Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спряжение глаголов






Изменение глаголов по лицам и числам называется спряже­нием. Спрягаются глаголы только в формах изъявительного на­клонения, в настоящем и будущем времени: я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я увижу, ты увидишь,


 




 
 

жать, захотеть, перехотеть, почтить и под. По особому типу спрягаются два глагола дать и есть и образованные от них приста­вочные глаголы: подать, создать, поесть, съесть, надоесть и под.

он увидит, мы увидим, вы увидите, они увидят. В форме прошедше­го времени глаголы изменяются по родам и числам: он потемнел, она потемнела, оно потемнело, они потемнели.

В русском языке выделяются два типа спряжения, которые при­нято обозначать римскими цифрами — I и II: идтииду, идешь, идет, идем, идете, идут — I спряжение; кричатькричу, кри­чишь, кричит, кричим, кричите, кричат — II спряжение.

К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют в окончании гласную е: зеленеет, ищет, играет. Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют в окончании глас­ную и: блестит, ворчит, хвалит. Различать I и II спряжения глаго­лов необходимо для того, чтобы правильно писать личные окон­чания, которые в безударном положении произносятся одинако­во, ср.: готовит и читает.

Если окончание глагола находится под ударением, то в нем пишется та гласная, которая слышится: несешь, стоишь; ведет, спит; берут, хотят. Если окончание глагола является безудар­ным и невозможно определить на слух, какую гласную писать в окончании, нужно выполнить следующие действия:

1. Поставить глагол в неопределенную форму: бегаетбегать.

2. Установить, на что оканчивается неопределенная форма гла­гола. Глагол относится ко II спряжению:

 

1) если неопределенная форма оканчивается на -ить: любить, клеить, хвалить и др. Исключения: брить, стелить и образо­ванные от них приставочные глаголы: отбрить, выбрить, по­брить, постелить, застелить, выстелить и под.;

2) если неопределенная форма входит в группу из семи глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вер­теть, обидеть — и образованных от них приставочных глаголов: посмотреть, высмотреть, увидеть, предвидеть, возненавидеть, вытерпеть, перетерпеть, завертеть, разобидеться и под.;

3) если неопределенная форма входит в группу из четырех гла­голов на -ать: гнать, держать, дышать, слышать — и образо­ванных от них приставочных глаголов: выгнать, прогнать, удер­жать, задержать, передержать, выдержать, задышать, от­дышаться, услышать, прослышать, заслышать и под. Остальные глаголы относятся к I спряжению: шагать, колоть, искать и др.

В безударных окончаниях глаголов I спряжения пишется е, гла­голов II спряжения — и: борется, строит.

Отдельные группы составляют разноспрягаемые глаголы и гла­голы, спрягающиеся по особому типу. Разноспрягаемыми называются глаголы, которые в разных формах лица имеют окон­чания как I, так и II спряжения: бежать, хотеть, чтить — и обра­зованные от них приставочные глаголы: выбежать, убежать, подбе-


352. Спишите глаголы в неопределенной форме и определите их спря­
жение.

Дуть, знать, косить, тянуть, стелить, читать, синеть, гнать, брить, любить, взвешивать, смотреться, сыпать, варить, вытерпеть.

позвонить позвонишь

353. Проспрягайте глаголы бороться, скакать. Выделите личные окон­чания, определите спряжение глаголов.

354. Проспрягайте глаголы вертеть, ловить. Выделите личные окон­чания, определите спряжение глаголов.

355. Проспрягайте два из разноспря­гаемых глаголов, выделите окончания. Докажите, что эти глаголы являются разноспрягаемыми.

356. Пронаблюдайте спряжение глаголов особой группы — дать и есть. Укажите, в каких формах их личные окончания отличаются от типичных личных окончаний глаголов.

Ед. ч. Мн. ч.

1-е л. да-м, е-м дад-им, ед-им

2-е л. да-шь, е-шь дад-ите, ед-ите

3-е л. да-ст, е-ст дад-ут, ед-ят

357. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение
глаголов, объясните правописание гласных в безударных личных окон­
чаниях.

1. Мы вместе отправ..мся до Хохловских выселков, а там ты возьмешь у Федота лошадей. (Т.) 2. Сам это чувствую, сказать я не могу, но что теперь во мне кипит, волну..т, бес.т, не пожелал бы я и личному врагу, а он?., смолчит и голову повеет. (Гр.) 3. Вот уж другую неделю с ним пута..мся, расстаться не могу, все и езд..м вместе. (Г.) 4. Целый день по городу шкандыля..т и хваста..т подкладкой... (Ч.) 5. Ты не мож..шь себе представить, как я зара­нее боюсь ее! (Б.) 6. Зачем из облака выход..шь, уединенная луна, и на подушки, сквозь окна, сиянье тусклое навод..шь? (П.)

358. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, глаголы в форме на­
стоящего/будущего времени изъявительного наклонения с безударными


 




личными окончаниями. Определите их спряжение по неопределенной форме глагола.

Образец: поед..тпоехать; глагол на -ать, в список ис­ключений не входит, следовательно, относится к I спряжению. В окончании пишется гласная е.

1. Поед..т ли домой: и дома он зан..т Ольгою своей. (П.) 2. Не важно, кто начнет, а кто продолжат. Себя перешагнет. Жизнь по-дытож..т. (Рожд.) 3. Память слабс.т... Надзор давно снят, но ехать никуда не хоч..тся. По утрам муча..т надсадный кашель. (Т.Т.) 4. Вид..шь — воздух шевелится? в нем, как дума..т студенты, кис­лородные частицы пада..т, едва заметны. (Заб.) 5. Итак, вы по­нимаете, читатель, каким образом я знаком со всем Петербургом. (Д.) 6. Ты с нею танцу..шь мазурку? — спросил он [Грушниц-кий] торжественным голосом. (Л.) 7. Каждый день вы рассказы­ваете мне сказки, как глупенькой девочке. (Пауст.) 8. Ночью в такую погоду ехать решительно невозможно; поэтому и быва..т, что отъед..шь в сутки верст с сорок, да и славословишь остальное время имя господне на станции. (С.-Щ.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал