Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов






 

Изучение учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право» студент должен начать с ознакомления с настоящим учебно-методическим комплексом, с анализа уголовно-процессуального законодательства на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подбора официальных актов высших судебных органов, материалов судебно-следственной практики, научной и учебной литературы, указанной в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Студенту, приступая к освоению материала, необходимо учитывать то, что не все термины, понятия получили законодательное закрепление, а отраженные в уголовно-процессуальном законе при их трактовке и анализе не находят единодушия, относятся к числу дискуссионных.

Основными формами преподавания учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право» являются лекционные и семинарские занятия.

В рамках лекций раскрывается понятие, сущность, смысл и назначение уголовного судопроизводства, основные, исходные начала уголовного процесса, классификация участников уголовного судопроизводства, научные основы теории доказывания, предмет и пределы доказывания, понятие и система доказательств, меры процессуального принуждения, ходатайства, жалобы, процессуальные сроки, процессуальные издержки, особенности института реабилитации, порядок и правила досудебного и судебного производств, обжалования судебных решений, не вступивших и вступивших в законную силу, исполнения приговора, особенности производства в отношении несовершеннолетних, отдельных категорий лиц, при применении принудительных мер медицинского характера, основы международного сотрудничества по уголовным делам.

На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов следующих видов семинаров[4] и (или) их сочетания: вопросно-ответный вид семинаров; развернутая беседа, система докладов; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования.

В целях закрепления полученных студентами теоретических знаний, развития логического мышления, творческих способностей, приобретения ими практических навыков публичных выступлений, ораторского искусства, аргументирования позиции по делу проводятся:

- ролевая игра, предполагающая инсценировку одного из следственных действий;

- модельное судебное заседание по рассмотрению уголовного дела в суде первой инстанции профессиональным составом суда. С учетом уровня подготовки студентов возможна также инсценировка определенной части судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (формирование коллегии присяжных заседателей, судебное следствие и обсуждение последствий вердикта, порядок проведения совещания и голосования присяжных заседателей в совещательной комнате и т.д.).

Для проведения ролевой игры по инсценировки следственного действия, а также модельного судебного заседания студентам необходимо разработать фабулу уголовного дела (либо фабулу уголовного дела предлагает преподаватель), распределить между собой роли – участников следственного действия, судебного разбирательства соответственно, определиться с ключевыми вопросами, разрешение которых потребуется в ходе производства следственного действия, в судебном заседании.

Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, экзамену, написание курсовых и (или) контрольных работ (в зависимости от формы обучения), рефератов, выполнение заданий и др. Примерная тематика рефератов, эссе, докладов предварительно согласовывается с преподавателем, примеры тестовых заданий приводятся в соответствующем разделе настоящего учебно-методического комплекса.

Студенты выбирают тему для написания рефератов, эссе, подготовки научных сообщений и докладов в зависимости от темы и вопросов семинарского занятия. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме.

Рекомендуемый объем реферата 20 – 30 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1, 5 интервал. Реферат включает в себя: титульный лист с указанием темы, дисциплины, данных о его авторе; план (содержание) с указанием страниц глав, параграфов; введение; основную часть; заключение; библиографический список использованной литературы; приложения (по усмотрению автора и в зависимости от темы). В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала.

Рекомендуемый объем эссе 3 – 5 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1, 5 интервал. Эссе должно содержать указание на данные об авторе работы, номер группы, тему эссе. В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала.

Продолжительность научных сообщений и докладов не должна превышать (в зависимости от освещаемого вопроса, общего количества докладчиков) 5 – 15 минут.

Рефераты, эссе, научные сообщения и доклады должны содержать обоснование актуальности избранной темы, проблемные аспекты рассматриваемых вопросов, указание на материалы судебно-следственной практики, статистические данные, собственный взгляд, позицию, мнение автора работы, конкретные выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательства, процессуальных правил и процедур.

Изучение студентом материала должно носить системный характер, что обусловит успешную его подготовку к зачету, экзамену. Требования, предъявляемые на зачете и (или) экзамене, обусловлены программой учебной дисциплины. Основываясь на содержании программы учебной дисциплины, планах семинарских занятий, перечне вопросов к зачету, экзамену, студенту в течение всего года (семестра), а также непосредственно в течение времени, отводимого для подготовки к экзамену, необходимо для каждого изучаемого или подлежащего изучению вопроса подобрать учебную, научную литературу, международные акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные акты высших судебных органов, приговоры (постановления, определения) судов по конкретным делам, конспект лекций, собственные записи, которые вел студент в ходе самостоятельной работы с теми или иными источниками, материалами, включая письменные работы (рефераты, эссе и т.д.), тезисы научных сообщений и докладов, обратить внимание и осветить проблемные, дискуссионные моменты, постараться сформировать свое мнение по нему либо разделить точку зрения и доводы, изложенные в литературе, с обоснованием такой позиции и приведением аргументов против высказываний оппонентов избранного подхода.

 

 

Примерная тематика курсовых (контрольных) работ [5]

1. Сущность и задачи уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальные правоотношения.

3. Процессуальная форма.

4. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.

5. Состязательность уголовного процесса.

6. Презумпция невиновности, ее сущность и воплощение на практике.

7. Гласность уголовного процесса.

8. Уголовно-процессуальные функции и их виды.

9. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

10. Национальный язык судопроизводства.

11. Неприкосновенность личности, жилища и частной жизни в уголовном процессе.

12. Непосредственность и устность судопроизводства.

13. Сущность и значение судебной этики.

14. Понятие и классификация участников уголовного процесса.

15. Гарантии прав потерпевшего в уголовном процессе и их развитие.

16. Нравственные начала деятельности следователя.

17. Этика адвоката в уголовном процессе.

18. Процессуальное положение обвиняемого.

19. Процессуальное положение подозреваемого.

20. Процессуальное положение защитника.

21. Свидетель в уголовном процессе.

22. Процессуальный статус судей.

23. Процессуальное положение прокурора.

24. Процессуальное положение следователя.

25. Потерпевший в уголовном процессе.

26. Гражданский иск в уголовном процессе.

27. Понятие доказательства в уголовном процессе.

28. Объективная истина в уголовном процессе.

29. Понятие и свойства доказательств (по материалам практики).

30. Основания признания доказательств недопустимыми (по материалам судебной практики).

31. Процесс доказывания.

32. Собирание доказательств.

33. Оценка доказательств.

34. Косвенные доказательства.

35. Показания подозреваемого и обвиняемого как вид доказательства.

36. Заключение эксперта как вид доказательства.

37. Вещественные доказательства.

38. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

39. Охрана чести и достоинства граждан при применении мер процессуального принуждения.

40. Меры пресечения.

41. Применение научно-технических средств в уголовном процессе.

42. Возбуждение уголовного дела. Виды принимаемых решений. Возможность их обжалования.

43. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

44. Поводы, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.

45. Процессуальная самостоятельность следователя при производстве следственных действий и принятии решений.

46. Привлечение в качестве обвиняемого.

47. Оценка заключений и показаний эксперта и специалиста следователем и судом (по материалам практики).

48. Основания и порядок прекращения уголовного дела (по материалам практики). Порядок обжалования.

49. Судебная защита конституционных прав граждан на стадии предварительного расследования.

50. Сущность, задачи и общие условия стадии предварительного расследования.

51. Розыск, дознание, предварительное следствие.

52. Участие защитника в доказывании на предварительном следствии.

53. Понятие следственных действий и их система.

54. Познавательная сущность следственных действий.

55. Допрос свидетеля и потерпевшего (процессуальные, психологические и тактические особенности).

56. Допрос подозреваемого и обвиняемого (процессуальные, психологические и тактические особенности).

57. Очная ставка.

58. Предъявление для опознания.

59. Выемка и обыск.

60. Осмотр места происшествия.

61. Производство экспертизы на предварительном следствии.

62. Приостановление предварительного расследования.

63. Окончание предварительного расследования.

64. Полномочия судьи до судебного разбирательства дела и подготовительные действия к судебному заседанию.

65. Сущность и общие условия судебного разбирательства.

66. Предварительное слушание.

67. Предварительное слушание в суде присяжных. Виды принимаемых решений. Спорные вопросы практики.

68. Порядок судебного разбирательства.

69. Соотношение судебного разбирательства и предварительного следствия.

70. Состязательность и равенство сторон в общем судопроизводстве и в суде присяжных.

71. Прокурор в судебном разбирательстве. Сущность функции уголовного преследования.

72. Пределы судебного разбирательства (по материалам практики).

73. Судебное следствие (сущность, значение, процессуальный порядок).

74. Сущность, значение и предмет судебных прений по уголовным делам.

75. Понятие и значение судебной речи по уголовным делам.

76. Содержание и форма судебной речи по уголовным делам.

77. Обвинительная речь прокурора.

78. Защитительная речь адвоката.

79. Полемика в суде.

80. Приговор суда.

81. Оправдательный приговор как акт правосудия. Основания вынесения.

82. Частное определение (постановление) суда.

83. Вердикт и приговор в суде присяжных.

84. Особенности участи прокурора в суде присяжных.

85. Особенности участи адвоката в суде присяжных.

86. Судебное следствие в суде присяжных.

87. Процессуальное положение присяжных заседателей.

88. Роль председательствующего в суде присяжных.

89. Культура судебного процесса.

90. Особенности производства у мирового судьи.

91. Особенности апелляционного производства.

92. Сущность и значение апелляционного производства.

93. Кассационное производство.

94. Основания отмены приговора в кассационном порядке.

95. Исполнение приговора.

96. Производство в надзорной инстанции.

97. Возобновление дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

98. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

99. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

100.Особенности производства по отдельным категориям дел.

101.Особый порядок принятия судебного решения.

102.Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

 

Примерная тематика дипломных работ [6]

 

1. Уголовно-процессуальные функции (понятие, виды).

2. Реализация в уголовном судопроизводстве принципа состязательности сторон.

3. Право человека на неприкосновенность жилища в уголовном процессе.

4. Реализация функции обвинения в уголовном судопроизводстве.

5. Уголовное преследование: вопросы теории и практики.

6. Современные проблемы процесса доказывания в уголовном процессе России.

7. Сущность и значение судебного контроля при применении мер процессуального принуждения.

8. Сущность и значение судебного контроля при избрании мер пресечения.

9. Сущность и значение судебного контроля при применении иных мер процессуального принуждения.

10. Процессуальный порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании.

11. Возвращение уголовного дела прокурору: проблемы и пути их решения.

12. Институт реабилитации в уголовно-процессуальном праве России.

13. Диспозитивные начала в уголовном судопроизводстве России.

14. Особенности производства в суде второй инстанции: история и современность.

15. Апелляционное производство по уголовным делам: вопросы теории и практики.

16. Проблемы кассационного производства по уголовным делам.

17. Надзорное производство по уголовным делам: вопросы теории и практики.

18. Процессуальный порядок подготовки уголовного дела к судебному разбирательству.

19. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

20. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

21. Проблемы законодательного регулирования правил производства по уголовным делам при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

22. Особенности защиты прав и законных интересов потерпевшего в особом порядке судебного разбирательства (гл. 40, 401 УПК РФ).

23. Особенности участия подсудимого (обвиняемого) в особом порядке судебного разбирательства (гл. 40, 401 УПК РФ).

24. Сравнительная характеристика общего и заочного порядков судебного разбирательства при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.

25. Реализация участниками уголовного судопроизводства права на квалифицированную юридическую помощь: проблемы и пути их решения.

26. Пределы процессуальной самостоятельности потерпевшего (частного обвинителя) по уголовным делам частного обвинения.

27. Уголовно-процессуальные аспекты применения мер безопасности в уголовном судопроизводстве.

28. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей: вопросы теории и практики.

29. Обжалование судебных решений в уголовном судопроизводстве: история, современное состояние и перспективы развития.

30. Реализация участниками уголовного судопроизводства права на обжалование процессуальных действий и решений в досудебном производстве.

31. Право на обжалование процессуальных действий и решений в досудебном и судебном производствах (сравнительная характеристика).

32. Проблемы реализации права на обжалование в уголовном судопроизводстве.

33. Проблемы реализации принципа «презумпция невиновности» в российском уголовном судопроизводстве.

34. Проблемы реализации принципа «неприкосновенность личности» в российском уголовном судопроизводстве.

35. Защита имущественных прав в ходе производства по уголовному делу.

36. Гражданский иск в уголовном процессе.

37. Проблемы применения мер пресечения в досудебном производстве.

38. Проблемы применения некоторых мер пресечения в уголовном судопроизводстве России.

39. Особенности стадии возбуждения уголовного дела: проблемы законодательного регулирования.

40. Особенности реализации функции защиты в уголовном процессе РФ.

41. Критерии допустимости доказательств в уголовном судопроизводстве.

42. Проблемы законодательного регулирования института приговоров, не вступивших в законную силу.

43. Проблемы регулирования института реабилитации по уголовным делам.

44. Проблемы защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

45. Правовые основы адвокатского расследования.

46. Проблемы участия защитника в собирании доказательств.

47. Использование защитником специальных знаний по уголовным делам.

48. Адвокатская тайна – гарантия права на защиту.

49. Свидетельские показания как источник доказательств.

50. Некоторые вопросы процессуального положения потерпевшего по УПК РФ.

51. Тактико-психологические основы участия защитника в суде присяжных.

52. Предмет, содержание и форма судебной речи.

53. Участие народного элемента в уголовном процессе России. Исторический аспект.

54. Проблемные вопросы поддержания государственного обвинения в суде присяжных.

55. Пределы активности суда в состязательном процессе.

56. Международные стандарты защиты прав человека в области уголовного судопроизводства.

57. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал