интеллигенту, и предпринимателю. Она включала в себя упразднение сената, полиции, каст, привилегий и титулов, всеобщее избирательное право, гарантии гражданских свобод, созыв Учредительного собрания, отмену тайной дипломатии и всеобщее разору-жение, запрет банковских операций и прогрессивный налог на капитал, установление для всех 8-часового рабочего дня и минимума зарплаты, участие рабочих в техни-ческом управлении предприятиями, национализацию военной промышленности, передачу земли крестьянам, запрет детского труда до 16 лет, всеобщее образование и бесплатные библиотеки. Таким образом, фашисты обращались не какому-то конкретному социальному слою, а ко всем итальянцам, жаждавших ощутимых социальных и политических перемен.

· Сразу же после переворота, несмотря на сохранение парламентских форм, появились два новых государствен-ных института: в декабре 1922 г. -- " Большой фашис-тский совет" (БФС) и в январе 1923 г. королевским декретом было закреплено создание фашистской мили-ции, которая отныне стала называться " Добровольная милиция национальной безопасности" (ДМНБ). БФС контролировал законопроекты перед внесением их в парламент, деятельность самого правительства. Созда-нием ДМНБ Муссолини стремился добиться преоблада-ния исполнительной власти в лице фашистского правительства над законодательной в лице короля и парламента. Передача ДМНБ в подчинение Муссолини усиливала его личную власть.

· В усилении фашистской диктатуры особое значение имел закон от 3 апреля 1926 г., утвердивший контроль правительства над профсоюзами. После покушения в конце октября на Муссолини, 5 ноября 1926 г. был издан закон о роспуске всех " антинациональных" партий, чем формально завершился переход к однопартийной систе-ме. В апреле 1927 г. была принята так называемая " Хартия труда", согласно которой устанавливался корпо-ративный принцип структуры государства и общества Италии. Вместо профсоюзов создавались корпорации, объединявшие рабочих и предпринимателей каждой отрасли производства. Эти корпорации находились под государственным контролем и должны были стать краеу-гольным камнем фашистской государственности. Канди-датов в парламент могли теперь выдвигать только корпорации. Немногочисленная оппозиция не имела никаких возможностей для противоборства фашизму на парламентском поприще.

· В основе фашистской доктрины лежала идея " обще-национальной" власти, стоявшей якобы на страже " общих интересов, Исходя из этой идеи, фашисты требовали от народа полного подчинения. " Все в государстве и ничего вне государства", -- эти слова Муссолини -- своего рода формула фашистского тоталитаризма. В этот период были изданы законы о чистке государственного аппарата от " подозрительных элементов", о запрещении различных ассоциаций, не контролируемых фашистской партией, о праве префекта конфисковать номера газет. Особое место занимал закон от 24 декабря 1925 г. о правах премьер-министра. В соответствии с этим законом глава правительства освобождался от ответственности перед парламентом и не был обязан подавать в отставку в случае вынесения вотума недоверия.

· Фашистские деятели, используя свое положение, сами становились крупными промышленниками и финан-систами. Из 400 депутатов фашистского парламента, избранных в 1929 г., 175 занимали оплачиваемые посты в административных советах крупных акционерных обществ. Государственное регулирование осуществлялось фашис-тским режимом в интересах экономической подготовки к войне с целью реализации агрессивных планов итальянско-го государства. Таким образом, террористические функции фашистского государства, все его организационные и эко-номические мероприятия связывались с захватническими внешнеполитическими планами.

· 5. Внешняя политика. Нападение на Эфиопию. Союз с Германией.

· Агрессивная и захватническая внешняя политика была одной из характерных черт фашистского режима. Экономика страны в 20-е гг. переживала существенный подъем, который не в последнюю очередь обеспечивался потоком американских займов в страну. В планы фашис-тов входили установление контроля Италии над всем Средиземноморьем и экспансия на Ближнем Востоке.

· В феврале 1929 г успешно был разрешен конфликт между католической церковью и фашистским государством. В Риме были подписаны Латеранские соглашения в соответствии с которыми Италия признавала Ватикан суверенным государством и обязывалась выплачивать Великому престолу крупные денежные суммы. Этот акт обеспечил Муссолини безусловную поддержку католиче-ской церкви. Выступая 14 февраля 1929 г. и говоря о недавно заключенных соглашениях, папа Пий IX назвал Муссолини человеком " ниспосланным Италии провиде-нием".

· Готовясь к агрессивным военным действиям, Италия еще в годы экономического кризиса значительно расши-рила строительство военно-морского флота. В 1934 г. Муссолини взял на себя руководство военными минис-терствами, заявив при этом: " Началась эпоха вооруже-ний".

· В конце того же года Муссолини начал подготовку к захвату Эфиопии, имевшей военное стратегическое значение для господства в Африке. Используя противоре-чия между Францией и Германией, Муссолини добился сближения с Францией и подписал в январе 1935 г, соглашение, которое фактически означало согласие Франции на итальянскую агрессию против Эфиопии. 3 октября 1935 г. без объявления войны 600-тысячная итальянская армия начала вторжение на территорию Эфиопии. Несмотря на огромное превосходство в силах и особенно в вооружении, фашисты долго не могли добиться успеха. Лишь к концу зимы 1935/36 гг., приме-няя газы и самолеты против вооруженных устаревшими ружьями эфиопов, фашистской армии удалось добиться перелома в ходе военных действий. К маю 1936 г. почти вся территория Эфиопии была оккупирована итальян-ской армией. Захват Эфиопии усиливал позиции Италии на путях сообщений Англии и Франции со Средним Востоком и районом Индийского океана.

· Тем не менее ни одна из этих стран не оказала противодействия итальянской агрессии. Новым этапом на пути военных авантюр итальянского фашизма явилась интервенция в Испании. Режим Муссолини одним из первых поддержал фашистских мятежников в Испании. Не довольствуясь посылкой вооружения, дуче сформиро-вал экспедиционный корпус, который вскоре отплыл в Испанию. Однако в марте 1937 г. под Гваделахарой, недалеко от Мадрида, итальянские " легионеры" потерпе-ли жестокое поражение. После пополнения в 1937 г. итальянский корпус продолжил участие в боевых действиях.

· Сближение с Германией в 30-е гг. стало определяю-щей задачей во внешней политике Италии. В октябре 1936 г. министр иностранных дел Италии Чиано подпи-сал соглашение о политическом сотрудничестве двух фашистских режимов. В одном из выступлений Муссоли-ни назвал это соглашение осью, вокруг которой, по его мнению, должны были объединиться европейские державы. Так возникла ось Берлин -- Рим, порожденная общностью устремлений двух фашистских держав. По условиям подписанных соглашений Италия признавала право Германии на установление германского господства в Центральной Европе. Это было началом подчинения итальянской политики диктату Гитлера. В ноябре 1937 г. Италия примкнула к Антикоминтерновскому пакту, который за год до этого подписали Германия и Япония. Таким образом, ось агрессивных государств превратилась в " треугольник". Спустя месяц Италия вышла из Лиги Наций, и при этом Муссолини заявил, что его страна никогда туда не вернется.

· В сентябре 1938 г. Муссолини принял активное участие в заключении мюнхенских соглашений, оказав тем самым Гитлеру значительную помощь в расчленении Чехословакии. Со своей стороны, Муссолини в апреле 1939 г. предъявил албанскому королю Зогу ультиматум, после чего итальянские войска оккупировали Албанию.

· 22 мая 1939 г. Италия и Германия подписали " Стальной пакт", обязывающий обе стороны в случае возникновения войны поддерживать друг друга " на суше, на море и в воздухе". Таким образом, предыдущие согла-шения были преобразованы в военный союз, который сам Муссолини назвал " орудием завоевания, а не оборо-ны".

· Итальянский фашизм своими акциями на междуна-родной арене активно приближал начало мировой войны.

США в 1918-1939 года 28-03-2015

После завершения Первой мировой войны США оказались в чрезвычайно благоприятном положении. В отличие от европейских государств США не претерпели значительных военных разрушений. Монополии получили огромные при-Бутко от военных поставок. Национальное богатство США в годы войны выросло более чем в 2, 5 раза. С должника европейских стран США стали их кредитором. Долг европейских государств США на начало 20-х годов составлял 11 млрд. долларов. Америка вступила в эпоху процветания (про-сперити).

Преодолев проблемы послевоенной структурной перестройки и сократив налоги на оборонную промышленность, США стали на путь создания эконо-мики широкого потребления. По сравнению с довоенным уровнем на конец 20-х годов промышленное производство увеличилось на 70%. США производили на 10% больше мировой продукции, чем Англия, Франция, Германия, Италия и Япония. Особое место в промышленном подъеме США играла авто-мобильная промышленность.

Экономический кризис 1929-1933 pp. особенно глубоко потрясла США: общий объем промышленной продукции сократился до 53% докризисного уровня; разорились сотни тысяч фермеров; обанкротились 5 тыс. банков. Особую остроту финансовый кризис приобрел весной 1933 p.: Миллионы мелких вкладчиков потеряли свои сбережения и превратились в нищих.

На президентских выборах 1932 г. победу одержал представитель де-демократического парты Франклин Рузвельт, который для выхода из кризиса прого-лосив " новый курс", теоретическими основой которого было учение англий-ского экономиста Кейнса, согласно которому для обеспечения нормального

функционирования производства необходимы государственное регулирование экономикой и социальные реформы.

Стержнем внутренней политики правительства было восстановление промышлен-ности. С этой целью был принят закон, согласно которому предприниматели должны заключать между собой соглашения честной конкуренции, регулирующих уровень производства, цен, заработной платы, рынков сбыта. Было принято за-кон о помощи фермерам, по которым государство заключало с фермером кон-тракт о сокращении посевных площадей, поголовья скота, а также закон об отношениях между предпринимателями и рабочими (закон Вагнера), согласно которому запрещались вмешательства предпринимателей в дела профсоюзов, преследования рабочих. Того же года впервые в истории США принят федеральный закон о социальном страховании, по которому устанавливалась система пенсий по возрасту и выплат по безработице.

Активное государственное регулирование способствовало постепенному ослаблению кризисных явлений в экономике.

Однако осенью 1937 г. в США началась новая экономический кризис, в преодолении которой администрация Рузвельта (который на выборах в 1936 г. вновь добился победы) осуществила ряд новых реформ: снижение налогового бремени, установления минимальной заработной платы, регулирования сельского хозяйства. Но с 1939 г. Рузвельт отказался от дальнейших реформ. К началу Второй мировой войны администрация Рузвельта пыталась закрепить и пить результаты " нового курса".

Всего экономика США 30-х pp. находилась в состоянии застоя, администра-ция Рузвельта не смогла полностью контролировать рыночную экономику.

Во внешней политике Рузвельт считал, что Америка должна сыграл-ти активную роль в мировой политике. Но в целом в стране преобладали " изоляционистские" настроения, есть желание дистанцироваться от хода событий в неспокойном мире. 1933 г. США установили дипломатические отношения с СССР. Своеобразным закреплением изоляционистского курса стал закон 1935 г. о нейтралитете, согласно которому в случае военного конфликта прези-дент должен был применить эмбарго (запрет) на экспорт оружия вой-ющим странам. Закон не различал агрессора и жертву и был по своим последствиям подобным политике " умиротворения", которую проводили Англия и Франция. Однако с усилением агрессии Германии и Италии в Европе, Японии на Дальнем Востоке позиция Рузвельта стала другой. 1937 г. он призвал к созданию системы " карантина" вокруг агрессоров, но не обнаружил в особенности настойчивости в ее организации. Только начало войны заставил адми-регистрацию Рузвельта изменить закон о нейтралитете с тем, чтобы воз-можность осуществлять военное снабжение Англии и Франции.

Накануне Второй мировой войны в США были заложены подвалы-ны государственного регулирования экономики, осуществлены важные социальные реформы, что свидетельствовало о важный шаг, в создании " государства благополучие".

Экономическое развитие Франции в 1918-1939 годах

Последствия Первой мировой войны. Экономика Франции в 1920-х годах. Франция участвовала в Первой мировой войне на стороне Антанты и оказалась в числе стран-победительниц. Однако французская экономика не ощущала явных преимуществ от этой победы, поскольку во время войны страна понесла большие материальные потери, оцененные в 200 млрд фр. Погибло 1, 4 млн человек, еще больше было ранено или попало в плен, 750 тыс. человек стали инвалидами. Общие людские потери составили примерно 11% самодеятельного населения страны.

В ходе военных действий, длившихся на территории Франции четыре года, десять наиболее экономически развитых департаментов на северо-востоке страны, которые были оккупированы немцами, пришли в полный упадок. В результате этой оккупации Франция лишилась значительной части своего промышленного потенциала. Было разрушено около 10 тыс. промышленных предприятий, доменные печи, шахты, пострадали жилые дома, транспортная система, погибла половина торгового флота.

Даже несмотря на выполнение огромных военных заказов, общий объем промышленного производства за 1914-1918 годы сократился на 40%. Объем сельскохозяйственного производства снизился на треть из-за массовой мобилизации крестьян, конфискации лошадей на нужды войны. Большую часть продукции сельского хозяйства отправляли в действующую армию. Объем экспорта сократился почти наполовину.

Заметно ухудшились условия жизни, в стране ощущалась острая нехватка продовольствия, которое в городах распределялось по карточкам, а следовательно, процветала спекуляция продуктами питания. По сравнению с 1913 годом цены на продовольствие и товары народного потребления выросли в 5-7 раз, налоги - в 4 раза, а номинальная заработная плата - лишь в 2-2, 5 раза. За эти годы произошло резкое обесценение франка, миллионы рантье потеряли свои сбережения. Таковы были итоги Первой мировой войны для населения.

К концу войны Франция задолжала огромные суммы Соединенным Штатам Америки. В это же время Советская Россия отказалась выплачивать долги царского и Временного правительств. Примерно половина заграничных инвестиций Франции (4 млрд из 9 млрд долл.) была потеряна в ходе этого аннулирования прежних долгов, а также в результате национализации иностранной собственности в России. Из крупнейшего (после Англии) мирового экспортера капиталов Франция превратилась в должника. Общий долг различным странам, накопленный за годы войны, составлял около 7 млрд долл. Часть предприятий, построенных за границей при участии французских капиталов, пришлось продать в счет оплаты военных долгов. В итоге центр финансового могущества переместился из Франции в США.

По условиям Версальского мирного договора, заключенного 28 июня 1919 года, Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, отошедшие в 1871 году к Германии. Франция получила мандат на управление бывшими турецкими колониями - Сирией и Ливаном, а также ей передали часть бывших немецких колоний в Африке. Франции было предоставлено право в течение 15 лет добывать уголь в Саарском бассейне. Ей должна была поступать и часть репараций от Германии.

Все это позволило французскому правительству уже в начале 1920-х годов провести ряд мероприятий, означавших перевод экономики на мирные рельсы: была ликвидирована карточная система, отменялись законы, военного времени, касавшиеся государственного

распределения ресурсов, часть военных заводов была распродана в частные руки.

Итоги Версальского мирного договора послужили дополнительным импульсом для развития французской экономики, что позволило ей достигнуть в 1920-х годах значительных результатов. В Эльзасе и Лотарингии имелись крупные промышленные предприятия, богатые сырьевые ресурсы (железная руда, каменный уголь, калийные соли), плодородные земли и пр. Включение этих ресурсов в хозяйственный оборот позволило Франции выйти по добыче железной руды на первое место в Европе и на второе - в мире. Производственные мощности доменных печей увеличились на 70%, сталелитейных - на 30%. На предприятиях хлопчатобумажной промышленности Эльзаса производилась почти половина общего объема тканей, выпускаемых в довоенной Франции.

Большую роль в экономическом подъеме 1920-х годов сыграли репарации, которые поступали из Германии до 1930 года. Из общей суммы репараций (20, 7 млрд золотых марок), которые должна была выплатить Германия, Франция получила 8, 2 млрд марок, преимущественно в натуральном виде. Из Германии стал поступать дешевый уголь, который распределялся между французскими предприятиями. Это было выгодно для французской экономики, так как заметно снижались издержки национального производства. Также из Германии поступали цемент, древесина и др. За счет репарационных платежей французское правительство сумело произвести огромные внутренние займы в пользу крупных отечественных предприятий.

Промышленному подъему способствовали восстановительные работы в северных и северо-восточных департаментах, оккупированных во время войны, поскольку данные работы стимулировали развитие рынка сырья, оборудования, возникали новые рабочие места. По существу, в этих районах создавались предприятия и инфраструктура уже на новой, современной технической основе. В Альпах и Пиренеях, в горах Центрального массива строились новые ГЭС, которые позволяли значительно увеличить производство электроэнергии.

К 1924 году объем промышленного производства впервые превысил довоенный уровень, а объем сельскохозяйственной продукции к нему приблизился, после чего начался период экономического роста, который продолжался вплоть до 1930 года. В 1920-1929 годах объемы промышленного производства Франции увеличились на 77%. Заметное место в промышленности заняли новые отрасли: авиастроение,

автомобилестроение, электроэнергетика, электротехника, нефтепереработка. Увеличилось производство в традиционных отраслях - добыче угля и металлургии.

В этот период усилился процесс концентрации производства. В отраслях тяжелой промышленности ведущее место заняли крупные концерны, которые разбогатели на военных заказах в годы войны. К 1932 году в металлургии наибольший вес имели четыре-пять концернов, обеспечивавших 80-90% производства стали в стране. Производство автомобилей находилось фактически в руках трех монополий. В химической промышленности господствовали пять монополий, из которых на долю треста " Кюльман" приходилось до 80% продукции отрасли. Производство вооружений было сосредоточено в двух концернах. Такой уровень концентрации уже почти не отличался от американского.

Но развитие экономики происходило неравномерно. Экономический рост почти не затронул отрасли пищевой и легкой промышленности, которые так и не смогли достигнуть довоенного уровня из-за невозможности провести техническое перевооружение предприятий, нехватки сырья и невысокого платежеспособного спроса населения. В этих отраслях по-прежнему сохранялись мелкие предприятия с числом работающих менее пяти человек.

Роль сельского хозяйства в экономике была достаточно велика: в 1921 году сельские жители составляли 53, 6% всего населения страны. Но в 1920-х годах сельское хозяйство находилось в состоянии застоя, а по многим показателям наблюдалось даже падение производства. Так, на 14% по сравнению с довоенным уровнем снизился сбор пшеницы, на 38% сократилось поголовье овец, на 20% - поголовье свиней и т.д. Повсеместно происходил отток сельского населения в города. Франция по-прежнему оставалась страной парцеллярных хозяйств, где было трудно применять сельскохозяйственную технику и новые агрономические приемы. В связи с этим для продукции французского аграрного сектора были характерны относительно более высокие издержки производства и низкая конкурентоспособность на мировых рынках.

В качестве важного условия экономического роста можно отметить активную французскую колониальную политику. В этот период колониальные владения в 20 раз превышали собственную территорию Франции. После войны экономическая роль колоний значительно возросла. В метрополию поступало продовольствие, сырье для промышленности, а обратно поставлялась промышленная продукция. Если

в 1918 году во французском экспорте доля колоний составляла 11, 4%, то в 1927 году - уже 37%. В целом внешнеторговый оборот в 1918- 1929 годах увеличился в 2, 2 раза, хотя торговый баланс оставался по-прежнему пассивным.

В соответствии с Версальским договором совместные франко-бельгийские войска в 1923 году оккупировали Рурскую область Германии, известную богатыми залежами каменного угля и железной руды. Но поставить эти богатства под свой контроль ни Франция, ни Бельгия так и не смогли. Дело в том, что немецкое правительство упорно не соглашалось с этим пунктом Версальского договора и всячески саботировало его выполнение, прибегая к так называемой политике пассивного сопротивления. Оккупационная франко-бельгийская администрация не смогла наладить нормальную работу шахт, поэтому добыча угля вскоре прекратилась. В результате многие металлургические заводы Франции, получавшие уголь из Рура, оказались под угрозой остановки. В 1924 году, сразу же после принятия плана Дауэса (см. гл. 6), участие Франции в разработке месторождений Рурского угольного бассейна значительно сократилось, в том числе и потому, что рост оккупационных расходов заметно ухудшал и без того сложное финансовое положение Франции.

Для того чтобы разрешить накопившиеся к тому времени финансовые проблемы, правительству, во главе которого стоял лидер партии радикалов Эдуар Эррио (1924-1925), приходилось идти на непопулярные меры, в том числе и на повышение налогов с населения. Во время предвыборной кампании 1924 года социалистическая партия выдвигала предложение ввести налог на капитал, но правительство Э. Эррио не решилось на этот шаг, боясь конфликта с промышленниками и финансистами. В декабре 1924 года был выпущен государственный внутренний заем на 4 млрд фр., но он оказался неудачным, в результате чего курс франка стал снижаться, а цены - расти.

Когда же в апреле 1925 года правительство решило все-таки установить налог на капитал, французский сенат выступил против его введения. Э. Эррио был вынужден уйти в отставку. Проблему налогов безуспешно пыталось решить и новое правительство, которое возглавлял известный ученый-математик Поль Пенлеве. Чтобы покрыть огромные расходы на ведение военных действий в Марокко и Сирии, пришлось прибегнуть к денежной эмиссии. Курс франка по отношению к фунту стерлингов неуклонно падал: в мае 1926 года один фунт равнялся 170 франкам, а в июле - уже 250 франкам. С разрешения парламента правительство пошло на дополнительную эмиссию в размере

7, 5 млрд фр., что сразу же отразилось на масштабах инфляции. Судьба правительства П. Пенлеве была решена.

Ему на смену пришло правительство Раймона Пуанкаре (1926-1929), которое получило от парламента неограниченные полномочия по проведению финансовой реформы. В целях стабилизации валюты были значительно повышены косвенные налоги, тарифы на железнодорожном и водном транспорте, сокращены размеры заработной платы государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 года была проведена девальвация франка до 1/5 его довоенной стоимости. Это привело к некоторой стабилизации денежной системы, один фунт стерлингов стал равняться 123 франкам.

Политика правительства Р. Пуанкаре была ознаменована существенным усилением государственного вмешательства в экономику. В эти годы были созданы Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, функцией которых была координация деятельности множества предприятий, в том числе и самых крупных. Государственный банк " Национальный кредит" осуществлял широкую поддержку различных отраслей, в частности путем распределения субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов.

Можно отметить, что в этот период Франция окончательно превратилась в индустриально-аграрную страну. В 1931 году впервые в истории количество горожан превысило количество сельских жителей, хотя число крупных промышленных предприятий по-прежнему было невелико. В промышленности преобладали мелкие и средние предприятия. Наемного труда не применяли 25% торговых заведений и 53% сельских хозяйств.

Французская экономика в 1930-х годах. Период относительного экономического роста был непродолжительным. В 1930 году Франция попала в полосу мирового экономического кризиса, который начался позже, чем в других странах, но и продолжался дольше, вплоть до 1936 года. Более позднее вхождение в кризис было обусловлено особенностями предшествующего развития: широкими восстановительными работами, оживлением в сфере ВПК, германскими репарациями и др.

Кризис оказался наиболее тяжелым для мелких и средних предприятий легкой промышленности, где производство сократилось почти в два раза, общий же уровень промышленного производства снизился на треть. В период наибольшего спада он приблизился к уровню

1913 года, а в отдельных отраслях был ниже довоенного. Большие трудности испытывали металлургия, машиностроение, текстильная, кожевенная, пищевая отрасли. К 1935 году кризис сменился депрессией, но многие отрасли (угольная, судостроительная) так и не смогли оправиться до самой Второй мировой войны.

Негативные последствия кризиса были особенно разрушительны для аграрного сектора, где десятки тысяч крестьянских хозяйств пустили с молотка за долги. Следует сказать, что к началу войны эта отрасль так и не вышла из кризиса, а по основным показателям она не достигала уровня среднегодового производства 1909-1913 годов. Франции приходилось в больших количествах импортировать зерно и даже молочные продукты.

1930-е годы оказались для Франции периодом, когда все заметнее стала ощущаться техническая отсталость промышленности, поскольку оборудование предприятий в течение многих лет почти не обновлялось. Так, в 1938 году средний возраст машин во Франции составлял 25 лет, тогда как в Англии - 7-8 лет, в США - 5-7 лет, в Германии - 3-4 года.

Общая мировая ситуация сказалась и на внешнеэкономических связях Франции. Объем внешнеторгового оборота в конце 1930-х годов оказался на 20-30% ниже уровня 1912 года. Если до кризиса темпы роста экспорта обгоняли темпы роста производства, то в период кризиса вывоз сокращался быстрее, чем производство. Начиная с 1931 года платежный баланс снова стал пассивным. Поскольку иностранные должники тоже оказались в кризисном состоянии, то и доходы от заграничных инвестиций стали понижаться. Дефицит платежного баланса уже нельзя было покрыть за счет доходов от иностранных капиталовложений.

Резко сократились валютные доходы от традиционных туристических услуг, а также в целом от сферы обслуживания (гостиниц , ресторанов), от производства и реализации предметов роскоши. Доля Франции в мировой торговле перед Второй мировой войной снизилась с 7, 7% (1913) до 5%. Доля в мировом промышленном производстве составила 4% (в 1913 году - 7%).

Экономический кризис проявил себя в череде банкротств: в первые же кризисные годы разорились 10 тыс. мелких промышленных предприятий, 100 тыс. предприятий торговли, десятки крупных компаний. Все это вызвало рост числа безработных - до 500 тыс. человек. Своеобразной реакцией на неустойчивость экономики стало " бегство капиталов" за границу, причем это было очень заметно и в послекризисные

годы. Так, в 1936-1938 годах за рубеж было вывезено более 100 млрд фр., что отразилось на золотом запасе Банка Франции, сократившемся с 67, 6 млрд фр. в 1935 году до 36, 8 млрд в 1938 году (в ценах 1929 года). Уменьшились вклады в банки, понизились курсы ценных бумаг на биржах и т.д.

Экономические трудности заставили Францию распродать часть заграничных инвестиций, что подорвало ее позиции как мирового экспортера капиталов: в конце 1930-х годов она передвинулась по этому показателю со второго места, которое она занимала перед Первой мировой войной, на четвертое. Изменилась и географическая направленность зарубежных капиталовложений. Если в 1913 году до 65% всех инвестиций размещалось в Европе, а в колониях - 10%, то перед Второй мировой войной в колонии направлялось уже 31% инвестиций, а в Европу - около 26%. Причем сменился и характер этих инвестиций: вместо преимущественного размещения займов капиталы направлялись непосредственно в зарубежную (в основном европейскую) промышленность. В межвоенный период активизировались связи французских и германских компаний. Уже в 1920-х годах было создано около 40 международных франко-германских картелей в тяжелой промышленности. Это сотрудничество продолжалось и после прихода к власти фашистов.

Откровенный курс на милитаризацию французской экономики, взятый в середине 1930-х годов, резко увеличил государственные расходы. Несмотря на ужесточение налоговой политики, государственный бюджет был дефицитным, и прежде всего из-за роста военных вложений и выплат процентов по государственному долгу. В 1938 году военные затраты составляли 75% всех государственных расходов, что неизбежно вело к резкому сужению потребительского рынка.

В годы кризиса во Франции осложнились финансовые проблемы, резко обесценился франк, несмотря на то что правительство пыталось сохранить систему золотого стандарта. В 1930-х годах франк потерял свою стабильность, хотя до этого он был одной из наиболее устойчивых валют мира. Все попытки его стабилизировать оказались неудачными, и в 1936 году Банк Франции провел девальвацию, в соответствии с которой курс французской валюты упал на 25-30%.

Однако, несмотря на тяжелые социально-экономические последствия, кризис 1930-х годов позволил в значительной мере оздоровить общую обстановку в народном хозяйстве. Известно, что кризис поразил прежде всего старые, неэффективные предприятия, что заставило правительство и предпринимателей быстрее проводить модернизацию

экономики в соответствии с новыми достижениями научно-технического прогресса. Именно в этот период французская экономика смогла окончательно распрощаться с хозяйственным механизмом, присущим эпохе господства стихийного рынка.

Реформирование экономики в 1930-х годах проводилось под сильным влиянием теории кейнсианства. Поддержку государства получали предприятия " защищенного сектора", прежде всего ВПК, напрямую зависевшие от государственных заказов и поддерживавшиеся налоговыми и таможенными льготами. Большое влияние государство оказывало и на сельское хозяйство. Для того чтобы удержать стабильный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, крестьянам выплачивались государственные премии за сокращение посевных площадей и уничтожение части собранного урожая.

В эти же годы государство осуществляло социальную программу, направленную на снижение уровня безработицы, организацию общественных работ. Конечно, такая политика затрагивала в первую очередь государственный сектор, и все же она обеспечивала выход экономики из кризиса с наименьшими потерями.

Тем не менее мировой экономический кризис заметно обострил социально-экономическую и политическую ситуацию во Франции, как и в других странах. Падение промышленного производства, трудности сбыта сельскохозяйственной продукции, сокращение государственных ассигнований на образование и науку привели к росту забастовок и демонстраций, в которых принимали участие широкие слои населения. Особое недовольство вызывала государственная финансовая политика, проводимая правительством в целях сокращения государственного дефицита. В соответствии с декретами Г. Думерга (1934) и П. Лаваля (1935)12 резко сокращалась заработная плата государственных служащих, урезались пенсии инвалидам и вдовам участников Первой мировой войны. Социально-экономическая нестабильность приводила к постоянной смене правительств, не способных изменить обстановку в стране. В 1934 году во Франции была предпринята попытка фашистского переворота.

В этих условиях возникла необходимость объединения широких масс для того, чтобы дать отпор фашизму. В январе 1936 года был создан Народный фронт, который объединял социалистов, коммунистов, некоторые мелкие партии левого и радикального направления, профсоюзы и др. - всего 98 партий и организаций. Среди требований

Народного фронта содержались как политические (политическая амнистия, свобода печати, запрет фашистских лиг, свобода профсоюзной деятельности), так и социально-экономические (сокращение рабочей недели, национализация военной промышленности, контроль за крупными банками, создание фонда помощи безработным, оздоровление финансов).

Весной 1936 года по итогам всеобщих выборов было сформировано правительство Народного фронта, провозглашенное как " правительство масс". Во главе его стоял социалист Леон Блюм (1936-1938). В состав правительства вошли 12 социалистов, 9 радикалов и представители мелких республиканских групп.

Новое правительство объявило о проведении ряда социально-экономических реформ: установление 40-часовой рабочей недели и оплачиваемых отпусков, заключение коллективных договоров между рабочими, предпринимателями и профсоюзами. Повышалась заработная плата и пенсии, отменялись чрезвычайные законы Думерга и Лаваля, организовывались общественные работы для безработных. Намечалось проведение налоговой реформы, в соответствии с которой снижались бы налоги на мелкие и средние предприятия, но повышались - на крупные наследства и большие доходы. Создавалось Национальное зерновое бюро, закупавшее продукцию у крестьян по твердым ценам. Банк Франции был поставлен под контроль государства, некоторые военные предприятия были национализированы и т.д.

Однако внутри правительства Л. Блюма, сформированного на основе Народного фронта, появились разногласия, поставившие под сомнение его дальнейшую деятельность. Противоречия возникали по поводу войны в Испании, из-за непоследовательной политики по отношению к фашизму, в связи с методами проведения социальных реформ и пр.

В апреле 1938 года было сформировано правительство во главе с правым радикалом Эдуардом Даладье (1938-1940), поначалу поддержавшее программу Народного фронта. Но вскоре правительство получило от парламента чрезвычайные полномочия для " оздоровления" экономики, прежде всего за счет сокращения непомерных расходов государственного бюджета на социальные нужды. Были повышены в среднем на 8% прямые и косвенные налоги. Очередная девальвация франка способствовала повышению стоимости уровня жизни на 45% по сравнению с 1936 годом. В августе 1938 года новое правительство получило полномочия устанавливать на всех предприятиях дополнительные рабочие часы - таким образом отменялась 40-часовая рабочая

неделя. Были повышены тарифы на почтовые и телеграфные услуги, устанавливались более высокие акцизные сборы на товары потребительского спроса, вводился налог на заработную плату и т.д. В октябре 1938 года правительство Э. Даладье объявило об окончательном разрыве с Народным фронтом.

Экономические и политические реалии, существовавшие в этот период, все меньше оставляли места иллюзиям насчет мирного развития международных отношений как в Западной Европе, так и во всем мире. Большинство западноевропейских стран, а также США, Япония, СССР осуществляли грандиозные программы по милитаризации экономики. В 1936 году французское правительство приняло программу перевооружения, рассчитанную на четыре года. Предстояло наладить производство танков, артиллерийских орудий, самолетов, средств ПВО. Вместе с дополнительной программой, принятой в 1938 году, на нужды армии в 1937-1938 годах было израсходовано 38 млрд фр.

Правда, программа перевооружения осуществлялась медленно: фирма " Рено", например, не справлялась с выпуском намеченного количества танков, не было налажено серийное производство самолетов, до 1940 года не производились зенитные орудия. Тем не менее к концу 1930-х годов Франция имела мощный комплекс предприятий, на которых разворачивалось военное производство, полностью соответствовавшее современным требованиям.

В области внешней политики Франция, так же как и Англия, старалась не замечать усиления позиций Германии в Европе, попустительствовала ее агрессивным устремлениям, направленным на захват Австрии и Чехословакии, что привело к Мюнхенскому соглашению 1938 года. Но это не остановило Германию, и 3 сентября 1939 года Франция оказалась втянутой во Вторую мировую войну.

Великобритания как одна из ведущих держав Антанты в результате победы в Первой мировой войне получила мандат на значительную часть немецкой и турецкой колониального наследия Был разгромлен ее голо полным противник - Германия, но победа досталась дорогой ценой Людские потери составили 750 тыс. убитыми, 1, 7 млн?? ранеными, страна потеряла более трети национального богатства, сократился вып УСК промышленной продукции уменьшился торговый флот Из мирового кредитора Англия превратилась в должникника.

конце 1918 г в Англии состоялись парламентские выборы, на которых победу одержал блок консерваторов и либералов Лейбористы получили 59 мест в палате общин Правительство вновь возглавил Ллойд Джордж

Внутренняя политика правительства заключалась в преодолении послевоенных кризисных явлений, связанных со структурной перестройкой экономики, внедрением государственного регулирования экономических и социальных процессов Было принимать йнято программу помощи безработным и строительства дешевого жилья для малоимущих тощо.

Во внешней политике Ллойда Джорджа место занимала борьба с Советской Россией в начале 1919 года Великобритания вместе с Францией и США начали против нее военную интервенцию, а в советско-п польской войне поддержала Польшу Британские доминионы - Канада, Австралия и Южно-Африканский Союз - получили статус автономных государств в составе Британской империи В 1921 г английская колония Ирл Анди получила статус доминиона (шесть графств в Северной Ирландии с преимущественно протестантским населением, а не католическим, как в остальной Ирландии, остались в составе Великобританиианії).

Правительство Ллойда Джорджа оказался не преодолеть финансовые неурядицы Покупательная способность населения падала В 1919-1923 гг ширилось забастовочное движение Особенно острый конфликт возник в 1921 г между собств никами и шахтерамарями.

1923 г в Англии состоялись очередные выборы Либералы и лейбористы, которые увеличили свое представительство в палате общин, договорились о коалиции, и в начале 1924 г премьер-министром стал лидер лейбористов в Джеймс Рамсей Макдональд Правительство усовершенствовало систему страхования и социального обеспечения, сократил косвенные налоги, установил дипломатические отношения с СССР Парламентские выборы в октябре 1924 г лейб ористы проиграли однопартийное правительство консерваторов возглавил Стэнли БолдуиБолдуїн.

1925-1926 гг в стране обострились социальные противоречия В середине 1925 г владельцы угольных шахт объявили о закрытии нерентабельных шахт, если федерация горняков не согласится на снижение с заработной платы, удлиненный рабочий день, сокращение количества рабочих и т.д. В мае 1926 г началась всеобщая забастовка шахтеров Правительство объявило о введении чрезвычайного положения Верховный суд вынес решение о незаконности забастовки семимесячного борьба английских шахтеров потерпела поражение В ноябре 1926 г, несмотря на значительную материальную и финансовую помощь со стороны Советского Союза, забастовка ги рныке прекратилсяприпинився.

1927 г парламент принял закон о промышленных конфликтах и?? тред-юнионы, которым вводился специальный \" охлаждающий\" период между объявлением и началом забастовки, а организаторов неконституционных забастовок и их участников штрафовали; запрещалось массовое пикетирование, ограничивались взносы профсоюзов на нужды Лейбористской партии антипрофсоюзных законодательство правительства Болдуина осложнило положение рабочего кие робітників.

1927 г Великобритания разорвала дипломатические отношения с СССР В условиях мирового экономического кризи1, что в 1929 г охватила и эту страну, массовой безработицы, рост забастовочного движения вновь усилились п позиции лейбористов на выборах 1929 г. они добились абсолютного большинства и сформировали однопартийное правительство во главе с Макдональдом Он попытался преодолеть кризис снижением государственных расходов, в частности скор оченням помощи безработным, помощью частному капиталу Однако его усилия оказались тщетными: падение производства продолжалось в таких ведущих отраслях, как металлургическая, угольная, судостроительная, и состояние овило 60% Количество безработных в 1933 г достигла 3 млн человек В условиях полной депрессии правительство в 1931 г ушел в отставку На парламентских выборах того же года лейбористы потерпели поражениенали поразки.

Макдональд, который с группой своих сторонников вышел из партии, сформировал \" Национальный кабинет\", привлекая к нему консерваторов и национал-либералов Главной целью их политики были попытки выйти из кризиса путем снижения социальных расходов, заработной платы служащим, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары в страну В 1934 г страна вышла из состояния экономического кризисовомічної кризи.

К началу Второй мировой войны экономика достигла докризисного уровня Причиной быстрого экономического подъема конца 30-х годов было увеличение капиталовложений в промышленность и расширение военного в производства Но безработица оставалось высокимим.

В 1935 г Макдональд ушел в отставку, а премьер-министром стал лидер консерваторов Болдуин В 1937 г во главе правительства стал консерватор Невилл Чемберлен Правительство Чемберлена осуществлял широкую программу вооружений ь В 1939 г в мирных условиях было введено всеобщую воинскую повинность В сфере внешней политики \" национальное правительство\" Болдуина - Чемберлена фактически потворствовал агрессии фашистской Германии и Италии: с Германией был заключен военно-морское соглашение, что позволило последней создать надводный и подводный флот; не противодействовал захвату Италией Эфиопии, во время гражданской войны в Испании провоз осив политику \" невмешательства\", что способствовало итало-германской интервенции против республиканского правительства При попустительстве Великобритании Германия в 1938 г присоединила к себе австро р. приєднала до себе Австрію.

Агрессия Японии против Китая в 1937 г ухудшила англо-японские отношения, но Великобритания только ограничилась осуждением действий японских милитаристов

От политики \" невмешательства\" правительство перешло к политике непосредственных уступок агрессорам 1938 г Англия стала инициатором позорного мюнхенского сговора относительно расчленения Чехословакии и ее поглощения Н Германией 1939 г Англия и Франция заключили соглашение о взаимной помощи в случае агрессии со стороны третьей державы, они предоставили гарантии безопасности Польши, Румынии и Греции, а также начали переговоры с СССР Б езуспишний ход англо-французско-советских переговоров привел в августе 1939 г до германо-советского заговора, который открыл путь к решению Второй мировой войнї світової війни.

Европоцентризм и диктат Запада. Военное поражение Германии и ее союзников. Парижская мирная конференция: организация и программы участников. «14 пунктов» Вильсона. Версальский мирный договор, его политические, военные и территориальные условия. Договоры с союзниками Германии. Создание Лиги наций и проблемы создания системы коллективной безопасности. Панъевропейское движение. Вашингтонская конференция и ее решения. Характер Версальско-Вашингтонской системы.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Гаагская конференция. Ближневосточный кризис и Лозаннская конференция 1923 г. Влияние частичной стабилизации на международные отношения. Зигзаги в отношениях с СССР.

План Дауэса. Решения Локарно. «Рейнский гарантийный пакт». Пакт Бриана-Келлога. План Юнга. Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения и начало расшатывания Версальско-вашингтонской системы.

Характер международных отношений в 1930-е гг. Складывание очагов военной угрозы. Агрессивная политика Третьего Рейха. Внешнеполитическая идеология национал-социализма. Нарушение Версальского договора. Ремилитаризация Рейнской зоны.

Эволюция внешнеполитического курса Италии. Абиссинская война 1935-1936 гг. и обострение отношений Италии с западными державами. Вмешательство Италии и Германии в гражданскую войну в Испании. Идеологические основы итальянского экспансионизма.

Соперничество держав на Дальнем Востоке. Агрессия Японии и выход ее из лиги Наций. Складывание «треугольника» Берлин-Рим-Токио. Антикоминтерновский и Стальной пакт. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенский договор 1938 г. и оккупация Чехословакии.

Политика умиротворения и попытки создания системы коллективной безопасности в 30-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Международная конференция по разоружению 1932 г. Советско-англо-французские, англо-германские и советско-германские переговоры 1939 г. Пакт о ненападении 23.08.39. между Германией и СССР.

Европоцентризм и диктат Запада. Военное поражение Германии и ее союзников. Парижская мирная конференция: организация и программы участников. «14 пунктов» Вильсона. Версальский мирный договор, его политические, военные и территориальные условия. Договоры с союзниками Германии. Создание Лиги наций и проблемы создания системы коллективной безопасности. Панъевропейское движение. Вашингтонская конференция и ее решения. Характер Версальско-Вашингтонской системы.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Гаагская конференция. Ближневосточный кризис и Лозаннская конференция 1923 г. Влияние частичной стабилизации на международные отношения. Зигзаги в отношениях с СССР.

План Дауэса. Решения Локарно. «Рейнский гарантийный пакт». Пакт Бриана-Келлога. План Юнга. Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения и начало расшатывания Версальско-вашингтонской системы.

Характер международных отношений в 1930-е гг. Складывание очагов военной угрозы. Агрессивная политика Третьего Рейха. Внешнеполитическая идеология национал-социализма. Нарушение Версальского договора. Ремилитаризация Рейнской зоны.

Эволюция внешнеполитического курса Италии. Абиссинская война 1935-1936 гг. и обострение отношений Италии с западными державами. Вмешательство Италии и Германии в гражданскую войну в Испании. Идеологические основы итальянского экспансионизма.

Соперничество держав на Дальнем Востоке. Агрессия Японии и выход ее из лиги Наций. Складывание «треугольника» Берлин-Рим-Токио. Антикоминтерновский и Стальной пакт. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенский договор 1938 г. и оккупация Чехословакии.

Политика умиротворения и попытки создания системы коллективной безопасности в 30-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Международная конференция по разоружению 1932 г. Советско-англо-французские, англо-германские и советско-германские переговоры 1939 г. Пакт о ненападении 23.08.39. между Германией и СССР.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал