Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитические жанры






Аналитический отчет. Один из самых старых и живучих типов журналистских публикаций. Перекочевал в печать из прагазет Древней Греции, рассказывавших населению о заседаниях парламентов.

Отчет – это рассказ аудитории о событиях в форме обмена информацией – конференциях, заседаниях, симпозиумах, семинарах, собраниях, в ходе которых вырабатываются решения, заявления, составляются планы.

Отчеты информационные (изложение хода событий, содержание выступлений) и аналитические. Автора больше интересует то, КАК обсуждаются различные вопросы, как темы связаны друг с другом. Журналист предлагает читателю анализ события, выявляет взаимосвязь суждений, оценок, выводов, предложений, с реальными проблемами, ситуациями, процессами в жизни города, района, страны. Автор может сконцентрировать внимание читателя не на всех, а на некоторых выступлениях. Журналист может высказать свою оценку по поводу того, что говорили выступавшие.

Правила: точность информации, наличие своей позиции. Необходимо побывать на мероприятии, точно записав, что за чем происходило.

Аналитическая корреспонденция. Наиболее часто встречающийся жанр. Доступен для восприятия, информативен, прост в написании. Начинается с петровских «Ведомостей». Близка к репортажу и отчету. Отличается от них либо предметом отображения, либо способом, либо целью. Обычная корреспонденция – о широком круге событий: работе предприятий, торговле, медицине, военных действиях и т.д. с протекающими в обычном ритме событиями (в отличие от репортажа, который динамичен и говорит о событиях неординарных).

Цель корреспонденции – изложить суть события, не обязательно побывав на месте действия.

Аналитическая корреспонденция отображает суть события и его истолкование. Причинно-следственный анализ: почему произошло событие, рекомендации. Аналитическая корреспонденция рассказывает о событии, которое еще не известно аудитории, и предлагает его интерпретацию. Двусоставный характер (сообщение о явлении и его истолкование).

Необходим: информационный повод, определить цель выступления, очертить круг людей, к которым необходимо обратиться.

Аналитическое интервью. Содержит не только сообщение о каких-либо событиях, процессах, ситуациях, но и предлагает их исследование, выявление их сути, отвечая на вопросы: «по какой причине?», «каким путем?», «с какой целью?»

Анализ проводит сам интервьюируемый. Правильно составить вопросы: причины явления; значение для общества; главные действующие лица; будущее состояние явления; пути решения.

Аналитический опрос. Является методом и жанром. Цель – получить от нескольких людей ответ на один вопрос на животрепещущую тему. (Личный опыт – разность мнений. Вспомнить Хейли.) Информационный опрос. Аналитический опрос: респонденты отвечают на вопросы почему, с какой целью, что дальше делать. Подробные ответы дадут стереоскопический эффект в освещении предмета. (О повышении пенсионного возраста; о патронате пожилых.)

Беседа. Схоже с интервью, но отличается ролью, которая отводится журналисту. В интервью журналист задает вопросы и получает ответы, в беседе – равноправный собеседник, компетентный в вопросе. Это дает многостороннее, полифоническое освещение предмета. Применяется когда нельзя дать одномоментное решение предмету разговора, а требуется спокойное, всестороннее, вдумчивое рассмотрение. Требует квалификации журналиста.

Комментарий. Метод и жанр. Необходим, чтобы направить внимание аудитории на важные новые факты, оценить их, поставить событие в ряд с другими, выявить причины события, озвучить прогноз, обосновать решение и требуемые меры. Не только реакция на новые явления, но и на давно обсуждаемые проблемы.

При подготовке важно поставить цель: какое явление необходимо осветить, какое знание дать читателю, какие чувства пробудить, какие вопросы могут возникнуть у оппонента, как их учесть в публикации.

Структура – доказательное рассуждение по поводу одного вопроса. Интерпретация явлений, объяснение, оценка. Хороший комментарий имеет логическое заключение.

Ошибка: если не поставить проблему четко и однозначно. Тогда аудитории неясна проблема.

Заголовок: постановка проблемы или выводы, иногда – главный аргумент.

Реплика. Особое критическое выступление по поводу того или иного негативного явления, замеченного журналистом. Ненормальность событий, заставивших журналиста взяться за перо («Антикризисная елка»). Цель – дать оценку происходящему. Критичность, страстность, эмоциональный накал. Построение: факт – оценка. Хотя возможны и иные формы.

Анкета. Получение ответов на разнообразные вопросы. Важно узнать отношение аудитории к изданию.

Рейтинг. Оценка, классификация. Аудитория СМИ хочет знать приоритеты, существующие на сегодня в той или иной сфере. По сути – сравнительный анализ. Необходимы специальные знания.

Мониторинг. Слежение за явлением, систематически повторяющийся замер одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. В нашей газете – мониторинг цен на продукты по округу, «Народный контроль». На этой неделе самый дешевый творог – в Красноселькупском районе, самое дорогое мясо – в Антипаюте. Развернутость сведений.

Рецензия. Журналист рассматривает одно-два произведения и дает им оценку. Если выдвигаются общественно значимые проблемы, это уже будет литературно-критической статьей.

Ясная по содержанию и по форме, доступная для той категории читателей, которой она адресована. Увидеть то, что незаметно непосвященному. (Как-то к Дж.Энеску, который был не только скрипачом, но и пианистом, обратился малоизвестный скрипач с просьбой саккомпанировать ему на концерте, рассчитывая, что это привлечет внимание публики. По дороге к месту выступления они встретили Гизекинга. И Энеску попросил его перевернуть ноты. На следующий день рецензия: " Вчера мы были свидетелями странного концерта. Тот, кто должен был играть на скрипке, играл на рояле, тот, кто должен был играть на рояле, переворачивал ноты, ну а тот, кто должен был переворачивать ноты, почему-то играл на скрипке.")

Основа выступления – ясно выраженная мысль. Изложить и обосновать свою точку зрения.

Статья. Главный жанр в аналитической журналистике. Анализ актуально значимых проблем. Статья объясняет читателю общественную и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи, чтобы определить их политическую, экономическую или иную значимость. Обращает внимание аудитории на задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывают интересы участников ситуации.

Статьи: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая.

Общеисследовательская (широкие общезначимые вопросы). Высокий уровень обобщения, глобальность мышления авторов. Требует знания конкретной проблемы и предполагает теоретическое объяснение ее существования.

Сформулировать тезисы. Рассмотреть, как законы и закономерности проявляют себя, соотнести с актуальным современным опытом.

Статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нельзя, чтобы она терялась в гуще фактов. Автор мыслит такими категориями, как страна, мир, планета, общественное устройство.

Треть – экспозиция, введение – читателю дается актуальный повод, чтобы узнать, почему данная ситуация анализируется. Разъяснить политическую и экономическую ситуации. Далее объяснить, каким образом эти проблемы могут быть решены и в интересах каких сил, какие условия для этого необходимо создать. Сформулировать вопрос-сомнение.

Мой папа – алкоголик. Он имеет такие-то и такие-то проблемы (здоровье, социализация). Таких людей много. Это плохо для общества потому-то и потому-то. Что делается для того, чтобы решить эту проблему? Таким людям необходима помощь как психологическая, так и социальная. Какие нужны институты в обществе для этого. Почему их нет, что делается для того, чтобы они появились. Кому это надо? Здоровых людей станет больше, экономика – крепче, общество – здоровее. Возможно ли это? (вопрос-сомнение)

Практико-аналитическая статья. Актуальные практические проблемы промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки и т.д. В этой статье анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации. Автор ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере деятельности, на ряде предприятий, в социальной сфере.

Начинается с изучения проблемной ситуации. Проблема уточняется в ходе анализа существующей ситуации. Почему падают самолеты? Называются причины (самолеты устарели, аэропорты давно не ремонтировали взлетно-посадочные полосы, летчики плохо подготовлены, чтобы летать на боингах, диспетчеры и технический состав не выполняют инструкции и т.д.). Причины анализируются, ставится вопрос, почему нельзя решить эти проблему (почему у авиакомпаний нет денег на приобретение новой техники, а у аэропортов – ремонтировать взлетно-посадочные полосы, почему нет квалифицированных педагогов и техники для подготовки летчиков, почему нарушается дисциплина и т.д.). Называются суммы.

Выявить, что может повлиять на ситуацию, разработать программу действий.

Полемическая статья. Повод – выступление политических оппонентов, представителей другой научной школы и т.д., выражающее оценки, выводы, предложения, с которыми автор согласиться не может. Статья-ответ. Задача – обосновать свою позицию. Формулирование главной мысли, постулата. Подбирать аргументы, которые подтверждают правоту автора. Факты, доказательства, источник нахождения фактов.

Обозрение. Использовалось задолго до возникновения периодики – в текстах Плутарха, в «Опытах» Монтеня. Не относится к широко распространенным журналистским жанрам.

Единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть мысли обозревателя. Общие вопросы экономики, политики, характерные социальные явления. Характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Строгая периодичность.

обозреватель отвечает на вопросы: что породило данное явление? Какова значимость обозреваемых событий? Как будут развиваться события?

Обзор СМИ. Особенности публикаций, литературной, творческой деятельности издания. Стремление разобраться в разнообразии газет.

Обзоры публиковались в советское время. Редакции пеняли на то, что в окружной газете недостаточно часто публикуются обзоры районных газет.

Обзор писем. Жанр меньше используется в СМИ, чем в советское время. Однако используется, когда нет необходимости публиковать письмо целиком, а обратную связь установить необходимо. У нас это используется довольно часто.

Версия. Публикация базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Журналист реконструирует детали какого-то в целом достоверно известного события. Исходный пункт – чаще всего необычное событие, действие, явление.

Развитие версии идет верно, если предполагаемые детали укладываются в факты. Много версий выдвигается сразу после неординарных событий – падения башен-близнецов (версия, что теракт подстроен правительством США).

Прогноз. Особый вид гипотезы. Возник недавно, напрямую связан с процессами реформирования общества. Суждение о будущем. Журналисты выступают довольно редко, чаще – эксперты, специалисты в определенной сфере. Метод экстраполяции (проецирование, расширение) – гипотеза о последствиях демографического кризиса, который испытают на себе вузы. Метод аналогии – сравнение, когда на основе ряда основных признаков делается вывод о том, что и другие признаки явлений совпадают). Метод сценариев – ситуация развивается под влиянием ряда факторов, а значит, при преобладании определенного фактора ситуация сложится определенным образом. Выборы.

Эксперимент. Привлекает аудиторию. Как самостоятельный жанр возник в девяностых. Искусственно организованная журналистом ситуация. Испытано на себе.

Эпистола (письмо, обращение). Публичный вызов адресату, вызов его на арену. Открытые письма. Выделен и назван круг адресатов. Две группы: адресованные конкретным личностям и социальным группам, населению страны в целом.

Эссе. Сочинение. Излагается концепция, определенная теория, вытекающая из нескольких лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности. Преобладание общих выводов и суждений над фактическим материалом. Публицистическое, литературно-критическое, искусствоведческое, научно-популярное, философское.

Исповедь. Объяснить необычный поступок, показать пример преодоления беды.

Рекомендация. Совет. Аналитический пресс-релиз.

31. Новостная журналистика: жанры, особенности подачи информации.

Факты делаются новостями благодаря СМИ.

Новость – это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса.

Новостная журналистика – сфера информационной деятельности, где самоочевидность факта важнее, чем его интерпретация или анализ. Решающую роль играет скорость обработки и передачи информации.

Новость:

Неизвестный факт

Факт, у которого неизвестны подробности

Факт необычный, нетипичный

Факт, вызывающий общественный интерес

Факт из жизни интересной личности

Требования к новостной журналистике: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, очищенность от «шумов», краткость.

Форма новости: заголовок, хэдлайн, лид, корпус материала, бэкграунд (справочная информация, необходимая для понимания текста), контекст (деталь или сравнительная характеристика, дополнительное измерение к тому, что написано в тексте).

Новостные жанры – жанры, которые характеризует оперативность в обработке информации, точность, краткость, ясность при ее подаче.

Заметка, репортаж и отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных экспертов по поводу события или проблемы.

Заметка – простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Основной жанр в информационных агентствах и в ленте интернет-новостей.

Структура: заголовок, подзаголовок (не всегда), лид, основная часть. Следует ответить на пять вопросов: кто, что, где, когда и почему.

Информационный повод – событие, которое может быть интересно аудитории, из которого можно создать информационное сообщение.

Новость должна читаться легко, убираются ненужные подробности или термины. Точность и достоверность. Отсутствие личного мнения (можно поспорить), информационная привязка, актуальность.

Календарные, горячие, организованные.

Способы подачи: мягкая новость (менее оперативное событие) и жесткая новость (сенсация, ЧП, очень оперативное событие).

Лиды жесткой новости: одного элемента (выделить один элемент новости), лид-вешалка, немедленная идентификация (ответ на вопрос кто? – в центре – участие личности в событии), каламбур или игровой.

Лиды мягкой новости: лид-обращение, лид-цитата, лид-вопрос, лид-контраст, лид-рассказ – краткая хронология событий. Единичный, драматический, цитатный, затяжной, аналитический, вопросительный, одиночный выстрел, сюрприз, контрастный, статистический, анекдотичный, ретроспективный.

Виды заметки: хроника, информация, расширенная заметка.

Репортаж

Жанр, дающие оперативное наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, присутствие журналиста на месте действия обязательно. Журналист должен следить за тем, как развивалось событие. Эффект присутствия.

Признаки репортажа: наглядность, динамичность, информативность.

Виды репортажа: событийный (общественно значимое событие), познавательный (тема, о жизни рабочего коллектива, например), проблемный (несет элементы анализа события), репортаж с экспериментом.

Информационная корреспонденция. Отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает единичное событие, явление, действие. Публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и т.д. Основное для него – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Близка к репортажу. Различия: автор не присутствует на месте события.

Информационный отчет. Предметом отображения становятся события, совершающиеся в форме обмена информацией.

Информационное интервью. Сообщение аудитории сведений, полученных от респондента.

Хэдлайн – заглавная строка. Броская, небанальная. Ее функция – привлечение внимания. Выделить основной смысл текста. Высокая степень информационной насыщенности. Вместе с лидом может тянуть на 70 процентов информации в тексте.

Ссылки на источники информации. Цитата придает новости достоверность, позволяет детализировать новость, передает эмоции и ощущения людей, содержит мнение.

Правила цитирования. Максимально полное описание источника информации. Ссылка должна быть персонифицирована. При анонимности - наиболее полно описать нескрытую информацию.

При ссылке на источник должна быть ссылка на попытку получить информацию официального комментария.

Коллективные цитаты недопустимы.

Длинные цитаты лучше пересказывать. Нельзя оформлять в цитату само изложение факта.

Цитаты записываются на диктофон и обязательно проверяются.

Цитаты нельзя редактировать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал