Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический эксперимент.

Лекция 4. Организация опытно-экспериментальной работы.

План:

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент. Метод психолого-педагогического исследования, получивший название педагогический эксперимент, применяется с целью изучения причинно-следственных связей в образовательных явлениях и процессах. Этот метод предполагает: опытное моделирование педагогического явления (процесса) и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического взаимодействия.

Эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связей между различными компонентами образовательного процесса, между факторами, условиями и результатами формирования того или иного качества.

Эксперимент — комплексный метод. Он может включать в себя любые теоретические и практические методы психолого-педагогического исследования. Выбор системы методов, используемых в эксперименте, определяется задачами исследования.

В психолого-педагогической литературе и массовой образовательной практике зачастую не различают эксперимент и опыт, что выражается в устоявшемся термине «опытно-экспериментальная работа». Причина состоит в том, что опыт и эксперимент — это разновидности поисковой деятельности. Однако эксперимент отличается от опыта наличием предварительно разработанной теоретической модели исследуемого феномена или процесса, которая проверяется в практике. Таким образом, и анализ опыта может рассматриваться как эксперимент, если он проводится на основе предварительно разработанной теоретической модели. Хотя в этом варианте он ближе к контент-анализу.

Эксперимент — это такой метод исследования, который позволяет активно и целенаправленно воздействовать на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей.

Главные достоинства эксперимента заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых, повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

Педагогический эксперимент может служить эффективным методом для решения следующих задач:

установление зависимости между определенным педагогическим воздействием (системой воздействий) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;

- выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и
достигаемыми педагогическими результатами;

- определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами
времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

- сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, затрачиваемое время, усилия, средства и т.д.);

- доказательство рациональности проверяемого метода или определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

- обнаружение причинно-следственных связей и зависимостей между различными педагогическими явлениями и процессами.

Постановка эксперимента требует от организаторов точного знания и учета условий его проведения, четкой и объективной фиксации хода и результатов эксперимента, контроля над условиями его проведения и устранения всех незапланированных влияний. Недопустимо проводить такие эксперименты, которые могут нанести ущерб физическому и (или) психическому здоровью детей, снизить результаты обучения и воспитания учащихся.

Виды экспериментов по условиям проведения.

Естественный (полевой) эксперимент — проводится таким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов. Естественность условий при введении на их фоне экспериментальных переменных позволяет педагогу проследить действие этих переменных, установить их роль и выявить особенности влияния на изучаемое явление.

Можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое-то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено.

Лабораторный эксперимент — требует специально созданных условий. Экспериментатор работает с группой учащихся, проводит с ними научно разработанные занятия, беседы, воспитательные мероприятия и наблюдает за их эффективностью.

К лабораторному педагогическому эксперименту можно отнести комплексное исследование развития учащихся начальной школы, проводившееся в Ленинграде в конце 80-х гг. прошлого века. В эксперименте участвовали педагоги, психологи, врачи, физиологи, которые вели комплексное наблюдение за развитием детей одного класса в течение трех лет. Результаты исследования регулярно демонстрировались по Центральному телевидению. К этой разновидности экспериментов можно отнести и школу Ш.А. Амона-швили, где внедрялась гуманно-личностная образовательная технология.

Мысленный эксперимент — возможен на теоретической модели реального объекта в том случае, если модель адекватна реальному объекту, однако достичь такого подобия в социальной сфере очень трудно. К тому же весьма сомнительна ценность полученного таким способом знания. Если под мысленным экспериментом понимать выявление изменений в исследуемом объекте при мысленных (не реальных) воздействиях экспериментатора, то такой эксперимент становится способом построения гипотезы и также не дает самоценного результата.

В зависимости от задач исследования, решаемых на каждом его этапе, выделяют следующие виды экспериментов.

Поисковый эксперимент —- проводится на начальном этапе исследования с целью выявления актуальных проблем теории и практики образования (если выбрана только область исследования, но еще не сформулирована его проблема) или для определения степени актуальности психолого-педагогической проблемы (если исследователь уже определился с проблемой, которую хотел бы изучать). Знание, полученное в результате такого эксперимента, служит для обоснования актуальности проблемы исследования.

Констатирующий эксперимент — позволяет получить знание о сущем, т. е. устанавливает состояние педагогической действительности на момент начала исследования. Например, для выявления состояния нравственной воспитанности подростков организуются специальные диагностические ситуации, в которых подростки должны так или иначе проявить свои нравственные качества.

Формирующий (преобразующий) эксперимент — предназначен для проверки эффективности разработанных нормативных моделей (прежде всего модели педагогических условий). Осуществляется путем внедрения разработанных проектов в образовательную прак­тику. Позволяет подтвердить гипотезу исследования либо предоставляет данные, опровергающие гипотезу. Такой эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения и определения степени эффективности нормативной модели.

Нельзя проводить эксперимент таким образом, когда в экспериментальном классе учитель работает особенно интенсивно и продуманно, применяет множество специально разработанных дидактических средств и приемов воспитания, а в контрольном — работа ведется традиционно, а как именно — неизвестно. Равные условия — это одинаково хорошая работа во всех классах, когда все они — экспериментальные и педагогический процесс в каждом из них отличается каким-то одним элементом, каким-то вариантом, воплощающим разрабатываемое научное положение. Различные варианты проверяются в одинаково хорошей и контролируемой работе с однородными группами школьников1.

Контрольный (контрольно-проверочный) эксперимент — служит для проверки разработанного проекта (программы, методики, технологии, системы обучения или воспитании т.п.) в других по сравнению с формирующим экспериментом условиях или други­ми экспериментаторами. Если эффективность нового нормативного знания подтверждается, то его можно внедрять в массовую образовательную практику.

Сравнительный эксперимент — сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов. В широком понимании всякий эксперимент — это сравнение, сопоставление реального объекта с его теоретической моделью, которая сформулирована в гипотезе.

Виды экспериментов по масштабу.

Глобальные эксперименты — охватывают значительное число испытуемых; их организаторами, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием.

В истории отечественного образования был осуществлен глобальный эксперимент, в котором апробировалась модель общего образования детей с шестилетнего возраста. В нем отрабатывались все составляющие этого крупного научного проекта, и страна затем перешла на обучение детей именно с этого возраста. Сейчас такими глобальными экспериментами являются введение образовательных стандартов, единого государственного экзамена, профильного обучения в старших классах, концентрических образовательных программ, государственных именных финансовых обязательств, многоуровневой системы подготовки специалистов в вузах и т.д.

Локальные эксперименты — проводятся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений (как правило, в рамках решения локальной педагогической или исследовательской задачи). Ими руководит научная лаборатория, инициативная группа или администрация образовательного учреждения.

Микроэксперименты — проводятся с минимальным охватом участников, организуются отдельными педагогами с целью совершенствования собственной деятельности. Полученные в таком эксперименте знания могут передаваться в процессе обмена опытом, через выступления и публикации самого педагога и тех, кто наблюдал (анализировал) его опыт.

Чтобы проводить педагогический эксперимент, необходимо наличие как минимум следующих предпосылок: проблемной ситуации (наличия отрицательных признаков педагогического процесса, вызывающих потребность в новом знании), противоречия (не­соответствия между желаемым и реальным состоянием исследуемого объекта) и проблемной задачи (осознания педагогом невозможности разрешить противоречие в возникшей ситуации известными средствами).

Педагогический эксперимент позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связей между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия; проверить эффективность тех или иных педагогических нововведений; сравнить эффективность различных факторов или изменений в структуре процесса и выбрать наилучшее для данных условий их сочетание; выявить необходимые условия для реализации определенного комплекса задач известными средствами; обнаружить особенности протекания процесса в новых условиях и т.д. Все это обусловливает особую роль эксперимента в группе методов психолого-педагогического исследования.

Формы и методы проведения эксперимента в максимально возможной мере для конкретных условий должны отражать сущность исследуемого явления, предмета, проблемы. Причем проникновение в сущность исследуемого надо обеспечить кратчайшим путем, минимально необходимыми расходами времени, усилий и средств экспериментатора. Из ряда возможных вариантов эксперимента следует выбрать наиболее информативный, дающий всестороннее представление об исследуемом явлении, наиболее валидный с точки зрения отражения сущности исследуемого явления, наиболее репрезентативный с точки зрения выборки объектов изучения, отражающих типичность явления, наиболее короткий по времени, менее трудоемкий при сохранении его результативности (Бабанский Ю.К., 1989).

Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений (гипотезы) и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое нельзя провести другими методами.


Эксперимент невозможен без гипотезы — предполагаемого решения проблемной задачи. От простого предположения гипотезу отличают следующие признаки: соответствие фактам, на основе которых она создана; проверяемость; применимость к широкому кругу явлений; максимальная простота.

Эксперимент не только направляется теоретической гипотезой, но само его проведение становится возможным лишь тогда, когда педагог имеет некоторые представления о природе изучаемого процесса, о факторах, его детерминирующих.

План эксперимента включает в себя гипотезу, цель и задачи эксперимента, объем (выборка, время, состав участников и т.д.), характеристику выборки, время, отводимое на эксперимент, описание экспериментальных материалов, процедуры проведения эксперимента, всех переменных, которые могут существенно повлиять на результаты эксперимента, а также описание отдельных методов и методик, которые будут применяться в процессе эксперимента, способов мониторинга (диагностики и коррекции), методик обработки и интерпретации результатов эксперимента.

После завершения эксперимента полученные данные обрабатываются, визуализируются и интерпретируются, устанавливается степень эффективности предложенного исследователем и проверенного в эксперименте новшества. В итоге делается вывод о справедливости или несправедливости гипотезы исследования.

С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз. Только после тщательной проверки, анализа и всесторонней оценки новые знания могут быть рекомендованы для использования в теории и практике образования. Для повышения достоверности полученных в эксперименте данных иногда требуется провести предварительный (пилотный) эксперимент на малой выборке, чтобы проверить и отработать диагностический инструментарий. В ряде случаев бывает необходимо проведение так называемого перекрестного эксперимента, когда экспериментальная и контрольная группы меняются местами; эксперимент считается корректным, а апробируемая модель — эффективной в том случае, если результаты эксперимента повторятся.

Чаще всего применение экспериментального метода на практике сочетается с использованием неэкспериментальных методов (наблюдения, анкетирования, интервью, беседы, диагностирующих работ), которые могут включаться в процедуру эксперимента для определения начального состояния системы, для последующих «срезовых» замеров ее состояний. При подобном сочетании методов конечные выводы о справедливости выдвинутой перед экспериментом гипотезы будут более убедительными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Германия | Измерение давления
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал