Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика этики. Специфика этики как науки






Лекция 1 Предмет этики

ПЛАН

1. Общая характеристика этики. Специфика этики как науки

2. Происхождение и эволюция нравственности

3. Структура этики

 

«... задача для человека состоит в том,

Чтобы научиться различать истину и ложь,

добро и зло и делать самостоятельный выбор»

Ю. М. Еловиков

Общая характеристика этики. Специфика этики как науки

Этика — одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась очень давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассуждения содержались уже в первых письменных свидетельствах человечества.

В древнеегипетском папирусе Присса (IV тыс. до н.э.) автор сетовал по поводу извечной проблемы: «Жизнь теперь не та, что была прежде, дети не слушаются родителей». В этих немногих словах формулируется основной круг этических представлений о том, что, во-первых, люди могут вести себя хорошо или плохо, во-вторых, хорошая правильная жизнь заключается в послушании и, в-третьих, действия отдельных людей могут влиять на течение общественной жизни.

Но одна эта проблема еще не составляет этики. В качестве системы взаимосвязанных проблем и соответствующих понятий этика возникла значительно позже — в 1 тыс. до н.э.. В первой половине тысячелетия греки начинают употреблять слово «этос», которое сначала обозначало «привычное место обитания», «жилище», «звериное логово», а уже потом - «привычка», «нрав», «характер», «темперамент». Впоследствии от слова «этос» был образован термин «этика». Однако греческое происхождение термина не является свидетельством того, что и сам феномен возник в одном единственном культурном центре. Этика появилась практически одновременно, по крайней мере, в четырех независимых друг от друга культурах:

• в Палестине VIII – IV вв. до н.э. - в учениях иудейских пророков Исайи, Илии, Осии о том, что чистота сердца важнее следования закону;

• в Древней Индии VI – V вв. до н.э. - в брахманических и буддийских идеях дхармы и кармы, согласно которым каждый поступок человека, как добрый, так и дурной, не проходит бесследно и даже влияет на последующие рождения;

• в Древнем Китае V – IV вв. до н.э. - в виде конфуцианского учения о «дэ» как свойстве, отличающем «благородного мужа» от «низкого человека», и даосского учения о «дао» - законе, определяющем путь движения всех вещей во вселенной;

• в Древней Греции V – IV вв. до н.э. - как одна из трех составных частей философии, рассматривающая связь между нравом, словом и природой.

Несмотря на различное происхождение, идеи, лежащие в основании этих этических систем, очень близки друг к другу. В их основе лежит одна общая идея о том, что отношением человека к миру определяется ответное отношение мира к человеку.

Этику часто называют «практической философией». Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю (IV в. до н.э.): впервые она встречается в названии всех трех его сочинений, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Для него это некая сумма знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. После Аристотеля этика первое время оставалась одним из типичных названий философских произведений. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с III в. до н.э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии. Затем словом «этика» стали обозначать область философских знаний, изучающую человеческие добродетели, или учение о нравственности, исследующее жизненную мудрость, в рамках которого люди пытались понять, что такое счастье и как его достигнуть.

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «mos” - смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе («mores”) оно было использовано римским оратором Цицероном (I в. до н.э.) при переводе текстов Аристотеля. Слово «мораль» можно перевести, во-первых, как «нрав», «обычай», «характер», а, во-вторых, как «закон», «правило», «предписание».

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. Русское слово «нравственность», происходящее от корня «нрав», попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Первоначально понятия «этика», «мораль», «нравственность» были тождественны и обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они получили собственное содержание: этика — это теория, наука, а мораль и нравственность — реальные явления в жизни человека и общества.

В обыденном сознании понятия морали и нравственности употребляются как синонимы. С теоретической же точки зрения, согласно традиции, идущей от Гегеля, значение двух этих понятий принято различать:

нравственность с этой позиции происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен соблюдать принятые правила поведения, подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели;

мораль — вся форма морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения. Это более обобщенное и сложное понятие, чем нравственность.

Следовательно, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность — к действию. Этика — философское исследование морали и нравственности.

Можно дать следующее краткое определение: э тика — это теория морали, наука о ее природе, сущности, специфике, о месте и роли в жизни общества, истории, современном состоянии и тенденциях развития, о сущности и критериях морального прогресса.

В этом определении фиксируется предмет и основные моменты проблематики этического знания.

Как и другие общественные науки, этика ставит и решает определенные задачи. К основным задачам этики обычно относят:

• систематизацию, классификацию моральных явлений, определение границ морального содержания того или иного действия;

• толкование и обоснование норм морали;

• моральное воспитание.

Раздумывая над природой морали как предмета этики, нетрудно убедиться, что предмет этот довольно своеобразен. Его невозможно возвести к обычному внешнему объекту, который можно описывать, измерять, анализировать как определенную отдельную целостность.

Что же представляет собой мораль как модификация отношения человека к миру? История философии и этики знает немало попыток ответить на этот вопрос.

Что же сближает философию и этику, делает их неразрывно связанными между собой?

Во-первых, и этика, и философия ставят и решают мировоззренческие вопросы. Мировоззрение — это система основных идей, которые определяют жизненную позицию человека.

Во-вторых, и философия в целом, и этика как одна из ее дисциплин, относятся к сфере гипотетического знания. Если оказывается, что та или иная проблема однозначно разрешается, теряет возможность альтернативного решения, становится ясной и практически доказанной, тогда такая проблема перестает быть философской проблемой. Но проблемы добра и зла, смысла жизни, счастья и любви и другие этические проблемы принципиально альтернативны, каждое новое поколение людей, а, возможно, и каждый человек, по-своему решают эти проблемы. В этом особенность философского, в том числе этического знания. Поэтому этические проблемы, равно как и общефилософские, являются вечными проблемами мыслящего человечества.

В-третьих, решение всех этических проблем возможно только на базе философской методологии, а некоторые философские вопросы находят свою конкретизацию в сфере этического знания.

Главным заданием этики является обоснование и понимание морали как явления общечеловеческого в противовес более узкому пониманию — классовому, национальному, корпоративному, - как общечеловеческой базисной основе всех форм духовной жизни.

Перед этикой сегодня ставятся задачи, связанные с преодолением апологетико - украшательского характера моральной практики определенного общества (типа морального кодекса строителя коммунизма), морализаторства (стремления поучать окружающих без всяких оснований). На основе анализа моральной жизни в трансформирующемся обществе необходимо обосновать моральные ценности, идеалы, модели поведения, межличностные отношения, вообще нормативную этику, характерную для такого общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал