Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение во внутренние факторы 2 страница






Хорошим примером „человека случая" является фанатик „одноруких бандитов", то есть игровых автоматов, которых полно в Лас-Вегасе. Кроме проталкивания жетона в щель и дерганья за рычаг, он абсолютно никак не влияет на результат, который полностью зависит от прихоти машины.

Люди, уповающие на фактор случайности, могут верить в Бога, но не так, как те, кто сами ежедневно заставляют жизнь вертеться. Они определенно не считают, что являются частью глобального осмысленного плана бытия. Все происходит само собой, и мы тут ничего не можем поделать. Характерно, например, их отношение к смерти: по их мнению, смерть — случайное, абсолютно непознаваемое событие, которое наступает строго „по графику", вне зависимости от того, как вы заботитесь о своем здоровье, какие доктора вас лечат, где вы живете и еще

от сотен прочих вещей, которые могут влиять на ваше здоровье. Приходит ваше время — и карта бита. Нет смысла даже пытаться повлиять на то, когда и как вы умрете. Это просто случится и все.

Давайте взглянем более пристально на вопрос физического здоровья, так как он дает полезное понимание важности локу- са контроля. Попросту говоря, вопрос стоит так: считаете ли вы, что здоровье зависит от тяжелой работы (тренировки, правильного питания), хороших врачей или от фортуны?

Когда „интернал" заболевает, он уверен, что сам имеет отношение к возникновению болезни. Он возлагает на себя ответственность как за заболевание, так и за выздоровление. Например, некоторые пациенты, жалующиеся на сердце, заявляют, что заболели, потому что набрали лишний вес и не занимались физкультурой. Они могут чувствовать, что испытывали много нервных нагрузок или не в меру курили. По тому же принципу

они рассматривают выздоровление как свое личное дело. Легко удается убедить их выполнять все предписания врачей, принимать необходимые лекарства и изменить образ жизни. Таковы люди интернального типа.

„Экстернал", наоборот, лежа на больничной койке, ругает за свое больное сердце кого угодно, кроме самого себя, даже если он имеет привычку выкуривать по две пачки в день и каждый вечер в течение последних десяти лет съедать по двойному чизбургеру. Такие пациенты клеймят своих родителей („У меня ужасные гены"), даже самого Господа. От человека экстерналь- ного типа можно услышать объяснения, что его „заколдовал" тайный враг, „доконала" экология, „съели" чиновники и бюрократы. И, как можно предположить, такие пациенты совсем не хотят участвовать в собственном выздоровлении. Это работа врачей, медсестер, физиотерапевтов — только не их самих.

Вас не должен удивлять мой вывод о том, что труднее всего помогать „людям случая". Они не хотят отвечать за свое выздоровление, они не верят ни в какое лечение и не ставят перед собой никаких целей по улучшению самочувствия. Нет причин напрягаться — значит, минимальная или нулевая мотивация. Начало болезни — случайность, „черная" карта, выпавшая в слепой игре случая. Никто ни за что не отвечает, просто имеет место произвольное стечение обстоятельств. Не повезло. Оказался не вовремя не в то время не в том месте.

Вспомните тех двух пациентов нашей клиники, Стива и Дона. Очевидно, что качество жизни у Стива сейчас гораздо выше, чем у Дона. Но цель этого примера — не показать, кто был прав, а продемонстрировать, как локус контроля может и создает результаты в нашей жизни. Поскольку у Дона был такой способ мышления, что все его проблемы — от „судьбы- злодейки", плохого лечения, он не мог подключить те мощные ресурсы, которые находились в его распоряжении. Другими словами, хотя возможности выздоровления были совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, он их не видел. Его „радар" не был настроен на поиск этих ресурсов, так как он считал, что они никуда не годятся. Он был уверен, что обречен на боли в спине, и ни он сам, ни кто-либо другой не в состоянии ничего сделать. Его настрой на то, что случай — божество, которое правит всей его жизнью — в данном случае, здоровьем, — обрек его на ту жизнь, которой, я не сомневаюсь, он живет и сегодня.

Столь же важно, как и в применении к собственному здоровью, не сделать и более крупной ошибки — вопрос, который мы решаем, гораздо серьезнее. Понимание и умение управлять своим локусом контроля безусловно имеет последствия для физического здоровья человека, но, кроме того, это затрагивает и все другие аспекты жизни, прямо влияет на качество и содержание каждого прожитого нами мгновения.

То, где вы ищете причины всего происходящего с вами, вли

яет на главные моменты: карьеру, семейную жизнь и, конечно, здоровье. Если события постоянно соотносятся с ложными причинами, значит, человек живет по вымышленному „я". Причем это проявляется и в мелочах. Мой мл адши й сын Джордан однажды ворвался в дом с таким видом, как будто покорил мир. Я

знал, что у него в тот день важный экзамен, поэтому спросил:

— Эй, ну как экзамен: со щитом или на щиге?

Он ответил:

— Я их сегодня просто разгромил! Точно в яблочко! Папа, это было та-а-к легко!

Я почувствовал, что самое время провести небольшую воспитательную беседу, помочь Джордану сделать правильную самооценку. (У Бога в сердце есть отдельное место для детишек, которым суждено расти под присмотром родителя-психо- лога.)

Я сказал:

— Ты имеешь в виду, что упорно занимался, поэтому знал ответы на все вопросы? Экзамен показался легким, потому что ты владел предметом, разве не так? Так что тут заслуга не легкого экзамена, а твоя награда за усердие, правда? Вспомни, ты даже пропустил очередную серию „Симпсонов" по такому случаю!

Сын взглянул на меня с таким удивлением, как будто увидел у меня на лбу третий глаз, и, наверное, подумал: „Черт возьми, отец, да брось ты! " Он вдруг кивнул и сказал:

— Да, пожалуй... Ты прав. Я ведь действительно „упирался" две ночи подряд!

Он решил, что экзамен легкий. Но разве они бывают трудными, когда хорошо подготовлен? Трудный или легкий, это все тот же экзамен; мы сами клеим на него „бирку". Если вы „человек случая", то можете сказать: „Сегодня повезло" или „Не судьба".

„Экстернал" все спишет на сложность или простоту экзамена. „Интернал" объяснит успех своим прилежанием или, в более общем плане, своими способностями.

В какую из этих категорий вы запишете себя? На кого возложите ответственность за успех в жизни? Вы делаете выбор, полагаясь на себя или „на дядю"? Надеетесь, что тот, кому вы вручите бразды правления своей судьбой, хорошо с этим справится?

Самое время сверить факты. Так как я уже много сказал о том, что человек сам отвечает за свою жизнь, вы вправе предположить, что я голосую за „интернала" как человека, который скорее всего преуспеет на пути к подлинному „я". Правильно, мы сами создаем свой жизненный опыт. Я глубоко убежден, что большинство явлений нашей жизни управляются изнутри. Но я также верю, что, читая эту главу, вы заметили недостатки в любом „размещении" локуса контроля. Ни человек экстерн нального локуса контроля, ни „человек случая", ни „интернал" не обладают идеальной точкой зрения. Свои недостатки есть у каждой из трех типов.

Например, трудно обвинять женщину в том, что муж бросил ее с тремя детьми и сбежал с коварной красоткой, которую подцепил на работе. Такое его бесхребетное, немужское и жестокое поведение абсолютно вне ее контроля и ответственности. И если год спустя она все еще сидит, окаменев от горя, твердя: „Это все — моя вина", — значит, что-то не то с ее восприятием внешнего мира. Она непропорционально берет все на себя, возлагает на себя вину за чужое поведение. Да, действительно я считаю, что подлинное „я" человека позволяет ему контролировать свою жизнь и реакции на события, но нужно в то же время реально смотреть на то, что мы способны контролировать и что — нет.

Предположим, вы наслаждаетесь баскетбольным матчем, а в это время за две тысячи миль от сердечного приступа умирает ваш отец. Многие в такой ситуации неправильно трактуют события, начиная себя корить:

— О, если бы я оказался там, отец был бы жив. Я виноват в том, что случилось.

Прошу прошения, но стоит пару секунд поразмьпшіять логически, и можно легко прийти к выводу, что смерть отца была полностью вне вашего контроля. Тем не менее, я постоянно слышу, как люди говорят одно и то же, как и вы. Это негативное поведение „интернала". Родители часто всю жизнь клянут себя за несчастье, которое случилось с их ребенком во дворе. Как крайний случай, некоторые деятели, которых иначе как психопатами не назовешь, возлагают на себя вину даже за развязывание войн. Проблемы всего мира они считают своей личной виной. Такие отклонения очевидны всем, но и мы часто ведем себя аналогично в подобных случаях.

Страсть людей впадать в самобичевание является слабостью, которую часто эксплуатируют адвокаты. Сколько раз нам доводилось слышать их громкие заявления о том, что и вы, и я, и все общество должны нести ответственность за то, что из этого юнца вырос матерый убийца! Это не его вина, а наша — нам и отвечать. Подростки также часто используют этот „приемчик", заставляя родителей чувствовать свою вину за то, что у них не такие машины и шмотки, как у соседей. Отец и матъ виноваты.

Чепуха! Если вы „купитесь" на эту ерунду и станете брать на себя события и поведение, которые „не ваши", вне вашего контроля, вы обречены на долгие годы депрессии и „чужой" боли. В таких реакциях есть доля высокомерия и самомнения, как утверждение, что солнце всходит только по вашей команде или что орбиты планет „назначены" вами. Нужно быть рациональным и разумным. Не следует претендовать на то, что не в вашей власти. Зачем подставлять свою личность под „прицел" незаслуженной критики и подрывать уверенность в себе. Смотрите на вещи реально: вам хватит и того, за что вы отвечаете прямо и недвусмысленно, нечего брать на себя лишнее.

А что насчет людей экстернального локуса контроля? Может ли их локус контроля создавать проблемы? Конечно, да. Приписывание всего только внешним факторам может быть очень разрушительным. Например, разгульный „экстернал", оказавшийся на краю финансовой пропасти, может утешаться: „Господу угодно, чтобы я обанкротился. Это — Божья воля".

Представьте себе все последствия такого способа мышления. Если вы относитесь к данному типу, и у вас умирает кто-то из родителей, вы можете посчитать, что за это отвечает какая-то высшая сила. Вы можете впасть в ярость от ее несправедливости. Вы можете заявить: „За что Господь презирает меня? За что он меня так жестоко наказал? Не могу представить, за что я заслужил эту боль? "

Неуместное обвинение мешает разглядеть существо проблемы. Если вы неправильно поймете ситуацию, то не сможете сделать то, что от вас реально требуется. Здесь также нужно действовать рационально и естественно, как велит наше подлинное „я". Точная самооценка основана на знании того, кто вы есть в действительности и чем способны управлять. Это вымышленное „я" базируется на чувстве вины, манипуляциях и ожиданиях, которые сбивают с толку. Тот самый большой шаг, над которым мы сейчас будем продолжать работать, заключается в том, чтобы начать прислушиваться к тому, что вы себе говорите, и оценить объектив, сквозь который вы рассматриваете мир. Помните, чтобы быть подлинным в своем мышлении, вы должны иметь дело с фактами и только с фактами. Представление о себе, которое искажено „слишком внешним" локусом контроля, может привести к серьезным неприятностям.

Аналогично, слишком большая ставка на случай принижает потенциал личности и открывает дорогу очевидным проблемам. Если основываться на принципе „какая разница? ", тогда вы, скорее всего, проведете свою жизнь на обочине. „Люди случая", что не удивительно, поражают других своей ленью и „от-1 ключенностъю" от жизни. Они упускают благоприятные возможности внести перемены в свою жизнь, приблизить себя к своему подлинному „я".

Как бы вы ни обосновывали свой выбор в пользу внутреннего или внешнего локуса контроля, вам не придумать ничего в пользу „человека случая". Дело в том, что в жизни ничего не происходит случайно. Жизнь без определенности — это жизнь по ложным посылкам, и только вымышленное „я" смиряется с такой жизнью. Человек отнимает у себя способность к переменам. Игнорируя возможность стать самим собой, он оказывается в состоянии постоянного хаоса. В жизни, доверенной случаю, растворяется личность.

ПОИСК СВОЕГО ЛОКУСА КОНТРОЛЯ

Хочется верить, что вы понемногу усваиваете понятие локуса контроля. Сейчас вы, скорее всего, догадываетесь, какого типа локус контроля „правит бал" в вашей жизни. Но давайте установим это точно. Обратимся еще раз к заполненным вами анкетам и углубимся в ваши личные данные.

Начнем с анализа ваших ответов на вопросы Приложения А, которые касаются здоровья. Эта анкета поможет вам выявить, кто или что считается ответственным за ваше самочувствие. Ваши ответы на вопросы каждого раздела дали сумму баллов от пяти до двадцати. По каждому разделу теста — внутреннему, внешнему или случайному — набранные вами баллы определяют вас в одну из трех категорий — низкую, среднюю или высокую — по следующим принципам:

Раздел I. Внутренний локус контроля

Баллы

5-12 Очень низкая связь здоровья с внутренней ответственностью

13-20 Низкая связь здоровья с внутренней ответственностью

21- 32 Средняя связь здоровья с внутренней ответственностью

33-40 Высокая связь здоровья с внутренней ответственностью

Раздел II. Внешний локус контроля

5-10 Очень низкая связь здоровья с внешними факторами

11-15 Низкая связь здоровья с внешними факторами

16-21 Средняя связь здоровья с внешними факторами

22-40 Очень низкая связь здоровья с внешними факторами

Раздел III. „Случайный" локус контроля

5-9 Очень низкая зависимость здоровья от случая

10-17 Низкая зависимость здоровья от случая

18-25 Средняя зависимость здоровья от случая

26-40 Высокая зависимость здоровья от случая

Теперь давайте рассмотрим значения набранных вами баллов. В свете того, что вы только что узнали о „случайном" подходе к жизни, вас не должно удивлять, что фактором, который лучше всего предсказывает проблемы со здоровьем в будущем и сложности с выздоровлением, является высокая сумма баллов в „случайной" категории. Если вы находитесь в высокой категории (26-40 баллов) по этой манере восприятия, это значит, что вы не верите ни в себя, ни в кого другого как хранителя вашего здоровья. Вы хотите показать, что вы — во власти любой бактерии или любого травмирующего элемента во вселенной, и у вас нет оружия бороться с ними. Если это ваш показатель, то вы, скорее всего, крайне пассивны, когда нужно взять под контроль свое здоровье (вспомните Дона).

Если у вас нет веры ни в себя и ни во что, значит нет веры и в оздоровительные ресурсы. Тогда какой смысл соблюдать диету или бросать курить? Заметьте: эта „опора" на случай не имеет ничего общего с понятием самодисциплины. Он отличается от того, когда вы не хотите менять своих привычек, потому что не хотите себя „обуздывать". Случай — синоним бессилия: нет смысла дисциплинировать себя и, следовательно, нет мотивации к переменам.

Каковы последствия для здоровья у людей экстернального типа? Высокий показатель (22-40 баллов) по „внешней" шкале означает высокую надежду на силу других людей или внешних вещей в вопросах своего здоровья. Если вы „экстернал", то, как и люди со „случайным" локусом контроля, склонны к проявлению пассивности по отношению к своему здоровью. Не полагаясь на судьбу-злодейку, вы рассчитываете на врачей или на кого угодно, способных „починить" ваш организм. Однако избежать проблем по причине ответственного поведения вам тоже не хочется. Старая пословица „грош на профилактику экономит рубль за лечение" — просто смерть для „экстер-1 нала". Стоит только ослабить энергию, как попадаешь во власть сил, которые вне твоего контроля. Предположим, например, что два или более ваших врачей разошлись во мнениях. В замешательстве и конфликте мнений можно запаниковать и не знать, что делать. Всегда плохо подменять собственное мнение чужим. Если вы относитесь к данному типу, то ваша уязви

мость в такой ситуации очень велика.

Если у вас высокие баллы по влиянию случая или внешних факторов на здоровье, то вам есть смысл познакомиться с главными „убийцами" человечества: болезнями сердца, раком, диабетом, насилием и автомобильными авариями. Какой образ жизни способен повлиять на результат? Главные причины проблем с сердцем — неправильное питание, недостаточные физические нагрузки, стресс и курение. Стресс, курение и питание также фигурируют в исследованиях по профилактике рака. Хотя имеются показания, что в диабете велика роль наследственного фактора, самые главные причины опять же — питание, физические упражнения, стресс. Стресс также часто выливается в насилие, убийства и самоубийства. А что касается автомобильных аварий, то ведущими факторами являются превышение скорости, употребление алкоголя за рулем, небрежность и „забывчивость" пристегиваться ремнями безопасности.

Подумайте обо всех этих факторах и спросите себя: кто управляет ими? Вы сами будете отвечать за свой выбор или позволите другим сделать это за вас?

Вывод: большинство основных проблем со здоровьем зависит от того, что мы делаем или не делаем. Нравится вам это или нет, но большинство причин и следствий — в ваших руках. Лечащие врачи могут лучше знать вашу болезнь, но вы лучше знаете себя. У вас больше власти над своим телом и мозгом, чем у кого-либо другого. И на вас лежит основная ответственность. Поэтому высокие баллы по внутреннему показателю часто очень продуктивны.

Теперь вы знаете, как ваше физическое состояние зависит от того, где располагается локус контроля. Давайте посмотрим на ваши баллы по анкете из Приложения Б. Как и в анкете, касающейся здоровья, оценки здесь находятся в диапазоне от пяти до двадцати. По каждому разделу теста — внутреннему, внешнему и „случайному" — ваши баллы попадают в одну из трех категорий — низкую, среднюю или высокую. Из следующей таблицы вы можете определить значение своей суммы баллов.

Раздел I. Внутренний локус контроля

5-20 Низкая связь подлинного „я" с внутренними источниками

21- 32 Средняя связь подлинного „я" с внутренними источниками

33-40 Высокая связь подлинного „я" с внутренними источниками

Раздел II. Внешний локус контроля

5-15 Низкая связь подлинного „я" с внешними источниками

16-21 Средняя связь подлинного „я" с внешними источниками

22- 40 Высокая связь подлинного „я" с внешними источниками

Раздел III. „Случайный" локус контроля

5-17 Низкая связь подлинного „я" со случайностью

18—25 Средняя связь подлинного „я" со случайностью

26-40 Высокая связь подлинного „я" со случайностью

Если вы набрали максимальные баллы по внутреннему разделу и минимальные — по „случайному", значит, вы считаете себя ответственным за положительные изменения в своей жизни. Вы готовы задавать себе жесткие вопросы, на которые нужно ответить, чтобы восстановить ясность и подлинность личности.

Если, с другой стороны, ваши максимальные баллы оказались во „внешнем" разделе, вам самое время уточнить самооценку. Нужно начать исследование того, что заставило вас отказаться от самоконтроля. Не думайте, что я преследую вас за то, что вы не соответствуете моему „лучшему" сценарию. Как мы уже видели, имеются недостатки и у внутреннего локуса контроля: иногда мы не можем управлять всем, что происходит вокруг, но у человека появляется ложная и высокомерная привычка считать иначе. Однако там, где мы можем влиять на внешний мир, мы обязаны это делать. Нужно особенно быть начеку от

негативных аспектов поведения людей экстернального типа, которое является классическим исполнением роли „жертвы".

Если ваши самые высокие баллы набраны в разделе „случай", вы должны решить прямо сейчас, выйти ли вам на поле и включиться в игру или так и сидеть на трибуне остаток жизни, ожидая, когда к вам случайно попадет мяч.

Разве так трудно принять решение? Это — ваша жизнь, почему же вы хотите быть лишь пассажиром?

При исследовании вашего локуса контроля мы говорили о конкретном стиле, в котором вы трактуете события своей жизни и реагируете на них. Я верю, что сейчас у вас уже есть точное понимание того, какой из этих трех стилей лучше всего отражает ваш подход к жизни. Знание — сила, и знание того, каков ваш стиль, даст вам новую меру энергетики вашей жизни. Это критический первый шаг в обращении к внутренним факторам.

По мере того, как вы будете знакомиться со следующими главами, вы все больше начнете осознавать свое умение отвечать на все „почему" своей жизни определенным и предсказуемым образом. Вы научитесь распознавать благоприятные возмож

ности не зависимо от того, в каком состоянии сейчас ваша самооценка и где находится локус контроля. Вы будете видеть причину события там, где она есть.

Надеюсь, что вы также поняли, что высокомерие и психология жертвы — близнецы-негодяи, населяющие ваше вымышленное „я” и готовые столкнуть вас с пути на каждом повороте. Чрезмерная интернальность означает, что человек высокомерно берет на себя ответственность за все, что происходит в его жизни, хорошее или плохое, вне связи с фактами. Не делайте этого! Вы не можете изменить тот факт, что умерли ваши родители, от вас ушла жена или ураган налетел на Флориду. Если вы будете настаивать на противном, то добьетесь возрождения вымышленного „я" и снова уйдете от своей истинной личности. Отличайте вещи, которыми можете управлять, от всех остальных.

Что касается тех моментов, которыми вы можете управлять — а их большинство, — вы начинаете видеть, что больше не можете играть роль жертвы. Это как в старой пословице: Бог не водит припаркованные машины. Вам нельзя больше оставаться на стоянке. Ваше подлинное „я" призывает вас: самое время начать движение. Давайте продолжать работу, несмотря на все возможные препятствия.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

Никто не может заставить нас почувствовать себя ничтожеством без нашего согласия.

ЭЛЕОНОРА РУЗВЕЛЬТ

ЧТО ТАКОЕ

„ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ"

Несколько лет назад, во время проведения одного эксперимента группа ученых попросила студентов-добровольцев надеть специальные очки, которые переворачивали изображение — все предметы были вверх ногами. Первые несколько дней эксперимента студенты на все натыкались, совсем как мой дядя Боб, который на каждом семейном совете, на котором я имел несчастье присутствовать, напивался до галлюцинаций и ползал на коленях, натыкаясь на мебель. Студенты опрокидывали столы, попадали в тупики, часто падали, в общем, испытывали массу трудностей. Они знали, как мир выглядит на самом деле, и их мозг отказывался воспринимать эту вымышленную, поддельную информацию — по крайней мере на первых порах.

Затем случилось нечто необычное. Прошло несколько дней, и студенты стали воспринимать свой „фальшивый" перевернутый мир как реальный. Их мозг приспособился к этому искажению. Уже к концу первой недели они стали прекрасно ориентироваться в пространстве.

— Ничего себе, — подумали исследователи и решили продолжить эксперимент до конца месяца. К концу этого срока подопытные сообщили, что очки больше не вызывают у них

Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI(HERSOH ]

никаких проблем. Они заявили, что считают свою способность ориентироваться близкой к норме. Они могли читать и писать почти с такой же легкостью, как и до эксперимента, точно определять расстояние „на глаз" и даже преодолевать длинные лестничные марши с такой же скоростью и легкостью, как и их „нормальные" коллеги.

О чем говорит этот эксперимент? О том, что мозг очень быстро привыкает к нашему восприятию, даже если мы смотрим на мир сквозь объектив, который полностью искажает действительность. Если нам дать достаточно времени, мы вскоре начинаем трактовать совершенно неправильное восприятие как истинное. „Вдолбите" человеку в голову достаточно информации, „загрузите" его должным образом и вскоре вы сможете убедить его в чем угодно. В истории человечества полно ярких и драматичных примеров: „промывание мозгов" в лагерях военнопленных, вовлечение путем внушения в культовые секты, втягивание детей в уличные хулиганские группировки. Молодые и пожилые, общительные и молчуны, образованные и неграмотные — все имеют свои взгляды, живут своей жизнью в окружении родных, разделяют определенные ценности, и все это можно довольно быстро изменить, если начать упорно пичкать их искаженной информацией. Люди с когда-то четким взглядом на жизнь, прочным пониманием добра и зла, сильными приоритетами и ценностями вдруг начинают воспринимать искаженную информацию как истину. Заведомо неверная перспектива начинает представляться правильной, что часто приводит к трагическим результатам.

Какая часть вашего представления о себе базируется на такого рода искаженном восприятии? Смысл этой главы состоит в том, чтобы выявить, возможно, и вы могли пройти „промывание мозгов", „зомбирование", которое было столь же разрушительно для сознания, хотя и менее заметно, чем вовлечение в религиозную секту. Хочется верить, что вас еще не вовлекли в секту или банду, тем не менее, полезно знать, что самый мощный „промыватель мозгов" — вы сами. И если вас „вскормили" фальшивой информацией о том, кто вы есть и кем вы не являетесь, и вы „купились" на нее, ваш мир может быть совершенно перевернутым, а вы даже не подозреваете об этом. Если ваше внутреннее „я" уязвлено и позволяет всяким ничтожествам „лить" на вас подлую чушь постоянно и ежедневно, если вы даете уговорить себя, что вы неудачник, считайте, что вы „вляпались" в очень крупную неприятность. Далее я расскажу о том, как это происходит, как воздействует на человека и что с этим делать.

ФИЛЬТРЫ

Мы смотрим на окружающий мир и на себя через систему фильтров. Давайте разберемся, что это такое. Фильтр — механизм, который что-то пропускает, а что-то, наоборот, отбрасывает. В зависимости от того, из чего изготовлен фильтр, он способен также изменять вид того, на что сквозь него смотрят, или того, что он сквозь себя пропускает. Солнечные очки — хороший пример фильтра для зрения. Только здесь я не имею в виду какой-то конкретный физический прибор, который можно надевать и снимать, как очки. Те фильтры, о которых я говорю, — не для зрения, это умственные, эмоциональные, словесные и ограничивающие наше восприятие фильтры. С их помощью мы перерабатываем и придаем весомость и значение каждому событию своей жизни. Некоторые вещи мы пропускаем, другие „отсеиваем", но каждой уделяем внимание. Наши фильтры занимаются не только тем, что мы „видим", но и тем, что „слышим", и тем, во что верим.

Поскольку мы уверены, что мы честные люди, и думаем, что сами себе не врем, мы склонны верить, что наше отфильтрованное восприятие является точным отображением действительности. Все, что проходит сквозь фильтр, будь оно точным или нет, принимается на веру. В результате, если и такое отфильтрованное восприятие лжет, мы обманываем себя „по крупному". Мы живем в полной уверенности, что перевернутый мир реален. Отсюда предупреждение: всякий раз, когда дело каса

ется ваших непроверенных и не вызывающих возражении реакций на окружающий мир, вы должны быть настороже. Вполне возможно, что вы видите себя в искаженном свете.

Я утверждаю так потому, что наши фильтры восприятия имеют свойство свободно пропускать любой негатив и задерживать позитив. Такова уж особенность человеческой натуры.

Все мы склонны искажать или упускать истину, особенно когда оказываемся в ситуации, в которой присутствует физическая или эмоциональная угроза. Например, исследования показывают, что человек под дулом пистолета фиксирует все свое внимание, что неудивительно, на оружии, а не на двери или любой другой возможности спастись. Почему? Потому что негативное всегда „кричит" громче, чем позитивное, и чем ярче негатив, тем громче „крик". Мы настроены на негатив, угрозу, проблемы, потому что в нас силен инстинкт самосохранения, поэтому если кто-то или что-то воспринимается нами как угроза (оружие), она может затмить или вытеснить все прочие события или реакции. Страх оружия приковывает внимание, полностью отодвигает и исключает любую другую информацию. Стены могут обрушиться вокруг вас, но вы даже не заметите этого. Такова сила нашего мозга, когда он „зацикливается" на негативе.

Давайте рассмотрим сценарий, который может быть ближе к реальности. В вашей жизни есть множество людей, которые верят в вас и вдохновляют вас. Ваша „группа поддержки" может насчитывать сотни человек, но я готов поспорить, что если у вас есть хотя бы один или два критика — один или два нелицеприятных „правдолюбца", — то эта „шумная парочка" способна захватить все ваше внимание, целиком вытесняя весь положительный эффект. Почему? Потому что любой отказ, критика или нападки причиняют нам боль, и мы вынуждены обращать на это внимание. Как и в случае с пистолетом грабителя, наши фильтры настроены на болезненную угрозу, и мы видим эту угрозу собственному мнению о себе более живо, чем что- либо другое. Что столь же важно: негативные тенденции могут оставаться с нами долгое время. Подумайте об актере на сцене: сотни восторженных поклонников окружают его почестями и вниманием, но запомнится ему тот единственный невежда, который кашлянул или не к месту засмеялся во время спектакля.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал