Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тенденции развития трудового и социального законодательства в XX в.






Трудовое и социальное законодательство. Трудовое право как отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием собственников связывать себя определенными нормами закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила их пойти на серьезные уступки.

Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось особенно чувствительным к любым изменениям в социально-политической обстановке. Этим определяются некоторые черты законодательства по труду большинства экономически развитых стран: 1) отдельные его институты возникали постепенно и разновременно; 2) оно не стабильно: содержание его институтов часто меняется как в сторону расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; 3) претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.

Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах: 1) рабочего времени, 2)признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, 3) зарплаты, 4) охраны труда, 5) права на забастовку и порядка разрешения трудовых споров.

Решение этих вопросов дифференцировано по странам, но ему присуще и много общего. В 1918-20 гг. в большинстве экономически развитых стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8-ю часами. Впоследствии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40-46 часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и, как важнейшее следствие этого, право на заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии закон о КД был принят в 1918 г., во Франции в 1919. Важным завоеванием в этой области для американских рабочих явился уже упоминавшийся закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип " закрытого цеха". Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта.

КД регулирует важные вопросы трудовых отношений: размеры зарплаты, порядок изменения надбавки в связи с инфляцией, условия выплаты премий, охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.

Современное законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовку, которое, однако, стремятся в некоторой мере нейтрализовать введением всякого рода ограничительных норм и прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности или по политическим мотивам. Начало забастовки стремятся затруднить введением всякого рода предварительных условий.

Уже названный американский закон Тафта-Хартли предусматривает предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так наз. " охладительный период"). Судебная практика еще более углубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.

В настоящее время, по мере усиления интеграционных процессов в мировой экономике наметилась тенденция к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал особенно интенсивным в связи с образованием Общего рынка.

После окончания Первой и особенно Второй мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. Но законодательство такого рода фрагментарно и не стабильно.

Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важным являются: социальное страхование, государственная помощь, " универсальная система". Чаще всего им соответствуют и определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, что предполагает страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 - 1, 5% от заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 -1, 5% от общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0, 5-0, 75%. Весьма характерен в этом отношении уже упомянутый американский закон 1935 г. Эта система предполагает предоставление права на пенсию и пособие при наличии страхового стажа и возраста (обычно для мужчин в 60-70 лет, для женщин в 55-65 лет), а также пособие по безработице, инвалидности и т.д.

Государственная помощь формируется из средств бюджета. Она направ­ляется только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно она является дополнением к социальному страхованию.

" Универсальная" система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, начиная с их совершеннолетия и до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок. Такая система применялась в Канаде, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал