Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 55. Конституционное регулирование экономики и социальных отношений в Англии и США






Ключевым моментом конституционного регулирования социально-экономических процессов является, разумеется, регулирование отношений собственности. В конституциях развитых демократий, как правило, содержатся недвусмысленные декларации о гарантиях прав собственности. Впервые принцип неприкосновенности частной собственности был закреплен в постреволюционных документах Англии и США. Однако наиболее жестко и последовательно он был сформулирован в конституционных документах Великой французской революции - Декларации прав человека и гражданина и Конституции 1793 г. Здесь, в частности, подчеркивалось, что " право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла", что " гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей", что " никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия".

Гарантии прав собственности, как и гарантии политических прав личности, являются базовыми для любого демократического рыночного государства и поэтому должны быть предметом особенно жестких правил и процедур регулирования. Правда, после первой мировой воины право частной собственности уже не признавалось священным, как ранее. Национализация, объясняемая общественной выгодой, становится достаточно распространенным явлением (хотя, конечно, между экспроприацией по-большевистски и национализацией на основе выкупа большая разница). Эта же тенденция сохранялась и после второй мировой войны на протяжении еще примерно четверти века.

Другой важнейшей проблемой конституционного поля являются деньги и финансы и прежде всего принципы формирования бюджета и функционирования центрального банка. Здесь можно проследить некоторую закономерность. Вопросы налогообложения наиболее остро стояли на ранних фазах формирования современных демократических обществ и соответственно нашли отражение в их " общественных договорах". Конституционное регулирование денежного обращения и деятельности центрального банка - это приобретение нынешнего столетия. Оно, естественно, обусловлено повсеместным вытеснением бумажными деньгами металлических и прекращением размена банкнот на драгоценные металлы.

Характерная черта конституций последнего времени - наличие положении о независимости центральных банков как от законодательной, так и от исполнительной ветвей власти, а также ограничений на возможности формирования бюджета с дефицитом. Практика такого рода разделения денежных и политических властей насчитывает по крайней мере триста лет, но не позволяет сделать однозначные выводы. Так, Банк Англии, основанный в 1696 г., вплоть до 1997 г. находился под строгим контролем Министерства финансов.

Экономические отношения, т.е. отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления образуют экономическую систему общества. В конституциях получают отражение основы таких экономических институтов, как собственность, труд, принципы экономической деятельности, финансовая система. Конституционное регулирование собственности претерпело за время развития конституционализма определенные изменения. В первых конституциях закреплялся только неотъемлемый характер права собственности (ее отчуждение допустимо только как исключение на основании закона, например, для общественных нужд на условиях справедливого и предварительного возмещения). Так, поправка V к Конституции США устанавливает: «Никто не должен лишаться... имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения». С усилением в XX веке социальной роли государства конституционное регулирование собственности было дополнено закреплением социальной функции собственности, означающей, что собственность должна использоваться не только в интересах собственника, но и на благо общества.

Регулирование социальных отношений конституциями зарубежных стран направл

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал