Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике






Учебно-методическое обеспечение представлено следующими компонентами:

· содержательно-целевым, отражающим знания фольклорных явлений, закономерностей, понятий, осваиваемых в практической деятельности;

· технологическим, представляющим средства, способы, виды самостоятельной деятельности студентов по сбору фольклорного материала,;

· контрольно-рефлексивным, отражающим взаимодействия студентов и определяющим результаты деятельности студентов.

Проведение учебной практики предполагает III основных этапа: подготовку к практике в течение учебного года, проведение практики и подведение ее итогов.

Главная цель подготовительного этапа - помочь студентам приобрести первоначальные сведения о предстоящей практике и элементарные навыки собирательской работы. Этому должны способствовать лекционные и практические занятия, инструктивные семинары. Обязательна установочная конференция накануне практики, на которой необходимо разъяснить студентам основные принципы организации и руководства практикой, их права и обязанности.

На втором этапе учебной практики главное - непосредственное общение с народными исполнителями, расширение и углубление знаний студентов в области фольклора, укрепление и усовершенствование умений и навыков собирательской работы. Руководитель практики обязан оказывать студентам методическую помощь в овладении основами собирания фольклора.

Главным итогом учебной практики должны быть сданные в архив оформленные соответствующим образом записи фольклора. Вместе с записями каждый участник практики сдает краткий отчет о своей работе, в котором должна быть представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов. Образец отчета заранее оговаривается со студентами. Образец обработки записанных образцов также заранее предоставляется студентам.

По результатам учебной практики целесообразно проведение студенческой научно-практической конференции, цель которой подвести итоги работы студентов, отметить наиболее интересные находки.

Перед отъездом на практику студенты знакомятся с публикациями об экономических, исторических, этнических особенностях района.

В обследуемых населенных пунктах нужно побеседовать с учителями, библиотекарями, клубными работниками для выявления потенциальных информаторов. Наряду с этим проводятся беседы и опрос местного населения о наиболее известных исполнителях произведений устного народного творчества. Запись текстов фольклорных произведений производится в ходе опроса исполнителей – носителей местных традиций в рукописной форме или с использованием местных традиций в рукописной форме или с использованием аудио- или видеоаппаратуры. Оптимальным вариантом является запись в естественной исполнительской ситуации.

Информаторам следует разъяснять цель своей работы, договориться о возможном времени записи материала. Перед записыванием произведения фольклора выяснить все, что характеризует личность исполнителя народных произведений, а также составить представление о его репертуаре. При этом нужно иметь в виду, что только многократные записи, выполненные предельно точно, представляют научную ценность.

В тетрадь черновых записей заносится все, что Вам сообщил информатор. В дальнейшем материал распределяется: тексты и необходимые комментарии к ним переписываются в тетрадь собирателя фольклора, остальные сведения, представляющие интерес, записываются в дневник.

Запись фольклорного произведения производится «с голоса», то есть так, как произведение должно исполняться, не под диктовку. Одновременно с текстовой записью ведется запись на диктофон. Перед фольклорными материалами собиратель сообщает о том, где, когда и от кого, кем они записаны.

Записывать тексты необходимо точно, сохраняя все особенности местного говора. Помимо паспортных данных, тексты сопровождаются пометами об исполнительских приемах: репликах, жестах, мимике и т п. Желательно также сделать снимки информаторов.

При записи народной лирики следует сохранять точную строфическую структуру песни. Если отдельные слова не понятны, собирателю нужно оставить пробел в тексте и

выяснить их значение по окончании записи. Перебивать исполнителя нельзя. В том случае, если слово искажается информатором, его следует заносить в отчет так, как оно было произнесено, но в конце страницы сделать сноску с указанием верного произношения. Все нехарактерные ударения в тексте нужно отмечать. Текст фольклорного произведения записывается со всеми особенностями его исполнения.

По окончании записи собиратель устраняет неточности в тексте, восполняя то, что оказалось не записанным. В том случае, если фольклорный материал фиксировался двумя и более собирателями, выполняется сводная запись. Редактирование источника недопустимо.

Требования к отчету по фольклорной практике:

К 1 сентября участники фольклорной практики представляют на кафедру следующие документы:

• тетрадь собирателя фольклора, где помещаются тексты записанных произведений с паспортными данными;

• дневник, в котором приводятся сведения о том, где проводилась практика, общие сведения о месте записи произведений, характеристика населения по социальному составу, подробные данные об отдельных исполнителях народных произведений, их творческой манере; оценка собранного материала с точки зрения его идейно-художественной ценности; наблюдения над тем, какое место в общественной жизни края занимает фольклор, какие жанры преобладают, какие отсутствуют; количество записей каждого жанра; впечатления об организации практики, пожелания и предложения по ее совершенствованию; магнитофонные кассеты /на вкладыше кассеты указывается год, номер кассеты, пункт записи, первая строка первого записанного произведения/.

1. Карточка исполнителя фольклорных произведений /информатора/.

• Фамилия, имя, отчество.

• Возраст /год рождения/.

• Образование.

• Специальность.

• Место рождения.

• Место записи произведения фольклора.

• Время записи.

• Национальность.

• Данные о собирателе /Фамилия, имя, отчество, год рождения, номер группы/.

2. Паспорт песни.

• Название песни /записать две начальные строки/.

• Народное название жанра.

• Где, когда от кого перенял.

• Отношение к песне /серьезное, шуточное, пренебрежительное/.

• Как знает /только начало, отрывки, не знает конца, полный вариант'.

• Связь с обрядом в прошлом и настоящем.

• Поется ли во время праздников?

• Хоровая или одиночная?

• Возможный аккомпанемент.

• Связь с игрой, пляской.

• Как распространяется /устно, рукописи, сборники, магнитофонная запись/.

• Как часто исполняется.

• Широта распространения /повсеместно, только в данной местности/.

• Кто поет /по возрастам/.

• Если песня местная, возможный ее автор.

• Исполняется ли в самодеятельности.

• Подпись собирателя/разборчиво/.

3. Паспорт произведений прозаических жанров фольклора.

• От кого и когда услышал первый раз.

• Кто еще знает.

• Считает «историю» подлинной или вымышленной.

• Часто ли рассказывает.

• Кто его обычные слушатели / старики, пожилые люди обоего пола, молодежь, де­ти, женщины, мужчины.• Отношение слушателей к рассказываемому.

• Обстановка, в которой происходит рассказывание.

• Определение жанра рассказчиком.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал