Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика отклонений в развитии ребенка






Диагностика является одной из важнейших практи­ческих задач коррекционной педагогики. Диагностика — это выявление детей с нарушениями в развитии, их диф- ференциация, разработка соответствующих психодиагно- стических методик.

Диагностика имеет свои принципы: принцип комп­лексного изучения ребенка, принцип целостного системногоизучения ребенка, принцип динамического изучения ре-бенка, принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Принцип комплексного изучения ребенка предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех ви- дов познавательной деятельности, личности, навыков, эмо-циональной сферы, поведения и т. д. Одновременно прове-ряются биологические показатели зрения, слуха, речи, двигательной сферы, нервной системы ребенка. В обследо­вании принимают участие разные специалисты: психоло-ги, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи, логопе­ды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги.

Принцип целостного системного изучения ребенка пред-юлагает установление связей между отдельными проявле-ями отклонений в развитии, определение причин этих отклонений. Целостное изучение ребенка, как правило, осуществляется в процессе его деятельности — предметно-манипулятивной, игровой или трудовой. Это помогает луч-ше выявить особенности познавательной сферы ребенка, его личности, интересов, состояние эмоционально-волевой сферы и т. д.


 



 

Принцип динамического изучения ребенка. В ходе тако­го изучения выясняются знания и умения детей, а также их возможности в обучении. Выявляются при этом не толь­ко реальные возможности ребенка, но и потенциальные. Принцип качественно-количественного подхода важен при анализе данных, полученных в ходе психологической диаг­ностики. При таком подходе учитывается конечный резуль­тат деятельности, а также анализируется процесс ее вы­полнения — способ, последовательность, настойчивость в достижении цели. При этом количественные и качествен­ные показатели выступают во взаимосвязи.

Необходимость реализации этих принципов при диаг­ностике вызвала к жизни психологическую службу в системе специального образования. Эта помощь нацелена на раз­нообразную работу с личностью — профилактическую, ди­агностическую, развивающую, коррекционную, реабили­тирующую. Для развития коррекционной педагогики это означает переход от диагностики отбора к диагностике специфических особенностей психического развития; стрем­ление к поиску оптимальных условий компенсации, рас­ширяющих возможности развития личности, создающих различные обучающие и воспитывающие среды, дающих возможность построения развивающего образа жизни.

Для полной и верной диагностики отклонений в раз­витии детей в России созданы постоянные межведом­ственные психолого-медико-педагогцческие консультации (ПМПК), их задачи:

1) проведение раннего бесплатного психолого-медико-
педагогического обследования детей, выявление особенно­
стей их развития, установление диагноза;

2) предупреждение развития заболевания;

3) консультативная помощь родителям;

^консультирование педагогических, медицинских, со­циальных работников по вопросам образовательных по­требностей детей, их прав и прав родителей. ПМПК ста­вят определенный диагноз ребенку.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал