Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О священном совершении божественных антиминсов и о том, почему они делаются преимущественно из льна






Совершаемое над антиминсами священно­действие во всём сходно с описанными свя­щеннодействиями освящения храмов. О них нужно сказать то же самое, что и о храмах, с тем только отличием, что антиминсы не оста­ются всегда на одном месте и не соединены нераздельно с храмом, потому что для них как бы весь мир служит храмом. Кроме того, они делаются не из камня, а из ткани, по пре­имуществу из льна, потому что на них совер­шается воспоминание страданий Христовых и они суть как бы погребальные покровы, взятые от земли. Ибо и лён вырастает из земли, и гроб Спасителя находился в земле.

Итак, будучи положены на священной тра­пезе, антиминсы вместе с нею освящаются всеми молитвами, и архиерей воспоминает их во время чтения молитв и молится о них, чтобы они были освящены наитием Святого Духа. Кроме того, он омывает антиминсы и орошает благовонным вином и розовой во­дой и помазывает миром, делая на каждом, как и на трапезе, миром три креста с песнью аллилуйя.

Потом, так же как на трапезе, полагает ча­стички какой-либо ткани, во образ четырёх евангелистов, чьи имена тут же и написаны. Затем соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равных с ним плата: один подобен срачице на трапезе, изо­бражающей плащаницу, которою Иосиф об­вил тело умершего Христа; другой – как бы трапезофор, в честь престола Божия, ибо жерт­венник есть престол и упокоение Божие.

Посреди антиминса полагается илитон, ко­торый является образом убруса.

Прообразовательные псалмы при освяще­нии антиминсов поются те же, что и при освящении божественной трапезы, потому что иногда и без освящения храма, когда возникает нужда в антиминсах, совершает­ся их освящение на уже освящённой тра­пезе. Но прежде снимают с неё покровы и уже потом постилают антиминсы. Это луч­ше всего совершать самому архиерею, но при необходимости может делать, с архи­ерейского позволения, и благочестивый священник, который имеет опыт относи­тельно предметов божественных. Таковой, во время освящения антиминсов, как и архиерей, поверх своих священных одежд надевает срачицу.

Наконец, помещённые вместо сосуда в маленький льняной мешочек, вшиваются в антиминсы, с восточного их края, частицы святых мощей, помазанные миром.

А затем совершается на них всё без исклю­чения то же, что и на покоящейся на одном месте божественной трапезе, ибо каждый из них есть божественная трапеза и они ис­полнены славы Божией.

Антиминсы не должны находиться в каком-либо обычном доме, не должны касаться их и миряне: в этом нет ни пользы, ни нужды, ведь они предназначены для священнодей­ствия, а без священника священнодействия не бывает. Пусть же хранятся они у священ­ников, получающих их в случае необходимо­сти от архиерея, потому что и священникам нельзя служить на них без дозволения архи­ерейского.

Итак, по мере наших сил, мы рассмотрели, каким образом святой храм и созидается, и освящается. Но не осталось ли рассмотреть и ещё чего-либо?

Клирик:

– Насколько могли мы, отец, настолько поня­ли и научились, а если есть ещё что-то, чего не знаем, то просим сказать нам и об этом.

95. Что являют собой храм и находящиеся в нём?

Архиерей:

– Всё, что мы говорили, мы говорили не столько от себя, сколько вспоминая то, че­му научились от святых. Теперь же, я думаю, остаётся сказать о том, что являет собою храм и находящиеся в нём. Быть может, мы говорили об этом и в других местах, но на­до сказать и ещё, потому что об этом следу­ет теперь говорить последовательно. И ещё потому, что частое повторение одних и тех же божественных предметов обновляет в па­мяти прекрасное и в большей степени освя­щает память, как случается и наоборот – с предметами недостойными.

Итак, храм есть дом Божий, хотя и создает­ся из вещей неодушевлённых. Ибо он освя­щается Божественной благодатью и священ­нодейственными молитвами. И после этого уже не похож на другие дома, но от земли предан Богу и богат самим Обитателем. Теперь в нём и слава Его, и сила, и благодать, потому что в нём призывается и имя Его и, вместе с тем, кого-либо из святых Его.

Поэтому он и носит имя того, в честь ко­го назван. И мы уже называем его не просто домом, но домом святым, ибо Он освящён силою Святого Отца через Святого Сына во Святом Духе. Потому он действительно есть обитель Святой Троицы. Если он посвящён одному из Божественных имён, слави­мых в Троице, то мы, идя к Самому единому Богу, так и говорим: идём ко Святой Трои­це, то есть в посвящённый Ей храм. Или, например, говорим: идём ко Пресвятой Его Матери, или – ко святым Ангелам, или – к апостолам, или – ко святому иерарху, или – к мученику, или какому-либо святому.

Что означают эти слова? То, что храм посвящён Богу и является Его домом и что Бог пребывает здесь. Они означают, что и призываемый в храме слуга Его также пребывает в нём, как бы в своём жилище, невещественно обитает в нём душой, а ча­сто возлежит тут и останками, и действует Божественной силой и благодатью, потому что мы, будучи двояки по природе, двояким образом принимаем и дары.

Поэтому и в этих вещественных храмах присутствует благодать. Нисходя, она пре­бывает в них и действует ради нас, по благо­волению Отца, по милости Воплотившегося за нас и сугубо воссоздавшего нас, и по наи­тию и щедротами содействующего Ему и не­раздельного с Ним Духа.

И это мы видим весьма ясно, ибо Божест­венные силы проявляются и в храмах: здесь бывают явления Ангелов и святых, совер­шаются знамения, исполняются прошения, подаются исцеления. Оказывают на нас бла­готворное действие и бездушные вещи, нахо­дящиеся в храмах: вода, камни, столбы, цепи. Они действуют не сами по себе, ибо как они могут действовать, будучи бездушными тво­рениями Божиими, не могущими сами по се­бе ничего? Нет, они действуют низводимой на них благодатью Божией и призываемым на них Божественным именем. И это совер­шается ради нашего освящения.

Где бы ни призывалось имя Божие, имя всё создавшей блаженной Троицы (ибо един Бог) – там всё свято, всё действенно, всё врачует и спасает благодатью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал