Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип. Постарайтесь, если можете, представить себя на месте Мориса «Хэнка» Гринберга, человека, стоявшего у руля страхового гиганта American International Group






Постарайтесь, если можете, представить себя на месте Мориса «Хэнка» Гринберга, человека, стоявшего у руля страхового гиганта American International Group (AIG) с конца 1960-х и вплоть до начала 2000-х гг. Место у вас, прямо скажем, завидное: большой офис, где стоит антикварный стол, за которым некогда сидел король Великобритании Георг III, и висит «не очень известная» картина Ван Гога, купленная всего-то за $6 млн{42}. Принадлежащий вашей компании самолет оборудован маленьким тренажерным залом — там вы можете с пользой скоротать время полета, — а ваш личный водитель готов в любую секунду отвезти вас домой, в фешенебельный нью-йоркский квартал Верхний Ист-Сайд или в обширное поместье в часе езды от города{43}. В вашем распоряжении находятся все активы компании общей стоимостью в $200 млрд, и вас постоянно преследует волнующее осознание того, что, если у AIG возникнут проблемы, вы разрушите жизни очень многих американских трудяг. Офисы вашей корпорации расположены в 130 странах мира, тысячи сотрудников отчитываются перед вами за свои действия, и ваша задача состоит в том, чтобы заставить их (мы уж не говорим о самом вашем колоссальном предприятии) работать с максимальной эффективностью.

Вопрос: как вы это сделаете?

Итак, что же? Вы включите «режим Муссолини» и будете каждый день выступать с пылкими двухчасовыми речами в своем конференц-зале на 14-м этаже? Будете время от времени устраивать для армии своих помощников и заместителей денек экстремальных развлечений, упражнений на доверие и массажа горячими камнями? Станете развешивать по коридорам фотографии лучших работников?

Так вот, если бы вы были Хэнком Гринбергом, вы бы предложили своим лучшим питомцам возможность заработать тонны денег. Вы посулили бы им просто-таки немыслимые вознаграждения. К примеру, вы сказали бы Джо Кассано, сыну бруклинского копа, перспективному трейдеру, которому вы только что поручили элитный отдел AIG: «Я предлагаю тебе сделку, Джо. Если твоя команда не посрамит меня, хорошо отработает и принесет компании много денег, ты положишь себе в карман 30–35 % своей прибыли». Это нехилый кусок: даже трейдерам с Уолл-стрит, которые хвастаются тем, что «лопают так, как потопали» (то есть чем больше сделок они заключают, тем выше их заработки), такие ломти редко отваливают.

Джо Кассано такое предложение нравится. Он приходит в свой отдел и говорит подчиненным: «Слышите, Хэнк говорит, мы можем забрать себе треть того, что заработаем!» И вот, клюнув на эту приманку, люди за несколько лет делают невозможное: к 2005 г. доход отдела Джо вырастает до $3, 26 млрд (для сравнения: в 1999 г. он составлял $737 млн){44}. А личный заработок Джо превышает $300 млн в год{45}.

В целом, экономисты одобряют материальное стимулирование. Такие «бонусы» за успешные сделки всегда были и по сей день остаются «животворящей силой» на Уолл-стрит. В общих чертах принцип здесь такой: если вы назначите человеку почасовую оплату, он будет отрабатывать свои часы и, вероятно, не сильно беспокоиться о качестве работы; а если вы посулите ему золотые горы, он станет вкалывать так, будто от этого зависит его жизнь, жизнь его детей, его матери, бухгалтера и любимой собачки чау-чау. «Вся экономика персонала[46] строится на утверждении, что работники реагируют на стимулы, — пишет экономист Эдвард П. Лейзир из Стэнфордского университета. — Мы принимаем как данность тот факт, что прямая зависимость дохода работника от производительности его труда побуждает его работать эффективнее»{46}.

Все это абсолютно верно — как верно и то, что правильная мотивация нужна не только для управления персоналом или на Уолл-стрит, но и для любого другого аспекта нашей жизни. В прошлой главе шла речь о том, как правильная мотивация помогает одолеть моральный риск — в этой же мы покажем, что она способна и на другой чудо: она может заставить другого человека сделать то, чего вы от него хотите.

Но для начала несколько примеров. Если вы правительство Соединенных Штатов и мечтаете, чтобы американцы бросили курить (конечно, вы в первую очередь беспокоитесь о здоровье своих граждан — но и государственный фонд медицинского страхования, который эти самые курильщики стремительно опустошают, вас тоже очень волнует), вы накручиваете налоги на табак — так, чтобы людям стало бы невыгодно (хотя бы в финансовом плане) покупать сигареты. Если вы владелец спортивного клуба, в котором в последнее время пустуют беговые дорожки, вы объявляете акцию: каждому новому клиенту — бесплатный абонемент на первый месяц занятий! Если вы власти города Лонгмонт штата Колорадо и вам надоели водители, проезжающие на красный свет, вы устанавливаете на улицах приборы, которые фиксируют нарушения и автоматически отправляют провинившимся штрафы по почте. Точно так же банки дают своим клиентам право в течение первого года не платить пошлины за перевод денежных средств со счета на счет. Обувные магазины предлагают приобрести вторую пару туфель за полцены. А книжки из серии «Помоги себе сам» обещают научить вас, как сделать живот плоским, а брак — идеальным.

Дома мы тоже не обходимся без стимулов. Когда, несмотря на все уговоры, дети отказываются есть приготовленный вами обед, вы в конце концов заявляете: «Так, кто дожует брокколи, получит мороженое» (мы не говорим, что это мудрое решение, но сидеть полдня с вилкой в руках напротив упрямого чада тоже ведь невозможно). Когда вы просите свою вторую половину помыть посуду, разобраться в подвале или наконец повесить ту картину, которую вы вставили в раму полгода назад, вы тоже стараетесь как-то его (ее) мотивировать: задобрить лаской или букетом цветочков, угрожаете и выдвигаете ультиматумы, даете обещания. Когда пузо вашего благоверного начинает нависать над ремнем брюк, вы дарите ему на день рождения тренажер NordicTrack, как бы осторожно намекая на то, что ему не мешало бы взяться за себя. Когда вы спихиваете детей на няню и бронируете номер в том самом романтическом отеле, где праздновали годовщину свадьбы, вы надеетесь на то, что этот антураж пробудит в вашей супруге давно угасшую страсть. Да что там, само по себе заключение брака невозможно без стимула: поклянись, что никогда не сбежишь от меня, и я возьму тебя в законные жены (мужья)!

Без правильной мотивации Уолл-стрит отомрет за ненадобностью, спортивные клубы закроются, ваши дети заболеют рахитом, а супруга забудет, что вы подразумеваете под «супружеским долгом». Поверьте, мы не утрируем: если бы у нас не было никаких стимулов, мы бы вообще ничего не делали.

А вот вам стимул продолжать читать эту книгу: если вы хотите правильно использовать мотивацию, вам надо разобраться с одной загвоздкой.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал