Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществление внешнеторговых сделок и операций






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

Тема 06. МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Ч.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ.. 2

2. МЕХАНИЗМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.. 9

2.1. Механизм подготовки и проведения экспортных операций. 9

2.2. Механизм подготовки и проведения импортных операций. 14

3. МЕХАНИЗМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СДЕЛОК ВО ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛЕ. 17

3.1. Бартерные операции. 18

3.2. Коммерческие компенсационные сделки. 21

3.3. Промышленные компенсационные сделки. 26

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 30

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 33

 

Орел 2010


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ

 

Каждый хозяйствующий субъект может приступать к проведению внешнеторговых операций после принятия принципиального решения о целесообразности выхода на внешний рынок. Работа по проведению внешнеторговой операции, естественно, начинается с обстоятельной подготовки конкретной сделки. Тщательная подготовка конкретной сделки является залогом успешного проведения всей внешнеторговой операции.

Внешнеэкономическая сделка реализуется в три этапа:

1. Подготовка сделки.

Очевидно, что на данном этапе проводятся подготовительный операции, т.е. операции предшествующие заключению сделки с контрагентом.

a. Изучение правовой базы ВЭД.

Нормативная база ВЭД включает российские законодательные и иные нормативные акты, международные двусторонние и многосторонние договоры РФ по торгово-экономический вопросам. Кроме того, международными организациями разработано немало рекомендации по применению различных коммерческих документов и торговых правил. Такие документы могут содержать положения императивного и диспозитивного характера. Положения императивного характера – положения, не допускающие никаких отступлений от утвержденных правил. Положения диспозитивного характера – положения, когда заинтересованные стороны по взаимной договоренности вправе сами решать, как им действовать, но если какие-то вопросы ими не урегулированы, применяются, заранее определенные нормы. Существуют документы, имеющие не обязательный, а рекомендательный характер, но в определенных случаях их применение становится обязательным.

Отметим еще, что в мировой торговой практике немаловажную роль играют сложившиеся национальные или международные торговые обычаи, деловою обыкновения (узансы). Торговые обычаи (узансы) - сложившиеся и устоявшиеся единообразные правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих областях торговли, разумные и определенные по содержанию. Торговые обычаи фиксируются в материалах организации ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов по тем или иным вопросам. Эти торговые обычаи могут серьезно приниматься во внимание при арбитражном разбирательстве споров между сторонами внешнеторгового контракта.

Наиболее важную роль во ВЭД российских участников играют межгосударственные договоры (соглашения), подписываемые от имени нашей страны Президентом и подлежащие ратификации Федеральным собранием. Субъекты РФ в пределах своей компетенции вправе заключать международные договоры с субъектами иностранных государств. Кроме того во вопросам, выходящим за пределы компетенции государственных органов, международные соглашения могут заключаться общественными организациями, например Торгово-промышленной палатой РФ с подобными иностранными учреждениями.

К многосторонним соглашениям относятся такие, которые заключаются в рамках ООН, в том числе по линии ЭКОСОС (Экономический и социальный совет), ЮНКТАД (Конференция по торговле и развитию), ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ПРООН (Программа развития ООН), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана), а также ВТО (Всемирной торговой организации), МВФ (Международного валютного фонда), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и многих других международных организаций.

a. Выбор товара – объекта внешнеторговой сделки.

Первостепенным элементом подготовки каждой внешнеторговой сделки является определение сущности ее предмета, т.е. решение вопроса, что именно подлежит продаже (или закупке) и поставке за границу (или из-за границы). При этом имеется в виду конкретный товар в материально-вещественной форме (определенный вид сырья, полуфабрикатов, готовых изделий потребительского или производственного назначения) либо услуга, работа, информация, результат интеллектуальной деятельности.

Изыскание товара для продажи на экспорт, очевидно, должно базироваться на знании двух исходных факторов:

- реальных производственно-сбытовых возможностей отечественного товаропроизводителя (поставщика);

- существующего и прогнозируемого спроса за рубежом.

При этом предпочтительно выявлять товары, которые не являются дефицитными в нашей стране или производятся в количествах, превышающих потребности внутреннего рынка, и главным образом, товары с высокой степенью обработки. Продавцу приходится адаптироваться к требованиям зарубежных ринков в отношении качества товара и при необходимости осуществлять соответствующие модификации либо осваивать производство новых моделей изделий для экспорта.

При выборе товаров для импорта исходным ориентиром является то, что за счет импорта удовлётворяются наиболее насущные потребительские и производственные нужды отечественных потребителей. Поэтому приоритет отдается тем товарам, которые совсем не производятся в России или имеют более высокое качество, разнообразный ассортимент и существенно дешевле аналогичных товаров отечественного производства. Российские импортеры (покупатели) обязаны заботиться о защите интересов и прав отечественных потребителей импортных товаров и, естественно, соблюдать государственные интересы во взаимоотношениях с иностранными поставщиками.

Необходимо учитывать, что иностранные фирмы могут предлагал, российским покупателям товары, не находящие сбыта в стране производства и других странах, в том числе по причине низкого качества. Поэтому необходимо критически относиться к поступающим из-за рубежа предложениям. Следует решительно отказаться от импорта товаров, не соответствующих требованиям безопасности, экологически вредных, наносящих ущерб отечественному производству и общественной морали.

b. Поиск и выбор иностранных контрагентов.

После принятия решения об экспорте (импорте) определенного товара встает задача поиска и подбора наиболее вероятных покупателей (продавцов) за рубежом. Первоочередное внимание на этом этапе подготовки сделки обычно уделяется выбору страны продажи (покупки) товара из возможной группы стран. При этом необходимо исходить из наличия и характера международных обязательств России, вытекающих из торгово-экономических соглашений с соответствующими государствами.

Наряду с выбором страны продаже (покупки) чрезвычайно важен выбор конкретных иностранных контрагентов: при экспорте – покупателей российского товара, при импорте – продавцов иностранного товара.

c. Анализ внешнеторговых цен.

Определение оптимального уровня контрактной цены считается одним из самых ответственных элементов всей работы по подготовке сделки. уровень цены в намеченной внешнеторговой сделке находится в прямой зависимости от многих условий контракта. Естественно, на цену существенно влияют такие условия сделки, как качество товара, стоимость упаковки, объем гарантий, вид используемых транспортных средств, срок поставки, условия платежа, сдачи-приемки товара и др.

Специфика мировых цен обусловлена следующими обстоятельствами:

- Уровень текущих цен на мировом рынке отражает сложившееся на данный момент соотношение совокупного предложения и спроса на тот или иной товар.

Вместе с тем на уровень цен могут оказывать существенное влияние и многие другие конъюнктурообразующие факторы экономического и «неэкономического характера: общеэкономическая ситуация в отдельных странах и в мире в в целом; торгово-политические условия, существующие в разных странах; степень политической и социально-экономической стабильности; применяемые административные ограничительные или поощрительные меры; уровень и качество жизни населения; природно-климатические условия; экологическая обстановка и др.

- Существуют разные типы мировых товарных рынков, отличающиеся количеством субъектов торговли и степенью свободы конкуренции.

По этим критериям обычно выделяют следующие типы рынков: совершенной (чистой) конкуренции; чистой монополии; монополистической конкуренции; конкуренции немногих поставщиков — олигополия.

- На многих товарных рынках, как правило, не существует однозначной величины мировой цены, которая признавалась бы во всем мире.

В разных географических регионах и отдельных странах цены на аналогичные или сходные товары могут быть неодинаковы, отклоняться в ту или иную сторону от некоего среднемирового уровня, временами довольно существенно. Целесообразно ориентироваться преимущественно на цены, складывающиеся в тех странах, которые являются основными производителями или потребителями соответствующих товаров и услуг, а также учитывать уровень «местных» цен в том регионе и стране, где намечается продать или купить товар.

- Для современного мирового рынка характерна высокая подвижность цен на многие товары и услуги. Амплитуды колебаний цен особенно велики для биржевых товаров, причем резкие взлеты и падения цен на биржах могут происходить за считанные минуты.

Чтобы ограничить чрезмерные взлеты и падения цен, на ряде ведущих бирж установлены лимиты изменения цен в течение рабочего дня. Для профессиональной работы на таких товарных рынках очень важно постоянно отслеживать события, способные повлиять на динамику цен, стремиться прогнозировать развитие ситуации на данном рынке в целях лучшего использования рыночной конъюнктуры.

- Нередко наблюдается разрыв между ценами, публикуемыми в официальных справочниках, бюллетенях, прейскурантах, и ценами реальных сделок.

Как правило, справочные, прейскурантные цены бывают выше, чем цены фактических сделок купли-продажи, и поэтому могут быть значительно «уторгованы» в ходе переговоров с иностранными контрагентами.

- Наиболее трудно определить уровень мировой цены на уникальные виды товаров и услуг.

Например на единичные объекты, реализуемые на торгах, на сложные технические изделия, изготавливаемые по специальным разовым заказам, некоторые строительные, информационно-консультационные и иные услуги, предметы антиквариата и т.д.

В итоге мы убеждаемся, что современному мировому рынку присущи множественность цен, их подвижность по временным и пространственным параметрам.

Особенности мировых цен:

- Мировые цены – это цены, складывающиеся на основных «страновых» рынках данного товара, т.е. в центрах мировой торговли этим товаром, причем в этих странах обычно сосредоточено его производство или потребление.

- Мировые цены - цены крупных реальных сделок на данный товар, включая внешнеторговые сделки, в которых задействованы ведущие экспортеры (товаропроизводители) и (или) импортеры (потребители), занимающие значительную долю в мировом производстве или потреблении и (или) в мировой торговле;

- Мировые цены - цены обязательно определяются в свободно конвертируемой валюте, поскольку уровень цен в замкнутых валютах, а также в расчетах по товарообмену (по клирингу) обычно выше.

2. Заключение контракта (международного коммерческого договора).

Подготовительная стадия внешнеторговой операции завершается обстоятельной проработкой всех условий контракта, согласованием их с иностранным контрагентом и подписанием контракта. Контракт – это важнейший внешнеторговый коммерческий документ, оформляющий внешнеторговые сделки купли-продажи товаров, услуг, работ и других объектов ВТД. Структура и содержание контракта носят во многом индивидуальный характер и определяются как спецификой предмета сделки, так и степенью близости контрагента.

3. Исполнение принятых обязательств.

Сразу после заключения внешнеторгового контракта, а в определенных случаях еще накануне его заключения начинается завершающая стадия внешнеторговой операции – исполнение сделки. Хорошо подготовленная сделки и выгодно заключенный контракт являются предпосылкой, залогом успешного проведения внешнеторговой операции. Однако, конечный результат операции зависит от четкого исполнения заключенной сделки.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал