Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постреквизиты






Профилирующие дисциплины, при изучении которых совершенствуются профессиональные коммуникативные навыки.

Календарно-тематический план.

Наименование тем дисциплины Недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекционные (ч.)   Практиче- ские (ч.) СРСП СРС
1. Предмет и задачи курса «Профессиональный русский язык». Стратегия и тактика профессионального речевого общения.           1. Просмотр слайдов. 2. Беседа по тексту «Язык химика». Ответы на вопросы. 3. Презентация правил успешного общения в профессиональной деятельности юриста.   1. Заслушивание сообщений о роли русского языка в профессиональном деловом общении. 2. Проведение Круглого стола «Умеете ли вы общаться на профессиональном уровне?»  
2.   Язык как система. Языковые уровни. Системные отношения языковых единиц на разных уровнях.         1. Работа с таблицей «Функции языка». 2. Выполнение лексико-грамматических заданий по Введенской Л.А. «Русский язык и культура речи. 3. Просмотр видеозаписи «Занимательные опыты». 4. Работа с текстом из книги Гаврилов Н.А. «Биология продолжительности жизни. — М.: Наука, 1991 — 280с. 1. Проверка таблицы «Функции языка». 2. Проверка лексико-грамматических заданий по Голуб И.Б. 3. Ответ на вопрос: К какому типу собеседника вы относите себя? Почему? Аргументируйте. 4. Обсуждение отрывка из книги Клауса Гофмана «Можно ли сделать золото?» Обмен мнениями. 5. Ответ на вопрос: Какую роль играют словари в работе химика? Беседа.  
3. Коммуникативная система русского языка.           1.Составление кластера «Типы собеседника». 2.Ролевая игра «Собеседование при устройстве на работу». Тест «Умеете ли вы общаться?» 3. Выполнение упражнений по Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» (2 ч.) 1. Проверка составленного кластера «Типы собеседника». 2. Анализ собственной речи с точки зрения коммуникабельности на основе теста «Умеете ли вы общаться?» (ответы на вопросы, предложенные преподавателем). 3. Выполнение заданий по Голуб И.Б. «Стилистика русского языка».  
4. Функциональные разновидности русского языка.         1. Составление таблицы «Функциональные стили речи» 2. Презентация «Тип речи». 3. Работа с учеб. Розенталь Д. Э. «Практическая стилистика русского языка». 4.Опорный конспект «Функции стилей». (1 ч.) 1. Презентация темы «Функциональные стили речи». 2. Подбор образцов текстов, написанных в разных стилях. 3. Составление интеллект-карты текста. 4. Рассказ об опытах, которые можно выполнить в домашней лаборатории. Меры предосторожности при работе. 5. Работа с учебником Розенталь Д. Э. «Практическая стилистика русского языка».    
5.   Стилевые и жанровые особенности научного стиля. Термин и дефиниция в научной речи.           1. Презентация специальности. 2. Ролевая игра «Деловое знакомство» (участие в беседе, рассказ о себе и своих возможностях). 3.Проведение дискуссии «Нужна ли культура речи ученому-биологу?» 1. Рассказ о специфических особенностях научного стиля. 2. Проверка составленного словаря по специальности с объяснением значений терминов. 3. Видеоролик личного представления. 4. Просмотр оформлений визитных карточек. 5. Обсуждение речей с учетом соблюдения правил по данной форме работы. 6. Обмен мнениями между студентами.  
6. Официально-деловой стиль.               1. Составление таблицы «Нормы официально-делового стиля». 2. Составление образцов писем. 3. Устный анализ рекламы различных видов. 4. Ролевая игра «Интервью». 5. Конструирование вопросов различного типа к интервью (тематика, связанная со специальностью). 1. Презентация «Нормы официально-делового стиля». 2. Проверка составленных коммерческих писем. 3. Просмотр презентаций рекламы различных видов, составленных студентами. 4. Подбор интересных вариантов рекламных текстов.  
7. Нормирование языковой деятельности.       1. Работа с кластером «Норма речи». 2. Выполнение лексико-грамматических заданий по Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 1. Презентация темы «Норма речи». 2. Пересказ о речевых нормах современного русского литературного языка. 3. Проведение тренинга по произношению. 4. Проверка заданий по Голуб И.Б. Стилистика русского языка.  
8. Речевая культура.       1. Заслушивание аутотренинга «Говори красиво» (Наталья Хром) 2. Изучение текста «Культура деловой речи» (В.Салагаев «Культура делового общения».Алматы, 2003). Выполнение заданий к тексту (выборочно). 1. Отработка орфоэпических норм и ударения слов по специальности. 2. Проверка заданий по учебному пособию «Русский язык вподготовке учителя-предметника» (Кажигалиева Г.А. и др.)   3. Написание эссе на тему: «Для чего необходимо соблюдать речевой этикет при организации деловых контактов с зарубежными партнерами»?    
9. Документы делового общения и офисный этикет.       1. Изучение раздела III «Деловые документы» (В.Салагаев «Культура делового общения».Алматы, 2003). 2. Выполнение заданий к разделу III «Деловые документы» (выборочно). 1. Проверка составленных официально-деловых бумаг. 2. Проверка внешней корреспонденции (поздравление, извинение, приглашение, отказ, требование). 3. Презентация компьютерного оформления документации.  
10. Основы публичного выступления       1. Работа с таблицей «Специфические особенности информационной и агитационный речи». 2. Составление доклада по специальности, перевод терминов из него на казахский язык. 1. Чтение короткого текста о своей специальности, построенного на антитезе. 2. Проверка информационной речи об одном из известных риторов или ученых, занимающихся красноречием. 3. Заслушивание призывающей речи на любую тему. 4. Подбор не менее трех аргументов к тезису «Вежливость помогает добиться многого».  
            Всего: 90 ч.
                 

6. Список рекомендуемых источников:

 

Основная литература:

 

1. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 351с.

2. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат) / Под ред. К.К.Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. – Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2008. – 226с.

 

Дополнительная литература:

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.: Русский язык, 1986. – 179с.

2. Анисимова, Т.В., Гимпельсон, Е. Г. Современная деловая риторика. - М.: Флинта: Наука, 2004. – 624с.

3. Барышникова, Е. Н., Клепач, Е. В., Красс, Н. А. Речевая культура молодого специалиста. – М.: Р. Валент, 2005. – 272с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 315 с.

5. Маймакова А.Д. Русский язык для студентов химико-биологических специальностей: Учебное пособие. –Алматы: КазНПУ имени Абая, 2011. – 145с.

6. Основы научной речи: Учеб. пособие для студентов нефилол. высш. учеб. заведений / Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. - М.: Академия, 2003. – 272с.

7. Раимбекова М.А. Научный стиль речи. Учебное пособие (химико-биологическое направление). Алматы: 2012. –144с.

8. Русский язык в системе подготовки учителя-предметника. Учебная книга. Кажигалиева Г.А., Боранбаева З.И., Кадырова Г.Р., Маймакова А.Д., Раимбекова М.А., Цой А.А. – Алматы: Тау-Самал, 2010. – 696с.

9..Салагаев В., Шалабай Б. Делопроизводство на двух языках. – Алматы «Раритет», 2001.

10. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2002. – 234с.

Справочная литература:

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.: Рольф, 2000. – 816с.

2. Большой орфографический словарь русского языка. / Ред. С.Г. Бархударов и др. - М.: Оникс: Альянс-В, 1999. – 479с.

3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М.: Наука, 1976. – 454с.

4. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1999. – 336с.

5. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М.: Флинта: Наука, 1997. – 160с.

6. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.- М.: Русский язык, 2001.

7. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999

8. Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: БРЭ; Изд. дом «Дрофа», 1997. - 703 с.

9. Учебный словарь сочетаемости слов современного русского языка / Денисов П. Н., Морковкин В. В., Новиков Л. А. - М.: Русский язык, 1983. 668 с.

10. Современный словарь иностранных слов. - М.: Цитадель, 2000. — 928 с.

 

Нормативная литература:

 

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М., Любое издание.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2000.

3. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону, 2001.

 

 

Интернет-источники:

1. https://www.gramota.ru

2. https://pedved.ucoz.ru

3. https://www.slovari.ru

4. https://www.redactor.ru

5. https://www.sokr.ru

6. https://www.megakm.ru/ojigov

7. https://www.vedu.ru/ExpDic

8. https://speakrus.narod.ru

9. https://www.rbr.narod.ru

10. https://www.hi-edu.ru

11. https://www.odele.ru/edu/26.htm

12. https://cultrechi.narod.ru

13. https://www.master-ritor.ru

14. https://www.ru/rhetoric

15. https://www.gramma.ru



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал