Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






искусство эпохи Бронзы

(2 тыс. до н. э.)

Металл в эпоху Неолита начинает иг­рать в жизни человека все более значи­тельную роль. Люди научились изготов­лять бронзу (сплав олова и меди), кото­рая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Улучшилась обработка земли. Это способ­ствовало дальнейшему совершенствова­нию производства.

Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. По­этому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятель­ными отраслями производства.

Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяй­ство одной семьей, в рамках которой оста­вался полученный прибавочный продукт. Так и зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифферен­циации. Вскоре в некоторых районах (Пе­редняя Азия, Индия) складываются ран­неклассовые объединения.

В других районах шел дальнейший про­цесс разложения первобытнообщинных от­ношений, усиливалось имущественное не­равенство и завершался переход к патри­архату. Такая неравномерность развития не дает возможность характеризовать ис­кусство этого периода в целом, поэтому мы остановимся на рассмотрении лишь от­дельных наиболее интересных культур, распространенных некогда на территории СССР.

С изобретением нового материала ~ бронзы значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за овла­дение скотом, пашнями, металлом. Появи­лись военные руководители. Возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти; неда­ром первые крупные заупокойные соору­жения - курганы появляются в эпоху ме­талла. Размеры курганов, количество и ка­чество положенных в них вещей говорят об особом положении захороненного в об­ществе и о его имущественном превосход­стве. Усложняются культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями.

Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла стано­вится одним из основных видов творчест­ва. Довольно скоро были освоены все тех­ники торевтики; ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. В большом коли­честве начинают изготовляться металли­ческие украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, нашивные бляш­ки, разнообразившие отделку одежды, ко­торую дополняют всевозможные пояса, пряжки и застежки-фибулы. Богато и разнообразно украшается металлическое оружие.

Эпоха бронзы - это эпоха военных столкновений, поэтому украшению ору­жия придавали большое значение. В скульптурном завершении рукояток ча­сто встречаются изображения зверей. Ис­кусство и в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами.

В захоронениях бронзового периода на­ряду с керамическими сосудами обнару­жены и металлические, украшенные гра­вировкой. Они были, видимо, предназна­чены для каких-то особых случаев, может быть, связанных с отправлением опреде­ленного ритуала. Для нас они ценны тем, что свидетельствуют о значительных твор­ческих успехах этой эпохи.

Мелкая пластика начинает отливаться из металла. Характерно, что повсеместно в раннюю эпоху бронзы предметы, отли­тые из металла, сделаны по восковой мо­дели, носят явные следы довольно прими­тивной техники лепки, и только позже люди найдут специфические для металла формы. Исчезли глиняные женские стату­этки, которые были так характерны для всех неолитических культур. Теперь ант­ропоморфные изображения больше связы­ваются с образом мужчины, что находится в прямой зависимости от патриархального характера родовой общины.

Зверь по-прежнему чрезвычайно инте­ресует художников. В большинстве случа­ев изображение зверя является украше­нием предмета практического назначения. Мастер почти всегда в это украшение вкладывает определенный смысл.

Керамические сосуды, продолжавшие бытовать повсеместно, в эту эпоху приоб­ретают более правильные формы (в некото­рых районах был уже изобретен гончар­ный круг). Рисунок на поверхности изде­лия становится упорядоченнее, более от­работанным, отличается в отдельных слу­чаях даже некоторой сухостью. Порази­тельным остается неисчерпаемость вариан­тов орнаментальных мотивов, преимущест­венно геометрического характера.

Архитектура.

Но самым важным явле­нием, характеризующим почти повсемест­но поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая (греч. большой камень) архитектура, появившая­ся в это время во многих местах Европы и Азии и свидетельствующая о больших изменениях, происшедших в жизни пер­вобытного человека. Памятники мегалити­ческой архитектуры - это свидетельство не только возросшего чисто технического умения возводить монументальные соору­жения, но и проявление совершенно но­вых идеологических, духовных и эстети­ческих потребностей, запечатленных в но­вых, ранее не существовавших формах. Первобытный человек давно уже умел воз­водить постройки - он строил полуземлянки в палеолите, деревянные дома на сваях, жилища из глины типа триполь­ских или домов Передней Азии в эпоху неолита, но вряд ли от всех этих соору­жений требовалось что-либо иное, за ред­ким исключением, кроме выполнения их непосредственной утилитарной функции жилища. Правда, возводя их, человек постигал определенные закономерности создания архитектурно-пространственной формы, реализуя накопленный опыт изоб­разительного творчества, используя свои представления о ритме, симметрии, соот­ношении масс, гармонии.

Памятники мегалитической архитекту­ры были тесно связаны с религиозно-куль­товыми идеями, которые в эту эпоху зна­чительно усложняются. Сооружения, тре­бующие затраты усилий огромного числа людей, несли в себе образное начало и были художественным выражением важ­ных для первобытного человека задач.

Мегалитические постройки можно раз­делить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры - это вертикально поставленные камни, разной величины и по-разному в разных областях оформлен­ные. Размер их колеблется от одного мет­ра до двадцати (21-метровый менгир за­фиксирован во Франции). Менгиры быва­ют как едва отесанными, так и выпол­ненными в виде монументальной скульп­туры. Таковы вишапы - монументальные изображения рыбы, созданные в Армении. о Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Си­бирь). Менгиры не были непосредственно связаны с захоронением. Как правило, они выполняли самостоятельную функ­цию, возможно, были объектом поклоне­ния или обозначали место церемоний. Во всяком случае, это совершенно новое яв­ление, где впервые определенная идея на­шла себе выражение в монументальной форме, которая призвана была воздейст­вовать на ум и воображение людей. Во Франции встречаются целые поля менги­ров - это регулярные ряды вертикальных каменных столбов, тянущихся на 2-3 ки­лометра. В СССР менгиры встречаются в степных областях и на Кавказе.

Дольмены - это довольно сложное со­оружение,

своеобразное в разных райо­нах, но всегда с ясно

выраженными несо­мыми и несущими частями,

образующими стоечно-балочную конструкцию.

Простей­ший дольмен - это два вертикально

по­ставленных необработанных камня, перекрытых

третьим (Франция). Законченный по форме и обработке дольмен состоит из четырех хорошо отесанных и плотно при­гнанных плит, поставленных вертикально и образующих в плане четырехугольник. Стены перекрыты пятой, также хорошо обработанной плитой, в несколько тонн ве­сом. Дольмены бывают многогранными и круглыми В плане с несколькими камера­ми. Порой к дольмену вел коридор, состоящий из наклонных плит или неболь­ших менгиров. В некоторых дольменах внутренние стороны плит покрыты сим­волическими знаками, часто это спирале­видные линии, нанесенные красной или сделанные врезанной линией. Дольмены служили местом захоронения членов рода. На территории нашей Родины они в зна­чительном числе встречаются на Кавказе.

На современного человека они произво­дят впечатление не только своими разме­рами, виртуозностью обработки каменных плоскостей и точностью их соединения, но и удивительной найденностью пропорций, красотой и монолитностью объемов, яс­ностью выявленной конструкции. Все это и является основой выразительности дан­ного типа сооружения.

Кромлех - это каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь или является самостоятельным сооружением,

состоящим из нескольких концентриче­ских окружностей.

Самый знаменитый и сложный кромлех найден в Англии,

около Стоунхенджа (Есть предположение, что этот

кромлех служил чем-то вроде астрономического

наблюда­тельного пункта, так как по расчетам современ­ных специалистов установлено, что вертикально стоящие пары больших камней образуют про­странство, сквозь которое

легко наблюдать в определенные периоды движения Солнце, Луну и

другие планеты). Он состоит из нескольких концентрических кругов

разной величи­ны каменных столбов. Один ряд состоит из менгиров

совсем небольших, другой, ближе к центру, - из огромных, в несколь­ко

метров высотой, хорошо отесанных прямоугольных глыб, попарно

перекрытых мощными каменными брусьями. В центре всего

сооружения, имеющего строго про­думанную и довольно сложную планировку, лежит квадратная плита, которая и была, вероятно, смысловым центром архи­тектурной композиции.

В эпоху бронзы появился еще один вид сооружений, говорящих о наступлении но­вого времени. Это большие десятиметровые курганные насыпи над захоронениями от­дельных, видимо, знатных членов кол­лектива. По окружности ставили камен­ные плиты (курган около с. Вербовка Черкасской обл.), а насыпь обкладывалась деревянными плахами или досками.

В степном причерноморье над курганами помещали так называемые

каменные бабы - надмогильные памятники в виде антропоморфных

фигур (Днепропетровская обл.). В ранний период бронзы эти каменные

изваяния еще весьма примитивны, и только позже (скифская эпоха)

они получают более законченное пластическое выражение.

Таким образом, в эпоху бронзы, помимо существования петроглифов и дальнейше­го развития и совершенствования декора­тивно-прикладного искусства, открылся совершенно новый путь выражения идей мыслей и чувств: появились монументаль­ная пластика, связанная с образом чело­века, и архитектура, выполнявшая не только узкоутилитарную задачу.

Изобразительное искусство.

Естественно, что развитие культуры бронзового века в первую очередь связано с районами, где добывался металл. На территории СССР ­это Кавказ, Урал и Южная Сибирь.

Майкопская культура. На Кавказе брон­зовый век развивается на основе местных культур неолитического типа. На Северном Кавказе бронзовый период хорошо ха­рактеризуется Майкопским курганом (Кубань, г. Майкоп).

Это одно из богатейших

погребений бронзового

века середины 3 ты­сячелетия

до н. э. Среди

многочисленных предметов

из этого

захоронения, которое свидетельствует о глубокой уже

имущест­венной дифференциации, особого внимания

заслуживают украшения балдахина, водруженного над

телом покойного. По­лотнище, украшенное некогда нашивными бляшками, держалось на деревянных круглых палочках, вставленных в серебряные трубки, на которых были укреплены литые из золота и серебра фигурки быков (две золотые и две

серебряные). скульп­турные украшения, сделанные

с удиви­тельным мастерством, поражают верностью

передачи внешнего облика животного.

Выразительность строится на соединении подчеркнуто

реалистических черт (рога, круп) и деталей, данных весьма обобщенно (глаза) (Ленинград, Эрмитаж).

Нашивные бляшки в виде львов и быч­ков несут

черты влияния искусства Во­стока (некоторые

ученые считают, что как (кони на пряжке,

Ленинград, Эрмитаж), показать, например,

оленя с повернутой назад головой, ЧТО в

металлопластике раньше не встречалось.

В Южной Сибири особенно активно развивались навершие жезла.

культуры бронзового века в Минусинской котловине Кобанская к-ра

которая в силу своего географического положения

была местом усиленного передвижения племен, начиная с эпохи неолита вплоть до Ново­го времени.

Скотоводческие племена, заселяющие с начала 2 тысячелетия этот район, остави­ли крупные (до двух метров) каменные изваяния. Они не были связаны с захоро­нениями

и были объектом почитания мно­гих членов племени. Около них,

может быть, устраивали культовые церемонии целого клана.

Изображали они, наверное, женщину-мать, прародительницу рода,

образ которой соединялся еще с зооморф­ными чертами тотема.

Идея и смысл в них были выражены чисто художественными

средствами. Большинство стел этого времени приблизительно

 

одинаковых очерта­ний. На вертикальной плоскости камня воспроизведено человеческое лицо (Абакан, Краеведческий музей). Эти «личины» выбивались невысоким рельефом, без рез­ких светотеней, но всегда достаточно вни­мательно моделированными. Иногда рель­ефной

же была верхняя часть торса, всегда женского. Остальные

детали - татуи­ровка, волосы, магические знаки, головной

убор - обозначались врезанной графиче­ской линией.

Нерасчлененный монолит воздействовал издали прежде всего

общи­ми своими очертаниями, замкнутым кон­туром цельной

формы.

Несмотря на фантастические дополне­ния в виде третьего глаза, поперечных по­лос, идущих через все лицо, символиче­ских знаков в трактовке самого лица, в его овале чувствуются этнические черты, выступающие достаточно отчетливо.

Стремление подчеркнуть определенный

антропологический тип лица видно и в

небольших фигурках-куколках из стеатита,

обнаруженных в женских и детских

захо­ронениях Енисейской долины

(Ленин­град, Эрмитаж).

Развивается здесь и металлургия, осо­бенного успеха к концу 2 тысячелетия до н. э. достигает литье. Мастера научились отливать ножи со скульптурными завер­шениями рукоятки в виде головы или це­лой фигуры животного. Со временем пла­стические украшения рукоятки приобре­тают ажурность и декоративность за счет стилизации. Происходит то же самое, что и в кобанской культуре, видимо, это обще­распространенная

закономерность, харак­терная для данной ступени развития

твор­чества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Двигательные единицы.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал