Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое положение основных групп населения по ЗМ и КА






Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии — начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии (так называемые цари, их родичи и приближенные), но в ходе ассимиляции завоеванных племен Варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории вратъя-кшатриев, т. е. кшатриев по обету, а не по рождению. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. Название третьей варны «вайшьи» произошло от слова «виш» — поселение, племя, народ. Это основная первоначально свободная и полноправная часть трудового люда. В классический период вайшьи уже включаются главным образом в категорию податного населения. По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев — складывался особый порядок регулярных отчислений доли сельскохозяйственного продукта, получившей название «боли» (налог). Собираемый в пользу «царей» налог шел на содержание брахманов, на общие жертвоприношения, на раздачи приближенным ведических правителей. С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны, прежде всего процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в (служении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую). В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Если в дхармашастрах (ЗМ, VIII. 410 и др.) шудры обычно относятся к категории неполноправных, зависимых слуг, то в Артхашастре о них можно найти иные сведения. Неполноправное, зависимое положение шудры могло сочетаться с его состоятельностью, которая и делала его фактически независимым. В качестве главной отличительной особенности всех шудр была их ритуальная нечистота, в отличие от представителей «дваждырожденных» варн. Наряду с делением на варны в ведической Индии по мере углубления разделения труда, усиления имущественных различий формировались социальные общности, наследственные группы лиц — касты (джати), ставшие структурообразующей основой ее традиционной социальной организации. Всего существует более 3 тыс. каст. Закрепляемые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида, его места в системе общественного производства и распределения, которое было непосредственно связано с его отношением к средствам производства и прежде всего к собственности на землю. Рабы не могли иметь собственности, то фактически они владели имуществом, которым согласно предписаниям КА не мог пользоваться их хозяин. Вопрос о замедленном процессе классообразования в Древней Индии непосредственно связан с ее стойкой многоукладностью, с существованием различных форм земельной собственности (или землевладения) — государственной и общинной.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по КА здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая очень рано стала передаваться ученым брахманам, храмам, монастырям, которые, как правило, освобождались от налогов, а также знати, лицам управленческого аппарата в виде служебных временных пожалований, в «кормление». Однако большая часть земель находилась в непосредственном землевладении самих общин. Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, особенно храмам. В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Имущественное расслоение не могло не затронуть перестройки и кастовой иерархии. Высшие касты землевладельцев стали причислять себя к брахманам и кшатриям, члены торгово-ростовщических каст стали относиться к вайшьям, земледельцы, ремесленники - к шудрам. Внутри каждой варны развивалось классовое неравенство, но кастовые, о-щинные и большесемейные границы, скрепляемые правом и религией, сдерживали процессы классообразования, что создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

 

2. Изучение римского права в средневековых западноевропейских университетах. Глоссаторы, комментаторы, гуманисты

Обучение праву не прекращается и в ранее Средневековье, существуют школы риторов и грамматиков. Затем в 11 веке в Европе начинают появляться первые университеты – корпорации студентов и преподавателей. И хотя в университетах изучались нормы римского права, в реальности использовались нормы обычного права. Тексты римских законов первоначально изучались в оригинале, и преподаватели не имели права вносить свои изменения в них. Программа состояла из изучения корпуса юрис цивилис, который в свою очередь состоял из 3 частей:

1) институции Юстиниана

2) дигесты:

- старые (28 книг)

- дигесты инфорциатум (брачно-семейное право)

- дигестум новум(уголовное право)

3) кодексы и аутентики(латинский текст новелл)

Глоссы – замечания средневековых профессоров-правоведов по непонятным терминам и понятиям в римских текстах, эти преподаватели назывались глоссаторами. Глоссаторы учили студентов по этой системе: объяснять значение непонятных терминов, подписывая комментарии на полях. Экзамены были очень строгие, поэтому студенты старались не пропускать лекции. Во 2 половине 13 века стиль преподавания изменился – уже были написаны глоссы, и оригиналы стали не нужны. Пришла эпоха комментаторов, когда стали зачитываться и комментироваться не римские тексты, а написанные ранее глоссы. На смену преподавателям глоссаторам пришли комментаторы, которые стали господствующим типом юристов на том этапе истории. Развитие и изменение общества породило потребность в юристах нового типа. Комментаторы уступают место гуманистам, выступающим за сохранение римского и античного наследия. В этот же период университеты попадают под контроль королевской власти, что, безусловно, сказывается на характере обучения – в университетах начинается идеологическая пропаганда, значение университетов падает. Раздваивается и юридическое образование: теория теперь идеологизированна, а вторая, практическая, часть занимается изучением гражданского права, т.к. этого требует развивающаяся экономика западноевропейского общества. В это время в Англии, а затем и в других странах начинают появляться практические школы (GB – начало 14 века, расцвет во 2 половине 15 века). В таких школах, представляющих собой судебные общины, преподавание имело практический характер, т.к. изучалось действующее право. Постепенно такие судебные общины стали превращаться в корпорации юристов. Преподавательский корпус составляли практикующие юристы, лекции читал ридер, обучение велось на латинском языке. С начала 15 века в университетах начинает преподаваться местное право.

 

 

3.Импичмент и билль об опале

С конца XIV в. устанавливается процедура так называемо? " импичмента".

Сущность этой процедуры состояла в возбуждении палат общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против тех или иных советников короля в злоупотреблении им своими обязанностями. Палата общин выполняла в этом случае функции большого (обвинительного) жюри присяжных заседателей как представительница всех графств. В английском государственном праве сложился взгляд, что " король не может поступать плохо", смысл которого заключался в том, что ответственность за действия короля возлагалась на его советников, без содействия которых распоряжения короля не могли быть приведены в исполнение.

Необходимо отметить, что уже с первых случаев возбуждения палатой общин указанного выше уголовного преследования советниками короля ставилась в вину не только незаконность совершенных ими действий, но и их нецелесообразность.

Однако встречались случаи, когда деяние королевского советника не могло быть признано ни одним из преступных деяний, известных английским законам. Во второй половине XV в., в эпоху междоусобной войны, известной под именем войны " алой и белой розы", вырабатывается парламентская практика признания тех или иных действий королевских советников преступными законодательным порядком. Издавался акт, проходивший обе палаты, получавший утверждение короля и объявлявший преступными какие-либо действия королевских советников, не подпадавшие под признаки известных тогда преступных деяний. Такой законодательный акт носил название " билля об опале" (bill of attainder). В отличие от " импичмент" " билль об опале" представлял собой не судебный приговор, а законодательный акт, наделенный обратной силой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал