Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие прокурора в арбитражном производстве.






 

Прокурор является лицом, участвующим в деле, которое имеет только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, всегда выступает от своего имени, но в защиту интересов других лиц.

То есть главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита государственных и общественных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы. Во-вторых, что является новым, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют посредством предъявления в арбитражный суд исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

По указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

42.Уголовное преследование как функция органов прокуратуры.

 

43.Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: понятие, участники, правовое регулирование.

Под координацией (от латинского слова coordinacio) понимает­ся «соотношение, согласованность», «приведение в соответствие» (понятий, действий и т.п.), а координировать — «устанавливать правильные соотношения между участниками деятельности по до­стижению общей цели».

Правоохранительные органы координируют свою деятельность в целях обеспечения ее согласованности при определении основ­ных направлений и эффективноговыполнения мер по противодей­ствию преступности.

В законодательстве не содержится прямого определения поня­тия правоохранительного органа по борьбе с преступностью. В тео­рии и на практике выработан подход к определению крута таких органов на основе функционального анализа содержания деятель­ности соответствующих государственно-правовых структур. С учетом данного анализа к числу правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью могут быть отнесены структуры, которые наделены полномочиями по выполнению одной или одно­временно нескольких правоохранительных функций, направлен­ных на борьбу с преступностью. \

Правоохранительными функциями по борьбе с преступностью являются;.

оперативно-розыскная деятельность;

дознание по делам о преступлениях;

предварительное следствие;

процессуальный властно-распорядительный прокурорский надзор и судебный контроль за соблюдением законов в оператив­но-розыскной и уголовно-процесеуальной деятельности;

правосудие по делам о преступлениях.

§ 2. Правовое регулирование координационной деятельности прокуратуры 301

К правоохранительным функциям следует отнести деятель­ность специальных воинских и иных формирований (структур), созданных специально для защиты охраняемых объектов от пре­ступных посягательств, их предотвращения, охраны лиц, задер­жанных, арестованных или осужденных за совершение преступ­лений.

Государственные органы, выполняющие правоохранительные функции, участвующие в координации по, противодействию пре­ступности, могут по-разному именоваться. Они иногда подверга­ются реорганизациям, лишаются или вновь наделяются какими-либо из этих функций; некоторые (суды общей юрисдикции) оли­цетворяют собой определенную ветвь власти.

Для некоторых государственно-правовых структур выполне­ние правоохранительных функций является основным, преобла­дающим видом деятельности. Такие органы обычно наделены рядом правоохранительных функций (например, органы МВД, вы­полняющие помимо других функции оперативно-розыскной дея­тельности, дознания, предварительного следствия, а также функ­ции охраны различных объектов от преступных посягательств, задержания преступников). Для иных органов правоохранитель­ные функции являются дополнительными к основным видам де­ятельности. Например, органы Федеральной пограничной службы наделены функциями оперативно-розыскной деятельности и до­знания по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению. Наи­более универсальные правоохранительные структуры, участвую­щие в координационной деятельности, — органы МВД. Для других структур (например, пограничной службы) правоохранительная функция является вспомогательным, но неотъемлемым элемен­том, условием надлежащего выполнения возложенных на них задач.

При этом полномочия таких органов распространяются на опре­деленную сферу правовых отношений (налоговых, таможенных).

Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных органов в определенных сферах их действия. Эта деятельность возложена на прокуратуру, так как она обладает наибольшими сведениями о совершенных преступлениях, их раскрываемости, причинах и условиях преступности, результатах расследования, а также о качестве их рассмотрения в судах. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Целью координации является эффективность в борьбе с преступностью.

Принципы: соблюдение законности, самостоятельность, равенство участников, гласность в работе, ответственность за выполнение поставленных задач.

Основные направления: обеспечение всестороннего анализа состояния преступности и эффективности принимаемых мер, согласованность действий, устранение дублирования, недопущение столкновения интересов правоохранительных органов, устранение причин и условий преступности. Анализ принятых мер должен включать и прогнозирование направлений пути развития преступности и ее искоренение.

Координация проходит в три уровня: федеральный уровень (Генеральная прокуратура, ФСБ, МВД – руководит Генеральный прокурор); региональный уровень (прокуроры субъектов РФ); местный уровень (прокуроры городов, районов).

Формы координации: выражается в федеральных и региональных программах, которые обсуждаются на координационном совещании, а также прокурор организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ. На этом совещании присутствуют Генеральный прокурор, его заместители и руководители правоохранительных органов. Все участники совещания пользуются равными правами: обмениваются информацией, связанной с борьбой с преступностью, обмениваются опытом, разрабатывают предложения и т. д. По окончании координационного совещания выносится решение-протокол, которое подписывается всеми участниками, в нем указываются задачи, сроки и лица, ответственные за их исполнение. Данное решение обязательно для исполнения всеми должностными лицами правоохранительных органов. В целом координация носит конкретный характер, так как должна быть направлена на устранение причин и условий, способствующих преступности.

44.Формы и принципы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

45.Участие прокурора в правотворческой деятельности.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

 

Необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых законов Конституции и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достоверного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности. Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства. Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.

 

46.Ведомственные нормативные акты управления в органах прокуратуры.

Управление в органах прокуратуры осуществляется с использованием нормативных актов общего и индивидуального характера.

Важнейшим средством управления органами прокуратуры и направления их деятельности является издание Генеральным прокурором РФ на основе и во исполнение законов приказов, указаний, распоряжений и инструкций.

Эти акты касаются как общих вопросов организации работы органов прокуратуры, так и отдельных их направлений деятельности.

Приказы Генерального прокурора общего характера по вопросам организации и деятельности органов прокуратуры в целом, по отдельным направлениям и участкам деятельности содержат совокупность норм и правил, которые создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры Закона о прокуратуре, иных федеральных законов. Приказы не должны противоречить требованиям закона. В них обычно регулируются отдельные аспекты внутриорганизационных отношений в прокурорской системе, порядок деятельности органов прокуратуры, определяются критерии разграничения их полномочий по различным вопросам, содержатся иные нормы. Так, приказом Генерального прокурора " О повышении роли органов прокуратуры в борьбе- с преступностью и ее предупреждении" определены задачи и приоритеты деятельности прокуратуры в данной сфере, вытекающие из результатов анализа состояния законности, работы по ее укреплению и особенностей периода социально-экономического развития страны.

Приказом разграничивается компетенция территориальных и специализированных прокуратур. Это создает нормативную основу по организации взаимодействия прокуратур, устранения дублирования в их работе. По основным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры, независимо от их уровня в прокурорской системе, Генеральный прокурор издает так называемые " отраслевые" приказы. В них конкретизируются задачи, возложенные на прокуратуру, определяются сферы правовых отношений, приоритетные при выполнении функций прокуратуры в данном направлении.

приказ Генерального прокурора " Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью". дает оценку криминогенной ситуации, анализ наметившихся негативных явлений и тенденций, конкретизируются задачи органов прокуратуры, вводится ряд нормативных решений по регулированию организационных отношений, в частности, между территориальными и специализированными прокуратурами.

Указание Генерального прокурора РФ является нормативным актом общего характера, принимаемым по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов. Указаниями, например, вводятся в действие методические рекомендации прокурорским работникам по различным аспектам их деятельности.

Инструкция представляет собой систематизированную совокупность рекомендаций и предписаний, излагаемых в нормативной форме. В них обычно содержатся правила и разъяснения, регулирующие организационные, кадровые, методические, финансовые, технические стороны деятельности органов прокуратуры. Они обычно относятся к обеспечивающим основную деятельность прокуратуры сферам, которые в силу этих обстоятельств не урегулированы должным образом в законе (о делопроизводстве, статистической отчетности, порядке хранения вещественных доказательств, служебного оружия и т.п.).

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры. Прокуроры субъектов Федерации обладают аналогичными правами в пределах своей компетенции. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Организация и порядок деятельности каждого структурного подразделения регламентируется положением о данном подразделении. Положениями определяется следующий к руг вопросов: задачи, возложенные на подразделение; функции, которыми оно наделяется; основные полномочия в отношении иных подразделений (о получении информации, взаимодействии, разграничении управленческих функций в отношении нижестоящих органов, особенно по контролю за их деятельностью и др.). Определяется структура подразделения, особенности задач, полномочий и порядок взаимодействия внутренних подразделений (управления, главного управления); принципы организации работы в подразделении (обычно это предметный и зональный принципы), организационные полномочия начальника подразделения, других прокурорских работников, входящих в его состав. Положение о структурном подразделении вступает в силу после его рассмотрения и утверждения соответствующим прокурором.

Руководство нижестоящими органами осуществляется также путем направления им информационных писем — о бзоров по различным вопросам деятельности прокуратуры. От приказов и указаний они отличаются менее выраженной директивностью содержащихся в них положений. Обычно эти акты только сопровождаются приказами, указаниями соответствующего прокурора, обязывающими органы прокуратуры использовать в целях совершенствования работы содержащиеся в них положения, выводы и рекомендации. Обзор предполагает достаточно полное исследование практики органов прокуратуры по одному направлению или ряду направлений их деятельности, реализации той или иной функции и обычно отличается фундаментальностью обобщения, разнообразием источников информации и методов ее собирания, продолжительностью периода, за который проводится, глубиной и разноаспектностью выводов.

В отличие от обзора необходимость в подготовке информационного письма нижестоящим органам может возникнуть на основе нескольких и даже одного факта, характерных своей поучительностью, новизной для практики работы прокуроров, следователей. При этом важна прежде всего оперативность его направления с тем, чтобы быстро оказать корректирующее воздействие на процесс функциональной деятельности органов прокуратуры в той или иной сфере общественных отношений (например, информация о новых способах совершения или выявления правонарушений, ошибках в практике надзора и т.п.). С учетом конкретных обстоятельств письмо может содержать указания о проведении отдельных действий в установленные сроки, требование информировать вышестоящего прокурора об аналогичных фактах в определенные сроки. Тем самым повышается уровень директивности письма.

Составляются и такие индивидуальные организационно-распорядительные акты, посредством которых реализуются решения, устанавливающие (изменяющие) прокурорско-управленческие правоотношения, как распоряжение о распределении обязанностей между прокурорами отдела; представление вышестоящему прокурору; задание; акт проверки работы подчиненной прокуратуры; заключение по материалам проверки заявления, жалобы и по иным основаниям, замечания на надзорный или управленческий акт нижестоящего органа и др.

Организационно-распорядительные акты направлены на создание условий для действенного осуществления задач, поставленных перед органами прокуратуры. Эти акты следует рассматривать как важную разновидность служебной документации, отражающей самостоятельную управленческую деятельность. Они тесно взаимосвязаны, но и отличаются от следственных и надзорных актов и несут самостоятельную функциональную и процессуальную нагрузку. Эти акты должны отвечать общим требованиям, предусматривающим основания и порядок их составления, структуру и содержание. Они обычно состоят из вводной, описательной и постановляющей (предлагающей, директивной) частей.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал