Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок регистрации сделок на товарной и фондовой биржах






Содержание

1. Порядок регистрации сделок на товарной и фондовой биржах……..3

2. Депозитарий и клиринговая корпорация……………………………….16

 

3. Техника расчетов по биржевым сделкам……………………………….17

 

Литература……………………………………………………………………….20

Порядок регистрации сделок на товарной и фондовой биржах

Отношения биржи и государства в разных странах строились по-разному. В континентальной Европе биржи с самого начала находились под контролем государства, определявшего всю их деятельность при чрезмерной спекуляции и манипуляции ценами правительства ряда стран просто закрывали Товарные фьючерсные биржи. Так было в Германии в 18% г. и в Австрии в 1903 г., когда была запрещена фьючерсная торговля зерновыми и маслосеменами (но продолжали заключаться сделки на биржах сахара, кофе, хлопка, цветных металлов), в Индии, где в 60-е годы были закрыты биржи хлопка, джуга, масла и маслосемян. Закрывались биржи и в ряде других стран. В настоящее время законодательство большинства стран содержит наиболее общие положения, регулирующие деятельность бирж.

Наиболее разработанная система регулирования биржевых операций сложилась к настоящему моменту в США. Поэтому и рассмотрим ее в качестве примера.

Регулирование фьючерсной торговли в США осуществляют Комиссия по товарной фьючерсной Торговле (КТФТ) и сами фьючерсные биржи. Основной подход к регулированию фьючерсной торговли можно определить как контролируемое самоуправление. Хотя КТФТ и имеет высшую власть в области фьючерсной торговли в США, но на практике она перекладывает на участников фьючерсной торговли обязанность разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком. Сама же КТФТ постоянно ведет наблюдение за этим процессом самоуправления.
Теория и практика современного регулирования фьючерсной торговли в США будут более понятны, если познакомиться с историческим опытом развития фьючерсных рынков США и их регулирования.

В течение полувека после появления фьючерсные рынки в США не имели федерального законодательства, и каждая биржа устанавливала свои правила. После Гражданской войны (1861—1865 гг.) наступил период падения цен на сырьевые товары, в котором производители обвинили спекулянтов и фьючерсные рынки. В некоторых штатах были приняты законы, запрещающие полностью фьючерсную торговлю.

Иллинойс был среди штатов, которые ввели такой закон. Закон Иллинойса, принятый в 1867 г., запрещал продажу на срок товара, который не был в наличии у продавца. В основном закон не применялся, однако в 1867 г. были арестованы семь членов Чикагской торговой биржи за сделку по продаже на срок. Хотя они были почти сразу же освобождены, инцидент вызвал волнение на бирже. На следующий год закон был отменен. В период до Первой мировой войны между правительством и фьючерсными рынками действовало перемирие, все попытки ввести регулирование этих рынков проваливались. Первым таким шагом стал в 1916 г. закон о фьючерсной торговле хлопком[4, c.82]. В 1921 г. был разработан и принят закон о фьючерсной торговле, однако вскоре он был признан неконституционным. Текст закона был переработан и принят под названием закона о зерновой фьючерсной торговле в 1922 г. Закон впервые содержал определение контрактного рынка (официальное обозначение фьючерсной биржи) и учредил администрацию по зерновым фьючерсным контрактам в рамках департамента по сельскому хозяйству. Этот закон регулировал торговлю на Чикагской торговой бирже и девяти других зерновых биржах, существовавших в то время. Администрация получила право вести наблюдение за торговлей, собирать данные об активности рынка и проверять книги и счета членов биржи.

В последующее десятилетие Конгресс США вводил различные изменения в этот закон, однако лишь кризис 1929 г. и депрессия 30-х годов привели к его пересмотру. Принятый в 1936 г. закон о товарныхбиржах распространил регулирование на прочиефьючерсные рынки и ввел новые понятия. Так, в этом законе предусматривалась возможность установления лимитов позиций по спекулятивным операциям. Он также требовал регистрации брокеров и комиссионных купцов. Закон 1936 г. запрещал торговлю опционами на фьючерсные контракты, этот запрет сохранялся до 1982 г.

Закон 1936 г. предусматривал создание Комиссии по товарным баржам. В 1947 г. она была переименована в Администрацию по товарным биржам. Со временем выявились два недостатка этой организации: ее власть не распространялась на весь спектр фьючерсной торговли, поскольку она занималась в основном сельскохозяйственными товарами, и ее полномочия не соответствовали периоду бурного развития фьючерсного рынка в 70-е годы.

В 1974 г. был принят Закон о Комиссии по товарной фьючерсной торговле, который создал новый орган регулирования — Комитет на товарной фьючерсной торговле КТФТ.

КТФТ является независимым регулирующим органом, назначаемым и подчиняющимся Конгрессу. Комиссия состоит из пяти членов, каждый назначается Президентом США и утверждается Конгрессом на пятилетний период. Основная задача КТФТ — предупреждение манипулирования рынком, защита клиентов и обеспечение выполнения фьючерсными рынками функции переноса риска и выявления цены.

По закону фьючерсные контракты могут заключаться только на фьючерсных биржах, а КТФТ — единственный орган, обладающий правом регистрации фьючерсных бирж (или контрактных рынков). Это право регистрации является важным инструментом, особенно учитывая тот факт, что отдельной регистрации подлежит каждый фьючерсный контракт.
КТФТ разработала требования для фьючерсных бирж. Эти требования касаются как предоставления подробного обоснования для предлагаемых фьючерсных контрактов, так и установления правил ведения торговли. По каждому новому правилу или изменению в правилах фьючерсные биржи должны получать одобрение КТФТ.

КТФТ имеет право изменить или дополнить правила ведения торговли, если это необходимо для поддержания порядка на рынке. В исключительных случаях КТФТ может отменить регистрацию контракта и остановить торговлю конкретным контрактом либо биржи в целом. Решение КТФТ может быть обжаловано в соответствующем суде. Однако отмена регистрации контракта до стоящего времени КТФТ не применялась.

КТФТ осуществляет регистрацию различных категорий профессиональных участников фьючерсной торговли. Регистрация также осуществляется национальной фьючерсной ассоциацией. Процесс регистрации включает снятие отпечатков пальцев и предоставление полной информации об участнике.
В конце 80-х годов КТФТ предусматривала регистрацию шести различных категорий участников.

Фьючерсные комиссионные купцы (ФКМ). Этим официальным термином обозначают то, что чаще называют брокерским домом. Любое физическое лицо и/или организация, осуществляющие прием приказов от клиентов и ведущие фьючерсные счета клиентов, могут быть зарегистрированы как ФКМ. Поэтому ФКМ могут быть как маленькие организации со штатом один-два человека, так и гигантские мультинациональные фирмы типа “Меррил Линч”. На ФКМ распространяются весьма широкие нормы регулирования относительно ведения счетов, рекламы, контроля за служащими и финансового положения.
Задача ФКМ — обеспечить понимание клиентами риска, связанного с фьючерсной торговлей. С этой целью клиент подписывает ряд документов, в том числе уведомления о риске, которое ясно описывают риск, связанный с фьючерсной торговлей.

ФКМ обязаны обеспечить отсутствие ложной или вводящей в заблуждение рекламы или же чрезмерно настойчивой техники продаж. КТФТ требует, чтобы ФКМ наблюдали за деятельностью своих служащих.
КТФТ запрещает ФКМ или их служащим исполнение любых сделок для клиента без специального разрешения клиента либо без письменного разрешения на определенную деятельность, данную клиентом исполнителю счетов или другому лицу. Это правило предупреждает так называемое “в с п е н и в а н и е” (чрезмерно активная торговля по одному счету с целью генерирования комиссии).

Защита средств клиента — одно из основных требований КТФТ. Поэтому ФКМдолжны отделять фонды клиента от средств самого ФКМ, что позволяет предотвратить использование ФКМ средств клиента на собственные операции. ФКМ также запрещается использовать средства одного клиента для внесения депозита за другого клиента.

ФКМ должны обеспечить свою финансовую стабильность. КТФТ установила правила о минимуме капитала. В основном ФКМ должны иметь нетто-капитал, равный или больше 100 тыс. долл. (или 50 тыс. долл. если ФКМ — член биржи) или 4% от суммы депозитов клиентов.
Брокеры в торговом зале — это лица, которые непосредственно заключают фьючерсные контракты в торговом зале от имени других участников. Брокеры не должны извлекать личной выгоды из приказов клиентов. С этой целью КТФТ введено детальное фиксирование операций. Брокеры фиксируют точное время получения приказов клиентов и время их исполнения. Они обязаны также фиксировать точное время любого изменения в приказе, сделанного клиентом (например, количества или цены). Для этого используется специальная машина, пробивающая время, которую обязаны иметь брокеры.

Брокеры также должны записывать на специальных карточках все осуществляемые ими сделки. Сделки фиксируются в точной хронологической последовательности, и на карточке отмечается, осуществлялась ли сделка для клиента либо для самого брокера.

Основная сложность регулирования деятельности брокеров
— сбалансированность эффективности и уменьшения возможности недобросовестного их поведения. Требование к брокерам вести последовательные записи операций весьма полезно, так как увеличивает доверие к рынку, но затем это требование может стать столь обременительным, что будет препятствовать основной функции брокеров — исполнению приказов.

В идеале КТФТ желала бы иметь такую систему регистрации, которая позволила бы зафиксировать точное время исполнения каждого приказа. Однако брокеры справедливо указывают, что многие из них заключают в день сотни сделок и нереальные требования просто парализуют их деятельность. Большинство бирж требуют от брокеров ведения записей, которые восстанавливали бы процесс торговли с определенными промежутками времени и фиксировали время отдельных сделок с интервалом в 1 минуту. Существуют и иные, одобренные КТФТ системы, используемые на некоторых других фьючерсных биржах.

Ассоциированные лица. Под этим термином подразумевается несколько категорий, таких, как исполнители счетов, ассистенты по продажам, управляющие отделениями и другие, связанные с ФКМ
и деятельностью по приему приказов клиентов на заключение фьючерсных контрактов. Исключение составляют только те категории персонала, чьи функции являются вспомогательными.

На практике наблюдение за ассоциированными лицами КТФТ возлагает почти исключительно на ФКМ. Это вполне разумный подход, так как число ассоциированных лиц значительно — более 50 тыс. на конец 80-х годов, и они находятся в тысячах отделений по всему миру.

В 1983 г. КТФТ распространила регистрационный порядок на ассоциированных лиц, связанных с приемниками заказов[4, c. 213].

Брокером- консультантом считается лицо, дающее рекомендации по фьючерсной торговле кому- либо за плату, за долю в прибыли либо за вознаграждение в другой форме. Так, издатели различных систем торговли, услуг по технике сделок и подобные им должны регистрироваться как брокеры-консультанты. Некоторые лица и организации, для которых прогнозы и информация о рынке — не основной вид деятельности, освобождаются от регистрации. Это банки и трастовые компании, газеты и журналы, издатели, журналисты, юристы, бухгалтеры, преподаватели, брокеры в торговом зале, ФКМ и биржи.

Брокеры- консультанты должны обеспечивать потенциальных клиентов достаточной и правдивой информацией о консультанте и его программе для принятия ими обоснованного решения на пользование его услугами. Это такая информация, как:

• имя каждого принципала брокера-консультанта, его деятельность за последние пять лет;

• программа торговли, используемая брокером-консультантом (например, базируются ли решения на фундаментальной анализе, техническом анализе или на комбинации двух подходов);

• результаты деятельности брокера-консультанта для всех счетов, которые он ведет и всех его клиентов за последние три года. КТФТ требует, чтобы эти сведения были представлены по специальной форме, разработанной КТФТ;

• информация о любом реальном или потенциальном конфликте интересов между торговой программой брокера- консультанта и любой другой его деятельностью, или деятельностью его принципалов

• подробное описание всех платежей, которые он собирается брать;

• информация о любых юридических действиях против брокера-консультанта или любого из его принципалов за последние пять лет.
Оператор товарного пула имеет функции, во многом аналогичные функциям брокера-консультанта, однако оператор собирает средства различных клиентов и управляет ими, а не просто дает советы. КТФТ особенно внимательно наблюдает за операторами товарных пулов, которые управляют средствами большого числа клиентов, а операторы, оперирующие фондом менее 200 тыс. долл. или имеющие менее 15 участников, освобождаются от регистрации. Поскольку операторы товарных пулов контролируют средства своих клиентов, они подвергаются еще более строгому контролю, чем брокеры-консультанты. В дополнение к той информации, которую представляют брокеры-консультанты, операторы должны сообщать о[1, c. 218]:

• любой доле собственности либо интереса в пуле, принадлежащей оператору или любому из его принципалов;

• способе, которым пул будет выполнять требования по внесению первоначального депозита;

• процедуре выкупа доли в пуле (описание) и любых ограничениях передачи долей (интересов) в пуле;

• всех видах платежей и комиссионных или других расходов, уплачиваемых пулом или его принципалами в связи с образованием пула или запросом на средства для пула;

• положении, устанавливающем предел ответственности участников пула сверх средств, внесенных ими в пул.

Оператор товарного пула обязан также предоставлять каждому участнику пула ежегодный финансовый отчет, содержащий детальную информацию. Форма отчета определяется КТФТ. Существуют также нормы, относящиеся к ведению записей и рекламы.

Брокеры-приемщики заказов. Эта категория подлежит регистрации с 1982 г. Брокеры-приемщики заказов — это независимые агенты, ведущие дела с одним или несколькими ФКМ, но сами не являющиеся ни ФКМ, ни его служащими.

Брокеры-приемщики заказов — это связующее звено между ФКМ и ассоциированными лицами ФКМ. Они имеют офис с соответствующим оборудованием и связью и осуществляют сбор заказов клиентов, но в отличие от ФКМ не проводят эти позиции по своим книгам, а передают их ФКМ.

В соответствии с требованиями брокеры-приемщики заказов должны представлять регистрационные документы, располагать минимальным нетто-капиталом в 20 тыс. долл., или одобренным КТФТ соглашением с ФКМ, в котором он берет на себя ответственность по обязательствам брокера-приемщика заказов.

Национальная фьючерсная ассоциация (НФА) — саморегулируемая организация фьючерсного бизнеса. Зарегистрирована КТФТ в сентябре 1981 г. и начала работу с октября 1982 г. Закон о фьючерсной торговле разрешает образование и регистрацию в КТФТ фьючерсных ассоциаций, которые имеют ясные саморегулирующие обязательства по отношению к своим членам. НФА патронируется Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг. НФА — широкая по составу организация, члены ее представляют все секторы фьючерсного бизнеса, а также торговых фирм, банков и других пользователей фьючерсных рынков. Цель НФА — получение полномочий от КТФТ в тех областях, которые, по мнению Комиссии, лучше могут регулироваться самими участниками фьючерсного бизнеса. Например, НФА имеет полномочия осуществлять некоторые регистрационные процедуры от имени КТФТ для всех членов НФА, не являющихся членами фьючерсных бирж.

Членство в НФА исключительно добровольное для широкого спектра участников фьючерсных рынков. С 1983 г. КТФТ потребовала, чтобы каждый, регистрируемый в качестве ФКМ, должен быть одновременно членом зарегистрированной фьючерсной ассоциации. Цель такого решения — обеспечить минимальный уровень саморегулирования. Однако пока НФА — единственная зарегистрированная фьючерсная ассоциация. Некоторые участники рынка, включая крупные ФКМ, полагают, что их собственные усилия по контролю достаточны, и членство в НФАне приносит дополнительной выгоды ни ФКМ, ни их клиентам. Сомнения в выгодах НФА подкрепляются еще и тем, что НФА финансируется за счет штаты со сделок, осуществляемых для клиентов, не являющихся членами биржи, на которой сделка имела место.

Фондовая биржа. Это организованная определенным образом часть рынка ценных бумаг, на котором с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи. Особенность биржевой торговли в том, что сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго определенное время — во время сеанса (или биржевой сессии) и по четко установленным, обязательным для всех участников правилам. Биржа создает четкую организационную структуру и механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями, а также высоконадежную систему контроля за результатом исполнения сделок.

В мировой практике существуют различные организационно-правовые формы бирж. В основном биржи создаются в форме ассоциации либо акционерных обществ. Если биржа создается в форме ассоциации или государственного учреждения, то получение прибыли не ставится целью. Если же биржа существует в форме акционерного общества, то и в этом случае в уставе биржи может быть указано, что биржа не преследует цели получения прибыли, и дивиденды по акциям не выплачиваются. Кроме того, членами правления бирж могут быть представители эмитентов и инвесторов, а иногда и государственных органов.

Государство же с помощью актов, регламентирующих деятельность бирж, принимает меры, направленные на осуществление полной гласности деятельности бирж.

Деятельность фондовых бирж в России регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж — организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизации предложений о купле-продаже ценных бумаг, выставляемых брокерами — членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных инвесторов. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов. Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами фондовой биржи, не допускаются. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках, взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые фондовой биржей, штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи. Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуры листинга и делистинга.

Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию.

К обращению на фондовой бирже допускаются:

1) ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную федеральным законом процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами. Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами;

2) иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшим органом биржи является общее собрание ее членов, которое решает общие финансовые и организационные вопросы и определяет правила внутреннего распорядка. В промежутках между собраниями высшим органом является биржевой совет (или комитет, или наблюдательный совет), который осуществляет контроль за текущей деятельностью, создается исполнительная дирекция. Помимо названных выше органов управления на бирже создаются определенные подразделения, каждое из которых выполняет специфические функции.

В торговле на бирже принимают участие представители членов биржи, имеющие «место» на бирже, а также штатные работники биржи. Члены биржи или их представители могут выступать на бирже в качестве брокера или дилера.

Брокер действует в качестве поверенного или комиссионера, т.е. он заключает сделку от имени клиента или от своего имени и за счет клиента.

Дилер осуществляет куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Основная функция дилера — поддержание фондового рынка путем формирования цен. Брокер или дилер могут действовать в качестве маркет-мейкера, т.е. осуществлять поддержку постоянных котировок на покупку и продажу ценной бумаги в пределах минимального спрэда (разницы между ценой покупки и ценой продажи).

Участником торгов также является маклер. Это, как правило, штатный работник биржи, который ведет торг и оформляет сделки. Маклер должен соблюдать устав биржи и правила торговли на бирже. Все заключенные с участием маклера сделки регистрируются в специальном журнале или с помощью компьютера. После биржевой сессии участникам сделки вручаются маклерские записки или компьютерные распечатки, в которых отмечаются наименование, количество и цена купленных или проданных ценных бумаг.

Ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Практически во всех странах в соответствии с принятыми нормативными актами вопрос о допуске ценных бумаг решает сама биржа. И именно от биржи, а не от какого-либо другого органа зависит, будут ли те или иные ценные бумаги продаваться на бирже. Если ценные бумаги какого-либо эмитента принимаются к продаже на бирже, значит, они приняты к котировке и включаются в котировочный список и именуются листинговыми. Сама процедура допуска ценных бумаг к торговле на бирже называются листингом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал