Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налог на недвижимость и местное самоуправление






Чистяков Б.М.


Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится очень интересный законопроект — введение налога на недвижимость[2]. Этот налог должен заменить земельный и имущественный налоги. Сама суть этого налога такая же, как и любого другого налога — повысить поступления в бюджет. Идеологическое обоснование данного законопроекта в том, что богатые собственники большой недвижимости будут платить больше, а те, у кого нет недвижимости или её мало, вообще ничего платить не будут.

Исчисляться налог на недвижимость станет из рыночной стоимости, которая будет определяться при участии органов местного самоуправления. Также органы местного самоуправления будут определять и величину налога, может быть, один, а может, и два с половиной процента от рыночной стоимости недвижимости. Сейчас земельный и имущественный налоги исчисляются по оценочной стоимости БТИ и составляют от 0, 1% до 0, 3% от неё, в зависимости от региона.

Надо отметить, что в ряде стран с «продвинутой» демократией налог на недвижимость давно исчисляется из рыночной стоимости недвижимости и составляет не менее 2% от неё. Этот налог является очень важным и значительным источником поступления средств и в местный, и в государственный бюджет в странах с высоким уровнем демократии и социального развития.

Российская Федерация также постоянно увеличивает свой демократический и социальный потенциал, особенно в последние годы. Так что новый налог на недвижимость — это тоже очередной шаг в этом направлении. Заодно, может быть, получится сделать реальный кадастр недвижимости, а также сделать его, как и в других странах, публичным документом.

Кстати, так как рыночная стоимость недвижимости формируется в условиях действительного конкурентного рынка недвижимости, а цены на рынке при условии конкуренции и других рыночных механизмов не могут даже теоретически быть постоянными и имеют свою цикличность роста и падения, то оценку рыночной стоимости надо будет периодически пересматривать, не менее раза в два года.

Вообще, в условиях большого регионального экономического и социального неравенства, а также наличия национальных республик, многие из которых дотационные, но население там живёт в больших собственных домах, на которые зачастую нет никаких официальных документов, процесс реализации данного законопроекта будет очень интересен.

К тому же, не только национальные республики живут на дотации центра, но и другие регионы России получают кое-что из бюджета. А вот величину налога будет определять местная власть, которая и распоряжается местным бюджетом. Надо исходить из того, что добросовестная местная власть, руководствующаяся государственными интересами, в любом случае должна увеличить поступления в бюджет.

Вот у большевиков не было столько специалистов по налогам, да и задачи у них были поглобальнее — как минимум, мировая революция, поэтому они этот вопрос с собственностью решили сразу кардинально — просто лишили собственников их собственности. Те, у кого ничего не было, остались «при своих» и даже стали равными среди всех, а чтобы не было обиды у бывших собственников, их просто вычеркнули из «сталинской переписи населения». Демографические последствия такого отношения к собственности оказывают очень сильное влияние в настоящее время.

Но то были большевики, малообразованные, и в основном выходцы из маргинальных слоёв общества, а некоторые из них, к тому же, были иностранными агентами.

Сейчас принципиально другое время. Люди, которые занимаются законотворчеством, высокообразованны и настоящие профессионалы. Они-то наверняка понимают, кто же на самом деле будет платить налог на недвижимость.

В каком положении могут оказаться органы местного самоуправления, если сами будут устанавливать величину налога на недвижимость?

Представьте себе картину: с одной стороны выборная местная власть, которая тесно связана со всеми местными государственными структурами, а с другой стороны — собственность, которая принадлежит чиновникам и сотрудникам этой же власти и подконтрольным ей структурам.

Конечно, по декларациям большинство «бесконечно малых, но при этом великих величин» имеют всего лишь комнатёнку и старую модель ВАЗа.

Для населения России не является секретом, кто сейчас действительно владеет недвижимостью. Будет очень странно и практически невозможно обложить себя самих налогом на недвижимость, хотя в бюджет уже будут заложены поступления от этого налога на недвижимость, причём, значительно большие, чем сейчас от налогов на землю и имущество.

Уже сейчас некоторые специалисты примерно прикинули величину необходимых поступлений для закрытия бюджетных дыр. Душа у местных руководителей будет разрываться на части, но налог они всё же соберут. И нет никаких иллюзий по поводу того, кто за всё заплатит. Один плюс, конечно, есть — это возможный обвал в некоторых регионах цен на недвижимость. Но минусов значительно больше.

В России в настоящее время налоги, можно сказать, значительно ниже, чем во многих благополучных странах, и это серьёзно влияет на привлекательность для инвестиций. Но в отличие от этих стран, в России абсолютно непрозрачная схема расходования средств от поступивших налоговых сборов.

Каждый налогоплательщик должен знать, на что расходуются отобранные у него в качестве налогов деньги. Приводятся только общие цифры. Нет так называемого «электронного правительства», хотя во многих странах, даже менее развитых, чем Россия, оно уже есть и успешно действует.

Непрозрачность схемы расходования собираемых с населения налогов ведёт к отсутствию разумной мотивации их платить.

А если мотивация уплаты налогов несёт в себе только репрессивный характер, то довольно быстро будет утеряна мотивация и работать для повышения своего материального благосостояния и повышения уровня жизни. И всё опять вернётся к экономике «великого менеджера всех народов», который так и не научился нормально говорить по-русски. Наверное, он думал, что со временем большая часть русскоговорящего населения России будет говорить на его родном языке.

Ну, да ладно, пусть об этом спорят те, кому нечего делать, но вот, о чём думают наши специалисты в правительстве и парламенте, когда обсуждают законопроект о налоге на недвижимость?

Все ли риски и последствия взвешены?

Есть ли уверенность в том, что нужная сумма будет собрана, или надо будет формировать что-то наподобие продотрядов из силовых структур?

Правильная налоговая политика — это фундамент, на котором стоит государство. И среди этой налоговой политики налог на недвижимость занимает очень важное место. Ведь недвижимость, разных форм собственности, объединённая историческими, географическими и юридическими факторами вместе с населением — пользователем этой недвижимости — и есть государство. И налог на недвижимость должен быть не такой, какой он сейчас, но и не такой, который планируется принять.

Есть меленькая подсказка — любой налог должен защищать те интересы, за которые он платится, и налогоплательщика, который его платит. И ещё, этот налог должен способствовать росту недвижимости.

В России достаточно умных и высококвалифицированных чиновников различных ведомств, а также избранников народа, которые за разработку законопроектов получают немалые деньги и привилегии. Каков будет законопроект о налоге на недвижимость на выходе?



Журнал «Проблемы местного самоуправления»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал