Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






День первый. · знакомство, создание атмосферы;






Задачи:

· знакомство, создание атмосферы;

· обсуждение целей программы и соотнесение их с ожидания­ми участников;

· введение понятия «роль» как основного рабочего инструмен­та программы.

 

Мы уже говорили выше о специфике мотивации участников тренинга выше о специфике мотивации участников тренинга в подростковой группе. В связи с эти важно уделить особое внимание созданию атмосферы раскрепощенности, доброжелательности, с первых минут занятии. Хорошо помогают двигательных психогимнастики, игры, не требующие глубокой проработки, значительной степени открытости, с минимальными шансами для участников оказаться неуспешными.

 

После знакомства, достижения договоренности о правилах ра­боты обсуждения целей, опасений и ожиданий участников можно переходить к содержательной части работы.

В программе «Расширение ролевого репертуара» понятие роли является рабочим. Мы не приветствуем в тренингах с подростками обильное использование терминологии, хотя небольшие вкрапле­ния теории могут рассматриваться как самостоятельный методиче­ский прием. Рассказанные в доступной форме с обращением к ре­альным фактам, наблюдаемым в групповой работе, психологические факты или даже теории помогают членам группы лучше понять себя, найти объяснение своим или наблюдаемым поступкам. При этом «отвлеченное» теоретическое знание иногда подростку легче при­нять и самостоятельно «примерить» к своим переживаниям или мыслям, чем прямое указание на то или иное поведенческое прояв­ление. В данном же случае введение понятия «роль» является необ­ходимым, так как далее на этом строится дальнейшая работа.

Мы вводим понятие «роль», исходя из составления участниками перечня жизненных событий (ситуаций), в которые они включены в своей жизни. Участникам предлагается составить перечень собы­тий, происходящих в их жизни, просто обозначив («Урок», «Ссора с родителями», «Первое свидание», «Поездка в транспорте»). Работа ведется с тем списком, который «родился» в конкретной группе. Количество указанных ситуаций обычно колеблется от 20 до 30. За­тем происходит обсуждение и выяснение — кем являются (как на­зываются) люди, которые участвуют в этих ситуациях (учитель, уче­ник, друг> пассажир), что, собственно, приводит к понятию «роль». Такая процедура позволяет сразу понять участникам, что все они в Разные моменты своей жизни оказываются носителями («исполни­телями») разных ролей (пример перечня ситуаций и ролей приве­ди в приложении).

Важным моментом является разграничение социальных и межлич­ностных ролей. Хорошо стимулировать познавательную активность членов группы, чтобы кто-то из ребят сам сделал вывод о разнице между этими видами ролей. Принципиально, чтобы участники усвоили, что социальные роли более формальны, мы менее вольны и свободны в их выборе («Ребенок не может сразу стать взрослым»). Меж­личностные же роли мы приобретаем в зависимости от того, как проявляем себя, какие черты своего характера демонстрируем. Рабо­чий лист с перечнем ролей и ситуаций остается наглядным пособие для всей будущей работы, к нему можно обращаться в дальнейшем.

На следующем этапе участникам предоставляется возможность «попробовать» себя в различных ролях, соотнести свои особенности и ресурсы с требованиями той или иной роли. Эти цели достигаются посредством ролевых игр в форме социодрамы. Сюжеты для игр пред­лагаются обыденные и привычные: «Гости», где кому-то достается роль «хозяина», а кому-то «гостей»; «Вагон метро», где все становят­ся «пассажирами». Использование проигрывания ситуаций на дан­ном этапе программы отличается от традиционных ролевых игр в тре­нинге. Мы не оцениваем и не обсуждаем успешность участников, но просто обращаем внимание на конкретные поведенческие проявле­ния, ассоциирующиеся с разнообразными ролями. Важно показать, что разные «гости» проявляют себя по-разному и все, оставаясь «пас­сажирами», выступают носителями разных неформальных ролей. Можно предложить участникам попытаться побыть в роли, не свой­ственной им обычно, обсудить, как они при этом себя чувствовали.

Итогом первого дня работы становится вывод. Наша жизнь со­стоит из множества конкретных ситуаций взаимодействия с други­ми людьми. В разных ситуациях мы выполняем различные роли. Некоторые из них более формальны и заданы внешними обстоя­тельствами, в них важно усвоить правила и нормы. В межличност­ных ролях мы более свободны, они в большей степени связаны с личностными особенностями, их труднее описать и задать опреде­ленные границы, но они в большей степени сказываются на наших чувствах и отношениях с другими людьми.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал