Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития российско-американских отношений с 1991 г. по настоящее время






Билл Клинтон, выступая 25 октября 95-го года на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов. Вот его слова: " Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение сильнейшей державы мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы". Эфемерность, которая часто сопровождает наши декларации о дружбе. Ряд попыток построить эти отношения за последние 10 лет именно в этом заключались. Это были попытки починить проблемы холодной войны. Переделывать Европу так, чтобы это не обидело Россию. Мы близки к концу этого процесса, и США, и Россия чувствуют, что Европа не может быть базой для настоящего партнерства.

Другие люди думали, что базой станут экономические вопросы. Я к этому отношусь скептически, потому что этому есть очень много препятствий. Тем более, что отношения в экономике должны развиваться сами по себе, без понуканий государства. Частично это происходит, но это не создает стратегическую базу для отношений.

В самом начале 1990-х годов, когда Ельцин приехал в Вашингтон в образе великого героя. Очевидно, что те времена очень трудно сравнить с нынешними, поскольку в начале 1990-х надежды людей на светлое будущее были, поистине, безграничны. Однако за эти годы мы смогли записать в свой актив несколько достижений.

 

РФ: 76% территории СССР и 60% экономического потенциала. РФ: 2% мирового ВВП и 1% мировой внешней торговли; США: 23% мировой внешней торговли

 

1991-1992 - Дж. Буш старший - Ельцин

1993-2000 - Билл Клинтон - 96: второй срок Ельцина

2000-2004 - Буш младший - Путин

 

96: Ельцин, пришедший на второй срок, стал гарантом политической стабильности в РФ. Видя налаживание политической ситуации в России, США ужесточили политику в отношении РФ.

 

Расхождение между РФ и США:

1) Торговля (10-12 млрд - объём торговли США-РФ)

2) Военно-политическая сфера (Расширение НАТО, национальная программа ПРО (США) и выход из договора 76г)

3) Вопросы разоружения (91г - СНВ1, 93г - СНВ2 Дума ратифицировала в 2000); США продолжают испытывать новое оружие.

4) Стратегическая стабильность

5) Отношение к ООН;

 

Апрель 1993: комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (Гор-Черномырдин); проведено 10 заседаний, подписано 120 соглашений.

1997 - расширение НАТО

Июнь 1997 - Клинтон пригласил Ельцина на переговоры касательно присоединения к G8 + Россию принимают в Парижский клуб.

21.03.1997 - в Хельсинки встретились Ельцин и Клинтон, подписали 5 важных документов:

1) По европейской безопасности

2) О российско-американской экономической инициативе

3) Соглашения по ПРО

4) О параметрах будущего сокращения ядерного вооружения

5) Основополагающий акт о сотрудничестве и взаимности РФ и НАТО

 

Договор об обычных вооружённых силах в Европе: в 1999 адаптирован и подписан в Стамбуле (создан в начале девяностых); не ратифицирован США. Базы РФ в Молдове и Грузии)

Создание сил быстрого реагирования в Европе поставит под вопрос пребывание военных сил США.

Бушем объявлена программа полёта на Марс - МКС отходит на второй план; под вопросом дальнейшее развитие российских космических исследований.

 

Российско-американские отношения:

 

С поста сняли Колина Пауэла и назначили на его место Кондолизу Райз

1972 - госсекретарь - иммигрант Генри Киссинджер

1996 - Мадлен Олбрайт (чешка)

2002 - Колин Пауэл, поддерживающий негритянское население.

 

Кондолиза родилась в Алабаме, в семье пианистки. В 15 поступила в Денверский Университет, затем училась в Стендфордском. Холодно относится к РФ и считает, что мы проиграли холодную войну. Новый председатель ЕС, Хосе Мануэль Дуранд Бороссо, утвердил 25 комиссаров.

№16

Отношения с США - один из приоритетов внешней политики России, важный фактор международной стабильности. Ключевыми задачами являются обеспечение их развития в стабильном, конструктивном и предсказуемом русле, расширение сфер совпадения интересов, сужение зон разногласий на основе поиска компромиссов с учетом национальных интересов друг друга.

Наши страны активно взаимодействуют по широкому кругу вопросов, образуя ядро глобальной антитеррористической коалиции. Принципы двустороннего партнерского диалога закреплены в Московской Декларации о новых стратегических отношениях, подписанной Президентами В.В.Путиным и Дж.Бушем в мае 2002 г., в которой констатируется, что Россия и США будут сотрудничать " ради продвижения стабильности, безопасности, совместного противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов".

Важная роль в развитии российско-американского партнерства, придании ему дополнительной устойчивости принадлежит контактам на высшем и высоком уровне. С 2001 г. состоялось более 10-ти встреч Президентов России и США как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних форумов, в том числе визит В.В.Путина в США (в ноябре 2001 г.), визиты Дж.Буша в Россию (в мае и ноябре 2002 г., а также в июне 2003 г. для участия в юбилейных торжествах в Санкт-Петербурге).

8 июня 2004 г на Си-Айленде состоялся российско-американский саммит, подтвердивший позитивную динамику партнерских отношений.

Военно-политическая проблематика. В центре внимания -формирование новых отношений в стратегической области на принципах партнерства и обоюдного учета интересов безопасности друг друга, заложенных в подписанных в рамках визита Дж.Буша в Россию 23-26 мая 2002 г. Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (вступил в силу 1 июня 2003 г.) и Московской Декларации. Поддерживается активный заинтересованный диалог по ключевым вопросам обеспечения стратегической стабильности и международной безопасности, прежде всего по проблематике борьбы с распространением ОМУ и международным терроризмом.

Проводится работа с целью выхода на предметные договоренности с США о конкретных шагах по реализации инициативы " восьмерки" о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

Развивается сотрудничество по ключевым международным и региональным проблемам, совместному поиску ответов на новые глобальные угрозы и вызовы. Эффективное взаимодействие в борьбе с международным терроризмом осуществляется в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом, действующей в режиме периодических заседаний.

В числе приоритетных региональных областей сотрудничества - постконфликтное обустройство в Ираке и Афганистане, урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке, нормализация обстановки на Корейском полуострове.

В июне 2002 г. США признали рыночный статус российской экономики. На стадии рассмотрения остается вопрос о выводе России из-под действия дискриминационной поправки Джексона-Вэника. В 2003 г. США лидировали по объему накопленных прямых инвестиций в российскую экономику (4, 7 млрд. долл.), а по общим накопленным инвестициям занимали 3 место (6, 2 млрд. долл.) после Германии и Кипра.

Развивается сотрудничество в энергетической области как стратегическое направление взаимодействия на базе договоренностей 1-го и II-го Российско-Американских деловых энергетических саммитов (октябрь 2002 г., Хьюстон; сентябрь 2003 г., Санкт-Петербург). Имеет хорошие перспективы и взаимодействие в таких областях, как высокие технологии (в т.ч. космос и информационные технологии), жилищное строительство и ипотечное кредитование. Расширяется и структурируется диалог по линии бизнес-ассоциаций.

Почему период после 11 сентября кажется беспрецедентно новым?

Попытки создать добрые взаимоотношения не прошли даром, поскольку заставили обе страны задуматься над созданием новой, не антагонистической политики в отношении друг друга. Но эти попытки были неудачными, возможно, потому, что в 1990-е годы политические лидеры обоих государств были очень уязвимы к критике. В современность из 1990-х годов пришло очень много проблем, но два важных вопроса ныне более-менее разрешены - Балканы и российские экономические проблемы. Эти вопросы были одними из наиболее сложных и болезненных в 1990-е годы. Но после восстановления российской экономики после кризиса 1998 года и падения режима Милошевича эти проблемы забыты, как минимум, на некоторое время. Некоторые иные проблемы также начали решаться. Например, по противоракетной обороне Буш и Путин не достигли соглашения, но они конструктивно обсуждают эту проблему. Также проходит и разрешение вопросов о расширении НАТО - нет какого-то соглашения, но нет и постоянного источника трений.

После терактов 11 сентября 2001 года сотрудничество России и США обещало быть успешным частично потому, что впервые за долгое время российские и американские стратегии не конкурировали, а сотрудничали. Российская стратегия заключалась в том, чтобы стараться создавать позитивную атмосферу и игнорировать действия США, которые России не нравились, но не брать на себя ответственности противостоять этому. У администрации США появилась надежда, что она сможет создать новые взаимоотношения с Россией, потому что у руля России оказался энергичный лидер, обладающий высокой популярностью и лишенный недостатков Ельцина. Это была первая фаза российско-американских взаимоотношений, которая началась чуть раньше 11 сентября.

 

№ 17, 18, 19

Организация, являющаяся региональным соглашением в контексте главы 8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.\ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970-х гг. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельсинкский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств-участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой. До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически проводилось рассмотрение их выполнения. Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регулярную основу, а работа Совещания приобрела более систематизированный характер. В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением выборов, экономическую и экологическую безопасность. Решения принимаются на базе косенсуса - все входящие в организацию государства имеют равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций и институтов Европы. 54 государства - члена включают континентальную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку. ОБСЕ также сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами. На Лиссабонской встрече на высшем уровне в 1996 г. была осуществлена дальнейшая проработка вопроса о ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех их измерениях. Итоги этой встречи стимулировали принятие на Стамбульской встрече на высшем уровне 1999 г. Хартии европейской безопасности, которая предусматривает совершенствование оперативных возможностей Организации. Кроме того, в Стамбуле 30 государств-участников ОБСЕ подписали пересмотренный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Сегодня ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Оно определяется широтой членского состава, ее всеобъемлющим подходом к безопасности и инструментами предотвращения конфликтов, глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотношений между государствами (" Хельсинкский декалог"), а также наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977 - 1978 гг.), Мадриде (1980-1983гг.), Вене (1986 - 1989гг.), организация научного (Бонн, 1980г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн, 1990г.;), по человеческому измерению" СБСЕ (Копенгаген, 1990г.; Москва, 1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.).

Важным направлением деятельности СБСЕ стало обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия в военной области были определены еще хельсинкским Заключительным актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), который стал этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).

В целом к рубежу 80 - 90-х годов СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европейском регионе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в Европе в значительной мере явилось результатом деятельности именно СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития на континенте. Парижская Хартия для Новой Европы, принятая на встрече глав государств и правительств стран СБСЕ в 1990 г., в целом исходила именно из такого видения.

Распад социалистического содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры и ее роли в организации международной жизни в Европе.

Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это нацеливал еще указанный выше документ Парижского саммита (1990 г), в 1992г. в Хельсинки были приняты документ " Вызов времени перемен" и пакет решений организационного характера; в 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Произошло значительное расширение круга участнике ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в " европейское пространство" как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.

Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года[23]. Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств (этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они образуют институт " тройки"), может назначать и направлять личных представителей, инициировать создание специальных целевых групп; он также поддерживает контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ[24]. Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.

В деятельности ОБСЕ стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области " человеческого измерения" и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других " горячих точках". Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

Это обусловлено тем, что ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. И нельзя не отметить достижения ОБСЕ в данной сфере. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).

Значительные усилия были приложены ОБСЕ для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Под ее эгидой функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выработку решения по этой конфликтной ситуации. Будапештский саммит ОБСЕ (1994 г.) принял решение о создании на основе соответствующей резолюции Совета Безопасности ОО многонациональных сил по поддержанию мира после достижения согласия сторон о прекращении военного конфликта. Был также решено разработать план по формированию, составу оперативной деятельности подобного рода сил. Реализация этого, по сути дела, означала бы принципиально новую роль ОБСЕ в деле урегулирования конфликтов[25].

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

 

№20-21

Если в области стратегических вооружений договорная база имеет значительную историю - достаточно вспомнить Договоры по ПРО 1972 г., СНВ-1 и СНВ-2, то область обычных вооружений долгое время оставалась как бы вне поля зрения большой политики. Лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда международный климат заметно потеплел, политики обратили внимание на классическое оружие. Итогом стал Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Договор, известный как ДОВСЕ, был подписан в ноябре 1990 года и по сути стал краеугольным камнем европейской безопасности. Главная цель первоначального варианта этого документа - ограничение общего количества обычных вооружений и техники в границах его действия в пределах 40 тысяч танков, 60 тысяч боевых бронированных машин, 40 тысяч артиллерийских единиц, 13.600 боевых самолетов и 4.000 ударных вертолетов.
В связи с изменением ситуации в мире - ликвидацией Варшавского Договора, распадом СССР, появлением на карте Европы новых государств - потребовалась значительная адаптация документа к новым условиям. Инициатором переговоров по модернизации ДОВСЕ выступила Россия. В ходе трехлетних переговоров (1996-1999) в целом были решены главные для России задачи: остановлен рост военного потенциала НАТО на важнейших для нас стратегических направлениях, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, и одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников.

Итогом переговоров стало подписание 19 ноября 1999 года на стамбульском саммите ОБСЕ Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Параллельно с подписанием Соглашения был принят Заключительный акт конференции государств - участников Договора с приложенными к нему заявлениями Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении своих территориальных предельных уровней (ТПУ), Белоруссии, Германии и Украины - об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ и России - относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях. Все названные политические обязательства стали частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.
Главная цель Соглашения об адаптации ДОВСЕ - перевод ограничений уровня вооружения от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. В результате выполнения адаптированного Договора будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил крупных в военном отношении европейских стран, США и Канады, а также снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран НАТО по сравнению с действующими составит около 4.800 танков, 4.000 боевых бронированных машин, более 4.000 единиц артиллерии, что соответствует вооружению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.

Кроме того, вне рамок Договора страны НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате, считают специалисты, возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.
С учетом откровенно пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также во многом евроатлантических тенденций в политике Грузии и Азербайджана принципиальное значение, по мнению экспертов, имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) (459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем) во фланговом районе. Не допускаются также чрезвычайные временные развертывания в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе служит положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней возможно только между фланговыми государствами.

Таким образом, вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники, а также четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения.

Для РФ вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой автоматического понижения национального уровня, так как он соответствует параметрам ныне действующего Договора. Напомню, по танкам это 6.350 единиц, 11.280 боевых бронированных машин, 6.315 артсистем, 3.416 боевых самолетов и 855 ударных вертолетов. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей. Кроме того, обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей с Грузией в контексте адаптированного Договора удалось решить главный вопрос - добиться согласия Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания.


По оценкам специалистов, на сегодняшний момент ДОВСЕ соответствует интересам РФ. Но дело в том, что в ближайшее время в Европе произойдут изменения. Имеется в виду очередной этап расширения НАТО, в том числе и за счет стран Балтии, которые не охвачены этим Договором. Позиция российской стороны в этой ситуации однозначна: Литва, Латвия и Эстония должны присоединиться к адаптированному ДОВСЕ. В противном случае территория этих государств превращается в «серую зону», лишенную контроля.
Звучащие сегодня заявления западных политиков, что НАТО не планирует развертывать свои войска на территории новых членов альянса, пока не подкреплены документально. К тому же, как считают некоторые эксперты, НАТО действительно может не перебрасывать в Прибалтику свои воинские подразделения, а просто передать свои квоты на временное развертывание «новобранцам» альянса. Напомним, что это 153 танка, 221 боевая бронированная машина и 140 артсистем. В итоге на своих северо-западных рубежах Россия может получить соседей с армией, имеющей не единицы, как сегодня, а сотни танков, ББМ и орудий. И это не досужие домыслы.

Исходя из складывающейся ситуации, РФ повела активное наступление практически на всех направлениях. Военные, дипломаты, парламентарии на всех уровнях поднимают вопрос о ратификации адаптированного ДОВСЕ. В результате позиции ряда стран Европы существенно изменились. Так, Германия и Бельгия заявили о готовности приступить к его ратификации. Причем германский представитель в присутствии делегаций других стран НАТО подчеркнул, что ФРГ отвергает любые увязки ратификации с политическими аспектами Стамбульских договоренностей, считая, что оценку Соглашения по адаптации ДОВСЕ следует давать исключительно по совокупности заложенных в нем юридических обязательств. Он выразил убежденность в том, что примеру Германии последуют и другие государства Европы. С позицией Берлина, по мнению специалистов, в той или иной мере солидарны Париж и Рим.

На другой стороне спектра мнений внутри НАТО находятся США, Великобритания и Турция. Для них характерны наиболее жесткие увязки с решением всего комплекса обязательств в рамках стамбульского пакета, включая как вхождение РФ во фланговые лимиты, так и полное выполнение всех положений договоренностей в отношении Грузии и Молдавии.

В штаб-квартире НАТО, считают аналитики, исходят из того, что фактическое расширение альянса произойдет все же раньше, чем заработает Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Можно достаточно определенно утверждать, что, реализуя вышеизложенный сценарий действий, страны НАТО будут особо пристально следить за тем, чтобы не создавалось впечатление, будто Москва хоть в какой-то мере влияет на решения альянса по вопросам приема в него новых членов, что к кандидатам в НАТО выдвигаются какие-то «предварит. условия». Тем более по требованию РФ.

Но и РФ не собирается занимать в этом вопросе позицию стороннего наблюдателя. «Российское политическое обязательство о сдержанности в развертывании сил в Калининградской и Псковской областях принималось в 1999 г. исходя из конкретной военно-политической обстановки, когда страны Балтии были внеблоковыми. В случае принятия их в НАТО, но не присоединения к ДОВСЕ положение существенно изменится. Россия может оказаться перед необходимостью пересмотра всего комплекса своих обязательств». Эту позицию, высказанную парламентариями, недвусмысленно поддержали и представители исполнительной власти России.

И последнее. После выхода США из Договора по ПРО 1972 г. и заявления России о выходе из Договора СНВ-2 действующим остался лишь один документ о коллективной безопасности - Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Но если дело с ратификацией этого Договора будет затягиваться и дальше, то не исключена его эрозия, которая создаст угрозу самому существованию этого важнейшего документа.

**********************************************************************************************
В концепции национальной безопасности РФ ставится задача адаптации существующих соглашений по контролю над вооружениями к новым условиям, а также разработки при необходимости новых соглашений. Это в полной мере относится и к Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) от 19 ноября 1990 года.

ДОВСЕ часто называют “краеугольным камнем европейской безопасности”. Путь к договору был долгим и сложным, острой борьбой отмечен и весь последующий этап его функционирования и развития. В истории ДОВСЕ, как в зеркале, отразились противоречия переходного периода от биполярного мира к новому состоянию международных отношений. ДОВСЕ подвёл черту под эпохой межблокового противостояния и за счёт крупных сокращений обычных вооружений значительно снизил роль военно-силового фактора в межгосударственных отношениях на Европейском континенте. Он устанавливал равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений в районах, прилегавших к линии соприкосновения ОВД и НАТО. Договор обязывал ФРГ существенно сократить арсеналы, доставшиеся в наследство от ГДР. Он обеспечивал такую степень транспарентности в отношении обычных вооружённых сил государств - участников договора, которая позволяла осуществлять военное планирование и строительство исходя не из “наихудшего сценария”, а из реальных тенденций развития обстановки. Применительно к ВС СССР имелось в виду сделать их более мобильными, компактными и эффективными, избавившись от устаревших вооружений и техники образца 30-60-х годов. Однако политические события развивались лавинообразно. С прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских/российских войск из ЦВЕ, Балтии и республик СНГ, возникновением очагов конфликтов договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали терять эффективность. Учитывая это, уже с конца 1993 - начала 1994 года российская сторона начала глубокую проработку перспективных проблем договора. На основе проведённого анализа был разработан и внесён на рассмотрение государств - участников договора целый пакет российских предложений по модернизации ДОВСЕ. В обобщённом виде эти предложения были представлены на первой Конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ в мае 1996 года. Переговоры по адаптации договора начались 21 января 1997 года в рамках Совместной консультативной группы. Основными задачами переговоров российская сторона определила “разжатие” фланговых ограничений и выработку механизмов, минимизирующих военные последствия “первой волны” расширения НАТО в части, касающейся обычных вооружённых сил. Адаптированный ДОВСЕ закрепляет материальные гарантии безопасности России в новых условиях, в рамочной форме отраженные в разделе IV Основополагающего акта. Результатом переговоров стало подписание 19 ноября 1999 года в Стамбуле Соглашения об адаптации ДОВСЕ. В отличие от своего предшественника адаптированный ДОВСЕ представляет собой многостороннюю юридически обязывающую договорённость в сфере контроля над вооружениями, лишенную отпечатков былого блокового противостояния в Европе. Структура национальных и территориальных ограничений, лежащая в основе договора, вполне отвечает интересам РФ. Она обеспечивает стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении уровней и перемещений вооружений и техники, охватываемых ДОВСЕ. Напомню, что в процессе согласования конкретных цифровых параметров натовцы пошли на серьёзные сокращения своего суммарного военного потенциала. Это будет достигнуто в основном за счёт снижения возможностей по усилению группировки войск США в Европе. Переход от прежней блоковой структуры договора к индивидуальным обязательствам отражает тенденцию к формированию более демократичной системы международных отношений в противовес стремлению США к военно-силовому доминированию. Они препятствуют дестабилизирующим накоплениям техники. Так, если в ныне действующем договоре зона НАТО состояла из пяти региональных сегментов, препятствующих “переливу” вооружений из одного региона в другой, то в новом договоре их будет уже 19. К тому же система национальных ограничений предотвращает возможность неограниченной передачи квот вооружений от одного участника другому. Тем самым решается двуединая задача - исключается опасность как концентрации сил в отдельных регионах или на отдельных направлениях, так и резкого дестабилизирующего приращения сил одним из государств-участников. Из договорных положений чётко вытекает, что каждое государство-участник несёт строго индивидуальные обязательства в отношении своих уровней сил по пяти категориям вооружений и техники, а также в отношении размещения иностранных ограничиваемых договором вооружений и техники (ОДВТ) на своей территории. Такие обязательства несут и страны НАТО, в том числе и друг перед другом, что формирует новый, ранее не существовавший порядок взаимоотношений между США и их союзниками в военной области. Так, в адаптированном ДОВСЕ для каждого государства-участника устанавливается фиксированный национальный уровень, а для каждого европейского государства-участника - также и фиксированный территориальный уровень, и оно имеет суверенное право давать разрешение на размещение в пределах этого территориального уровня иностранных ОДВТ. Выдавая такое разрешение, принимающая сторона будет строго оговаривать их количество, места дислокации и сроки пребывания. Эта схема является преимущественно европейской разработкой, во многом перекликающейся с изначальными российскими предложениями. Разумеется, адаптированный ДОВСЕ предусматривает, что и российское военное присутствие за рубежом осуществляется с согласия принимающего государства с уважением к его суверенитету. Думается, однако, что и без договора с этим принципом спорить было бы весьма трудно.

В отношении фланговых ограничений неизменно задается немало вопросов. Попробуем разобраться, что такое фланги. Первоначально идея флангов возникла в контексте размышлений о том, куда будут перемещены десятки тысяч единиц техники из зоны военно-силовой конфронтации в Центральной Европе. Были опасения, что они будут накапливаться в других местах соприкосновения стран НАТО и бывшего Варшавского договора, а позднее - бывшего СССР. Чтобы исключить такую возможность, была создана так называемая фланговая зона. В нее вошли территории Болгарии, Румынии, Молдавии, Греции, Турции, Грузии, Армении, Азербайджана, Исландии, Норвегии, а также части территории Украины и России. В этой зоне вводился более жёсткий ограничительный режим, который был приемлем для Советского Союза, но оказался буквально удавкой для Российской Федерации. Мы настойчиво требовали пересмотра фланговых ограничений, действовавших на территории Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. Такой пересмотр состоялся в два этапа: сначала в 1996-м, а затем в 1999 году. В результате была сокращена площадь фланговой зоны на территории России и значительно увеличено разрешенное количество вооружений и техники. На практике это означает, что в старом, то есть “большом”, фланговом районе мы имеем сегодня почти на 3200 единиц ОДВТ больше, чем было разрешено первоначальным договором, и при необходимости можем это количество нарастить. За Россией сохранено право усиливать группировку в кризисных южных районах страны за счёт ныне спокойной и стабильной северной зоны. На данном этапе это имеет первостепенное значение с учётом ситуации на Северном Кавказе, требующей весомого военного присутствия. Выгодно ли это России? Безусловно, если учесть приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам. Такие особенности флангового режима, как запрет на “чрезвычайные временные развёртывания” сил и невозможность перераспределения национальных и территориальных уровней между фланговыми государствами и остальными участниками ДОВСЕ, позволяют в определённой мере ослаблять негативные последствия расширения НАТО для нашей безопасности. Таким образом, фланговый режим - это неотъемлемая часть договора, играющая важную стабилизирующую роль. Для некоторых государств-участников фланги - главное, что в нем есть. Поэтому тем критикам ДОВСЕ, которые призывают к упразднению фланговых лимитов для России, необходимо отдавать себе отчёт, что они, по существу, призывают к упразднению фланговой зоны в целом, а с ней - и Договора. Параллельно с подписанием Соглашения об адаптации ДОВСЕ и в связи с ним был принят Заключительный акт переговоров по адаптации ДОВСЕ. В нём приняты к сведению заявления ряда государств, касающиеся односторонних политических обязательств. Этими заявлениями, в частности, устанавливаются пониженные территориальные уровни вооружений Польши, Венгрии, Чехии и Словакии; территориальные уровни этих стран, а также Германии, Украины и Белоруссии не будут пересматриваться в сторону повышения. Страны НАТО обязались не размещать на постоянной основе существенные боевые силы на территории новых членов, включая авиацию. Со своей стороны, Россия взяла политические обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков ОДВТ из Грузии и всех ОДВТ из Молдавии. Все эти обязательства, хотя и носят политический характер и не подлежат ратификации, но являются частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Сегодня не существует никаких объективных препятствий для запуска национальных процедур ратификации. Россия полностью выполнила весь комплекс Стамбульских обязательств, относящихся к договору, вписалась в согласованные фланговые лимиты и лишила тем самым оснований выжидательную позицию стран НАТО. В этой связи хотелось бы надеяться, что Соглашение об адаптации ДОВСЕ будет внесено в парламенты большинства государств-участников уже в этом году. При рассмотрении данного соглашения важно учитывать следующее. Модернизированный ДОВСЕ не является и не может являться универсальным средством решения всех проблем безопасности в военной области. В рамках договора мы смогли условиться об ограничении лишь традиционных категорий вооружений и техники - танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем, боевых самолётов и ударных вертолётов. Причем наземные категории ОДВТ ограничены значительно эффективнее, чем воздушные. Это связано как с невозможностью обеспечить надёжный контроль за высокомобильными авиационными средствами, так и с отсутствием у стран НАТО политической воли решать эту проблему. Именно в недостаточно строгих ограничениях на авиацию (хотя они и эффективнее содержащихся в первоначальном договоре) мы видим основную слабость Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Охватываемые договором категории ОДВТ составляют основу вооружённых сил государств-участников, и никакие военные действия без них не обходятся. Это означает, что каждый раз, когда происходят те или иные события, связанные с применением ОДВТ, включаются соответствующие договорные механизмы. Так, уже при перемещении ОДВТ через границы государств-участников (начиная примерно с батальонного уровня) должны предоставляться уведомления. Если же события выходят за рамки рутинной военной деятельности (например, при чрезвычайном временном развертывании ОДВТ), ДОВСЕ предусматривает срочный созыв конференции государств-участников. Таким образом, автоматически запускается политический процесс, призванный находить решения возникающих проблем. Многие положения ДОВСЕ, в том числе содержащиеся в его преамбуле, - такие, как обязательство воздерживаться от применения силы, - позволят в таких случаях эффективно отстаивать российские интересы. Но никакие формулировки или договоренности не обеспечат таких гарантий их защиты, какие могут быть предоставлены мощными вооруженными силами. Договор не создает никаких препятствий для их модернизации, более того - формирует для этого благоприятные условия. Обмен информацией и активная инспекционная деятельность в рамках ДОВСЕ способствует развитию новой культуры взаимоотношений между военными 30 государств-участников на всех уровнях - от генеральных штабов до отдельных частей и подразделений. Оценивая роль договора, В.В.Путин отметил, что он “позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен «холодной войны», помог пережить без потрясений эпохальные изменения военно-политического ландшафта Европы”. Адаптированному ДОВСЕ прочат долгую жизнь. Дальнейшее участие в нём России не только будет способствовать укреплению нашей безопасно безопасности, но и обеспечит прочные позиции в военно-политической сфере международных отношений.

№22

Основной целью Совета Европы является достижение большего единства между его 44 государствами-членами в деле обеспечения индивидуальных свобод, политической свободы и верховенства закона, т.е. принципов, которые лежат в основе истинной демократии и касаются всех европейцев. Все государства-члены Организации взяли на себя обязательство возвести свободу, человеческое достоинство и благополучие своих граждан в нерушимый принцип деятельности своих правительств. Сегодня Совет Европы олицетворяет ценности, разделяемые почти 800 миллионами европейцев, в области прав человека, демократии и верховенства закона. История и структура.Искру европейского единства удалось разжечь Уинстону Черчиллю своей речью в Цюрихе в 1946 году. Выражая настроения послевоенной эпохи, он говорил о «Соединенных Штатах Европы» и предложил в качестве первого практического шага в этом направлении создать нечто вроде «Совета Европы». Спустя всего три года, 5 мая 1949 года, десять стран — Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Соединенное Королевство — подписали договор о создании Совета Европы со штаб-квартирой в Страсбурге (Франция). Через три месяца Робер Шуман, как представитель Франции, страны, в которой будет находиться штаб-квартира Организации, открыл первое заседание Комитета Министров. Руководящим органом Совета Европы является Комитет Министров. Каждое государство-член Совета представлено в Комитете своим министром иностранных дел или Постоянным представителем в ранге посла. Комитет занимается вопросами бюджета, приема в члены Совета новых государств, а также принимает решения по основным направлениям политики и деятельности Организации. Его решения принимают форму рекомендаций государствам-членам или конвенций и соглашений, имеющих обязательную силу для тех государств, которые их ратифицируют. Парламентская Ассамблея является движущей силой Совета. На ее сессии для обсуждения социальных проблем и вопросов международной политики съезжаются делегации (около 600 депутатов), представляющие основные политические течения в национальных парламентах. Ассамблея проводит свои пленарные сессии в Страсбурге четыре раза в год. Ее работу готовят специальные комиссии. Она является инициатором многих начинаний Совета, вынося рекомендации Комитету Министров. Без ее одобрения в Совет Европы не может быть принято ни одно новое государство. Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) состоит из Палаты местных властей и Палаты регионов, где представлены все государства-члены. Он проводит одну сессию в год в Страсбурге. Его цель — укрепить демократические структуры на местах, особенно в странах Восточной Европы, вставших на путь демократии. Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь Вальтер Швиммер (Австрия).

Цели:

1. Защищать и укреплять принципы демократии, права человека и верховенство закона.

2. Находить решения основных проблем, стоящих перед европейским обществом: расизм, нетерпимость, дискриминация нацменьшинств, наркомания, клонирование человеческих организмов и биоэтика, социальное отторжение, защита окружающей среды, коррупция и организованная преступность.

3. Содействовать осознанию европейского своеобразия и дальнейшему взаимопониманию между народами с различными культурами.

Political aims The Council of Europe's Vienna Summit in October 1993 set out new political aims. The Heads of State and Government cast the Council of Europe as the guardian of democratic security - founded on human rights, democracy and the rule of law. Democratic security is an essential complement to military security, and is a pre-requisite for the continent's stability and peace. During the Second Summit in Strasbourg in October 1997, the Heads of State and Government adopted an action plan to strengthen the Council of Europe's work in four areas: democracy and human rights, social cohesion, the security of citizens and democratic values and cultural diversity. Today, the Organisation continues to grow while at the same time increasing its monitoring to ensure that all its members respect the obligations and commitments they entered into when they joined.

How it works The main component parts of the Council of Europe are: • the Committee of Ministers, composed of the 46 Foreign ministers or their Strasbourg-based deputies (ambassadors/permanent representatives), which is the Organisation's decision-making body. • the Parliamentary Assembly, grouping 630 members (315 representatives and 315 substitutes) from the 46 national parliaments. The current President is the Austrian Socialist Peter Schieder. • the Congress of Local and Regional Authorities, composed of a Chamber of Local Authorities and a Chamber of Regions. Its current President is Giovanni Di Stasi (SOC, Italy) • the 1800-strong secretariat headed since September 2004 by Secretary General Terry Davis (SOC, United Kingdom), former Vice-President of the Parliamentary Assembly and former President of the Socialist Group of the Assembly.

 

В будущем году исполнится 10 лет, как наша страна стала членом СЕ. Однако, кажется, у нас об этом старейшем европейском институте, объединяющем 46 стран континента, по-прежнему знают недостаточно. Совет Европы был создан в 1949 году как межправительственная организация, которая ставит перед собой задачи защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона.

В 1998 году российским парламентом были ратифицированы основополагающие конвенции СЕ, включая Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней. Тем самым Россия признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека в Страсбурге и стала участником контрольного механизма за соблюдением прав и свобод человека.

Отношения России с Советом Европы развиваются, хотя не всегда просто, но в целом конструктивно в рамках планомерного процесса интеграции нашей страны в европейские институты. И мы позитивно оцениваем опыт нашего многолетнего сотрудничества.

Мы считаем, что приоритетным направлением сотрудничества России и Совета Европы является формирование общего европейского пространства в правовой, социальной, гуманитарной и культурной сферах.

В эпоху глобализации Совету Европы, как и многим другим институтам, вступившим в новый этап развития, предстоит найти свое место. Не секрет, что существует проблема возрастающего дублирования в деятельности таких организаций, как СЕ, ОБСЕ, Европейский союз. И необходимо принять меры по более четкому разграничению сфер деятельности и улучшению взаимодействия, в частности, в таком вопросе, как правозащитная тематика.

СЕ должен четко определить свою позицию в отношении новых вызовов и угроз, в первую очередь по проблеме борьбы с терроризмом, а также пути обеспечения защиты прав национальных меньшинств, свободы передвижения европейцев по всему континенту.

В Москве положительно оценивают работу Совета Европы, в том числе и ПАСЕ, на антитеррористическом направлении и в борьбе с оргпреступностью. Позиция России заключается в том, что эффективное противодействие терроризму должно сочетаться с обеспечением прав человека. Мы за укрепление международно-правовой базы сотрудничества в этой сфере. Приветствуем открытие к подписанию Конвенции о предотвращении терроризма и Конвенции об отмывании денег и финансировании терроризма, которые явятся конкретным вкладом Совета Европы в борьбу мирового сообщества с общим злом.

Участвуя в СЕ, Россия заинтересована в поддержании высокого авторитета организации, которая может многое сделать в практическом плане, в частности, по выправлению ситуации с соблюдением прав русскоязычных жителей Латвии и Эстонии. Не может не тревожить распространение расизма, национализма и ксенофобии в странах Балтии, попытки героизации нацизма. Мы надеемся, что Совет Европы, ПАСЕ обратят более пристальное внимание на эти проблемы. От этого престиж организации только повысится.

Есть в деятельности организации моменты, которые вызывают у нас настороженность. Считаем ненормальной ситуацию, сложившуюся в части мониторинга обязательств России, взятых ею при вступлении в Совет Европы. За прошедшее время при экспертном участии Совета в нашей стране проведена крупномасштабная правовая и судебная реформа, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов Совета Европы, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам. Российская сторона считает, что основные ее обязательства выполнены, и потенциал механизма мониторинга по сути дела исчерпан. Убеждены, что пришло время закрыть его, а по тем вопросам, которые могут возникать, перейти к режиму постмониторингового диалога, как, кстати, это было сделано в отношении стран Балтии. Ссылка на то, что Россия пока не ратифицировала Протокол об отмене смертной казни и это является, мол, препятствием, не убедительна, ибо уже почти 10 лет у нас в стране действует мораторий на исполнение смертных приговоров. Москва - за единообразное толкование стандартов Совета Европы для всех государств-членов, причем Россия не требует для себя каких-то поблажек, но и особые требования к нам предъявляться не должны.

Заметно, что на более высокий уровень вышло наше сотрудничество с СЕ в Чечне - от мониторинга в области прав человека к осуществлению реальных программ по налаживанию мирной жизни в Чеченской Республике и оказанию содействия в формировании республиканских органов власти и гражданского общества. В Москве положительно оценивают конструктивный настрой при проведении " круглого стола" по ситуации в Чечне, который состоялся по решению Политкомиссии ПАСЕ в Страсбурге в марте нынешнего года.

Среди приоритетов российского председательствования можно выделить следующие темы: дальнейшее развитие демократии, обеспечение прав человека и верховенства закона; консолидация усилий всех стран Совета на совместный поиск адекватных ответов на новые вызовы и угрозы, с которыми столкнулись народы Европы в последние годы; укрепление сотрудничества в правовой сфере; обеспечение более тесной социальной сплоченности на европейском пространстве; расширение связей в области культуры, образования, науки и спорта, среди молодежи.

При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 года Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств. Прогресс, достигнутый Россией в утверждении верховенства закона и демократии за эти несколько лет, неоспорим, о чем свидетельствуют различные плюралистические и демократические выборы, которые характеризуют политический ландшафт России в последнее время. Политический плюрализм, свобода мнений и переход к рыночной экономике достигнуты, несмотря на понятные трудности. Ратификация Россией, 5 мая 1998 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции против пыток и Европейской хартии местного самоуправления представляется историческим шагом в утверждении в этой огромной стране системы ценностей, отстаиваемых Советом Европы.

Тем не менее, во многих областях Россия должна сделать дальнейшие шаги по выполнению обязательств, которые она взяла на себя при вступлении в Совет Европы; это также, несомненно, объясняет необходимость продолжать процедуру мониторинга. Комиссия по мониторингу согласна, что внимание следует обратить особенно на выполнение следующих обязательств:

1. выполнение законов на территории всей страны;

2. уважение принципа свободы передвижения и выбора места жительства;

3. уважение социальных прав, в особенности, что касается выплаты заработной платы и пенсий, в соответствии с Европейской социальной хартией, которую мы призываем ратифицировать в ближайшем будущем;

4. завершение отмены смертной казни;

5. снятие оговорок к Европейской конвенции о защите прав человека;

6. соблюдение свободы вероисповедания;

7. принятие уголовно-процессуального кодекса, совместимого с европейскими стандартами;

8. реформа прокуратуры;

9. реформа пенитенциарной системы, улучшение условий содержания в тюрьмах и расширение использования приговоров, не предусматривающих тюремного заключения;

10. борьба с плохим обращением с призывниками и принятие закона об альтернативной военной службе;

11. борьба с коррупцией и организованной преступностью в экономике;

12. реформа в спецслужбах с целью выведения из-под контроля ФСБ права проводить расследования уголовных дел и содержать собственные следственные изоляторы;

13. ускорение наказания за нарушения прав человека во время конфликта в Чечне и поиска политического решения конфликта;

В заключение, докладчикам следует принять меры, чтобы сотрудничество между Комиссией по мониторингу и российской парламентской делегацией продолжало плодотворно развиваться, с тем чтобы обеспечить полную интеграцию России как члена Совета Европы.

Оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции

Тем не менее, оговорки допустимы, хотя и подлежат судебному контролю со стороны Европейского Суда по правам человека. Сделанные Россией оговорки относятся к разделам 3 и 4 статьи 5 ЕКПЧ, в которых говорится: " 3. Каждое арестованное в соответствии с положениями пункта 1 (с) данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантии явки в суд. 4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно".

Сделанные Россией оговорки состоят в следующем: " Российская Федерация в соответствии со статьей 64 Конвенции заявляет, что положения пунктов 3 и 4 статьи 5 не препятствуют применению нижеследующих положений законодательства Российской Федерации: (….от 14 декабря 1993 года № 2140, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на военнослужащих – солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.) Срок действия этой оговорки ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия указанных выше положений положениям Конвенции." Нужно отметить, что оговорка в отношении параграфа 4 статьи 5 относится только к аресту военнослужащих, поскольку во всех остальных случаях ареста и заключения под стражу обращение к суду допускается. Возможность обращения к суду появилась после внесения в 1992 г. поправок в УПК, который был дополнен статьями 220.1(Обжалование в суд ареста или продления срока содержания под стражей) и 220.2(Судебная проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал