Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное воспитание






Ключевые понятия. Интеллектуальное воспитание, познание, мыш­ление, познавательные функции, умственная деятельность.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения понятий об интеллектуальном воспитании, познании и мышлении. 2. На­зывать познавательные функции и способы интеллектуального воспита­ния при обучении биологии. 3. Применять некоторые способы интел­лектуального воспитания учащихся при изучении конкретных тем.

Потребность в познании — одна из первоначальных потребно­стей человека. В отличие от способностей, которые возможно ус­пешно развить из природных задатков, с потребностью в позна­нии человек рождается. Тем не менее и она нуждается в разумном воспитании. Познавательную потребность важно поддерживать и развивать с самого раннего детства. Если этого не делать, то она постепенно искажается, деформируется и превращается в псевдо­познавательную — развлекательную, когда вместо исследователь­ской потребности появляется желание развлечься.

Одним из способов развития познавательной потребности школьников является интеллектуальный, предполагающий разви­тие познания, а на его основе и научного мировоззрения. Миро­воззрение формируется вместе с развитием мышления учащихся. Биология не только объясняет существование живого мира, но и является руководством к действию по его преобразованию. Та­кое содержание биологии стимулирует мышление учащихся, за­ставляет их логически рассуждать, сопоставлять факты, форму­лировать выводы, успешно обобщать научные сведения и решать задачи практического характера. Этому способствует осмысление многих взаимосвязанных и взаимообусловленных природных яв­лений. Оно приводит к сознательности в усвоении учащимися учебного материала, что способствует прочности его запомина­ния. Осознанные знания учащиеся получают лишь при активной мыслительной деятельности, а не в результате механического за­поминания.

В психологии интеллектуальное воспитание связывается с обо­гащением интеллекта при стимулировании всех психических про­цессов — ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображе­ния и речи; формировании механизмов самоорганизации умствен­ной деятельности; приращении индивидуальных интеллектуаль­ных способностей и познавательных возможностей.

Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение. Изучение учебного материала в целях приобретения сознательных и прочных знаний требует от уча­щихся самостоятельной умственной работы под систематическим руководством учителя. Их знания будут осознанными и прочны­ми только при их активном самостоятельном мышлении.

Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к педагогичес­ким и психологическим источникам. Найдите в них материал об интел­лектуальном воспитании учащихся и сделайте в рабочей тетради допол­нительные записи о видах самостоятельной работы для формирования у учащихся умственной деятельности.

Преподавание биологии имеет достаточные потенциальные возможности для целенаправленного воспитания мышления уча­щихся. Школьная биология знакомит с конкретными фактами, позволяет устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости и фор­мулировать умозаключения.

Развитие мышления у школьников требует от учителя тщатель­ной разработки плана и содержания урока. В ходе урока должны четко прослеживаться его структура, логика подачи учебного ма­териала. Многое зависит от того, как учитель представляет биоло­гический материал, обращается к мысли учащихся и может акти­визировать умственную деятельность. Появление вопросов у уча­щихся — первый признак возникновения мысли. Далее следует стимулировать ее развитие, завершить обобщением и закрепить упражнениями или практическими работами.

Мыслительная деятельность при обучении биологии формиру­ется с использованием таких логических путей, как индукция и дедукция. Они включают необходимые в процессе обучения био­логии мыслительные операции — сравнение, анализ, синтез, обоб­щение, систематизацию, классификацию и др.

Дедуктивный путь ведет от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или подтверждению общих поло­жений фактами. Он применяется, прежде всего, для анализа био­логического материала. Индукция связана с синтезом и способ­ствует обобщающим умозаключениям.

В процессе преподавания биологии необходимо развивать у учащихся способность к индуктивному и дедуктивному мышле­нию, развивать у них умение и анализировать и синтезировать при любом методе обучения. Любой мыслительный процесс за­вершается суждением. Суждение — это уже самостоятельное ум­ственное действие. Обобщающая мысль движется от единичных фактов, отмечая особенное, сходство или различие между ними, к обобщающему умозаключению, которое становится суждением. Учитель биологии должен обращать внимание на логический ход своей мысли и суждений учащихся. Чаще на уроках биологии применяется анализ целого живого объекта. Однако важно обра­щать внимание и на анализ отдельной его части — органа или их систем. Также необходимо в системе приучать детей к синтезу — обобщению.

Демонстрируя растение, животное, опыт, таблицу, видеофильм на уроке, учитель может как стимулировать, так и задерживать развитие мышления учащихся. Их мысль не будет мобилизована, если учитель сначала объяснит явление, а затем продемонстриру­ет опыт или таблицу в доказательство правильности своих слов. Вопросы такого типа, как «Что вы наблюдаете?», «На что необхо­димо обратить внимание?», «Какова причина явления?», безус­ловно мобилизуют мыслительную деятельность учащихся. Разви­тию мышления учащихся способствуют также использование раз­ных вариантов опытов, сравнение признаков живых, обработан­ных, необработанных, изображенных биологических объектов, равно как сопоставление опытов с ними.

Для развития мышления очень важны вопросы, требующие сравнения ранее пройденного материала с новым, применения знаний для объяснения фактов и явлений, настраивающие на раз­мышление. Именно сравнение учит и заставляет учащихся акти­визировать мыслительную деятельность — анализировать, обоб­щать, систематизировать, классифицировать, сравнивать, моде­лировать и др. Важно урок проводить так, чтобы постоянно акти­визировать мыслительную деятельность учащихся. Для этого не­обходимо использовать систему задач и вопросов, развивающих монологическую и диалогическую речь.

Учитель биологии имеет достаточные возможности для интел­лектуального воспитания учащихся. Желающий развить мышле­ние учащихся прежде всего должен обратить внимание на систе­му задач, вопросов и вообще на умение вести беседу на уроке. Содержательность, логичность, продуманность ответов учащихся зависят, конечно, не только от постановки вопросов, но и само­стоятельной подготовки учащихся. Поэтому развитие самостоя­тельного мышления тесно связано с их работой по выполнению домашних заданий.

Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к источникам по методике обучения биологии, найдите в них материалы о методах формирования интеллекта у учащихся при выполнении ими домашнего задания. Сделайте в рабочей тетради необходимые записи.

На уроках биологии возникает объективная возможность для развития интеллектуальных способностей школьников. Важно постоянно обращать внимание на логику построения урока, по­становку проблемы, совместное ее решение учащимися и учите­лем. Вопросы, задаваемые учителем, должны ориентировать уча­щихся на разные виды сравнения, установление связей между формируемыми и имеющимися знаниями, формулирование вы­водов, доказательства или опровержения гипотез, выражение соб­ственных суждений. Также необходимо использовать разнообраз­ные методы и приемы, активизирующие учебную деятельность. При проведении практических работ, опытов и наблюдений име­ется объективная потребность применять логические задания (со­ставление схем, опорных конспектов, цепи причинных связей).

Используемые на уроках методы обязательно связываются с активизацией умственной деятельности. Для этого учитель пре­дусматривает включение теоретических знаний для решения прак­тических вопросов, что способствует воспитанию самостоятель­ности и осмысленного применения биологического материала в повседневной жизни. Стимулирование психических процессов при обучении биологии способствует развитию у учащихся познава­тельного интереса. Такой интерес может оказать положительное влияние на эффективное усвоение биологического материала при целенаправленном поиске источников информации как на бумаж­ном, так и на электронном носителях. Только при этом интеллек­туальные возможности учащихся могут в достаточной мере про­являться, развиваться и закрепляться.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте суждение о том, что такое интеллектуальное воспитание. 2. Назовите задачи интел­лектуального воспитания учащихся. 3. Какова роль учителя биологии в интеллектуальном воспитании учащихся? 4. Какие методы способству­ют формированию мышления и интеллектуальных способностей учащих­ся? 5. К темам уроков «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» (7 кл.), «Компоненты опорно-двигательного аппарата» (8 кл.), «Строение клетки и ее основные компоненты» (9 кл.) сформулируйте развивающие задачи. 6. К названным темам сделайте подборку развива­ющих методов и приемов обучения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал