Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раннефеодальная монархия В англии




Становление феодального общества. Формирование фео-дального общества у германских племен в Британии проис-ходило за- медленными темпами, что в определенной степени связанос консервациои племенных обычаев англосаксов на островеи стойким влиянием скандинавских традиций. В правдахVI-VII вв. среди населения выделяются родоплеменнаязнать (эрлы). свободные общинники (кэрлы), полусвобод-ные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются такжесвященники и король, причем вергельд епископа был вышевергельда короля. В VIII в. распространяется практикаиндивидуального патроната, когда человек должен был ис-кать себе покровителя (глафорда) и не имел права ухо-дить от него без его позволения. В памятниках VII-IXвв. особо упоминаются дружинники-таны. в число которыхвходили как эрлы, так и кэрлы. обязанные нести военнуюслужбу в пользу короля. Единственным критерием вхожде-ния в эту категорию было обладание земельным участкомопределенного размера (5 гайд). Таким образом, границымежду различными социальными группами свободных не былизамкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянини даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, полу-чив от господина или короля участок земли. По свиде-тельству историков, почти четверть английских тановуказанного периода произошли от крестьян и ремесленни-ков. Одновременно продолжается развитие отношений гос-подства и подчинения. В Х в. всем, не способным отве-чать за себя в суде, было предписано найти себе глафор-да (принудительная коммендация). Любой человек, преждечем обращаться за правосудием к королю, должен был об-ратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объяв-лена неприкосновенной как для зрлов, так и для кэрлов.Параллельно укрепляется институт поручительства - залюбого человека поручались его глафорд и определенноеколичество свободных людей (не более 12 человек). К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основаннымна королевском акте правом владения землей и должны бы-ли исполнять три основные обязанности: участвовать впоходе, в строительстве укреплений и в починке мостов.Кроме того, для многих землевладельцев по приказу коро-ля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжениесудов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Пос-тепенно таны образуют военное сословие. Из обедневших кэрлов образовались многочисленные ка-тегории зависимого крестьянства - как с фиксированнымиповинностями, так и без них. Повинности определялисьобычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд по-лучал все его имущество. Значительное распространение по-прежнему имел рабс-кий труд завоеванного населения. Церковь осуждала про-извол и жестокое обращение с несвободными: раб, которыйработал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным. Английское духовенство во главе с архиепископом Кен-терберийским пользовалось более независимым положениемв отношении папской власти, чем церковь на континенте.Богослужение ве- лось на местном языке. Представители духовенства участ-вовали в разрешении светских дел в местных и королевс-ком собраниях. Английская церковь была крупным землевладельцем - ейпринадлежало до одной трети всех земель. Вместе с темдуховные лица не были изъяты из общегосударственнойсистемы налогов и повинностей. В целом к моменту нормандского завоевания процессыфеодализации англосаксонского общества, оформление фео-дального землевладения, вассально-ленной иерархии былиеще далеко не завершены. Существовала значительнаяпрослойка свободного крестьянства, особенно на востокестраны (" область датского права"). Англосаксонское государство. Несмотря на возвышениеи укрепление королевской власти в англосаксонский пери-од, сохраняются отношение к королю как к военному пред-водителю и принцип выборов при замещении престола. Пос-тепенно, однако, монарх утвердил свое право верховнойсобственности на землю, монопольное право на чеканкумонеты, пошлины, на получение натуральных поставок совсего свободного населения, на военную службу со сторо-ны свободных. У англосаксов существовал прямой налог впользу короля - так называемые " датские деньги", и взи-мался штраф за отказ участвовать в походе. Королевскийдвор постепенно стал центром управления страной, а ко-ролевские приближенные - должностными лицами государс-тва. Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свиде-тельствуют об определенной тенденции к передаче крупнымземельным собственникам прав и полномочий королевскойвласти: права судить своих людей, взыскивать штрафы исборы, собирать ополчение на своей территории. Могу-щественные таны часто назначались королевскими предста-вителями - управляющими в административных округах. Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху- витанагемот - совет витанов, " мудрых". Это собраниедостойных, " многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так на-зываемых королевских танов, получивших личное приглаше-ние короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте за-седала также значительная группа норманнов, получившихземли и должности при дворе. Кроме того, приглашалиськороли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона. Все важные государственные дела решались " по советуи с согласия" этого собрания. Его основные функции -избрание королей и высший суд. Королевской власти вIX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление вита-нагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социаль-ной политики - в частности в распределение земель. Местное управление в Англии в значительной мере ос-новывалось на принципах самоуправления. Законы англо-саксонского короля Этельстана (X в.) и его последовате-лей упоминают низовые единицы местного управления -сотни и десятки. Сотня, возглав- ляемая сотником, управлялась общим собранием, собирав-шимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десятьдесятков - семей во главе с десятником, основной зада-чей которых было поддержание правопорядка и уплата на-логов. В сотенных народных собраниях рассматривалисьвсе местные, в том числе судебные, дела и дважды в годпроизводилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все пра-вонарушения известны и представлены властям надлежащимобразом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа(графства). Центром графства был, как правило, укреп-ленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралосьдважды в год для обсуждения наиболее важных местныхдел, включая суд по гражданским и уголовным делам. Внем должны были участвовать все свободные люди округа ипрежде всего светская и церковная знать. Города и портыимели свои собственные собрания, превратившиеся затем вгородские и купеческие суды. Существовали также собра-ния деревень. Десятки, сотни и графства не составляличеткой иерархической системы и управлялись в значитель-ной степени автономно друг от друга. Во главе графства стоял, как правило, элдормен, наз-начаемый королем с согласия витанагемота из представи-телей местной знати. В основном его роль заключалась вруководстве собранием графства и его вооруженными сила-ми. Постепенно в управлении сотней и графством возрас-тает роль личного представителя короля - герефы. Герефа - королевский министериал - назначался коро-лем из среднего слоя служилой знати и подобно графу уфранков мог быть управляющим определенного округа илигорода. К Х в. герефа постепенно приобретает важные по-лицейские и судебные полномочия, контролируя своевре-менное поступление в казну налогов и судебных штрафов. Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху сталскладываться на местах механизм централизованного бю-рократического управления через должностных лиц адми-нистративных округов, подотчетных королю и действующихна основе письменных приказов за королевской печатью. 2. Нормандское завоевание и его последствия. Особенности сеньориальной монархии Нормандское завоевание Англии повлекло за собой уг-лубление феодализации английского общества. Основой феодального хозяйства в нормандской Англиистал манор - совокупность земельных владений отдельногофеодала. Положение крестьян манора, подлежащих судусвоего лорда, определялось манориальными обычаями. Бо-лее половины судов сотни превратились в манориальныесуды - частные курии феодалов. Вместе с тем ВильгельмЗавоеватель, используя как свое положение, так и анг-лийские политические традиции, проводил по- литику, способствовавшую централизации государства иукреплению основ королевской власти. Значительная часть конфискованной у англосаксонскойзнати земли вошла в состав королевского домена, а ос-тальная распределялась между нормандскими и англосак-сонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельнымиучастками среди других держании. Завоеватели принесли ссобой и строгое " лесное право", давшее возможность объ-явить королевскими заповедниками значительные лесныемассивы и строго наказывать за нарушение их границ. Бо-лее того, король объявил себя верховным собственникомвсей земли и потребовал от всех свободных землевладель-цев принесения ему присяги верности. Такая присяга сде-лала феодалов всех рангов вассалами короля, обязаннымиему прежде всего военной службой. Принцип " вассал моеговассала - не мой вассал", характерный для континента, вАнглии не утвердился. Все феодалы разделились на двеосновные категории: непосредственных вассалов короны, вкачестве которых обычно выступали крупные землевладель-цы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвас-салов), состоящих из массы средних и мелких землевла-дельцев. Значительная часть духовенства несла те жеслужбы в пользу короля, что и светские вассалы. Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той са-мостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользо-вались на континенте. Право верховной собственности ко-роля на землю, дававшее ему возможность перераспреде-лять участки земли и вмешиваться в отношения землевла-дельцев, послужило утверждению принципа верховенствакоролевского правосудия по отношению к судам феодаловвсех рангов. В целях налоговой политики и выявления социальногосостава населения страны в 1086 году была проведена пе-репись земель и жителей, результаты которой известныпод названием " Книга страшного суда". По данным перепи-си, большая часть крестьян была закрепощена и выступалав качестве лично несвободных, наследственных держателейземли от лорда (вилланов). Однако в " области датскогоправа" (Восточная Англия) и в некоторых других местнос-тях сохранилась прослойка свободного крестьянства иблизких к ним по положению сокменов, на которых расп-ространялась лишь судебная власть лорда манора. Свободное крестьянское население в XI-XII вв. нахо-дилось под воздействием противоречивых факторов. С од-ной стороны, королевская власть способствовала закрепо-щению низших категорий свободного крестьянства, превра-щению их в вилланов. С другой - развитие рынка в концеXII в. приводило к появлению более зажиточных крестьян-ских держателей, которых королевская власть рассматри-вала в качестве политических союзников в борьбе с сепа-ратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко за-щищали таких держателей от произвола лордов. Формальноодинаковая защита королевским " общим" правом любогосвободного держания (freehold) (рыцарского, городского, крестьянского) способст- вовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальныхразличий между верхушкой свободного крестьянства, горо-жанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и опреде-ленная общность их экономических интересов. Относительное единство государства, связи с Норман-дией и Францией способствовали развитию торговли. В ус-ловиях усиления центральной власти английские города неполучили такой автономии, как на юге континента или вГермании, и вынуждены были все чаще покупать королевс-кие хартии, в которых содержались лишь некоторые торго-вые привилегии. Централизация государственной власти. Реформы Генри-ха II. Мероприятия нормандских королей способствовалигосударственной централизации и сохранению государс-твенного единства, несмотря на углубляющуюся феодализа-цию общества. Однако до конца XII в. централизацияобеспечивалась в основном за счет сеньориальных, част-ных прав англо-нормандских королей и зависела от ихспособности выступать авторитетным главой феодально-ие-рархической системы и местной церкви. Судебные и фис-кальные права короны в отношении своих подданных былилишь правами высшего сеньора по отношению к своим вас-салам и основывались на присяге верности. Они регламен-тировались в значительной мере феодальным обычаем, хотяуже начали перерастать его рамки. Соответственно, они могли быть в любое время оспоре-ны недовольными вассалами. Свидетельством этому являют-ся непрекращающиеся в XI-XII вв. мятежи баронов, обви-няющих корону в злоупотреблениях своими сеньориальнымиправами. С момента нормандского завоевания и в течениевсего XII в. короли вынуждены были постоянно подтверж-дать свою приверженность исконным обычаям и вольностяманглосаксов, а баронам и церкви даровать " хартии воль-ностей". Эти хартии содержали положения о мире, об ис-коренении " дурных" и поддержке старинных, " справедли-вых" обычаев, об обязательствах короны соблюдать приви-легии и вольности феодалов, церкви и городов. Однако ссередины XII в. попытки связать королевскую власть рам-ками феодального обычая и собственной присяги стали на-талкиваться на усиление публичных начал в государствен-ном управлении. До второй половины XII в. в Англии не было професси-ональных административно-судебных органов. Центр управ-ления - королевский двор (курия) - постоянно перемещал-ся и подолгу отсутствовал в Англии, поскольку корольчаще жил в Нормандии. В своем расширенном составе коро-левская курия представляла собой собрание непосредс-твенных вассалов и приближенных короля. Во время от-сутствия короля Англией фактически правил главный юсти-циарий - духовное лицо, знаток канонического и римскогоправа. Его помощником был канцлер, руководивший секре-тариатом. Центральная власть была представлена на мес-тах " разъездными" посланцами и шерифами из местных маг-натов, которые нередко выходили из-под контроля центра.Руководство ими сводилось в основном к направлению имисполнительных приказов (writ) из канцелярии короля с указанием исправить те или иныенарушения, о которых стало известно короне. Большинствосудебных дел решалось местными (сотенными, графскими)собраниями и манориальными судами, применявшими архаи-ческие процедуры типа ордалий и судебного поединка. Ко-ролевское правосудие имело, таким образом, исключитель-ный характер и могло быть даровано лишь в случае отказав правосудии в местных судах или особого обращения за" королевской милостью". Известен случай, когда один ба-рон, непосредственный вассал короны, потратил почтипять лет и огромную по тем временам сумму денег в поис-ках короля для принесения ему жалобы по гражданскомуделу. Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и про-фессионализация государственного аппарата, позволившиесделать централизацию в Англии необратимой, связаны восновном с мероприятиями Генриха II (1154-1189). Рефор-мы Генриха II, которые способствовали созданию общего-сударственной бюрократической системы управления и су-да, не связанных с сеньориальными правами короны, можноусловно свести к трем главным направлениям: 1) приведение в систему и придание более четкойструктуры королевской юстиции (усовершенствование формпроцесса, создание конкурирующей с традиционными исредневековыми судами системы королевского разъездногоправосудия и постоянно действующих центральных судов); 2) реформирование армии на основе сочетания принци-пов ополченческой системы и наемничества; 3) установление новых видов налогового обложения на-селения. Укрепление судебных, военных и финансовых полномочийкороны было оформлено целой серией королевских указов -Великой, Кларендонской (1166 год), Нортгемптонской(1176 год) ассизами, ассизой " О вооружении" (1181 год)и др. При перестройке Генрихом II судебно-административнойсистемы были использованы применявшиеся на практике отслучая к случаю англосаксонские, нормандские и церков-ные установления. Типичная для раннего средневековьяпрактика разъездного управления приняла в Англии болеепостоянный и упорядоченный характер. С этого времени вАнглии прочно утверждается деятельность разъездных су-дов - выездных сессий королевских судей. Если в 1166году были назначены только два судьи для объездаграфств, то в 1176 году были организованы шесть объезд-ных округов и число разъездных судей увеличилось додвух-трех десятков. Назначение разъездных судей произ-водилось королевским приказом о начале общего судебногообъезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайны-ми полномочиями (не только судебными, но и администра-тивными, финансовыми). В ходе судебного объезда разби-рались все иски, подсудные короне, производились арестыпреступников, расследовались злоупотребления местныхчиновников. Одновременно упорядочивалась система королевскихприказов и узаконивалась специальная процедура длярасследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая проце-дура была дарована всем свободным как " привилегия" и" благодеяние", применяемые только в королевских судах.Для начала этой процедуры нужно было купить специальноераспоряжение королевской канцелярии - приказ о праве(writ of rignt), без которого не мог быть возбужденгражданский или уголовный иск в королевских судах. Пос-ле этого расследование должно было проводиться разъезд-ными судьями или шерифами с помощью присяжных - двенад-цати полноправных граждан сотни, которые давали присягув качестве свидетелей или обвинителей. Такой порядокрасследования создавал возможность для более объектив-ного решения дел по сравнению с ордалиями и судебнымпоединком в судах феодалов. Постепенно развившаяся сис-тема королевских приказов приводила к ограничению юрис-дикции манориальных курий по искам о праве собственнос-ти на землю. Что же касается правонарушений, то дажевиллан мог обратиться в королевский суд с уголовным ис-ком. Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников ипроверки соблюдения круговой поруки. Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом IIбыл создан специальный механизм королевского правосудияпо гражданским и уголовным делам, который повысил авто-ритет и расширил юрисдикцию королевских судов. В связи с введением усовершенствованных судебныхпроцедур с середины XII в. происходит упорядочениеструктуры и компетенции высшего органа центрального уп-равления - королевской курии. В процессе специализациифункции и выделения в составе курии ряда отдельных ве-домств окончательно сформировались канцелярия во главес канцлером, центральный (" личный") суд короля и казна-чейство. В составе " личного" королевского суда, куда с1175 года назначаются постоянные духовные и светскиесудьи и который обретает постоянную резиденцию в Вест-минстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этотсуд мог заседать без участия короля и не должен былследовать за ним при его переездах. Деятельность Судаобщих тяжб сыграла решающую роль в создании " общегоправа" Англии. Сложнее обстояло дело во взаимоотношениях королевс-кой власти с английской церковью, между светским и цер-ковным правосудием. После нормандского завоевания цер-ковные и светские суды были разделены, причем церковныесуды стали рассматривать все духовные и часть светскихдел (браки, завещания и т.п.). Однако королевскаявласть сохраняла контроль над церковью. Нормандские ко-роли сами назначали епископов, издавали церковные пос-тановления для Англии и Нормандии, получали доходы свакантных епископств. Однако по мере усиления папскойвласти и католического центра в Риме английская коронастала все чаще сталкиваться с сопротивлением церкви, ивопрос о " свободах церкви" в Англии стал одним из пово-дов для будущих драматических конфликтов между церков-ной и светской властью. При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с па-пой, согласно которому, как и позднее в Германии, ду-ховная инвеститура каноников перешла к папе, а светскаяосталась у короля. Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местнуюцерковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции.По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все споры по поводуцерковных назначений должны были решаться в королевскомсуде. Королевская юрисдикция устанавливалась и в отно-шении расследований о церковной собственности, по искамо долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отно-шении клириков, обвиненных в тяжких преступлениях. Безсогласия короля никто из его вассалов и чиновников немог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципысветской инвеституры короля и возможность его вмеша-тельства в выборы церковью высших духовных иерархов.Однако под сильным давлением папы и местного духовенс-тва король вынужден был отказаться от ряда положенийэтих конституций. После нормандского завоевания структура местного уп-равления не изменилась. Сохранилось деление страны насотни и графства. Представителями королевской админист-рации в графствах стали шерифы, в сотнях - их помощни-ки, бейлифы. Шериф обладал высшей военной, финансовой иполицейской властью на территории графства, был основ-ным исполнителем приказов королевской канцелярии. Свои административно-судебные функции шерифы осу-ществляли в тесном взаимодействии с собраниями графстви сотен, созывая их и председательствуя на сессиях. Этиучреждения сохранялись в Англии и в последующий период, хотя постепенно утрачивали самостоятельность и все бо-лее превращались в орудие центрального правительства наместах. Несмотря на изъятие из их судебной компетенциибольшинства гражданских исков, их роль несколько воз-росла в связи с назначением лиц, участвовавших в расс-ледованиях по уголовным делам (обвинительных присяж-ных). Участие населения в королевском судопроизводствестало характерной чертой английской системы местногоуправления. Военная реформа Генриха II состояла в распростране-нии воинской повинности на все свободное населениестраны: любой свободный - феодал, крестьянин, городскойжитель - должен был иметь вооружение, соответствующееего имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет государственнойказны, поступления в которую были значительно увеличе-ны. Прежде всего была узаконена замена личной воинскойповинности уплатой " щитовых денег", которые стали взи-мать не только с феодалов, но даже с несвободных. Этамера открывала возможность для короля содержать наемноерыцарское ополчение. Помимо практики взимания " щитовыхденег" с феодалов и прямого налога (тальи) с городовпостепенно утвердился налог на движимое имущество.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал