Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День третий. Цель. Рассмотрение менеджерских умений, связанных с пси­хологическими аспектами и возможностями поощрения и наказа­ния подчиненных (фаза VI Цикла






Цель. Рассмотрение менеджерских умений, связанных с пси­хологическими аспектами и возможностями поощрения и наказа­ния подчиненных (фаза VI Цикла управленческих умений), а также вопросов влияния на групповые нормы и мотивацию работников и умения управлять конфликтами (психологические качества лич­ности руководителя, отражающие систему взаимоотношений с подчиненными).

Очевидно, что усиливающаяся роль межличностных коммуника­тивных умений руководителей в организации и регулировании со­вместной профессиональной деятельности требует понимания зако­нов эффективного общения. Поэтому в начале этого дня необходимо активизировать имеющиеся базовые знания руководителей в данной области (в связи с этим желательно, чтобы тренинг, направленный на отработку навыков эффективных коммуникаций, предшествовал тре­нингу по совершенствованию менеджерских умений).

Ведущему группы необходимо отобрать и представить на обсуж­дение (возможен режим балинтовской сессии) или проигрывание (ролевые и деловые игры) наиболее важные ситуации, заявленные ее участниками в качестве проблемных в первый день работы. Как правило, сложность почти всех этих ситуаций определяется эмоцио­нальной включенностью руководителя в проблему, что также является предметом обсуждения. В этой части тренинга особенно важно обратить внимание руководителей на эмоциональные состав­ляющие процесса управления людьми, рассмотреть ситуации, свя­занные с напряженным взаимодействием (вплоть до конфликтов), умением контролировать ситуацию и управлять ею, а также соб­ственными чувствами и чувствами других людей. Еще раз подчерк­нем, что этот пласт менеджерских умений тесно связан с психоло­гическими моментами процесса управления, а высокое «выгорание» руководителей часто определяется плохим пониманием и недооцен­кой работы со своими чувствами и переживаниями, а также эмоци­ями подчиненных. То есть, помимо деловой составляющей, особо­му анализу подвергается эмоциональный компонент сложных отношений между коллегами, руководителем и подчиненными, под­разделениями в организации и партнерами. Специальная програм­ма тренинга по управлению конфликтами, которая может быть использована как дополнительная, продолжающая цикл управлен­ческих тренингов, описана в главе 2 настоящей книги.

Мотивация подчиненных, групповые нормы, психологический климат, уровень напряженности, командный дух, включенность в работу, доверие подчиненных связаны с таким базовым умением менеджера, как умение поощрять и наказывать. Это действие явля­ется сложным для большинства руководителей, и поэтому на него обращается особое внимание в ходе тренинга. Речь здесь идет о санкциях, которые могут быть как положительными (поощрение), так и отрицательным (наказание). По схеме алгоритма партнерской беседы прорабатываются техники отказа, разговора-наказания, увольнения и разговора-поощрения (1). Тренинг следует заканчивать работой с последней, позитивной темой. Алгоритм отработки этих умений не отличается от традиционного. Необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что санкции, являясь составной частью контроля и обратной связи для подчиненных, в корректной и позитивной форме представляют собой мощный стимул к мотивированию сотрудников.

На заключительном этапе тренинга управленческих умений ка­жется особенно необходимым получение каждым участником груп­пы обратной связи по результатам его работы в группе. Такая про­цедура может быть спланирована ведущим в разнообразных, но, как правило, обычных формах тренинговой работы.

Представленная нами концепция тренинга направлена на пони­мание целостности, непрерывности и завершенности Цикла управ­ления, а также на осознание уровня развития индивидуальных ме­неджерских умений в рамках этого Цикла. Поэтому дальнейшая работа может быть сосредоточена на отдельных, особо важных для менеджеров и организации управленческих умениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

2. Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

 

3- Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент: Учебное пособие. СПб. ИВЭСЭП, Знание, 2003.

4- Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. Изд-во СПбГУ, 2000.

5- Чикер В. А. Психологическая диагностика организаций и персонала СПб.: Речь, 2003.

6- Wilson К. L. The Survey of Management Practices. N-Y., 1973.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал