Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголок живой природы






Ключевые понятия. Уголок живой природы как база обучения биоло­гии (способы его создания, оформления и оборудование).

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновы­вать функции уголка живой природы. 2. Правильно подбирать и соче­тать живые объекты для уголка. 3. Указывать и характеризовать основ­ные составляющие уголка живой природы.

Обычно утолок живой природы является дополнением к каби­нету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса био­логии трудно переоценить. Основная задача уголка живой приро­ды — воспитание в учениках бережного отношения к окружаю­щей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы стано­вятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе.

В школе для уголка живой природы отводят специальное по­мещение площадью 15—18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учеб­ном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способ­ствуют развитию исследовательских умений.

Комнатные растения и животные уголка живой природы целе­сообразно использовать на уроках и во внеклассной работе в ка­честве демонстрационного и раздаточного материала, при прове­дении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Их разведение сопряжено с соблюдением санитарно-гигиенических требований: норм освещенности (нельзя заставлять окна крупны­ми растениями), содержания газового состава воздуха (изменяет­ся за счет неправильного содержания животных), влажности (по­вышается при наличии большого количества крупных растений, аквариумов). Кроме того, при размещении птиц и зверьков сле­дует учитывать, что они издают шум, а это отвлекает внимание учащихся.

Содержание живых объектов должно отвечать требованиям тех­ники безопасности. Отбираются растения, не вызывающие аллер­гических реакций, животные — неядовитые. Учащиеся должны быть обучены обращению с ними. Часть живых растений выра­щивают на пришкольном учебно-опытном участке. Они в основ­ном служат для иллюстрации особенностей строения различных групп цветковых растений, а также для изучения морфологии от­дельных органов высших растений, в качестве примеров сортов культурных и декоративных растений. Они должны быть типич­ны для данной местности и малотребовательны к условиям выра­щивания.

При подборе растений прежде всего следует исходить из воз­можности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении интерьера. Растения целесооб­разно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения, как и другие объекты, снабжаются этикетками с видовыми названиями, принадлежнос­тью к тому или иному семейству, с указанием родины произрас­тания. Этикетки крепят к цветочному вазону.

Для размещения в учебном кабинете рекомендуются неболь­шие растения, на которых можно проиллюстрировать строение побега, листа, листорасположение, формы листьев, типы жилко­вания и т.д. Два-три крупных растения создадут неповторимый интерьер. Основную часть растений размещают в лаборантской комнате на препараторском столе и на стеллажах, а также кори­дорах и рекреациях. Комнатные растения подбирают по экологи­ческим группам, что облегчает уход за ними. В группе растений влажных тропических лесов могут быть: бальзамин африканский, бегонии (вечноцветущая, пятнистая и другие виды), плющ воско­вой, драцена, колеус гибридный, монстера лакомая, традескан­ции (виргинская, гвианская, зебровидная, бело-пестрая), фикус, циперус, эпифиллюм. Растения субтропиков: аспарагус (Шпрен-гера, перистый), асипдистра, аукуба японская, камнеломка отпрыс­ковая, кливия благородная, папоротник адиантум, нефролепис, пеларгония душистая и зональная, плющ обыкновенный, фиалка узамбарская, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый, цис-сус. Растения пустынь: кактусы (различные виды), алоэ древовид­ное, бриофиллюм, сансевьера цейлонская.

Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1—2 суток (при этом из воды улетучивается хлор, используемый в водопро­водах для обеззараживания). В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей ра­стений.

Под руководством учителя учащиеся ухаживают за живыми объектами, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. Уход за растениями включает борьбу с вредите­лями. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать только под строгим контролем учителя. Малога­баритные комнатные школьные теплицы «Флора» и холодильник для кормов животных размещают на стене, противоположной ок­нам. Используя теплицу «Флора», можно проводить опыты по фотосинтезу и по выявлению влияния условий внешней среды на рост и развитие растений, а также осуществлять селекционную работу и гибридизацию с некоторыми видами растений. В тепли­цах можно выращивать культурные растения; проращивать семе­на культурных и дикорастущих растений, семена редких деревьев и кустарников, доращивать растения открытого грунта; выращи­вать рассаду цветочных и овощных культур к весне; выращивать до двухлетнего возраста коллекционные кактусы, делать выгонку луковичных и корневищных растений, «лечить» «больные» и ос­лабленные комнатные растения, размножать их вегетативным пу­тем и даже в зимнее время добиваться полного созревания ягод земляники.

Вопросы для актуализации материала. Правильно ли подбирались растения для уголка живой природы в школе, где вы обучались и прохо­дили педагогическую практику? Ответ аргументируйте.

При отборе животных для содержания в биологическом каби­нете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабора­торным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей.

При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дожде­вых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообраз­ных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил.

Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нару­шать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и терра­риумах.

На примере аквариума можно показать искусственный биоце­ноз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариу­ма часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наи­более приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50 — 60 л, 20 — 30 л, 10 —15 л. В одном из них можно поместить обитателей, лег­ко переносящих перепады температуры воды; во втором — тепло­любивых, а в третьем — мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следую­щие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист ши­ловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной па­поротник, элодею канадскую, водяной мох, хару (топняк). Неко­торые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась зо­лотой, золотая рыбка, данио-рерио, трехжлая колюшка, гамбузия обыкновенная, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного.

При изучении ряда тем используют муху дрозофилу, которую содержат в пробирках с питательной средой. Развитие мухи длит­ся около 10 суток, продолжительность жизни 3 — 4 недели и зави­сит от количества особей, температуры, влажности, питательной среды. С условиями разведения дрозофил можно ознакомиться по специальной литературе.

Учителю, использующему творческий подход и имеющему практические навыки по содержанию животных, можно реко­мендовать более расширенный набор животных. В этом случае для размещения животных используется четырехъярусная стой­ка. Рекомендуется установить шесть стоек по три секции. В ше­сти секциях размещают животных различных систематических групп: беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопи­тающих.

В последние годы все большим успехом используется содержа­ние земноводных и рептилий в террариумах и насекомых в ин-сектариумах. В первом случае обычно используют местные виды, изредка тропических обитателей. Основное требование — отсут­ствие ядовитых животных.

Из насекомых подобным образом содержат палочников, неко­торые виды тараканов (мадагаскарский, американский) и жуков. Обычно все они тропического происхождения.

Вопросы для актуализации материала. 1. Правильно ли подбира­лись животные для уголка живой природы в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику? 2. Почему в уголке живой приро­ды рекомендуется содержать только определенные виды животных?

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите главные функции уголка живой природы. Обоснуйте их с позиций современных требова­ний к биологической подготовке учащихся. 2. Представителей каких групп растений и животных можно содержать в уголке живой природы? 3. Сформулируйте правила подборки и сочетания объектов в уголке жи­вой природы. 4. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие уголка живой природы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал