Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В новое время. 1. Государство и право Японии в новое время.






 

1. Государство и право Японии в Новое время.

2. Государство и право Китая в Новое время.

 

1.Государство и право Японии в Новое время

 

До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство.

Главой государства считался император, власть которого была номинальна. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун (полководец) – высшее должностное лицо, являвше­еся главнокомандующим и начальником всего аппарата государствен­ного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-рас­порядительную и законодательную власть. Его должность была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Сёгунат опирался на сословие буси – воины-феодалы.

Общественный строй был представлен четырьмя сословиями: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

В Японии существовала фактическое прикрепление крестьян к земле, по отношению к которой он считался наследственным держателем. Он уплачивал продуктовую и денежную ренты, а также существовала система отработок.

Капита­листическая мануфактура появилась в конце XVIII – в первой половине XIX вв., однако ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка.

Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под уг­розой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с евро­пейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуко­лонию.

Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифео­дальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японс­кого общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-про­мышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформули­рованы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть импе­ратора и от его имени провести необходимые реформы.

Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в октябре 1867 г. Она известна под названием «реставрация Мейдзи» (просвященного правительства).

Борьба за свержение сёгуната велась под лозун­гом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора

От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев – сторонников императора. Было офи­циально объявлено о восстановлении императорской власти.

В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздроб­ленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный харак­тер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и по­литические реформы.

В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы: распущены цеховые монополии – упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли; провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.; введено формальное равенство всех сословий перед законом; установлено право частной собственности на землю, когда все владельцы земли становились ее собственниками; введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные фео­дальные подати; закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения.

В политической сфере: неравноправные международные договоры были аннулированы; армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот – по английс­кому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохрани­ли привилегированное право на занятие офицерских должностей.

В сфере государственного управления: ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошлибывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие про­стого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржу­азия.

Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территори­альное деление по губерниям.

В 1889 г. была опубликована Конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.

Конституция 1889 г. имела своим образцом конституцию Пруссии, являвшейся одной из самых реакционных в Европе. 46 из 70 ее статей являлись прусскими. По Конституции императору была предоставлена неограниченная законодательная, исполнительная и судебная власть, его особа была объявлена «священной и неприкосновенной», а вся правящая династия – «непрерывной на вечные времена».

Император как глава государства наделялся исключительно широкими правами – объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычай­ные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанав­ливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая окла­ды личного состава; в сфере государственного гражданского управле­ния определять структуру министерств, назначать, увольнять, опреде­лять оклады всех должностных лиц.

Император назначал главу исполнительной власти – министра-прези­дента, а по его представлению – остальных министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парла­ментом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депута­тов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи.

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная знать, а также лица, назначенные императором; палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной иници­ативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством.

Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал