Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонетическое чередование звуков






Звук не только явление живой речи, но и единица языка — системы средств, данных нам для общения. Это осознается и выяв­ляется при прослушивании звуков и при анализе работы органов речи во время их изолированного, четкого произнесения. К звуку можно отнести понятие «тип»: любой [а] отличается от [у] или [р], [л] и т.д. Звук в его обобщенном понимании — звук как тип — называется фонемой.

В потоке речи звук может оказаться в сильной или слабой фонетической позиции. Позиция, в которой звук идеально про-


 


являет все свои качества и способствует различению смысла слов, т. е. выступает как фонема, — это сильная позиция. В слабых пози­циях звуки произносятся менее отчетливо или заменяются други­ми—чередуются.

Гласные стоят в сильной позиции, когда находятся под уда­рением: запеть песню — запить лекарство (ср.: зап..вала). Безудар­ная позиция гласных — слабая позиция.

В слабой позиции перестают различаться после твердых соглас­ных гласные [а] и [о]: пол..екать (поласкать—ласка и полоскать-полощет), а после мягких согласных также гласные [и], [э], [а] (буквы и, е, я на письме): зал..зать (залезать в сад — зал[э]з и зализать ранкузалЩжет); посв..тить (посвятить книгу — с[в'а]то и посветить в подвале — с[в'э]т).

баловать

17. Определите сильные и слабые позиции гласных. Варенье, городской, доброта,

заземлять, затворить, примерять, примирять.

18. Спишите, вставляя пропущенные буквы и проверяя гласные в сла­
бых позициях (безударные) гласными в сильных позициях.

Твое миропонимание — м..рильная машина, ст..ральная ма­шина — затерявшаяся деталь, освещение в доме — посв..щение в рыцари, заплатить за проезд — вопл..тить в жизнь, честолю­бивый юноша — оч..щающее средство, прор..дить морковь — за­родить батарейку, развевающийся флаг — развевающиеся тех­нологии, посв..чу в темных сенях — посв..щу соловьем на зава­линке, см..ряющийся с поражением — отм..ряющий ткань.

19. Спишите, вставляя а или о. Определите, какую фонетическую за­
кономерность отражает правило орфографии о правописании приставок
раз-/рас- и роз-/рос-.

Р.хсказ — реСсказни, р..звалиться — р„звальни, р..списать — р..спись.

Звонкие и глухие согласные звуки стоят в сильных позициях и наиболее хорошо различимы в положении перед гласными (жар —шар), перед [в], [в'], [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']: двоих—твоих, бью—пью [б'йу] —[п'йу], злой— слой, змей—смей, гнут—кнут, грай—край.

По законам русской фонетики на конце слов и перед глухими согласными звонкие меняются на парные глухие (оглушаются): кругом [г] — круг [к], справляться [в] — справка [ф]. Глухие соглас­ные перед звонкими меняются на звонкие парные (озвончаются):


отошел [т] — отбил [д], просить [с'] — просьба [з']. В таких случаях позиция согласных слабая.

20. Определите сильные и слабые позиции согласных по признаку
звонкости/глухости; укажите чередования звуков по данному признаку.

Бумажка, вновь, гроздь, лебедка, отметка, подвеска, обрыв, развязка, овраг, круглый.

21. Спишите, выбирая нужную букву для обозначения звонкого или
глухого согласного, стоящего в слабой позиции. Подчеркните словарные
слова.

А..тематическая запра..ка, ай..берг по..таял, высокое..дание в сдалении,..дравый взгля.., коври..ка в упакс.ке, масштаб­ные..двиги, на..писал..десь, недогру..ка товаре, под подтаяв­шим сне..ком, по..борка кни.., пре..ставьте обра..,..данный экза­мен,..добный хле.., сла..кая кочеры..ка, хру..кий лё..., цс.кая пия..ка.

По признаку твердост и/м я г к о с т и согласные также име­ют сильные и слабые позиции. Качество звука как твердого или мягкого отчетливо выявляется в конце слов {трон [н] — тронь [н']), перед гласными [а, о, у] (град [ра] — гряд [р'а], гном [но] — гнём [н'о], круг [крук] — крюк [кр'ук]), перед твердыми согласны­ми (корзинка [нк] — синька [н'к], американский [не] — июньский [н'с]). В таких случаях позиции по твердости/мягкости сильные.

В русском языке перед [ы] бывают лишь твердые согласные: тыква [т], сырой [с]. Перед [и] возможны только мягкие соглас­ные: близкий [л'], [к'].

Слабыми по твердости/мягкости признаны позиции звуков перед другими мягкими согласными: допустимо уча[ст']ие и уча- [с'т']ые и т.д. Перед е [э] происходит фонетическое чередование с заменой твердого на мягкий парный: серебро [р] — на серебре [р'].

22. Определите сильные и слабые позиции согласных по признаку
твердости/мягкости; укажите чередования звуков по данному признаку.

Дверь, о звезде, крестик, листья, менеджер, на манекене, о ти­нейджере.

23. Запишите слова, образованные путем прибавления приставки. Ка­
кую фонетическую закономерность отражает правило орфографии? Под­
черкните исключения.


Без+известный, контр+игра, меж+институтский, над+инди-видуальный, от+искать, под+играть, пред+июньский, раз+иг-рать, с+искать, сверх+интересный.

статус— правовое поло­жение, состояние статут— положение о пра­вах и обязанностях каких-л. лиц и органов

24. Спишите. Вставьте, где требует­ся, мягкий знак. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные.

Хрустит веточ..ка, слесар..-инст-рументал..щик, загадоч..ный шарма-н..щик, поддел..ный докумен..тик, узен..кий мостик, трост.. с нако-неч..ником, беспомощ..ный птен.лик, повеет., о барабан..щице, заговор..щики в ярости, не поощ..рять л..стеца, помест..е на Смо-лен..щине, декабрьский снежок, косич..ка с бан..тиком, крове­льщик и угол..щик, кристальная совеет.., обман.ливая глад., то-нен..кого л..да.

§ 6. Ударение

Выделение одного из слогов в слове произношением с боль­шей силой, длительностью, четкостью называется ударением. Ударным в русском языке может быть только гласный звук.

Ударение помогает ощутить слово как целостную единицу; бла­годаря ударению различают слова: пора и пора, формы одного слова: зимы — род. п., ед. ч. и зимы — им. п., мн. ч.

У большинства слов имеется одно ударение, однако есть и многосложные слова, в которых требуется дополнительное (по­бочное) ударение: странноприимный, бледно-зелёный.

Ударение в русском языке свободное — может быть на пер­вом, втором, третьем и других слогах в слове: дело, ведёт, невоз­можный.

Другое его свойство — подвижность — указывает на то, что русское ударение может иметь постоянное место во всех фор­мах одного и того же слова: предвидеть, предвижу, предвидишь, предвидел, предвидела — или перемещаться с одного слога на дру­гой при изменении слов: воробейворобья, судьбасудьбами.

Ударение необходимо для осмысления предложений-высказы­ваний. С его помощью одно из слов в предложении выделяется как наиболее значимое, важное по смыслу. Такое ударение называется логическим. Оно обеспечивает правильное понимание выска­зывания: Естьлюди, а естьиныеи человеки (М. Г.).

25. Расставьте ударения в словах. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.


 




Асимметрия, баловаться, валовой (продукт), деспот, дефис, диспансер, забронировать, изыски, квартал, красивее, мусоро­провод, новорожденный, обеспечение, облегчить, упрочение, факсимиле, феномен.

26. Расставьте ударения в формах слов.

Важный — важна — важны; ведомости — ведомостей; гнать — гнала — гнали; класть — клала — клали; осудить — осужденный; развести — разведенный — разведен — разведена; река — реки (мн. ч.) — рекам; скатерть — скатерти — скатертей; туфля — туфли.

27. Расставьте ударения в глагольных формах. Затранскрибируйте вы­
деленные слова.

Внять, внял, вняла, вняли; гнать, гнал, гнала, гнало, гнали; дать, дал, дала, дало, дали; класть, клал, клала, клало, клали; обнять, обнял, обняла, обняло, обняли.

28. Составьте вопросы к предложениям с учетом логического ударе­
ния. Что помогает установить логическое ударение?

Образец: Плот двигался медленно. — Что двигалось медлен­но?; Плот двигался медленно. — Что делал плот?; Плот двигался медленно. — Как двигался плот?

1. Снег в лесу не таял долго. Снег в лесу не таял долго. Снег в лесу не таял долго. Снег в лесу не таял долго. 2. В нашей семье бабушку уважали. В нашей семье бабушку уважали. В нашей семье бабушку уважали. В нашей семье бабушку уважали. 3. Учение дава­лось ему легко. Учение давалось ему легко. Учение давалось ему легко.

29. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударения. Под­
черкните слова, имеющие логическое ударение.

аббревиатура(фр. abre-viation; лат. brevis — крат­кий), (спец.). 1. Условное сокращение слов в пись­ме и печати: и т.д. вместо и так далее. 2. Слово, представляющее собой со­кращение двух или не­скольких слов: ГАИ, РФ, медсанбат

1. П..ют ему с полночи л..хие гус­ляры. (А. К. Т.) 2. Мать л..леяла и ба­ловала его, как балуют..динствен-ное чадо. (Гонч.) 3. В п..рчу и жем­чуг убрана, ждала она гостя. (Л.) 4. Кн..гиня перед ним, одна, с.дит, не убрана, бледна. (П.) 5. На ш.хтой в..рсте от города вижу: шагает он по б.лынаку. (Т.) 6. Вых..див все окрест­ные кусты и п..ля, я непременно к концу дня заворачивал в соседнее б..лото. (Гонч.) 7. В..ршины лип


об..грены живительным д..ждем. (Т.) 8. Я ож..дал по временам того периодического вала, который называют д..вятым, и сравнивал, как сильно накренит он судно против предыдущего вала. (Гонч.)

Вопросы для самопроверки

1. Какие значения имеет термин фонетика']

2. Что изучает фонетика? Проиллюстрируйте свой ответ.

3. Перечислите единицы звукового потока, дайте их характеристику.

4. Почему звук является важнейшей единицей, изучаемой фонети­кой? Подтвердите свои выводы примерами.

5. Перечислите гласные звуки русского языка. Приведите примеры слов, начинающихся с различных ударных гласных.

6. Перечислите сонорные звуки.

7. Назовите пары шумных согласных по звонкости/глухости. Какие звуки не образуют пар?

8. Назовите пары согласных по твердости/мягкости. Какие звуки не имеют пары?

9. Приведите примеры слов, различающихся только твердым или мягким согласным, продолжая цепочку слов: угол—уголь.

 

10. Дайте определение термина фонема.

11. В какой позиции звуки вступают в чередования? Приведите при­меры различных чередований звуков.

12. Дайте определение ударения. Приведите примеры слов с непод­вижным и подвижным ударением.

Задания для самостоятельной работы

30. Назовите лишнее: фонетическая фраза, фонетический (речевой) такт, звук, слог.

31. Мельчайшая единица речевого потока: звук, слог?

32. Запишите в транскрипции: крапива, третий, циркуль.

33. Назовите слова: двусложные — а) с ударением на первом слоге; трехсложные — б) с ударением на втором, в) с ударением на третьем j слоге.

34. Прочитайте. О каких звуках пишет автор? Спишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы в словах. Допишите рассуждение о роли звуков человеческой речи.

Звуки, доносящиеся из-за окна, обладают совершенно иной при­родой, чем те, которые р..ждаются где-нибудь в коридоре или за перегоро..кой. Разница не стол..ко в свойствах самого звука — гром­кий он или тихий, ре..кий или приглушенный, — сколько в том, что его одушевляет. Поч.ли все звуки производятся люд..ми, но те, что возникают внутри огромного..дания, воспринимаются как


 




 


урчание в кишеч..нике или хруст су..тавов огромного организма — словом, не вызывают интереса из-за своей привыч..ности и объ.хнимости. А то, что прил..тает из-за окна, — почти един­ственное св..детел..ство существования всего ост..л..ного мира, и кажется звук оттуда необыкновенно важен.

Еще среди звуков можно выделить гудение далеких машин, вой маневрового тепловоза на сортировочной, голоса и смех (очень часто — детский), гул самолетов в небе (в нем есть что-то доисто­рическое), шум, порождаемый ветром, и, наконец, лай собак.

(По В.Пелевину)

35. Затранскрибируйте 5 многосложных слов (по выбору) из второго абзаца текста предшествующего упражнения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал