Глава 8 расстройства личности
Общие положения
Характер отражает всё многообразие отношений личности к окружающему миру и к самой себе. Личность включает задатки, способности, темперамент, харак- тер и направленность.
Крайние варианты личностной нормы называются акцентуациями. Они отли- чаются от психопатических состояний тем, что дезадаптация личности возникает лишь при воздействии специфической для данного вида акцентуации психоге- нии; тогда как психопатические состояния дезадаптации развиваются при воз- действии любой психогении или даже без видимых причин.
Психопатии - расстройства личности, длительно существующие, глубокие и стойкие нарушения характера, дезадаптивные модели поведения, эмоциональ- ного и когнитивного реагирования, принимаемые личностью (эгосинтонные, в отличие от невротических эгодистонных, не принимаемых личностью).
А. Е. Личко, 1985 на подростковом материале описал патохарактерологические реакции - психогенно обусловленные, выраженные и стереотипно повторяющиеся отклонения в пове- дении, отличающиеся от нормальных его форм склонностью:
• к генерализации (способностью возникать в самых различных ситуациях и по различ- ным, зачастую незначительным поводам);
• к стереотипности проявлений, повторяя как клише по разным поводам одни и те же поступки;
• превышать «потолок» поведенческих нарушений, однако в соответствии с поведенчески- ми девиациями, свойственными группе, к которой принадлежит индивидуум;
• приводить к социальной дезадаптации.
Указанные реакции проявляются в трех основных клинических формах: неустойчивые, истероидные и аффективно-эксплозивные.
Выделены следующие типы характерологических реакций:
1. отказа - характеризуется отсутствием или снижением стремления к естественным кон- тактам с окружающими;
2. оппозиции - характеризуется активным или пассивным противопоставлением себя ок- ружающим;
3. имитации - характеризуется стремлением к подражанию какому-либо лицу или образцу;
4. компенсации - характеризуется стремлением скрыть или восполнить собственную несо- стоятельность в какой-либо области успехом в другой;
5. гиперкомпенсации - характеризуется стремлением достичь успеха именно в той облас- ти деятельности, в которой отмечается несостоятельность;
6. эмансипации - характеризуется склонностью к подчеркнутой собственной самостоятель- ности и независимости;
7. группирования - характеризуется неспособностью к самостоятельной деятельности и стрем- лением решить собственные проблемы посредством группировки с другими людьми. При формировании акцентуации характера наблюдается нарушение влияния родителей на
детей в форме воспитательной неуверенности или фобии утраты ребенка. При гиперпротекции родители оказывают ребенку слишком много внимания, при гипопротекции - недостаточно. Они могут потворствовать удовлетворению его потребностей или игнорировать их. Могут предъяв- лять к ребенку как чрезмерные требования (выполнения обязанностей или соблюдения запре- тов), так и непозволительную мягкость, чрезмерно пользовать санкциями или неоправданно избегать их. Наконец, стиль воспитания может быть неустойчивым, непоследовательным.
А. Е. Личко, 1976 показал, что гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типу. Доминирующая гиперпротекция наибо- лее травматична для гипертимных подростков и детей с психастеническими, сенситивными и астено-невротическими чертами. Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции небла- гоприятно для истероидной, лабильной и гипертимной акцентуации. Эмоциональное отверже- ние больше всего травмирует лабильных, сенситивных и астено-невротических подростков. Ус- ловия повышенной моральной ответственности наиболее тяжелы для психастеников.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, 1998 описывают эффект самоусиления нарушений, возникающий, если в ответ сопротивлению родителей неблагоприятным проявлениям харак- тера подростка последний добивается своих целей усилением этих проявлений (эпилептоид - агрессивным взрывом, истероид - усилением демонстрации, неустойчивый - полным ухо- дом из-под контроля). Авторы выделяют и такие патологизирующие роли родителей, как рас- ширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств. У родителей пациентов детского и подростко- вого возраста часто встречаются неразвитость родительских чувств, сдвиг в установках роди- теля по отношению к подростку в зависимости от пола подростка.
Соотношение типов воспитания и типов характеров (по В. Д. Менделевичу, 1999).
Тип воспитания
| Тип характера
|
И
| Ш
| В
| ПС
| А
| П
| М
| «Кумир семьи»
| ++
| -
| -
| -
| -
| -
| +
| Гиперопека
| +
| +
| +
| -
| ++
| -
| +
| Гипоопека
| +
| ++
| ++
| -
| +
| -
| +
| Безнадзорность
| -
| +
| +
| -
| -
| -
| -
| «Золушка»
| -
| -
| -
| -
| +
| -
| -
| «Ежовые рукавицы»
| -
| +
| ++
| +
| +
| -
| •»•
| Парадоксальная коммуникация
| -
| ++
| -
| -
| -
| +
| +
| - истерический; Ш - шизоидный; В - возбудимый, ПС - психастенический; А - астенический; П -
паранойяльный; М - мозаичный тип характера. . _ степень влияния особенностей воспитания на формирование соответствующих типов характера.
Основные клинические критерии психопатических состояний определяются триадой П. Б. Ганнушкина: тотальность (везде), относительная стабильность патологических черт лич- ности (всегда) и их выраженность до степени социальной дезадаптации. Характерны ригид- ность, скрытая защитная тревога, недостаток сопереживания (даже при проявлении заботы), психическая незрелость, межличностные трудности на работе и в любви.
Отмечается высокий показатель конкордантности у монозиготных близнецов. В процес- се развития часто наблюдаются индивидуальные трудности и семейные проблемы. Расстрой- ства личности проявляются в подростковом возрасте или юности.
Для психогенеза психопатии характерен порочный круг: индивид не видит себя так, как окру- жающие, не сочувствует им. Из-за этого возникают межличностные конфликты, срываются меха- низмы компенсации, что приводит к дальнейшему нарастанию конфликта, еще большей деком- пенсации, дальнейшему усилению и стабилизации патологических личностных особенностей.
Патохарактерологическое развитие (невротизация) личности наблюдается после длитель- ных стрессовых ситуаций. Чаще оно принимает форму ананкастного, тревожного, импульсив- ного, истерического, параноидального расстройства на уровне невротического поведения (не- вроз характера по Фрейду).
Психопатизация личности характеризуется большей выраженностью и стабильностью проявлений, формируется обычно в результате органического поражения мозга или психоти- ческого приступа. При психопатизации чаще встречаются признаки астенического, импуль- сивного и.истерического расстройства.
Динамика психопатий может проявляться невротическими и психопатическими реакция- ми, психогенными депрессиями на невротическом уровне, декомпенсациями, фазовыми со- стояниями, патологическим развитием личности.
Невротические реакции у психопатических личностей - чаще астенические и истеричес- кие; от невротических реакций, развивающихся не на психопатической почве, отличаются лег- костью возникновения и рецидивирования, стойкостью.
Психопатические реакции - кратковременное усугубление личностных расстройств в от- вет на неблагоприятные внешние воздействия.
Психогенные депрессии на невротическом уровне у психопатических личностей отлича- ются затяжным течением, плохой курабельностью (податливостью к лечению) и склонностью к рецидивированию из-за поведенческих расстройств, создающих вокруг больного атмосферу хронического стресса.
Декомпенсации - состояния резкого и сравнительно длительного усугубления личност- ных расстройств вследствие переутомления или психогении, обусловленные поломкой выра- ботанных с годами компенсаторных механизмов. На высоте декомпенсации могут развиться психозы: сумеречные состояния сознания у истероидов, тяжелые дисфории и патологические аффекты у возбудимых и эпилептоидов, бредовые психозы у параноидальных. Велик риск тяжелой гетеро- и аутоагрессии.
Фазовые состояния - спонтанные периодические расстройства настроения. При дли- тельности в течение нескольких часов или дней говорят об эпизодах дистимии (печальная подавленность) или дисфории (мрачная озлобленность). Могут быть монополярные фазы (деп- рессивные, гипертимные) и биполярные.
Патологическое развитие личности: у сформировавшейся психопатической личности после неблагоприятных внешних воздействий развиваются стойкое сутяжно-паранойяльное или ипо- хондрическое состояние на уровне сверхценных идей либо на психотическом уровне.
Для понимания генеза расстройств личности важное значение имеют труды таких иссле- дователей, как 3. Фрейд, К. Юнг, Г. С. Салливан, Э. Эриксон и др.
В структурной теории 3. Фрейд выделил три уровня психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Это явилось развитием топографической модели, отображающей концепции сознательного и бес- сознательного. «Оно» является вместилищем влечений, направленных на получение удоволь- ствий; «Я» является центральным посредником, перерабатывающим «Оно», «Сверх-Я» (со- весть и идеалы) и реальность. Конфликт, производящий сигнал тревоги, возникает, когда неприемлемые импульсы «Оно» угрожают проникнуть в сознание или реализоваться в пове- дении, неприемлемом для «Сверх-Я» и «Я».
К. Юнг был первоначально членом ближайшего окружения 3. Фрейда, но позже силь- но разошелся с ним в вопросах либидо, психической энергии и природы бессознательного. К. Юнг считал, что бессознательное является более чем продуктом истории индивида и вклю- чает также коллективное бессознательное с памятью культурного прошлого, национальной памятью и даже дочеловеческой памятью. Бессознательное содержит архетипы, которые яв- ляются врожденными идеями, аккумулированными многими поколениями и взаимодействую- щими с жизненным опытом. Архетипы включают врожденные представления о таких поняти- ях, как мать, отец, герой, а также живущие в человеке прототипы мужчины и женщины.
Г. Кохут изначально являлся классическим психоаналитиком, который в дальнейшем раз- работал систему психоанализа, которая наиболее часто обозначается как эгопсихология. В большей степени, чем инстинкты и конфликты, Кохут рассматривал развитие «Я», особенно то, как оно относится к задержкам развития и недостатку эмпатии, соответствующей фазе. Он меньше уделял внимания сопротивлению, защите и конфликтам по сравнению с нарушения- ми развития, которые оставляют стойкий отпечаток на образе «Я» и самооценке. Наиболее важными из таких нарушений являются недостаток эмпатии и подражания, из-за чего у ребен- ка развивается чувство пониженной самооценки.
Дж. Боулби обычно считают психоаналитиком, занимающимся изучением поведенческо- го комплекса, привязанности. Его исследования предполагают особую значимость первично- го симбиотического влечения в раннем детском возрасте, которое проходит определенные стадии развития. Это проявляется в симбиотическом поведении, включающем цепляние, со- сание, преследование, крик и улыбку. Он рассматривал отношения родителя и ребенка как центральные, а не как средство отреагирования.
0. Кернберг подчеркивает исключительное значение расщепления в диагностике и лече- нии пограничного расстройства личности. Расщепление включает неспособность соединять хорошие и плохие качества собственного «Я» или окружающих в целостный образ. Это часто приводит к тому, что одно и то же лицо либо идеализируют (любят), либо не ценят (ненави- дят). Расщепление предохраняет пациента от распространения тревоги и препятствует под- держанию стабильных и позитивных интроекций. Другие механизмы защиты также имеют определенное значение, но являются второстепенными.
Г. С. Салливан наиболее известен своей теорией развития личности, которая подчерки- вает важность межличностных отношений. Г. С. Салливан считал, что первые 5 лет жизни, хотя и являются важными для психологического развития, не полностью определяют структу- ру личности. Напротив, личность продолжает развиваться и изменяться на протяжении подро- сткового периода и даже взрослого состояния. Он подчеркивал влияние социального положе-
ния и условий на развитие. Теория Г. С. Салливана сфокусирована на комплексной концепции «Я», которая в значительной степени отличается от психоаналитической концепции «Я».
Э. Эриксон представил развитие личности человека в виде 8 больших последовательных стадий. Признавая теорию психосексуального развития 3. Фрейда, Э. Эриксон расширил ди- апазон ее описания, включив социальные факторы помимо связи родитель - ребенок, пере- неся внимание с психопатологических образований на нормальный рост и развитие, а также сделав заключение о том, что процесс развития продолжается в течение всей жизни. Разре- шение каждой из 8 стадий развития зависит, как утверждал Э. Эриксон, от качества предше- ствующей стадии и влияет на течение последующих стадий.
В течение орально-сенсорной стадии (1-й год жизни) наиболее важным и спорным вопро- сом является «доверие - недоверие». В течение второй стадии, соответствующей анальному периоду по 3. Фрейду, успешное разрешение конфликта приводит к автономии; проблемы, возникающие на этой стадии, могут привести к чувству стыда или неуверенности в себе. Тре- тья стадия длится в течение 5-го года жизни и соответствует появлению эдипова комплекса по 3. Фрейду. Э. Эриксон описывает задачу этой стадии как формирование нормально растущей инициативы. В течение латентной фазы, в возрасте 6-11 лет, основным психосоциальным кризисом является «трудолюбие - неполноценность». Основываясь на автономии и инициатив- ности предшествующих стадий, дети приближаются к задачам взрослой жизни. Будет ли отме- чаться удовлетворение достижениями или появится чувство неполноценности, зависит от взаи- модействия ребенка с учителями и сверстниками, а также с родителями. Идеи Э. Эриксона по поводу развития идентификации в подростковом возрасте особенно широко известны. Он пола- гал, что в течение этого периода подростки стараются интегрировать и сделать более явной эгоидентичность в отношениях с родителями, сверстниками и лицами противоположного пола; если этот процесс не будет успешным, это может привести к ролевому смешению.
Хотя 3. Фрейд считал, что оживление эдипова комплекса в подростковом возрасте явля- ется финальной стадией развития, Э. Эриксон видел, что развитие продолжается и во взрос- лом состоянии. Он считал первым кризисом ранней зрелости конфликт между интимностью и изоляцией. В возрасте средней зрелости ключевым исходом является «продуктивность - инер- тность». Э. Эриксон подчеркивал важность не только воспитания детей, но и поощрения попы- ток помочь другим, особенно молодому поколению. В последней стадии люди оценивают свою жизнь. Адекватное разрешение стадий интимности и продуктивности обеспечивает со- держание этой стадии (целостность - эгоинтеграцию); недостаточное разрешение может выз- вать отчаяние и безумный страх смерти.
Параноидальное расстройство личности
Характерны: тенденция приписывать окружающим злые намерения, недоверие, подо- зрительность, скрытность, ревность, поиск скрытого окружающего смысла в высказываниях и действиях других, недоброжелательность, неспособность прощать обиды, агрессивные реак- ции на воображаемые угрозы.
Чаще встречается у мужчин, в семьях которых имеются больные шизофренией и бредо- выми расстройствами, испытавших в детстве трудности в семейных отношениях и насилие.
Психодинамика: проекция (приписывание отрицаемых побуждений другому); отрицание (игнорирование реальных событий и переживаний), рационализация (рассудочное обоснова- ние скрытых побуждений). Стыд, оборонительные, мазохистские, ипохондрические черты, а также несостоявшаяся индивидуализация.
Лечение, галоперидол, седуксен при декомпенсации. Индивидуальная психотерапия вклю- чает открытость, постоянство, поддержку конструктивных сторон личности, акцент на реаль- ности; исключает юмор в общении.
Шизоидное и шизотипическое расстройство личности
Шизоидное расстройство личности. Пациенты ведут образ жизни, ориентирован- ный на самоизоляцию безо всякого стремления к общению, с отчуждением от членов семьи, снижением или отсутствием интереса к сексуальным отношениям, с отсутствием близких дру- зей. Они равнодушны к похвале или критике, эмоционально бедны и холодны. Мышлению шизоида свойственны аутистичность, умозрительность и символичность, склонность к идеа- листическим философским построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных зачастую на игре слов, со сближением далеких понятий. Характерна изолированность эмоци- ональной жизни, постоянный напряженный внутренний конфликт с эпизодами аффективных разрядов, пафоса, а также высокая ранимость и раздражительность. Отмечается неспособ- ность проникнуть в душевный мир других людей наряду с повышенной чувствительностью к незнакомым или воображаемым людям.
Чаще встречается у мужчин из семей больных шизофренией, переживших неблагопри- ятные отношения в семье на раннем этапе развития.
Психодинамика: социальная заторможенность, эмоциональные ограничения и неприя- тие - защитные механизмы, наиболее часто используемые против агрессии. Возможно раз- витие шизофрении и других бредовых психозов.
Лечение: галоперидол в • малых дозах; поддерживающая психотерапия, направленная на установление реалистических отношений с окружающим миром. Необходима идентификация эмоций, групповая психотерапия. Для некоторых - терапия средой. При трудовых рекоменда- циях учитывается аутистичность, стремление к ограниченным, формальным контактам.
Шизотипическое расстройство личности. Диагностические критерии практически со- вместимы с принятыми в отечественной психиатрии критериями вялотекущей психопатоподобной шизофрении. Включение в МКБ-10 данного расстройства в раздел личностной патологии отражает стремление отказаться от «навешивания ярлыка» психической болезни таким пациентам.
Характерны многочисленные странности в поведении, мышлении, эмоциях, речи, внеш- нем виде. Могут быть идеи отношения, подозрительность, несоответствующие данной суб- культуре, необычные убеждения или магическое мышление. Наблюдаются также необычные ощущения, неадекватность или обеднение эмоций, отсутствие друзей, чрезмерная требова- тельность в общении с окружающими, которая не ослабевает при близком знакомстве.
Расстройство, начавшееся в подростково-юношеском возрасте, диагностируется как ге- боид ( Геба - в древнегреческих мифах богиня вечной юности). Данный синдром характери- зуется преувеличением и видоизменением психологических пубертатных свойств, с преобла- данием аффективно-волевых нарушений, в том числе и влечений, что приводит к противоре- чащему общепринятым нормам поведению и выраженной дезадаптации в обществе.
Основу состояния составляют разнообразные сверхценности, которые отражаются в об- разных артистических агрессивно-садистических фантазиях. Наблюдается инфантильный эго- центризм, гротескное стремление к самоутверждению, полное игнорирование нравственных правил и ценностей. Выражены садистические наклонности, склонность к импульсивной аг- рессии, расторможенность влечений и тенденция к их немедленной реализации. У девушек нередко преобладает инфантильное «коллекционирование» сексуальных партнеров, связан-
ное со сверхценным стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Нарушения влечений могут также включать дромоманию (бродяжничество), пироманию (поджоги), ранний алкого- лизм и наркоманию.
Гебоид чреват криминальными действиями, которые часто являются результатом дли- тельных сверхценных переживаний, по интенсивности приближающимся к овладевающим идеям. Преступления обычно совершаются в одиночку, компульсивно, на фоне дисфории. Они характеризуются длительным изощренным истязанием жертв, множественностью и жес- токостью повреждений, явным смакованием своих действий и мучений жертвы.
Клиническая динамика синдрома проявляется на личностном уровне в виде реакций, декомпенсаций, фаз развития. Возможно шизоидное изменение личности, около 10 % боль- ных кончает жизнь самоубийством.
Чаще встречается у мужчин в семьях больных шизофренией, психодинамика аналогична динамике шизофрении.
Лечение: малые дозы галоперидола в сочетании с седуксеном, поддерживающая психо- терапия, групповая и средовая терапия.
Антисоциальное и пограничное расстройство личности
Антисоциальное (диссоциальное) расстройство личности заключается в деза- даптивном поведении с игнорированием прав окружающих. Характерно сочетание черт эксп- лозивности (взрывчатости) и неустойчивости (мотивационной, волевой). Наблюдаются повтор- ные нарушения законов и общественных норм поведения, склонность ко лжи и повторным обманам окружающих, использование вымышленных имен. Пациенты импульсивны, посто- янно вступают в драки, безрассудно игнорируют личную безопасность и безопасность окру- жающих. Они безответственно относятся к своим обязанностям, равнодушны к жертвам свое- го поведения и всегда находят оправдание для него. Состояние больных значительно ухудша- ется в зрелом возрасте.
Встречается чаще у мужчин из семей с повышенной частотой антисоциального расстрой- ства личности, соматизированного расстройства и алкоголизма, обычно из низшего социаль- но-экономического слоя населения. Могут быть ранние нейроинфекции и травмы черепа, от- сутствие родительской заботы или физическое насилие со стороны родителей, периодичес- кие безосновательные или жестокие наказания родителями.
Психодинамика: импульсивность поведения обусловлена снижением способности лич- ности к планированию и суждениям за счет нарушений или пробелов в структуре личности, примитивном или плохо сформированном сознании. Дефицит в коммуникативной сфере свя- зан с отсутствием эмпатии, доверия, способности любить, выраженной агрессией. Типичны признаки садомазохизма, нарциссизма, депрессии.
Лечение: определенный результат могут дать поведенческая терапия (например, под угрозой юридического осуждения, наказания), терапия злоупотребления психоактивными ве- ществами, длительная госпитализация.
Пограничное расстройство личности (Ьогс1егНпе). Другие названия - вялотеку- щая, неврозоподобная, псевдоневротическая, амбулаторная шизофрения. Характерны отча- янные попытки избежать реального или воображаемого одиночества, неустойчивые и бурные межличностные отношения с поочередными колебаниями между крайней идеализацией и крайне негативной оценкой. Отмечается нарушение идентификации с выраженной и длитель- но сохраняющейся нестабильностью в представлении о себе или в самооценке. Больные им-
пульсивны с неоправданным риском в трате денег, неразборчивы в половых связях. Они упот- ребляют наркотики, нарушают правила дорожного движения, переедают. Выражена тенден- ция к самоповреждению, включая суицидальные попытки, связанная с длительными (до не- скольких дней) эпизодами выраженной дисфории, раздражительности или тревоги, а также постоянным чувством опустошенности и озлобленности. Наблюдается частая вспыльчивость, драчливость, могут быть транзиторные, связанные со стрессом паранойяльные мысли или выраженные диссоциативные симптомы.
С возрастом состояние пациентов может ухудшиться. Возможны суициды, членовреди- тельство, депрессии, соматоформные расстройства, психоз, злоупотребление психоактивны- ми веществами.
Расстройство чаще встречается у женщин из семей с высокой частотой расстройств на- строения, употреблением психоактивных веществ; у матерей нередко отмечается погранич- ное расстройство личности. В раннем возрасте могут быть органические поражения мозга, далее - физическое или сексуальное насилие, отсутствие родительской заботы или сложные отношения в семье.
Психодинамика. Расщепление (зрНШпд): обычно транзиторное проявление гнева без осознания амбивалентных или положительных эмоций в отношении другого лица, тенденция разделять людей на тех, кому пациент нравится, и тех, кто его ненавидит. Примитивная иде- ализация: приписывание идеальных качеств другому лицу; безграничное стремление вовлечь его в разнообразные виды совместной деятельности, которая может устранить собственную амбивалентность. Проективная идентификация: бессознательное желание вызвать у психоте- рапевта те же чувства, которые пациент испытывает сам. Девальвация (презрительное умале- ние важного). Поворот отрицательных эмоций на себя - собственная личность становится объектом ненависти и отвращения. Потребность реализовать агрессивные импульсы и жажда общения, часто сменяющие друг друга. Страх быть покинутым, нарушение процесса индиви- дуализации. Слабо выраженная тенденция к постоянству.
Известный исследователь пограничной личностной патологии Отто Кернберг, 2000 пере- числяет следующие факторы, участвующие в формировании патологических объектных отно- шений с последующей примитивизацией агрессии:
• переживание внешних объектов как всемогущих и жестоких;
• чувство, что любое хорошее, любящее, взаимно удовлетворяющее отношение с объек- том является хрупким, легко разрушаемым и, что еще хуже, содержит в себе семена возможных нападок со стороны слишком сильного и жестокого объекта;
• чувство, что полное подчинение объекту - это единственное условие выживания, поэто- му все связи с хорошим и слабым объектом должны быть более жесткими;
• как только достигается идентификация с жестоким и всемогущим объектом, возникает ве- селящее чувство силы и радости, свободы от страха, боли и угроз и ощущение, что удовлет- ворение агрессии - это единственная значимая форма отношений с окружающими;
• в качестве альтернативы находится способ отступления путем принятия полностью фаль- шивого, циничного или лицемерного способа общения, устранения всех суждений, кото- рые подразумевают сравнение между хорошими и плохими объектами, и отрицания важ- ности любых объектных отношений, или успешное маневрирование в хаосе любых чело- веческих отношений.
Лечение, используется сочетание поддерживающей и разъясняющей терапии. Психоте- рапевт выступает в роли вспомогательного Я. Поведенческая терапия применяется с целью
контроля за импульсивностью и вспышками гнева, понижения чувствительности к критике и мнениям окружающих, обучения социальным навыкам. Может понадобиться непродолжитель- ная госпитализация. Применяют антидепрессанты, литий, неулептил, сонапакс, феназепам, финлепсин.
Истерическое и нарциссическое расстройство личности
Истерическое, демонстративное расстройство личности. Другое название рас- стройства - театральное, но поскольку этот термин ассоциируется с неискренностью, чаще используется греческий перевод: гистрионное. Для пациентов характерен чрезмерно эксп- рессивный, подчеркнуто эмоционально выразительный стиль поведения. Ощущение диском- форта в ситуациях, когда пациент не является объектом внимания. Характерны неуместные проявления сексуального обаяния во внешности или поведении, постоянное использование своей внешности для привлечения к себе внимания, лабильность и поверхностность эмоцио- нальных переживаний. В зависимости от роли истероид проявляет высокомерие и унижение, упрямство и подчиняемость, он способен как на подвиг, так и на подлость. Объективная прав- да как по отношению к другим, так и к самому себе отсутствует. Стиль речи чрезмерно выра- зительный, импрессионистичный, неточный. Для больных типичными являются самодрама- тизация, самовзвинчивание, внушаемость, подверженность влиянию людей или обстоятельств, понимание межличностных отношений как более интимных, чем в действительности.
Выделяют группу дефензивных (с! е(еп5е - защита, англ.) истероидов - тревожных, зас- тенчивых, с чертами инфантильности, переживанием своей неполноценности, душевной слож- ностью, повышенной рефлексией.
Встречается чаще у женщин, которым удавалось преодолевать трудности в межличност- ных отношениях в раннем возрасте с помощью театрального поведения.
Психодинамика. Фантазии, эмоциональность и театральный стиль поведения. Репрес- сия (подавление нежелательных импульсов), отрицание (непризнание реального), идентифи- кация (со значимым другим), соматизация, конверсия, диссоциация, экстраверсия. Ложная идентификация и амбивалентные отношения с родителем противоположного пола. Фиксация на раннем генитальном уровне развития, страх перед сексуальностью, несмотря на склон- ность к обольщению.
Лечение включает применение седуксена, элениума во время аффективных реакций, индивидуальную терапию, ориентированную на формирование адекватной самооценки или поддерживающую терапию. Иногда эффективен психоанализ, особенно групповой, однако включение в группу одновременно двух пациенток может вызвать у них борьбу за звание «Мисс Группа» и блокирование группового процесса.
В терапевтической работе с истероидом не стоит сдерживать проявлений симпатии, не- обходимо учитывать его готовность к защитному смещению; говорить об эмоционально зна- чимых проблемах в контексте менее актуальных обстоятельств (знакомые, литература). Под- черкивать сам отрицаемый аффект, но без конфронтации вымышленного содержания с ре- альностью. Ожидать, когда пациент сам расскажет правду или накопить достаточно неопро- вержимых фактов для признания истины.
Нарциссическое расстройство личности. В отечественной психиатрии - вариант истерической психопатии с псевдологией - лживостью. Характерно преувеличение собствен- ного значения и повышенная озабоченность вопросами самоуважения. Грандиозное чувство собственной значимости, поглощенность фантазиями о небывалом успехе, неограниченной
власти или идеальной любви. Убежденность пациента в своей уникальности и способности общаться с людьми и учреждениями, имеющими высокий статус. Потребность в чрезмерном восхищении со стороны окружающих, чувство своей избранности и ожидание беспрекослов- ного подчинения, тенденция использовать людей для достижения своих целей, отсутствие эмпатии, чувство зависти к окружающим или убежденность, что другие завидуют пациенту. Поведение или взгляды отличаются высокомерием, самонадеянностью, надменностью.
Течение хроническое, возможны осложнения: расстройства настроения, транзиторные психозы, соматоформные расстройства и зависимость от психоактивных веществ.
Отмечается недостаток материнской заботы, неприятие или утрата в раннем детстве.
Психодинамика: преувеличение своей значимости защищает от страха, примитивной агрессии и переживания зависти. Убежденность в своей избранности и масштабности (хотя бы в постановке грандиозных целей или безмерного хвастовства) компенсирует чувство соб- ственной неполноценности и трудности в формировании значимых привязанностей.
Лечение включает индивидуальную психотерапию, поддерживающую или ориентирован- ную на формирование адекватной самооценки; в тяжелых случаях необходима терапия сре- дой. Важно сохранять самоуважение пациента, которое может пострадать от вмешательства терапевта, подчеркивать его права, избегать соперничества, обнадеживать.
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Другое название - ананкастное расстройство личности. В отечественной классификации сохраняется термин психастения. Доминирует стремление к совершенству и отсутствие гиб- кости. Поглощенность деталями, правильной организацией или планированием достигает та- кой степени, что основная цель работы теряется. Стремление к усовершенствованию мешает завершить выполнение задания. Чрезмерная совестливость, скрупулезность и отсутствие гиб- кости в вопросах морали проявляются в характерном сочетании крайней деликатности и аф- фективной категоричности, ригидности и упрямства. Чрезмерная занятость работой и дости- жением результатов достигают такой степени, что исключают возможность отдыха и дружес- кого общения. Нежелание делить работу и ответственность с другими, за исключением случа- ев полного подчинения требованиям пациента. Скупость в отношении себя или окружающих, неспособность избавляться от поношенных и ненужных вещей; деньги откладываются на «чер- ный день». Длительно переживаются собственные этические промахи, но страдания знако- мых людей вызывают прохладную реакцию. Могут быть навязчивые опасения за свое здоро- вье, за близких с тягостным для них контролем их поведения. Преобладают размышления над чувственностью, отсутствуют эмоциональные реакции на внезапно возникшие, необычные для пациента ситуации, могут возникать состояния эмоциональной деперсонализации. В юности отмечаются навязчивые движения (например, движение шеей, будто трет воротничок), навяз- чивое желание «сковырнуть» всякую корочку на коже.
Встречается чаще у мужчин, имеется наследственная предрасположенность; в детстве пациента обычно заставляли соблюдать жесткую дисциплину, воспитывали в духе повышен- ной моральной ответственности.
Психодинамика: изоляция (чувств от мыслей), формирование реакции (нейтрализация неприемлемого импульса противоположным), интеллектуализация (рассудочное замещение эмоционального содержания), рационализация (маскировка скрытого побуждения приемле- мым). Обычны эмоциональная недоверчивость, проблемы подчинения и неповиновения. Фик- сация на анальной стадии развития.
Лечение: клоназепам, анафранил, прозак. Разъясняющая или ориентированная на фор- мирование адекватной самооценки индивидуальная и групповая терапия. Лечение должно проводиться с учетом проблем, связанных с контролем, подчинением, интеллектуализацией. Следует подчеркнуть пациенту то положительное, что содержится в его мучительной самокри- тике (высокая требовательность к себе), постоянно напоминать о необходимости как можно интенсивнее взаимодействовать с окружающей жизнью; необходимо поощрять живое фанта- зирование, развивать образное, эмоциональное начало с помощью арттерапии.
Приходится считаться со склонностью пациентов навязывать собственный план обследо- вания и лечения. Поскольку больные ценят точность, вникают в детали, не следует жалеть времени на систематизированные рациональные объяснения. Нужно терпеливо выслушивать пациента, уважать его стремление к самостоятельности, занимать неконфликтную, гибкую, доброжелательную позицию, заменять моральную модель психологической.
Тревожное и депрессивное расстройство личности
Тревожное расстройство личности. Диагностируется также как уклоняющееся, избе- гающее расстройство личности, астеническая, сенситивная психопатия. Робкая или застенчивая личность, избегающая профессиональной деятельности, требующей общения с другими людь- ми из-за опасения критики или недовольства. Пациент также не желает вступать в контакт с людьми, если у него есть подозрение, что они не будут испытывать к нему чувства симпатии. Он проявляет сдержанность в интимных отношениях из-за страха перед упреками или насмешками. Подавляет эмоции при общении с незнакомыми людьми из-за чувства собственной неполно- ценности. Убежден в своей неспособности к социальным контактам, отсутствии личного обаяния или превосходстве окружающих. Не желает брать на себя ответственность или участвовать в новых видах деятельности из-за опасений оказаться в затруднительном положении.
Пациенты не уверены в себе, легко ранимы и впечатлительны. Они подозревают окру- жающих в насмешках над собой. Боятся публичных выступлений, легко краснеют от смуще- ния. Некоторые скрывают свою застенчивость за внешней развязностью и даже заносчивос- тью. У них бывает страх темноты, боязнь определенных животных и насекомых. При виде крови они падают в обморок, при волнении у них может быть рвота, понос или мочеиспуска- ние. Характерна эмоциональная неустойчивость с приступами бурных гневных вспышек, бы- вают длительные депрессивные состояния, напоминающие циклотимическую депрессию. Возможное осложнение - социальная фобия.
Предрасполагающие факторы - хронические соматические заболевания в детстве, де- формирующие личность; резкое осуждение со стороны родителей в детстве.
Психодинамика: уклонение от активной деятельности и подавление своих чувств являет- ся защитной реакцией от глубоко укоренившегося страха неодобрения. Имеется фоновая аг- рессия, появившаяся до или после возникновения эдипова комплекса.
Лечение: транквилизаторы, антидепрессанты. Поддерживающая или ориентированная на формирование адекватной самооценки индивидуальная психотерапия, групповой ассер- тивный и социально-психологический тренинг, направленный на формирование уверенности в себе и обучение социальным навыкам.
Депрессивное расстройство личности. Преобладает унылое, мрачно-подавленное настроение. Отношение к себе основано на убеждении в своей неполноценности, никчемнос- ти и низкой самооценке. Выражена тенденция к самокритике, самообвинению и преуменьше- нию своих заслуг. Отмечается склонность к печальным размышлениям и поиску поводов для *
беспокойства. Характерно негативное, критическое или осуждающее отношение к окружаю- щим, пессимизм, склонность переживать чувство вины или сожаления. Возможно возникно- вение дистимического и большого депрессивного расстройства. Велик риск суицида.
Предрасполагающие факторы: ранняя утрата, плохое воспитание, тенденция личности к самонаказанию, гипертрофированное чувство вины.
Психодинамика: сниженное самоуважение, самонаказание, ранняя утрата объекта люб- ви с возложением ответственности за это на свою «плохость».
Лечение, формирование адекватной самооценки, рациональная, когнитивная и межлич- ностная терапия. Эффективны групповые формы терапии.
Зависимое расстройство личности
Преимущественно зависимая от других и покорная личность. Отмечаются трудности в принятии решений и повседневной жизни без помощи и убеждения со стороны, стремление перекладывать на других свою ответственность за решение задач в большинстве основных жизненных сфер. Больным трудно выражать несогласие с другими из-за страха утраты под- держки или одобрения; трудно начинать новые дела или выполнять самостоятельные дей- ствия из-за отсутствия уверенности в себе. Наблюдается чрезмерное стремление к получе- нию заботы и поддержки со стороны окружающих, ради этого пациенты готовы добровольно выполнять неприятные для себя действия. Они переживают чувства дискомфорта и беспо- мощности в одиночестве из-за преувеличенного страха перед неспособностью позаботиться о себе. В случае утраты (или угрозы утраты) близких отношений они испытывают страх быть покинутым на произвол судьбы и потребность найти новую тесную связь как источник заботы и поддержки. Возможное осложнение - депрессивное расстройство.
Данное расстройство личности больше распространено среди женщин, перенесших в детстве хроническое соматическое заболевание или тревожное расстройство, вызванное раз- лукой или потерей родителей. Нередко это жены алкоголиков, терпящие их из-за страха поки- нутости и одиночества. Их мужья - тоже обычно зависимые личности, и если алкогольная зависимость у них выражена явно, то личностная скрывается за маской гиперкомпенсаторно- го стереотипа доминирования.
Психодинамика:, неразрешенные проблемы индивидуализации и защита против агрес- сивных импульсов.
Лечение. Специфические симптомы (тревога, депрессия) устраняют фармакотерапией. Психотерапия ориентирована на формирование адекватной самооценки. Также эффективны поведенческая терапия с выработкой уверенности в себе, семейная и групповая терапия. Не- обходимо определить четкие границы помощи, максимально полно заботиться в этих грани- цах и отказывая в чем-то, давать что-то взамен, подчеркивая при этом интерес к больному.
Пассивно-агрессивное расстройство личности
Характеризуется стремлением к постоянным спорам и возражениям, откладыванием дел на долгий срок, упрямством и непродуктивностью. Часты жалобы на непонимание или недо- оценку окружающими, угрюмость, беспричинная критика в отношении авторитетных лиц или презрение к ним, выраженная зависть или злоба к тому, кто более удачлив. Отмечается склон- ность к преувеличению своих неприятностей и постоянные жалобы на свои несчастья, чере- дование непокорности и раскаяния.
Ч 208
У больных низкий уровень самоутверждения, они не могут отстаивать свои интересы, прямо заявить о своих правах и своем недовольстве действиями вышестоящих лиц. Им трудно угодить, поскольку они говорят о своих желаниях намеками и чаще в форме запоздалых упре- ков, что их не угадали. Негативные реакции окружающих замыкают порочный круг. На высоте переживаний больные могут прибегать к суицидальным угрозам, но реализуют их редко. Ког- да их скрытая агрессия теряет свое оправдание - например, в случае успеха в работе - они теряются и испытывают выраженную тревогу.
Данное расстройство часто осложняется депрессией, алкоголизмом, психосоматически- ми болезнями. Большинство больных со временем теряют работу.
Предрасполагающим фактором может быть склонность к реакциям оппозиции в детстве, родительский пример.
Психодинамика. Конфликты, связанные с авторитетом, подчинением и неповиновением, с самостоятельностью и зависимостью, страх перед агрессией.
Лечение. Когнитивная терапия, направленная на осознание больным социальных по- следствий его неадаптивного поведения. Ассертивный и социально-психологический тренинг. Выраженное сопротивление терапии преодолевается с помощью парадоксальных предписа- ний, когда пациенту предлагают делать противоположное тому, чего от него добиваются. На суицидальные угрозы следует реагировать не как на депрессивную реакцию по поводу утраты любви, а как на скрытую агрессию.
Совместимость характеров и межличностные конфликты
Совместимость характеров нередко приходится учитывать при анализе служебных и се- мейно-личных конфликтов. С этой целью мы разработали тест для самооценки типа характера.
Испытуемому выдается бланк с тестом и инструкцией подчеркнуть наиболее подходящее для него высказывание. Порядок высказываний соответствует следующим типам характера: 1) гипертимный, 2) циклоидный, 3) лабильный, 4) сенситивный, 5) психастенический, 6) ши- зоидный, 7) паранойяльный, 8) эпилептоидный, 9) истероидный, 10) неустойчивый, 11) кон- формный. Номер, подчеркнутый дважды, расценивается как указание на скрытую акцентуа- цию характера, подчеркнутый трижды свидетельствует о явной акцентуации характера.
МОЕ НАСТРОЕГИЕ
1. чаще всего приподнятое
2. периодами то очень хорошее, то очень плохое
3. характеризуется кратковременными подъемами и спадами от незначительных причин
4. портится от малейшей критики в мой адрес
5. ухудшается от беспокойства за близких
6. улучшается, когда меня оставляют одного
7. зависит от моих успехов в делах
8. внезапно становится мрачным, и тогда достается окружающим
9. портится от невнимания ко мне
10. зависит от обстоятельств
11. не отличается от настроения других.
МОИ ДРУЗЬЯ 1. - это шумная компания, где я заводила
14-2499
2. то делают меня вожаком, то оставляют меня, когда мне плохо
3. с удовольствием опекают меня
4. очень деликатны со мной
5. ценят мою заботливость и безотказность
6. я легко обхожусь без друзей
7. слишком часто дружили со мной из выгоды
8. должны считаться с моими привычками
9. вначале восхищаются мною, но потом разочаровывают меня
10. у меня нет старых друзей, зато легко появляются новые
11. для меня важен не друг, а дружный коллектив
ОТНОШЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ
1. я люблю быть первым в компании
2. временами я люблю задавать тон, но иногда мне это надоедает
3. мне нравится, когда меня все любят, но я не стремлюсь быть первым
4. я лучше сделаю сам, чем заставлю другого
5. я бы возглавил коллектив и старался ради общего блага, но меня пугает ответственность
6. я могу опережать других на уровне идей. Но не в действиях
7. мне легко удается увлекать других на решение важных задач
8. я всегда охотно учу людей правилам и порядку
9. мне нравится быть в центре внимания
10. мне не нравится, когда меня заставляют что-то делать
11. я охотно следую за авторитетными людьми.
При анализе служебных межличностных конфликтов нами были выявлены следующие закономерности, учет которых способствовал улаживанию отношений.
ГИПЕРТИМ бывает расположен к независимому, самостоятельному начальнику, но при условии доброжелательного отношения к Г., искреннего интереса к его проблемам, учете его личностных особенностей. Лишь в таком случае он готов отказаться от притязаний на лидер- ство в отношениях. В противном случае легко возникает конфликт - открытый, когда Г. пыта- ется перехватить инициативу у своего начальника, или скрытый, когда Г. восстанавливает со- трудников против начальника или просто начинает подменять его. Г. нужен большой коллек- тив, разнообразная работа, возможность проявлять инициативу, необходима смена обстанов- ки. Г. органично объединяется с циклоидом, когда тот находится в фазе подъема, легко увлекает за собой и подчиняет безвольного неустойчивого, если не требует от него больших усилий. С истероидом, паранойяльным и другим Г. обычно развивается борьба за лидерство, но если удается разделить сферы влияния, возможно сотрудничество. Отгороженного шизоида отпу- гивает чрезмерная общительность Г., его поверхностность отталкивает сенситивного. Рани- мого лабильного легко обижает нечуткость Г., педантичного эпилептоида приводит в ярость безалаберность Г., а его независимость возмущает примерного паиньку конформиста.
ЦИКЛОИД в период подъема ведет себя как Г. В фазе же спада Ц. нуждается в ободре- нии, ровном, без излишних эмоций отношении, хотя внешне он может казаться безучастным к проявлениям сочувствия. В подавленном состоянии Ц. предпочитает глубокую привязан- ность лабильного, деликатность сенситивного чрезмерной заботе психастеника. С холодным шизоидом редко возникает взаимопонимание, грубость и властность параноидного отпугива- ют Ц., требовательность и жесткость эпилептоида больно ранят его, эгоизм истероида и пус-
'< тота неустойчивого отталкивают. Нормативность конформиста раздражает Ц., особенно в со- стоянии спада, когда он и так кажется себе слабым и никчемным.
ЛАБИЛЬНЫЙ тянется, как никто другой, к искренним, благожелательным отношениям. Ког- да устанавливается хороший контакт, Л. жаждет его надолго сохранить. Он легче приспосаблива- ется к условиям, не требующим большого эмоционального напряжения. Ему трудно выдержать энергичный напор Г., зато он легко находит общий язык с лабильным и особенно - с сочувству- ющим сенситивным. Охотно дает заботиться о себе психастенику, если тот не слишком контро- лирует его в обмен на свою опеку. Л. инстинктивно избегает шизоида, неспособного понять его и разделить внутренние переживания. Паранойяльный отпугивает его своей целеустремленнос- тью, готовностью приносить чувства в жертву интересам дела. Л. обычно избегает аффективно заряженного эпилептоида и неспособных на дружбу истероида и неустойчивого. С конформным может быть сотрудничество при совпадении правила: «делай не в службу, а в дружбу».
СЕНСИТИВНЫЙ нелегко идет на контакт, особенно если налаживать его слишком стре- мительно. Недоверчивая осторожность С. мешает ему сотрудничать с шумным, непредсказу- емым Г., а также Ц. в фазе подъема. Впечатлительного, неуверенного С. быстро перенапряга- ет частая смена настроения Л. С его повышенной потребностью в эмоциональной поддержке. Тревожная мнительность психастеника усиливает у С. его склонность ожидать неприятностей. С мечтательным и ранимым шизоидом может быть непонятная для окружающих нежная друж- ба. Уверенный в себе паранойяльный на первых порах подкупает С. своей основательностью. Однако первые же трения выявляют эгоцентризм и недружественность паранойяльного, что совершенно неприемлемо для мимозоподобного, чувствительного С. Его хрупкая натура не выносит и тяжеловесного эпилептоида. Артистичность истероида вначале привлекает бога- тую, художественную душу С., но вскоре наступает разочарование: оба испытывают чувство обиды на партнера из-за недостаточного внимания к себе. Неустойчивый быстро утомляет С. своей примитивностью, навязчивой общительностью, отсутствием общих интересов. С кон- формным контакт затруднен из-за взаимной недоверчивости. По-настоящему способности С. разворачиваются в ситуации, стимулирующей чувство ответственности за себя и других, убеж- дающей в том, что он нужен другим.
ПСИХАСТЕНИКА с его страхом ответственности нельзя ставить в условия конкуренции, очень осторожно надо поручать дела, где он будет отвечать за работу других. На первых порах его лучше использовать в роли исполнителя с учетом его старательности и исполнительности.
; Г. настораживает осторожного П. прежде всего своей неупорядоченностью и авантюризмом, хотя и привлекает тем, что охотно берет на себя ответственность. Повышенная требователь- ность П. мешает ему сотрудничать с Ц. в фазе спада, зато за беспомощного Л. он может взять на себя и официальную ответственность. Гиперсоциальность роднит П. с С., однако в крити- ческой ситуации они, к сожалению, начинают заражать друг друга паническим настроением. Со своим типом П. любит порассуждать, но сотрудничество затруднено из-за обоюдной нере- шительности и тревожной мнительности, которые приводят к тому, что незначительное пре- пятствие вырастает в общую проблему. Шизоид хорошо дополняет ортодоксального П. свои- ми неожиданными идеями, но их отношения остаются формальными, чисто деловыми. Трудо- любие и склонность к правдоискательству может объединить П. с паранойяльным, однако ранимому П. трудно переносить высокомерие и властность паранойяльного. С эпилептоидом быстро возникает конфликт из-за того, что оба неукоснительно придерживаются каждый сво-
! его стереотипа, порядка в делах. Истероид подкупает сухого, рационального П. своей живос-
1 тью, активность, на долю. П. в этой паре выпадает вся черная, незаметная работа. П. иногда упрекает партнера в эгоизме, но благородно несет свой крест дальше. Ленивый, неустойчи-
вый раздражает трудолюбивого П., но неуверенность не позволяет П. заставить неустойчиво- го работать, так что единственный выход П. видит в том, чтобы сделать работу за неустойчи- вого. Нормативность конформного вполне устраивает гиперсоциального П., но из-за недо- статка инициативы им обоим нужен лидер или по крайней мере четкие инструкции.
ШИЗОИД нередко создает себе парадоксальную ситуацию: он стремится ограничить круг общения, но не может обеспечить необходимый в малой группе неформальный контакт. Раз- решить это противоречие можно, лишь поручив Ш. работу в одиночку. Ш. одинаково утомля- ют и болтливый Г., и чувствительные Ц., Л. и С. Ему легче переносить замкнутого П., а интел- лектуальное общение с Ш., увлеченным той же идеей, доставляет ему высшее наслаждение, уступающее для него лишь общению с компьютером. Тяжеловесная эффективность параной- яльного и эпилептоида подавляют Ш., зато обманчивый блеск истероида может его вполне устроить. Бездуховность неустойчивого, равно как и догматизм конформного не находят от- клика в богатой, творческой натуре Ш.
ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ часто вступает в борьбу за лидерство с Г., Э., истероидом и своим ти- пом Пр. Зато неустойчивый и конформный охотно подчиняются ему. Чувствительных Л. и С. слишком ранит грубость Пр., хотя они признают его лидерство и при достаточно лояльности Пр. готовы выполнять его волю. П. уважает Пр. за его целеустремленность и трудолюбие, но боится его напора и не разделяет его нереалистического оптимизма. Пр. редко удается заразить свои- : ми идеями скептически мыслящего шизоида, зато со своим типом может легко возникнуть союз на базе общего дела - однако лишь при условии четкого разделения на ведущего и ведомого. ЭПИЛЕПТОИД требует особой осторожности в общении. Ему ни в коем случае нельзя поручать какие-то унизительные с его точки зрения задания. Не стоит также втягиваться в споры с ним - если его удастся переспорить, он будет упорно искать случай сравнять счет. Э. неспособен к сотрудничеству с теми, кто претендует, как и он, на лидерство: Г., Пр., истеро- идом. Наиболее выраженные конфликты возникают со своим типом: два Э. в одном коллекти- ве напоминают пауков в банке. Чувствительные Ц., Л. и С. избегают контактов с Э., нередко им приходится из-за него даже искать себе другую работу. Лучше всего выдерживает напря- жение, исходящее от Э., защищенный холодной лягушачьей кожей Ш., однако и он не выдер- живает Э. в роли начальника. С П. возможно сотрудничество при условии, что деятельность их обоих регламентируется вышестоящим начальством. Неустойчивый и конформный легко ста- новятся послушными исполнителями воли Э.
ИСТЕРОИД легко улавливает вкус начальника, он мастер производить выгодное впечат- ление. Далеко не сразу сотрудники понимают, что имеют дело с манипулятором. Тогда И. разыгрывает роль Золушки, которую никто не любит, не жалеет, и чуткое сердце Л. и С. сдается, у П. и конформного включается чувство долга, и игра продолжается. Если у И. хватает хитрости подыграть Г., Пр. или Э., он может довольно долго жить на вторых ролях, подчерки- вая свою близость к власть имущему. Но рано или поздно эгоизм подводит И., взывая гнев патрона, а сыграть роль нашкодившей собаки, униженно молящей о прощении, бывает выше его сил. Ему легче водить за нос Ш., плохо разбирающегося в истинных чувствах партнера, зато свой брат И. моментально раскусывает его и стремится оттеснить с авансцены. Простаки неустойчивый и конформный считают за честь быть послушными марионетками в руках И., однако с неменьшим энтузиазмом участвуют в судилище над своим поверженным кумиром, когда настает час расплаты.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ своей внушаемостью, готовностью поддакивать и обещать вначале может произвести самое выгодное впечатление. Однако если оставить его без надежного контроля, он будет болтаться без дела и отвлекать своей болтовней других. Городской телефон на его столе
становится для него непреодолимым искушением. Два-три Н. легко объединяются в компанию, весьма изобретательную по части ловли кайфа в рабочее время. В условиях жесткого правления : Г., Э. или Пр. могут заставить Н. делать что-то, хотя и весьма сомнительного качества. Зато во . время «бунта на корабле» Н. дерет глотку громче всех. С тонкими, глубокими Л., С. и Ш. у Н. нет никаких точек пересечения. В паре с тревожным, ответственным П. и жаждущим признания И. он какое-то время может манкировать своими обязанностями. Впрочем, с эгоистичным и хит- рым И. этот номер проходит с большим трудом. К. безуспешно пытается перевоспитать Н., привить ему трудовую мораль, чувство долга, но - «Васька слушает, да ест».
КОНФОРМНЫЙ обычно выполняет функции хранителя традиций, это ходячий устав, ру- пор «общественного мнения». В советское время он довольно быстро делал карьеру. В роли начальника К. легко вступает в конфликт с нарушителями норм Г. и Н. Он нередко предъявля- ет слишком высокие для них требования Л. и С., зато трудолюбивый П. может стать у него любимцем. Творческую натуру Ш., так же, как и самолюбивых Пр. и Э., раздражает «правиль- ность», узколобость К., они подчиняются ему с трудом. С И. у К. может возникнуть сотрудни- чество по идеологической и культмассовой линии. От Н. он охотно избавился бы, но все наде- ется сделать из него человека.
|