Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессия






В социальной психологии враждебная агрессия определяется как поведение, целью которого является нанесение вреда другому человеку или его подавление и достижение за счет этого доминирующего положения. Например, один ребенок толкает другого, совершая акт мести. Инструментальная агрессия связана с вредом, возникающим в качестве побочного продукта реализации некоторого целенаправленного поведения. Один ребенок толкает другого, пытаясь дотянуться до игрушки; нанесенный вред был оказан непреднамеренно. Обе формы агрессии отличаются от ассертивного поведения, которое не сопряжено с нанесением вреда другим людям и проявляется в виде отстаивания своих прав.

Агрессия может быть физической либо вербальной. Она может направляться на людей или, вследствие замещения, на животных или объекты. У дошкольников агрессия — распространенный ответ на чувства гнева и враждебности. Исследования показали, что она связана с детскими чувствами вины и особенно стыда (Ferguson, Eyre, Stegge, Sorenson & Everton, 1997). Вне зависимости от причин физической агрессии она обычно повышается в раннем детстве и затем снижается вместе с началом роста сменяющей ее вербальной агрессии (Achenbach, Howell, Quay & Conners, 1991; Parke, Slahy, 1983). Снижение уровня агрессии связано и с растущей способностью детей решать конфликты неагрессивными способами, например посредством переговоров, а также с усовершенствованием их опыта в области правил различных игр (Shantz, 1987). Кроме того, к 6-7-летнему возрасту ребенок становится менее эгоцентричным, теперь он обладает лучшими способностями для понимания точки зрения других людей. Это помогает ему в двух аспектах: во-первых, теперь он с меньшей вероятностью будет интерпретировать поведение других детей как агрессию, что могло бы вызывать желание отомстить,

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 377

И во-вторых, он теперь больше способен к сочувствию переживаниям другого человека, которому был нанесен вред.

фрустрация и агрессия. Представители теории научения выдвинули гипотезу, что фрустрация — состояние, обычно сопряженное с раздражением, возникающее, когда блокируются цели, к которым человек стремится в данный момент, или расстраиваются его планы, и вызывающее агрессию. Может ли фрустрация являться причиной агрессии? Конечно, каждый раз, когда кто-то сердит вас и вы совершаете вербальный или даже физический акт мщения, фрустрация приводит к агрессии. Однако предложенная исследователями научения теория фрустраци-онной детерминации агрессии (Dollard, Doob, Miller, Mowrer & Sears, 1939) уже давно оспаривалась в научном сообществе. Эта гипотеза утверждает, что всякая агрессия проистекает из фрустрации и что рано или поздно всякая фрустрация проявляется в некоторой форме агрессии, прямой или скрытой. Агрессия может направляться на источник фрустрации либо, через замещение, на другого человека или объект. Например, родитель бранит ребенка и забирает у него игрушку, в ответ ребенок идет и мучает домашнего любимца.

Истинность теории фрустрационной детерминации агрессии была поставлена под сомнение в классическом исследовании поведения дошкольников, находящихся в фрустрирующей ситуации (Barker, Dembo & Lewin, 1943). Ребенку давали подержать несколько привлекательных игрушек, которые затем помещались за проволочную перегородку: он видел их, но не мог достать. На эту фрустрирую-щую ситуацию дети реагировали по-разному. Одни действительно демонстрировали агрессивное поведение, другие пытались уйти из комнаты или регрессировали к младенческому поведению, принимаясь сосать большой палец, а некоторые терпеливо ждали или переключали внимание на что-то другое.

Сомнению была подвергнута и другая часть теории фрустрационной детерминации агрессии, а именно идея о том, что всякая агрессия проистекает из фрустрации (Dollard, Miller, 1950). Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением, как было показано в классическом эксперименте Бандуры, посвященном научению на основе наблюдения и описанном в главе 1. Простое подкрепление агрессивного поведения детей вызывает учащение случаев его проявления (Parke, Slahy, 1983). Таким образом, фрустрация может вызывать

Указующий перст матери говорит ребенку о том, как оценивают его поведение

378 Часть II. Детство

агрессию, как и наоборот, но агрессия может появляться и в силу многих других причин.

Наказание и агрессия. Наказание может также создавать склонность к агрессивному поведению, особенно жестокое или часто повторяющееся. Если наказывать детей за агрессивные поступки, они будут избегать вести себя подобным образом, по меньшей мере в присутствии того человека, который их наказывал. Однако их общий уровень агрессивности может повыситься. Например, может понизиться количество агрессии, проявляемой ими дома, но их поведение станет более агрессивным в школе. Они могут выражать агрессию различными способами, например ябедничая и обзываясь. Взрослые, использующие физические наказания в борьбе против детской агрессии, также являют собой модель агрессивного поведения. В одном американском исследовании (Strassberg, Dodge, Pettit & Bates, 1994) было обнаружено, что маленькие дети, которых наказывали дома, были более агрессивными, чем дети, такого опыта не имевшие. Более того, чем чаще наказывали детей, тем больше агрессии проявлялось в их поведении. Другими словами, маленький ребенок, которого наказывают, может усвоить, что можно применять силу к тем, кто меньше и слабее тебя.

Моделирование агрессии. Как отмечалось ранее, наблюдение за проявлением агрессии может способствовать возникновению у ребенка асоциального поведения. Большая вероятность подражания действиям моделей существует в случае, когда наблюдатели чувствуют сходство с ней, оценивают ее как сильную и компетентную (Eisenberg, 1988). Так, мальчики скорее будут подражать другим мальчикам или мужчинам, чем девочкам или женщинам. Также они скорее начнут подражать детям с доминантными чертами личности, т. е. тем, кто обладает социальной силой (Abramovitch, Grusec, 1978). Ребенок, которого все любят, доминирует над своими сверстниками посредством силы своих личностных качеств, а не физической агрессии. Дети не любят дружить с теми, кто склонен к агрессивным физическим проявлениям (Ladd, Price & Hart, 1988).

Несомненно, не все модели приходят из непосредственного окружения ребенка. Большинство из них обладают потенциальной силой, появляясь на экране телевизора.

Телевизор — это не просто игрушка или обычное средство развлечения. Это устойчивый фактор, оказывающий воздействие на семейные отношения и особенно на детей. В 1950 году в США только одна семья из двадцати имела телевизор. Десять лет спустя телевизоры были в 90% американских домов. Сегодня практически в каждом доме в США, Западной Европе и Японии есть по меньшей мере один телевизор; во многих семьях телевизоров несколько, а в некоторых — приходится по телевизору на каждого члена семьи.

Как отмечают Алета Хастон с коллегами, «...хотя оценки времени, проведенного детьми перед телеэкраном, сильно варьируют (от 11 до 28 часов в неделю), все они показывают, что дети проводят больше времени за просмотром телевизора, чем за какой-либо другой деятельностью, исключая сон» (Huston, Watkins & Kun-kel, 1989, p. 424). Перед поступлением в школу американские дети уже, как правило, просматривают по 4000 часов телевизионных передач (Levin, 1993; Walsh, 1994). Неизвестно, хорошо ли это, но телевизионное программирование стало главной силой социализации в США (Comstock, 1993), в других высокоиндустриальных странах и практически во всей остальных частях мира.

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 379

Широкомасштабное влияние телевидения, а также сети Интернет было и продолжает оставаться главным объектом пристального внимания ученых, изучающих развитие. Например, исследователи рассматривали воздействие этого фактора на детские воображение, личность, осознание множественности культур, а также на их пищевые предпочтения и общий уровень здоровья (Singer, Singer, 2000). Большая часть этих исследований продолжает ориентироваться на изучение влияния насилия, транслируемого через средства массовой информации. Например, во многих телепрограммах, предназначенных для детской аудитории, часто показывается насилие «для забавы», как в мультиках и комиксах (Levin, 1998). Более того, в выпусках телевизионных новостей дети могут видеть насилие, имеющее место в реальном мире. Более чем в двух третях американских домов во время трансляции новостей телевизор бывает включен, например сопровождая семейный ужин. Многие исследователи пришли к выводу, что если дети в большом количестве видят сцены обыденного насилия по телевидению, это приучает их к мысли о том, что агрессия — общепринятый и приемлемый способ со-владания с гневом и фрустрацией. Другие ученые придерживаются противоположного взгляда, доказывая, что просмотр актов насилия по телевизору может являться заменой реальной открытой агрессии и, таким образом, исполняет функцию катарсиса (глава 2). Данные исследований не подтверждают последнее мнение. Было доказано, что просмотр насилия по телевидению приводит к значительному повышению агрессивности зрителей (Huston et al., 1989). Помимо общей агрессивности дети проходят «курс десенсибилизации» к эффектам насилия и научаются оправдывать свое агрессивное и насильственное поведение в случаях, когда они считают, что правы (Levin, 1996).

Многие другие аспекты содержания телепрограмм негативно воздействуют на детей. Часто в них предлагаются определенные стереотипы восприятия людей: члены различных меньшинств могут изображаться в неблагоприятном виде; женщины могут показываться в пассивной, подчиненной роли; старые люди, показываемые на экране, могут производить впечатление дряхлости и восприниматься как бремя для общества. Если за детьми не проследить, они могут регулярно наблюдать откровенные сцены сексуального характера. В целом после просмотра телевизионных программ у ребенка могут сформироваться нереалистичные социальные убеждения и понятия. Может подвергнуться изменениям их общая картина мира. Результаты одного из исследований показали, что проведение у телевизора значительной части свободного времени приводит к тому, что люди начинают считать мир неприглядным и угрожающим местом, возможно, из-за того, что в передачах показывается гораздо больше пугающих инцидентов и несчастных случаев, чем случается в повседневной жизни (Rubinstein, 1983).

Для некоторых детей привычный просмотр программ с агрессивным содержанием может сочетаться с условиями их окружения, в котором многие ролевые модели: родители, братья или сестры, друзья также ведут себя агрессивно или асоциально. Видимо, это сочетание усиливает агрессивное поведение особенно у тех детей, которые обладают поведенческими или эмоциональными проблемами (Huesmann, Lagerspetz & Eron, 1983).

В 1996 году правительство Соединенных Штатов выпустило закон о телекоммуникациях (1996 Telecommunications act), касающийся воздействия транслируемого по телевидению насилия на детей, который требовал, чтобы начиная с 1998 года

380 Часть II. Детство

все производимые телевизоры снабжались микросхемой, называемой «V-чип». С ним родители могут так программировать свой телевизор, чтобы блокировались телепередачи, которые они считают нежелательными для своих детей. Однако часто, чтобы знать, что блокировать, необходимо иметь систему рейтинга телевизионных программ. И поэтому в 1996 году телевидение добровольно ввело рейтинг Родительское ТВ-руководство, который начал функционировать со следующего года.

Несмотря на многочисленные исследования, выявившие негативные последствия просмотра телевизора, телевидение может иметь и позитивное влияние на мысли и действия детей. Например, с его помощью ребенка можно научить многим формам просоциального поведения, которое обсуждается в следующем разделе. Телевизионные программы высокого качества транслируют такие ценности, как сотрудничество, любовь, дружба, настойчивость в решении проблем, контроль агрессии и совладание с фрустрацией. Дети, которые смотрят подобные программы даже сравнительно короткое время, становятся более открытыми, дружелюбными и поддерживающими (Stein, Friedrich, 1975).

Однако сколько существует телевизоров? Глобальная мировая картина представлена на рис. 8.1. Социальное научение также происходит при помощи ряда других посредников, таких как радио, музыка, другие источники, что продемонстрировано на рис. 8.2.

Рис. 8.1. Доступность телевидения по всему миру. Источник: U. S. Census Bureau, 1997

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 381

Рис. 8.2. Потребление продуктов средств массовой информации в США (количество часов в год на одного человека; 1998, планируется). Источник: U. S. Census Bureau, 1997


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал