Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образный компонент концепта ум






Концепт ум в обыденном восприятии носителей русского языка – это сложное структурное образование. Концепт ум структурируется рядом релевантных признаков: витальных, вегетативных, антропоморфных, предметных, пространственных и временных признаков (‘витальный’: живой ум, больной ум, молодой ум; ср.: Молоденький умок, что весенний ледок. Поговорка; ‘вегетативный’: цвет ума, плодовитый ум, плоды ума; ср.: Недозрелый умок, что вешний ледок. Поговорка; ‘антропоморфные’: женский ум, французский ум, германский ум, русский ум; ср.: Женские умы, что татарские сумы. Поговорка; ‘предметные’: накипело в уме (ум – сосуд), чужими умами бураки подшивают Поговорка (ум – игла); ‘пространственные’ признаки: у него все глупости на уме (ум – поверхность), большой ум, широкий ум). В связи с выявлением признаков можно обнаружить следующие образы и модели: ум подобен плоду, обладает свойствами плода – зрелостью, ум предстает в восприятии русского народа как дерево, обладая качеством крепости, ум воспринимается как цветущее растение. Структура концепта ум содержит вегетативную когнитивную модель ум à семя, выявленную в результате этногерменевтического приема представления модели, или схемы, и метафорического переноса, когда из лексического и культурного фона выстраивается цепочка взаимосвязей: ум à нечто, место локализации à голова, способ попадания внутрь головы à можно посеять как семя (Под носом взошло, а в голове и не посеяно. Пословица (об уме)).

Кроме вегетативных в структуре концепта ум содержатся признаки живого существа: ум – зверь, ум – птица, ум – человек. В структуре концепта ум выделяются витальные признаки, которые характеризуют ум как живое существо, обладающий способностью слышать (К таким нежданным и певучим бредням /, Зовя с собой умы людей. А.С. Пушкин), говорить (Затейник зол, с улыбкой скажет глупость. Невежда глуп, зевая, скажет ум. А.С. Пушкин), видеть (Там, в свете, ум мой видит ряд неприятных бедствий – и ужасается. К. Рылеев), двигаться (все его стремления поспеть за движением ее ума дышали страстью. И.А. Гончаров), болеть (… своему мрачному, одиночному и больном у уму он бы и не поверил; но доходило до проклятий что тут и не до слез, если и не наружных, так внутренних. Ф. М. Достоевский), иметь определенный возраст (… и нелегко постижимое постигалось детским умом, – тайное и недосягаемое становилось вдруг доступным безотчетно, но уже крепко верующему ребенку. Е.П. Ростопчина), быть сильным или слабым (И быстрый взор, дивящий слабый ум. А.С. Пушкин), питаться (Органы наши образовывались соответственно понятиям, которыми питался наш ум. Е.А. Боратынский).

Метафора ума как птицы или зверя образуется на основе переноса зооморфных признаков, среди которых выделяются орнитологические (Рожею хорош, а умом тетерев. Поговорка), анималистические (телячий ум. СЭРЯ; По образу – как я, а по уму – свинья. Поговорка; куцый ум. СЭРЯ), энтомологические (клопиный ум; ср.: Параллельные линии сойдутся, где мне, маленькому клопиному уму, это понять. Ф.М. Достоевский). Орнитологические признаки сужаются до сравнения ума с частью птицы: пером (Красна птица пером, а человек умом. Поговорка), носом (Ума в нем с гулькин нос. Поговорка). Анималистический признак проявляется в метафорах действий ума, выраженных глаголами: скакать, красться, рыскать, используемых при описании животных (Мой ум скакал за нею, / И часто был готов Я броситься на шею… М.Ю. Лермонтов; Язык мой – враг мой, прежде ума моего рыщет. СППРЯ XIX в.; Хитрым и вкрадчивым умом умела она приобрести любовь своих господ и ненависть всего дома, которым управляла самовластно. А.С. Пушкин). Ум актуализируется признаком ‘добыча’. Предметом добычи является обычно существо животного мира, которое является источником питания не только для человека, но и плотоядных животных. В охоте используются следующие действия: выслеживание добычи, преследование, улавливание (Мрежи иные тебя ожидают, / иные заботы, Будешь умы уловлять, будешь помощник царям. А.С. Пушкин; Любовь и жажда наслаждений / Одни преследуют мой ум. А.С. Пушкин).

В структуре концепта ум выявлены разнообразные антропоморфные признаки, затрагивающие все уровни человеческой жизнедеятельности: социальные, ментальные, эмоциональные. В социальную группу признаков включены различные виды человеческих отношений в обществе: ум, как человек, может иметь национальность (английский ум, индийский ум, итальянский ум, испанский ум, латинский ум, немецкий ум, русский ум, французский ум, цыганский ум). Интерперсональные признаки ума многогранны: ‘предводительство’ (Но ум, сомненьем охлажденный и спорить с роком приученный…он мечтает победить… М.Ю. Лермонтов), ‘власть’ (; Пошлю тебя начальствовать над ними; Не род, а ум поставлю в воеводы А.С. Пушкин), ‘подчинение’ (Рассудку подчинил свой гордый ум, житейских благ всю цену понимает… Е. П. Ростопчина), ‘пленение’ (Но в крепких незримых оковах сумели / Держать нас людские умы. А.А. Фет), ‘объединение’ (Всё изменилось Ты видел вихорь бури, Падение всего, союз умов и фурий. А.С. Пушкин), ‘слава’ (Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. А.С. Пушкин), дружба (Там ум сдружился мой / С отрадой тихою спокойных размышлений / И с самобытностью. Е.П. Ростопчина). Концепт ум свойственны антропоморфные когнитивные модели: «ум à ученик», «ум à наставник», «ум à исследователь/ научный деятель», «ум à военный человек», «ум à друг/недруг», «ум à подчиненный», «ум à повелитель».

Выделена когнитивная модель «ум à ментальный орган». Умом человек способен понимать или производить ментальные операции: замечать умом (Она не могла не сознаваться, в том, что она очень ему нравилась, вероятно, и он, своим умом и опытностью, мог заметить, что она отличала его. А.С. Пушкин); наблюдать умом (Ибрагим отличался умом точным и наблюдательным. А.С. Пушкин).

Ум уподобляется человеку, испытывающему эмоции. В структуре концепта ум содержатся следующие эмоциональные признаки: ‘смущение/ робость’ (Но ты смутил ум слабый мой Тревогою безвестной… Е.П. Ростопчина); ‘беспокойство / возбужденное состояние’ (Сердце больное и ум беспокойный Видом Италии вмиг излечу? Е.П. Ростопчина); ‘волнение’ (Про все, про все, что в жизни одинокой Волнует ум, сжигает кровь! Е.П. Ростопчина; Как ждут, как жаждут вестей те все те, которые знают разлуку с близкими своими или испытали волнение ума, требующего новизны и развлечения! Е.П. Ростопчина; За поединок! – И все лица оживились, все умы откликнулись общему чувству. Е.П. Ростопчина; Подогревать, подготовлять, волновать умы. Н.С. Лесков); ‘произведение впечатления / введение в возбужденное состояние’ (Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей. А.С. Пушкин; Мстительный и гордый ум её был возбужден в высочайшей степени. Ф.М. Достоевский); ‘тревога’ (Встревоженный и быстрый ум. М.Ю. Лермонтов; Тогда я опять появлюсь пред тобой / И речь моя твой ум встревожит / И пусть я услышу ответ роковой / Тогда ничего не поможет. М.Ю. Лермонтов; Страшись любви! Она пройдет / Она мечтой твой ум встревожит / Тоска по ней тебя убьет, Ничто воскреснуть не поможет. М.Ю. Лермонтов; Отныне яд коварной лести / Ничей уж не встревожат ум. М.Ю. Лермонтов).

Концепт ум представлен признаками, составляющими группу положительных эмоций: ‘восторг’ (Эдем восторженных умов. Е.П. Ростопчина); ‘веселье’ (У вас ум веселый, но безо всяких прикрас... Ф.М. Достоевский; … Веселый ум, приправленный всею едкостью иронии… Е.А. Ган).

Структура концепта ум включает гендерные признаки. В русском языке существует ряд поговорок, отмеченных в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, в которых гендерный признак указан прямо (женский ум лучше всяких дум; женские умы, что татарские сумы; Мужичий ум говорит: надо, женский (ум) говорит: хочу; ср. также: Ни женский взор, ни женский ум / Его лелеять там не станут. Е.П. Ростопчина; Он знал тоже, что многие мужские большие умы, мысли которых об этом он читал, думали об этом и не знали одной сотой того, что другие. Л.Н. Толстой). Гендерный аспект концепта ум может проявиться в опосредованном виде через признаки ‘вынашивания’ и ‘рождения’ (вынашивать в уме (какую-либо мысль; ср.: Мысль важная в уме его родилась. Не надобно ей дать остыть. А.С. Пушкин; Ты врач от язв неисцелимых; Сынов ты счастья ложный страх / Зло в их рожденное умах. А.И. Бунина). Особый гендерный признак концепта ум – ‘девственность’ (Не сидите с моим другом Зарницыным, он затмит ваш девственный ум своей туманной экономией счастья… Н.С. Лесков).

Все перечисленные признаки можно объединить в блок признаков ‘живой природы’. К признакам ‘живой природы’ концепта ум относятся следующие группы: ‘вегетативные’, ‘витальные’, ‘зооморфные’, ‘антропоморфные’. Группа ‘антропоморфных’ признаков содержит четыре подгруппы признаков: ‘социальные’, ‘ментальные’, ‘эмоциональные’, ‘гендерные’, которые представлены рядом подпризнаков. В подгруппе социальных’ признаков выделяются ‘национальные’, ‘интерперсональные’ и ‘этические’ признаки.

К блоку признаков ‘неживой природы’ относятся предметные признаки, признаки ‘вещества’, пространственные признаки, признаки ‘стихий’ и ‘времени Концепт ум может быть представлен признаками предметов(более подробно о предметных признаках концептов внутреннего мира человека см.: Пименова 2003), которые созданы руками человека, – ‘объект, вмещающий в себя различные предметы’ – ‘сума’ (Женские умы, что татарские сумы. Поговорка; Счастье без ума – дырявая сума. Поговорка; Ум не односум. Поговорка). В данном случае реализуется когнитивная модель «ум à контейнер» (татарские сумы, дырявая сума, наполнить ум, глубокий ум).

Особенно регулярна когнитивная модель «ум à инструмент»: ум может представляться как счеты (Считать на умах. Пословица), как игла (Чужими умами только бураки подшивают. Пословица), как оружие, которым можно ранить (Не копьем убивают, а умом. Поговорка)

Репрезентация признаков ‘вещества’, относящихся к блоку признаков ‘неживой природы’, происходит при помощи когнитивных моделей концепта ум: «ум à твердое вещество», «ум à гуща», «ум à еда» (Мужик (хоть и) сер, да ум у него не черт (не волк) съел. Поговорка; В нем ума гущина, а сердце неспокойное. Ф.М. Достоевский; Ум его был тоже как бы раздроблен и разбросан Ф.М. Достоевский; … его ум погружался в изучение бесчисленных тайн искусства, чудное создание неожиданно поспешило к нему на помощь. Е.В. Кологривова).

Для концепта ум свойственна когнитивная модель: «ум à вместилище» (в уме; Уста и взор – стыжусь! В уме моем Головка та ничем не изгнана; как некий сон младенческих ночей / Или как песня матери своей. М.Ю. Лермонтов; Я был в забытьи, в беспамятстве; ни одна мысль не возникла в уме, ни один трепет ни проявлял жизни сердца. Е.А. Ган; Потом перебирала я в уме эти фразы, эти последние крики страшного прощения. Ф.М. Достоевский; …О, как много дум Вмещалв себя беспечный, резвый ум. М.Ю. Лермонтов; Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, теснится тяжких дум избыток. А.С. Пушкин).

Вместилище ума возможно наполнить (наполнить ум; ср.: Природный блеск ланит и груди теснота – Все, все наполнило б мне ум очарованьем. М.Ю. Лермонтов). Признак ‘вместилище’ выражен грамматическим показателем: предлогом в и падежной формой имени. В уме мелькают и возникают мысли (мысль мелькнула в уме моем; ср.: …вероятно, Дуня уже замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнулав уме моем, и я приближался к с станции с печальным предчувствием. А.С. Пушкин; Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькалав их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили. А.С. Пушкин; возникли мысли / думы; ср.: В очах его темнеет свет / В уме возникли мрачны думы. А.С. Пушкин).

Ум – хранилище видений (Алеко спит. В его уме виденье смутное играет. А.С. Пушкин); ‘чувств’ (Что ж полон грусти ум Гирея. А.С.Пушкин); мыслей (Сердце мое встрепенулось злобною радостью, внезапная мысль блеснула в уме Е.А. Ган); ‘времени’ (В уме моем минувши лета Час от часу темней, темней. А.С. Пушкин).

Внутреннее пространство ума – это пространство мира (В уме Леви подлинная, действительная жизнь начнется для него только с той минуты, когда он увидит себя обладателем имени и звания. Е.П. Ростопчина).

Категория пространства является одной из основополагающих категорий познания бытия. Локализация объектов может быть представлена с помощью специальных языковых единиц: метафорами, объективирующими когнитивные модели пространства внутреннего мира: ‘ландшафт’ (горы, равнины, поля, моря, реки), признаки ‘собственно мира’ (небо, звезды, события в мире, растительность), ‘дом’, ‘путь/ дорога’, синтаксическими конструкциями, субстантивными и глагольными образованиями с предлогом, а также словоизменительными формами с предлогом и без предлога (возвышенность ума, спятить с ума, набрести на ум, сделать что-либо плохо не от большого ума, ум за разум зашел). В образование метафор пространства могут включаться оценочные компоненты (недалекий ум).

Пространство объективного мира в научной картине мира имеет закрепленные параметры описания: ширину, глубину, высоту, длину, объем и т. п. Движение в мире осуществляется по оси «верх – низ», «право – лево», по моделям «внутрь – наружу» и «по кругу». В рамках категории пространства внутреннего мира возможны признаки объема, глубины, длины и движения, перемещения (ср.: Так и вертится на уме, а сказать не знаю как… З.А. Волконская; Какая-нибудь глупость, какая-нибудь самая мелкая неосторожность, и я могу всего себя выдать! Гм …жаль, что здесь воздуху нет, – прибавил он, – духота … Голова еще больше кружитсяум тоже. Ф.М. Достоевский). Причем признак «поверхность» может репрезентировать разные метафоры, например, «путь/ дорога» (…и на ум мне не приходило, что я поеду когда-нибудь сюда, в Россию. Ф.М. Достоевский; У меня, старики, у самого теперь что-то вертится на уме! З.А. Волконская; Из бела лица выступали румяна, Сенокос-то ей на ум не идет. Лирическая песня 19 в.; Любовь не приходила ему на ум – а уже видеть графиню каждый день было для него необходимо. А.С. Пушкин; …да и пойдет ли вино на ум, слыхано ли дело… А.С. Пушкин; Странные мысли / Приходят тогда мне на ум. А.А. Фет; …обо всем, что на ум приходило, что с сердца срывалось, что просилось высказаться… Ф.М. Достоевский). В конструкциях с предлогом «в» указывает на движение вовнутрь или внутри (ср.: Зубастой щуке в ум пришло. А.А. Крылов; …И кому же в ум придет на желудок петь голодный. А.А. Крылов; Страшная мысль мелькнула в уме моем. А.С. Пушкин; Никто не получал чего хотел / И что любил, и если даже тот, / Кому счастливый дан удел, / В своем уме минувшее пройдет. М.Ю. Лермонтов).

В структуру концепта ум входит признак ‘дом’ (Своим умком – своим домком. Пословица; Задним умом не выстроишь дом. Пословица; Чужим умом не скопить дом и богатство в нем (ум – инструмент – артефакт, с помощью которого строят дом). Поговорка). Признак ‘вместилище’ выражен грамматическим показателем: предлогом в и падежной формой имени. По мнению А.К. Байбурина, «…возможны перекодировки между частями человеческого тела, элементами космоса и деталями дома» (Байбурин 1983: 10). Причина в том, объясняет Т.В. Цивьян, что «…дом принадлежит человеку, олицетворяя вещный мир человека. С другой стороны, дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенной до размеров человека» (Цивьян 1978: 65).

По определению С.М. Толстой, «время (*verme < vertmen, родственно вертеть) – одна из основных категорий (наряду с пространством) традиционной картины мира, сочетающее мифологическое (циклическое) и историческое (линейное) восприятие времени. Первое основывается на цикличности природного времени – времена года, фаз луны, дня и ночи; второе на линейности человеческой жизни, имеющей начало и конец» (Толстая 2001: 289). Временной код мифа разделяет природные явления (времена года, лунные фазы) и жизненное (начало жизни – смерть, причем смерть ассоциируется с отсутствием времени). Временные характеристики в совокупности с признаками жизни (рождение, возраст, смерть) выражают цикличность признаков ‘времени’ концепта ум (… и нелегко постижимое постигалось детским умом, – тайное и недосягаемое становилось вдруг доступным безотчетно, но уже крепко верующему ребенку. Е.П. Ростопчина; Молод годами, да стар умом. Пословица; Молоденький умок, что весенний ледок. Пословица; … но ум его был юн, богат, как сорок лет тому назад. А.С. Пушкин; Зелен виноград не сладок, млад ум – не крепок. Поговорка; … что я сам совершенный ребенок < …> развитием, душой, характером и, может быть, даже умом я не взрослый, и так и останусь, хотя бы я до шестидесяти лет прожил.. М.Ю. Лермонтов; … опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. А. С. Пушкин; О, вам, может быть, представляются эти вопросы грубыми, жестокими, но не требуйте же от юного ума воздержания невозможного. Ф.М. Достоевский). (Ведь вот мы все, а может быть и вы тоже, г. Спасовичъ, – ведь не святые же мы, несмотря на то, что у нас ума больше чем у семилетнего ребенка. Ф.М. Достоевский).

Ментальные процессы в наивной языковой картине мира репрезентируются через признаки стихий ‘огонь’ (ср.: … читала книгу, и в книге непременно были строки с искрами ее ума, кое-где мелькал огонь ее чувств, записаны были сказанные вчера слова, как будто автор подслушал, как теперь бьется у ней сердце. И.А. Гончаров) и ‘вода’. Признаки стихии «вода» выражаются свойствами мутности (помутневший ум; ср.: И рыдал… команда не внимала, И несчастный помутневший ум Был один во власти страшных дум. М.Ю. Лермонтов; Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он весь день. Н.В. Гоголь; Глаза его загорелись ум помутился. Н.В. Гоголь; С самого того разу, как ее в этом подлом доме оскорбили, помутилось у ней сердце... и ум. Ф.М. Достоевский).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал