Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовые требования федерального уровня






Предыстория: опыт 90-х годов

Региональное планирование в той или иной форме существовало в России с

1992 г. Тогда, правда, в ходу были тактические решения, не всегда даже

обозначался горизонт планирования. С начала 1992 г. до марта 1996 г. было

выпущено 32 указа Президента и 56 постановлений Правительства о

неотложных мерах по стабилизации экономического и социального положения,

о финансировании различных региональных программ. С 1994 г. в регионах

начали реализовываться федеральные программы развития отдельных

территорий - например, для Сахалинской области была разработана

федеральная программа развития Курильских островов. Позже появились

федеральные программы развития целых регионов: республик Саха (в 1995г.) и

Башкортостан (в 1996 г.), впоследствии федеральных программ стало ещё

больше.

 

Самая первая не федеральная региональная стратегия в России была

разработана в 1997 году в Санкт-Петербурге. Это был, несомненно,

революционный проект, и весьма удачный. Для работы над ним сформировали

Генеральный совет, состоящий из 146 человек во главе с губернатором города,

привлекли экспертов, организовали 10 тематических комиссий и

исполнительный комитет. Предварительно были проинтервьюированы 40

специалистов в различных областях, проведён опрос населения,

проанализирован зарубежный опыт и т.д. Когда проект стратегического плана

был готов, он был согласован с властью и профсоюзами и начал приводиться в

исполнение. Понятно, что такую колоссальную работу с таким же эффектом

второй раз провести трудно, поэтому принятый план регулярно корректируется

по мере достижения целей, с учётом изменений федерального

законодательства, экономической и политической ситуации в стране и в мире и

т.п. Разработанная более 8 лет назад стратегия до сих пор является для

администрации города ориентиром.

Пример Петербурга весьма показателен, но, очевидно, не отражает общую

картину. Какими средствами разрабатываются стратегии в субъектах

федерации, на какие сроки, какие цели ставят перед собой регионы, насколько

эти цели адекватно сформулированы. Ответы на эти и многие другие вопросы

авторы также попытаются дать в настоящем докладе.

 

Нормативно-правовые требования федерального уровня

На общероссийском уровне отдельные функции по регулированию

стратегического развития регионов возложены на Министерство регионального

развития Российской Федерации и Министерство экономического развития и

торговли Российской Федерации. На Минрегион России возложены функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

и муниципальных образований. Также Министерство осуществляет мониторинг

и анализ реализации государственной региональной и национальной политики.

То есть, область деятельности Минрегиона России ограничивается

общероссийскими аспектами социально-экономического развития регионов. В

то же время Минрегион России разработал проект Концепции Стратегии

социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В

Концепции излагаются принципы федеральной политики в отношении

социально-экономического развития регионов.

 

Что касается контроля над качеством региональных стратегий и программ, то

во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июня

2001 г. № 800-р Минэкономразвития России выпустило Приказ №170 от 17

июня 2002 г. «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации

программ экономического и социального развития субъектов Российской

Федерации», в котором возложило эту функцию для большинства стратегий и

программ на департаменты Минэкономразвития России.

 

В соответствии с упомянутым приказом был разработан Порядок согласования

с федеральными органами программ социально-экономического развития для

регионов федерального значения и регионов, предполагающих использовать

при реализации программ развития средства федерального бюджета. Этим же

приказом утверждён Типовой макет программ социально-экономического

развития субъектов РФ. Регионам рекомендовано руководствоваться этим

макетом при разработке региональных программ развития. То есть формально

регионы не обязаны писать свои стратегии по предложенному шаблону. Однако

реально сегодняшние рекомендации со стороны федеральных властей в адрес

регионов являются директивными указаниями. Как известно, с недавних пор

главы регионов стали фактически назначаемыми, а это значит, что

рекомендации из центра приобрели «добровольно-принудительный порядок».

 

Что касается регионов-реципиентов, то у них рамки ещё жёстче. В соответствии

с указанным Порядком, Департамент региональной экономики

Минэкономразвития России рассматривает представленную региональную

программу и приложения к ней на предмет соответствия Типовому макету. В

случае несоответствия Департамент возвращает документы госзаказчику

региональной программы с конкретными замечаниями на доработку. То есть,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал