Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фактическое положение 3 страница
Этап кризисного вмешательства посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса. В процессе проблемных дискуссий достигается распознание пациентом у себя не- адаптивной установки, препятствующей использованию им необходимых способов разреше- ния кризисной ситуации. Одной из наиболее частых тем, обсуждающихся в группе, является установка на сохранение «во что бы то ни стало» семейных или любовных отношений, ставших психотравмирующими или даже суицидогенными. Достижению пациентами этой жизненной цели препятствуют сформировавшиеся у них в детстве нереалистические идеалы спутника жизни - например, как опекающего и одновременно послушного.
Среди участников группы часто встречаются пациенты, у которых возникновение кризиса в значительной степени обусловлено повышенной чувствительностью и ранимостью в сочетании с завышенными требованиями к себе. В таких случаях темой обсуждения становится суицидогенная установка на обвинение себя во всех неприятностях, а также переживания собственной вины и несостоятельности. У данных пациентов ключевым для преодоления кризиса является достижение «принятия себя», что облегчается при использовании взаимной поддержки членов группы.
Следует отметить, что попытки повысить самоприятие и самооценку кризисного индиви- да с помощью индивидуальных бесед, как правило, оказываются менее эффективными. При- чина этого заключается прежде всего в том, что доводы психотерапевта могут восприниматься как обусловленные выполнением им своего профессионального долга. Высказывания же чле- нов группы, эмоционально окрашенные и подкрепленные их отношениями взаимопомощи, оказываются более действенными.
ГКТ имеет и другие преимущества по сравнению с индивидуальной формой кризисной терапии. Благодаря обмену жизненным опытом, происходящему между членами группы, репер- туар навыков адаптации при ГКТ обогащается более существенно, чем при индивидуальном взаимодействии. В группе «товарищей по несчастью» пациент лучше принимает советы партне- ров по лечению и, поддержанный ими, смелее опробует новью способы адаптации. Группа пре- доставляет пациенту возможность оказывать помощь другим ее участникам, переживая при этом чувство компетентности и нужности, крайне полезное для преодоления кризиса.
Этап тренинга навыков адаптации начинается после того, как пациент принял опреде- ленное решение об изменении своей позиции в конфликте. На данном этапе осуществляется опробование и закрепление новых способов решения проблемы и коррекция ряда неадаптив- ных личностных черт - таких, как потребность в чрезвычайно тесных эмоциональных взаимо- отношениях, доминирование любовных отношений в системе ценностей, недостаточная роль профессиональной сферы, низкая способность к компенсации в ситуациях фрустрации и т. д.
Основными методами терапии на данном этапе являются коммуникативный тренинг с ис- пользованием проблемных дискуссий, ролевого тренинга, психодрамы и аутогенной тренировки. Проигрывание роли значимого другого помогает пациенту лучше понять мотивы поведения парт- нера и исходя из этого строить отношения с ним; тренировка в лучшем исполнении собственной роли способствует изменению стиля общения пациента на более адаптивный. В процессе ролево- го тренинга развиваются также навыки полоролевого поведения, подкрепляется представление о собственной половой привлекательности. Поскольку опробование новых способов адаптации про- водится на заключительном этапе ГКГ, когда суицидальный риск сведен к минимуму, снижение самооценки во время возможных неудач не приводит к усилению чувства личностной несостоя- тельности, а лишь способствует реалистической оценке собственных возможностей и укрепляет терапевтическую мотивацию к дальнейшему тренингу навыков адаптации.
В фазе окончания ГКТ на последнем занятии суммируются терапевтические достижения пациента, подкрепляется его уверенность в возможности реализовать намеченные планы. Поощряется сохранение связи выписанных из кризисного стационара друг с другом и с члена- ми терапевтической группы, продолжающими лечение, оказание необходимой взаимной по- мощи. Для лиц с чувством неполноценности, низкой самооценкой, составляющих значитель- ную часть кризисных пациентов, подобная возможность особенно важна для повышения уве- ренности в своих возможностях и помогает в будущем избегать занятия излишне зависимой позиции в межличностных отношениях.
Следует отметить, что, создавая ряд ценных возможностей для купирования кризиса и профилактики суицидоопасных тенденций у пациентов в будущем, ГКТ одновременно значи- тельно осложняет работу психотерапевта. Выраженная потребность кризисных пациентов в психологической поддержке, суммируясь при объединении их в группу, может приводить к эмоциональной перегрузке психотерапевта. К тому же ему необходимо одновременно фоку- сировать индивидуальные кризисные ситуации членов группы в условиях их частой смены, учитывать возможность незаметного добавления к собственным проблемам пациента кризис- ных проблем других членов группы, предупреждать распространение в группе агрессивных и аутоагрессивных тенденций.
С целью уменьшения перечисленных трудностей желательно совместное ведение кри- зисной группы с ко-терапевтом, функции которого заключаются в следующем.
На 1 -м этапе ГКТ ко-терапевт совместно с ведущим психотерапевтом участвует в созда- нии атмосферы безусловного принятия личности и переживаний пациентов.
На 2-м этапе ГКТ ко-терапевт обеспечивает включение участников группы в дискуссию, конт- роль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи при ухудшении состояния.
На 3-м этапе ГКТ ко-терапевт в процессе ролевых игр выполняет функции ассистента режиссера и комментатора, проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего окруже- ния, а также проводит занятия аутогенной тренировкой, направленные на улучшение эмоцио- нального самоконтроля.
Наблюдается расширение докризисных адаптационных возможностей у тех пациен- тов, которые отличаются сравнительно высокой готовностью к внутренней перестройке. Ука-
занные положительные изменения пациенты, как правило, связывают с опытом преодоле- ния кризиса, а также взаимной поддержкой членов посткризисной группы, зачастую про- должающей самостоятельно функционировать после окончания курса лечения. В течение 3- 6 месяцев функционирования посткризисной группы у ее участников «дозревают» навыки адаптивного общения; с помощью приемов взаимной коррекции и самокоррекции, усвоен- ных в процессе лечения, бывшие пациенты окончательно освобождаются от неадаптивных установок.
Указанные позитивные изменения облегчают пациентам разрешение их проблем соци- ально-психологической адаптации в интимно-личной, семейной и учебно-профессиональной сферах в их естественных микрогруппах. У участников кризисных групп наблюдается значи- тельное снижение числа повторных попыток самоубийства по сравнению с суицидентами, получавшими другие формы терапии.
Необходимо указать на специфичность и высокую эффективность описанной программы кризисной терапии для купирования суицидоопасных реакций и реадаптации суицидентов. Своевременное и дифференцированное, поэтапное применение данной программы препят- ствует нарастанию как суицидальных тенденций, так и патологической дезадаптации в виде затяжных невротических и психопатических состояний, способствует повышению уровня со- циально-психологической адаптации и зрелости личности, занятию ею активной, оптимисти- ческой жизненной позиции.
Сравнение кризисной и аналитической групповой терапии
Терапевтические факторы
| Групп-аналитическая терапия
| Кризисная групповая терапия
| Ориентация
| Патогенетическая
| Проблемная (кризисная)
| Цель терапии
| Осознание и коррекция неадап- тивных внутри- и межличностных установок
| Купирование суицидальных тенденций и профилактика их рецидивов
| Задачи терапии
| Повышение возможностей самовы- ражения, аутентичности и эмпатии
| Дезактуализация суицидальных пережива- ний, повышение возможностей адаптации
| Основные методы
| Спонтанное взаимодействие, ин- сайт, коммуникативный тренинг, групповое сплочение
| Кризисно-проблемные дискуссии, когни- тивная перестройка, тренинг навыков адап- тации
| Фокус занятия
| Внутригрупповой процесс «здесь и сейчас»
| Высокозначимые взаимоотношения в мик- росоциальном окружении пациента
| Взаимоотношения членов группы
| Спонтанное распределение ро- лей, открытое выражение чувств; запрещаются встречи участников вне занятий
| Подкрепляется психологическая и практи- ческая взаимопомощь, в том числе вне за- нятий фуппы, смягчаются проявления вза- имного недовольства
| Позиция психотерапевта
| Недирективная, с паритетным разделением ответственности за результат лечения и полной от- ветственностью пациента за его поведение
| Активная, а при усилении суицидального риска - директивная, обеспечивающая поддержку и руководство поведением па- циента
| Продолжение
Характеристика группы
| Закрытая, гомогенная по возра- сту и наличию пограничных не- рвно-психических расстройств
| Открыто-конечная, гомогенная по наличию кризисных проблем и суицидоопасных пе- реживаний, гетерогенная по возрасту и но- зологическому составу
| Срок лечения
| 3-6 месяцев
| 1 месяц
| Особенности этапов групповой кризисной терапии
Терапевтические факторы
| 1 -и этап ГКТ: кризисная поддержка
| 2-й этап ПСТ: кризисное вмешательство
| 3-й этап ГКТ: тренинг навыков адаптации
| | Цель
| Купирование суицидоопас- ных аффективных наруше- ний
| Поиск оптимального спосо- ба разрешения конфликта
| Окончательное разрешение кризиса, профилактика су- ицида в будущем
| | Задачи
| Эмоциональное включение в группу, ликвидация чувства безнадежности, представ- ления об уникальности и не- переносимости собственных переживаний, повышение самоприятия, мобилизация личностной защита
| Выявление неадаптивных установок, когнитивная пе- рестройка в сфере актуаль- ного конфликта
| Опробование и закрепле- ние адаптивных способов решения проблем; сплоче- ние фуппы
| | Методы
| Раскрытие, отреагирование, разделение эмоций, сочув- ствие, ободрение, актуали- зация антисуицидальных факторов, выработка моти- вации к кризисному вмеша- тельству
| Проблемные дискуссии, на- правленные на анализ не- адаптивных позиций, интер- претация форм психологи- ческой защиты, затрудняю- щих разрешение кризисной ситуации
| Ролевой тренинг, психодра- ма; поддержка пациентов, находящихся на ранних эта- пах ГКТ
| | Функции ведуще- го психотерапевта
| Создание атмосферы безус- ловного принятия личности и переживаний пациента
| Фокусирование занятия на проблеме пациента, в отно- шении которого осуществ- ляется вмешательство
| Моделирование актуальной ситуации пациента, функции сценариста и режиссера си- туационных и ролевых игр
| |
Включение участников груп- пы в дискуссию, контроль их состояния, оказание необхо- димой психологической по- мощи
| Функция ассистента режис- сера, комментатора; проиг- рывание ролей пациента или лиц из его ближайше- го окружения
| | Функции ко-тера- певта
|
| Ролевой тренинг
Как указывают наши сотрудники 0. Р. Арнольд и Г. А. Скибина, 1989, разработавшие и широко применявшие метод ролевого тренинга (РТ) для лечения пациентов кризисного ста- ционара, данный метод рассчитан на совершенствование социализации и коррекцию комму-
никативной сферы в ситуации группового общения. Значение метода возрастает благодаря тому, что он применим в случаях аффективной блокады или дезорганизации интеллектуаль- ной деятельности, когда сознательная коррекция своего поведения затруднена.
В отличие от психодрамы Морено или сенситивного тренинга в процессе РТ пациенту не надо раскрывать свои интимно-личные и семейные проблемы, если он к этому не готов. Значи- мые для него конфликты разыгрываются в неявной форме, по принципу игровой аналогии. Ак- цент делается на действии, анализ поведения сведен к минимуму. Основной тезис занятий - нельзя научиться общаться, не участвуя в общении, невозможно справиться с конфликтной ситуацией, не пытаясь ее смоделировать.
Основной целью РТ является развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1. работа с масками и мышечными зажимами;
2. тренинг воображения и невербальной обратной связи;
3. тренировка эмпатии;
4. ассертивный тренинг;
5. тренинг установления интимного контакта;
6. сохранение эмоционального самоконтроля в простых конфликтах;
7. разрешение актуального конфликта.
РТ проводится 2-3 раза в неделю, каждое занятие длится 1, 5 - 2 часа. Оптимальный состав группы около 10-ти человек, число мужчин и женщин по возможности одинаково. Про- грамма РТ рассчитана на последовательное решение перечисленных выше задач для каждого участника, в то же время она позволяет новым участникам включаться в группу по мере выхо- да из нее излечившихся пациентов.
РТ начинается с разбора наиболее частых масок, встречающихся у пациенток кризисного стационара: «деловая женщина», «домашняя хозяйка», «девочка-мальчик», «спортсменка». Об- ращается внимание на мышечные зажимы, определяется центр тела. Например, у «домашней хозяйки» - в плечах и голенях, у свободной, уверенной в себе женщины - в груди, у женщи- ны, ощущающей себя привлекательной, - в груди и бедрах. У женщины, «летящей на свида- ние», центр тела вынесен вовне.
В качестве разминки используются походки в перечисленных ролях с обращением вни- мания на расслабление мышц плеч, спины, голеней и на центр тела. Участникам предлагается вжиться в образ человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой, свободной походкой, побыть играющим ребенком, кошкой и т. п.
Следующая группа упражнений разминки - на воображение. Предлагается пройтись «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представить себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цвет- ком. Пройтись в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.
Далее используются актерские этюды с воображаемым предметом: ощупать невидимую стену, повесить картину, открыть форточку, найти нужную книгу в книжном шкафу, разбить любимую чашку, пожарить яичницу на плите. В достаточно многочисленной группе можно играть воображаемым мячом, перетягивать канат, сматывать пряжу, передавать по кругу чашу с вином, трубку мира, котенка, ежика.
Для тренировки обратной связи применяются парные этюды с воображаемыми предме- тами: повесить вдвоем картину, свернуть ковер, стряхнуть скатерть, пройти навстречу друг
другу в узкую дверь или между двумя лужами, пилить дрова двуручной пилой, грести в одной байдарке. Нередко при выполнении этих упражнений возникает и обсуждается проблема ли- дерства.
Для развития эмпатии разыгрываются: разговор через стекло (прощание на вокзале че- рез стекло вагона, разговор через витрину магазина); живое зеркало (женщина накладывает макияж, причесывается, одевается; мужчина копирует ее мимику и движения). В игре «Скуль- птуры» участники воспроизводят известные персонажи изобразительного искусства, стремясь наиболее точно передать их позы и выражения лиц.
На следующей стадии РТ - ассертивного тренинга - начинает использоваться речь. В парах происходит обмен ролями, затем группа обсуждает умение соблюдать социально при- емлемые способы агрессивности и противостоять ей. Вначале проигрываются малозначащие ситуации, затем переходят к более трудным.
Магазин: заставить нелюбезного продавца подобрать подходящий товар;
Билетная касса: купить билет на нужное направление в разгар сезона;
Опоздание на работу: оправдаться перед строгим начальником;
Телефон-автомат: один бесконечно долго говорит, другой очень спешит.
Тренинг установления интимного контакта.
В поезде или в метро молодой человек пытается познакомиться с понравившейся ему
девушкой; она идет навстречу, если он сумел заинтересовать ее;
В самолете женщина хочет поговорить с соседом, который собрался отдохнуть от тяже- лой работы и семейных сложностей, во время длительного перелета.
После того, как упражнение выполнили несколько пар, группа оценивает легкость уста- новления контакта, нестандартные приемы, умение держать и сокращать дистанцию в обще- нии, чувство партнера.
Импровизация сказки. Группа рассказывает известную сказку, распределяет роли и ра- зыгрывает ее. Психотерапевт предлагает роли с учетом необходимости отдельным участни- кам отыграть или, наоборот, взять под контроль определенные чувства: агрессию, тревогу, нежность и т. д. Кроме того, психотерапевт следит за сохранением шутливой или хотя бы иронической атмосферы, которая способствует юмористической отстраненности при возмож- ном столкновении с актуальными переживаниями.
Разыгрывание ситуаций неверности.
Муж поздно возвращается с работы, жена высказывает подозрение в измене, хочет со- хранить семью;
Жена с покупками заходит передохнуть в кафе, где застает своего мужа с незнакомой
женщиной;
К жене в квартиру звонит молодая незнакомка, которая хочет познакомиться с «сестрой»
своего жениха;
Молодой человек угощает на даче ужином новую знакомую, в это время дверь открывает
своим ключом его подруга, приехавшая на последней электричке.
Подобные ситуации разыгрываются и на тему женской неверности.
Разыгрывание детско-родительских конфликтов.
Мать хочет, чтобы дочь (сын) помогла ей убрать квартиру и затем поехала на выходные к
бабушке в деревню, у подростка планы поехать с компанией за город;
У сына в школе конфликт, он замкнулся в себе, отец пытается помочь ему;
Дочь поссорилась с мужем и хочет переехать с детьми к матери, которая не любит
зятя.
Применяется обмен ролями, чтобы дать возможность пережить чувства реального парт- нера в своей актуальной ситуации.
Разыгрывание конфликтов в малой группе.
- В купе поезда дальнего следования находятся 4 пассажира, появляется женщина с ре- бенком, имеющая билеты-двойники, вызывают проводницу, бригадира поезда.
- Студент (ка) после академического отпуска знакомится с новой для него учебной груп- пой; пока играющий эту роль ожидает за дверью, распределяются роли: первой красави- цы, ее завистливой подруги, неформального лидера, пары влюбленных.
Девушка приезжает на день рождения подруги в чужой город; оказалось, что хозяйку срочно вызвали на работу, а среди незнакомых гостей - девушка, с которой раньше был конфликт. Роли распределяются, пока героиня сюжета ожидает за дверью.
Клиническая иллюстрация
Б-вич Т. В., 21 г., находилась в кризисном стационаре 40 дней. Анамнез. Психопатологи- ческая наследственность не выявлена. Родилась вне брака, до 11 лет жила у бабки, которая воспитывала внучку в духе повышенной моральной ответственности, привлекала к уходу за многочисленными кошками, жившими в ее доме. Когда девочке было три года, ее мать вышла замуж за пожилого ученого. Бабка не позволяла внучке встречаться с отчимом, несмотря на глубокую привязанность, возникшую между ними, вплоть до стремления девочки подражать отчиму в мелочах - как, впрочем, и бабке, к которой она была привязана еще больше. Учебу начала вовремя, училась с интересом, легко. Любила подвижные игры с мальчиками, мечтала стать учительницей младших классов. В 11 лет мать взяла дочь к себе, но она продолжала свободное от учебы время проводить у бабки и в компании своих бывших приятелей.
С 13 лет начала писать стихи, рисовать, ее поддерживал в этих занятиях отчим. В 15 лет попала под влияние группы девиантных подростков, рано начала половую жизнь, запустила учебу, дралась с матерью. Окончила школу ниже своих возможностей. С помощью отчима устроилась работать секретарем в художественное училище, занималась с учителем рисова- ния с целью поступить в училище на учебу.
В 18 лет тяжело пережила смерть любимой бабушки, долго не могла поверить, что ее больше нет в живых. Подолгу плакала, не смогла сдать экзамены в училище, отнеслась к неудаче довольно равнодушно. В это время у отчима в результате обострения сосудистого заболевания резко ухудшилось психическое состояние, мать была вынуждена посвятить себя уходу за ним; упрекала дочь в том, что она в свое время заставила отчима много волноваться. Девушка остро переживала чувство вины, ненужности. С благодарностью приняла предложе- ние малознакомого молодого человека выйти за него замуж. Уехала с мужем в Среднюю Азию, однако быстро поняла, что не любит его, отказывала мужу в близости и через несколько меся- цев вернулась к родителям в Москву.
Безуспешно пыталась найти работу, конфликтовала с матерью, обвинявшей ее в безде- лье, находилась в подавленном состоянии, которое усугубилось после самоубийства прияте- ля. Была под сильным впечатлением от его добровольного ухода из жизни, думала о бренно- сти существования..После беседы с участковым милиционером по поводу ее «тунеядства» пыталась вскрыть, по примеру приятеля, вены. Была спасена случайно вошедшими в квартиру друзьями.
После суицидальной попытки испытывала чувство вины перед матерью, их взаимоотно- шения улучшились. С помощью матери устроилась работать воспитательницей психоневроло-
гического интерната в группу олигофренов. Заботилась об отчиме, переживала, что его оста- вили друзья. Помогала знакомому юноше готовиться к поступлению в художественное учили- ще, полюбила его. Оформила развод с мужем, собиралась вступить в брак с любимым. В это время у нее на работе возник конфликт с санитарками из-за их нечуткого отношения к ее воспитанникам. Обращалась в администрацию за поддержкой, но не получила ее. Во время очередного конфликта, когда санитарка заявила, что «ее дебилов надо топить с рождения», набросилась на пожилую женщину с нецензурной бранью, била ее ногами. Затем испытала жгучее чувство стыда, «была готова сквозь землю провалиться», убежала домой. Долго рыда- ла, всю ночь писала дневник. Утром мать, войдя в ее комнату, обнаружила на столе стихи:
Мне быть счастливой не дано. Явилась я незваной гостьей На этот пир, где не вином Наполнены бокалы - злостью. Не предлагайте пригубить Испепеляющего зелья. Уж лучше мне гонимой быть Среди всеобщего веселья.
Нескладную судьбу свою Я не виню - к чему брюзжанье? Я у порога постою, Махну рукою на прощанье И улыбнусь. А вы в ответ Пошлете обвинений стаю. За мой уход прощенья нет. Я не прощенной исчезаю...
После консультации психиатра была госпитализирована в Кризисный стационар.
Сомато-неврологический статус. Линейный рубец на коже левого запястья. В остальном без особенностей.
Психический статус. Легко доступна контакту, раскрывается охотно. Высказывает обиду в адрес сотрудников, обвиняет их в несправедливом отношении к себе, нечуткости, професси- ональной непригодности. Упрекает себя в жестокости, т. к. не смогла справиться с порывом гнева, охватившем ее во время ссоры с санитаркой. Считает себя эгоисткой - по крайней мере потому, что занимает койку в стационаре, где находятся «люди с гораздо более серьез- ными жизненными ситуациями». Испытывает чувство вины перед своими воспитанниками, которых «бросила, предала», а также перед матерью, которую заставила волноваться. Крити- кует себя за то, что часто «делает из ничего муху, из мухи слона и открывает промысел слоно- вой кости». Ощущает себя никчемной, беспомощной, особенно здесь, в стационаре: «Когда я вижу слезы и не умею сделать так, чтобы они высохли, мне становится очень стыдно».
Критична к суицидальной попытке, совершенной ранее, объясняет ее впечатлением, которое произвело на нее самоубийство приятеля, а также страхом и гневом, который испытала в то время, когда участковый милиционер угрожал выселить ее из Москвы за тунеядство. Признает наличие суицидальных мыслей перед поступлением, не уверена, что справилась бы с ними самостоятель- но. Антисуицидальные факторы: забота о своих воспитанниках, нежелание причинять боль матери, привязанность к жениху, надежда на неиспользованные жизненные возможности.
Психологическое обследование. Интеллект выше среднего уровня. Операции мышления не нарушены, но проявления интеллектуальной сферы испытывают тормозное воздействие со стороны эмоциональной. Мышление образное, несамостоятельное, инфантильное; эстети- ческий критерий заслоняет логический; пациентка склонна к фантазиям, снижена реалисти- ческая ориентировка. Суждения незрелые, категоричные, выражена тенденция к правдоиска- тельству. Модус принятия решений затруднен, пациентка склонна к постоянным сомнениям, неуверена в своих силах, что иногда полностью тормозит проявления активности.
Ведущее место в личности занимает эмоциональная сфера. Пациентка отличается высо- кой эмоциональной лабильностью, эмоции достаточно разнообразны, но проявляется значи- тельная склонность к переживанию отрицательных эмоций: страха, отчаяния, вины. Склонна к обвинениям и самообвинениям. Сильно переживает собственную несостоятельность в про- фессиональной сфере, однако не делает серьезных попыток к изменению ситуации, уходит в фантазии (стихи, рисунки).
Коммуникативные установки незрелые. Пациентка занимает страдательную, пассивную позицию, проявляет склонность к самопожертвованию и передает ведущую роль партнерам по контакту, проявляя склонность к принятию помощи извне.
Система ценностей носит двойственный характер. Реально действующими являются моти- вы достижения семейного, интимного благополучия, однако для пациентки более значимыми являются социальные ценности - достижение высокого социального статуса, успех в творческой деятельности и связанные с ним свойства личности: уверенность в себе, способность к достиже- нию поставленной цели. Самооценка пациентки низкая. Уровень оптимизма снижен.
Социальные установки противоречивы, в раннем детстве усвоены установки прошлого вен- ка, в дальнейшем находилась под влиянием компании девиантных подростков, что усугубило неуспешность социализации. Пациентка представляет себе принципы социализации, но не вла- деет конкретными способами их применения. Наблюдается оппозиционная установка по отно- шению к лицам, олицетворяющим власть, а также лицам, от которых она зависит: мать, сотруд- ники. Реализация указанной установки, однако тормозится имеющейся нормативностью. В кон- фликте легко возникает чувство вины, в результате гетероагрессивные тенденции трансформи- руются в аутоагрессивные. В силу неразрешенности конфликтной ситуации в доминирующей жизненной сфере - социально-престижной - суицидальный риск весьма высок.
Заключение: ситуационная реакция оппозиции у акцентуированной сенситивной личнос- ти с суицидальной попыткой в недавнем анамнезе; острый пресуицид.
Лечение: феназепам 0, 5 мг утр. и дн., 1 мг веч.; индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.
На первом этапе терапии было достигнуто раскрытие и отреагирование пациенткой суи- цидоопасных переживаний. С целью мобилизации личностной защиты и, в частности, повы- шения самооценки были актуализированы ее прошлые достижения, а также потенциальные резервы личности. Той же цели служили поддержка пациентки ее матерью и женихом, осуще- ствлявшиеся в процессе семейной терапии. В ходе последней были подкреплены такие анти- суицидальные факторы, как привязанность к жениху и матери.
В первые же дни после поступления пациентка была включена в кризисную группу, где принимала активное участие в проблемных дискуссиях, в процессе которых была достигнуты разделение ее суицидоопасных переживаний, коррекция их масштаба. На последующих груп- повых занятиях проявилась склонность пациентки к поддержке лиц, с которыми она иденти- фицировалась, также занимающих позицию жертвы. Участие пациентки в судьбе других чле- нов фуппы дало возможность подкрепить ее альтруистические тенденции, играющие роль
|