Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как люди рисуют






Существуют, по-видимому, тысячи исследований, стремя­щихся ответить на этот вопрос. Когда рисунок или скульпту­ра созданы, они далее пребывают в своем законченном, неиз­менном виде, а потому их можно исследовать, не слишком углубляясь в проблему многозначности их символического со­держания. Мы можем изучать определенный художественный материал с той или иной позиции, а пять лет спустя попытаться использовать иной подход. Это напоминает те ситуации, с ко­торыми сталкиваются культурные антропологи, исследуя, на­пример, произведения постмодернистов, либо когда антропо­логи пытаются считать зубы у останков человека.

Считать зубы, должно быть, непросто. Находясь в Питтсбург­ском университете, я, например, услышала о том, что один из ас­систентов кафедры антропологии получал разные результаты, когда пересчитывал зубы, находясь в разных эмоциональных состояниях. Это говорит о важности точных количественных исследований. Очевидно, однако, что гораздо проще считать конкретные физические признаки, чем комплексные, зачастую противоречивые переменные, связанные с содержанием сим­волических образов.

На протяжении последних десяти лет я, совместно с К.Та­боном, провожу исследования такого рода. Он собрал коллек­цию рисунков, авторам которых давались одни и те же стан­дартные материалы и следующая инструкция: «Нарисуйте че­ловека, срывающего яблоко с дepeвa».

В настоящее время собрано более четырех тысяч таких ри­сунков, их авторы - взрослые и дети, клинически здоровые лица и пациенты разных групп.

Мы много думали над тем, каким образом следует анализи­ровать полученные рисунки и какие признаки нас должны ин­тepecoвaть больше всего. Нам удалось сделать довольно инте­ресные наблюдения. Например, мы заметили, что целый ряд рисунков включает изображение человеческой фигуры темно-­синего цвета. Несколько меньше было фигур, нарисованных зеленым цветом (как правило, на тех рисунках, которые цели­ком выполнены зеленым цветом). Авторы рисунков, на кото­рых фигурируют человеческие персонажи темно-синего цвета,

 

Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 17

в подавляющем большинстве случаев являются психически больными. Есть категория рисунков (от 1 до 2 %), на которых изображена лишь одна крупная рука, тянущаяся за большим яблоком. Мы не знаем, с какой психологической переменной связаны эти изображения, но намерены продолжать исследо­вания, поскольку считаем, что арт-терапевт не может игнори­ровать различия, обнаруженные между рисунками пациентов, страдающих эндогенной депрессией, и рисунками клиничес­ки здоровых лиц. Рисунки этих двух групп испытуемых от­личались наличием тех или иных деталей, общей организаци­ей пространства изображения, цветовыми характеристиками и особенностями изображения самой человеческой фигуры. Эти различия довольно легко заметить и сделать предметом статистического анализа. По мере того как мы получаем все новые рисунки, нам удается сформировать новые группы изобра­жений, характеризующихся сходными формальными признака­ми. Так, например, некоторое сходство с рисунками больных эндогенной депрессией имели рисунки больных с депрессив­ным синдромом, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. В то же время их рисунки отличались от ри­сунков больных эндогенной депрессией менее четкими конту­рами и еще менее выразительным изображением человеческой фигуры, а также схемой нарисованного дерева. Рисунки боль­ных с депрессивным синдромом, страдающих соматическими заболеваниями, напоминали рисунки больных с органически­ми психическими заболеваниями, такими, например, как бо­лезнь Альцгеймера. Имея большое количество рисунков, вы­полненных другими пациентами, нам, по-видимому, удастся определить, каким образом хроническое соматическое заболе­вание и деменция отражаются на особенностях рисунков.

Наш основной вывод заключается в том, что если мы видим определенные различия между теми или иными категориями рисунков, нам следует проверить это наблюдение, в частности определить, достоверны ли эти различия. Если будет установ­лено, что результаты других исследований совпадают с наши­ми и все они статистически достоверны, тогда можно говорить об определенных дифференциально-диагностических призна­ках. Лишь в этом случае будет соблюден принцип объективно­сти - кардинальный принцип науки. Поскольку все рисунки


Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям________________________18

в нашем исследовании были получены с использованием одной и той же стандартной процедуры, можно заключить, что на­блюдаемые формальные различия действительно характери­зуют ту или иную группу пациентов. При этом мы никоим образом не затрагиваем символического содержания образов. Мы лишь оцениваем внешние признаки изображения, абстра­гируясь от объяснений, даваемых изображению его автором. Мы надеемся сформировать некую модель арт-терапевти­ческого исследования и показать, как, используя подобное ис­следование, можно верифицировать те или иные клинические особенности. Нами разработан иллюстрированный протокол, включающий определенные оценочные критерии, а также ме­тод регистрации двух типов переменных - общих Формальных признаков изображения, с одной стороны (таких как трудоем­кость работы, пространственные особенности изображения, преобладание тех или иных цветов и степень интегрированно­сти композиции в целом), и его содержательных особеннос­тей, с другой стороны (например, какой цвет использовался для изображения дерева или человека, что изображенный че­ловек делает, то есть стоит ли он или сидит и т. д.). Наш метод, таким образом, основан на анализе изображений, характерных для разных групп. Мы надеемся испольвовать это метод для анализа данных других исследований. Чарльза Лайеля (1797­1875) считают отцом геологии, поскольку он сформулировал принцип, согласно которому более глубоко лежащие слои земной коры имеют более древний возраст. Сейчас эта идея представля­ется банальной, однако во времена Лайеля она была револю­ционной. Исходя из этой идеи, в дальнейшем были сформули­рованы определенные принципы археологических исследова­ний.

Сохраняя предмет изображения неизменным, мы можем про­верить, существуют ли различия между отдельными группами пациентов, комплектуемыми по признакам диагноза, возраста или культуры. Саrтеllо и мне уже удалось получить важные результаты, касающиеся различий между группами пациентов с разными заболеваниями. В то же время, мы не могли не за­метить того, что среди множества рисунков нет даже двух оди-


Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 19

наковых. Каждый день мы получаем новые рисунки с новыми особенностями изображений. Наше исследование, таким обра­зом, сулит новые сюрпризы.

Интересно обратиться к культуральному определению изо­бразительного искусства. Когда кто-то заявляет, что он может судить о чем-то, наблюдая то или иное изображение, он фак­тически сравнивает новый изобразительный материал с ожи­даемыми, хотя и редко формулируемыми культурными дефи­нициями. Эти дефиниции довольно пластичны и позволяют воспринимать новый изобразительный материал, однако вся­кий материал, выходящий за рамки культурных норм, воспри­нимается с большим трудом. Обычно мы обращаем внимание на явные, а не скрытые особенности экспрессии. Явные осо­бенности являются такими формами вербальной экспрессии и поведения, которые носят произвольный характер. Скрытые же особенности являются не вербальными и непроизвольными компонентами вербальной экспрессии и поведения. Посколь­ку на последние обращают мало внимания, мы иногда выда­ем себя и предоставлям другим важную информацию о себе. Когда пациентов, не имеющих художественного опыта, просят что-либо нарисовать, они обращают прежде всего внимание на то, что они рисуют, не думая о том, как они это делают. Они не осознают стилевых и технических особенностей изображения, поскольку, в отличие от художников-профессионалов, не име­ют о них практически никакого представления. Они, напри­мер, не придают значения тому, какое место занимает изобра­жение, или тому, закрашено ли все пространство рисунка или он состоит лишь из линий. И это создает большие возможно­сти для арт-терапевтических исследований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал