Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея министерства изящных искусств






 

Уже после своего назначения на государственный пост

Ф.А.Головин предложил: " Необходимо, чтобы уже сейчас художники

на своих съездах и в литературе выяснили вопрос о том, кто и

каким образом должен оберегать в государстве интересы искусс-

тва. Лично я, - признавался он, - лелею мечту - на развалинах

гнилого министерства двора создать особое министерство или ве-

домство искусств" 544 0.

Мечта комиссара запоздала, если быть точным, на месяц. Уже

4 марта в Петрограде по инициативе М.Горького и на его квартире

собралась представительная - около 50 человек - группа деятелей

русского искусства: А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Вод-

кин, Н.К.Рерих, И.А.Фомин, Ф.И.Шаляпин и другие. На этом сове-

щании было выдвинуто предложение об организации министерства

изящных искусств. Совещание идею одобрило и для дальнейших

действий сформировало группу, получившую название " комиссия

Горького". Скоро, очень скоро в бурной и зачастую неразборчивой

в средствах полемике тех дней " комиссию" обвинят и в поползно-

вении узурпировать художественную власть, и в других смертных

грехах.

Нам необходимо, поэтому, разобраться, и хотя бы в первом

приближении попытаться понять мотивы, которыми руководствова-

лись художники, защищая идею министерства искусств.

Однако здесь необходима оговорка.

Вступая на путь предположений, мы должны отдавать себе яс-

ный отчет, что нас подстерегает соблазн простых объяснений. В

этом случае действия художников, составивших " комиссию Горько-

го", могут интерпретироваться как отражение групповой борьбы,

неудовлетворенных личных амбиций или властолюбия. Можно допус-

тить, что все эти моменты - осознанно или неосознанно - при-

сутствовали в их решении. Но они ли главные?

Еще Плутарх, обсуждая мотивы гражданского поступка консула

Попликолы, приговорившего своих сыновей к смертной казни за за-

говор против Рима, писал: " Справедливее, однако, чтобы суждение

об этом муже шло по стопам его славы, и наше собственное слабо-

волие не должно быть причиною недоверия к его доблести" 545 0.

Не будем, поэтому, унижать художников своим " недоверием" к

побудительным мотивам их действий. Главной движущей причиной их

поведения нам представляется глубокая озабоченность судьбой

российской культуры, ее возможным распадом в это смутное время.

" Революция и культура" - суровая реальность этой проблемы

властно требовала срочных, незамедлительных действий.

Художественная интеллигенция России не имела опыта ее ре-

шения. Однако многие, если не все из них, помнили грозную сти-

хию народного гнева в первую революцию (1905-1907 гг.). В мае

1905 г. В.Э.Мейерхольд писал из Николаева К.С.Станиславскому:

" Все ждут беспорядков. Боятся избиения интеллигенции" 546 0. А в

октябре 1905 г. другой, уже петербургский очевидец событий,

С.П.Дягилев с тревогой сообщал А.Н.Бенуа: " Что у нас творится -

описать невозможно: запертые со всех сторон, в полной мгле,

(...) и в ожидании пулеметов. (...) когда пройдет эта дикая

вакханалия, не лишенная стихийной красоты, но как всякий ура-

ган, чинящая столько уродливых бедствий? Вот вопрос, который

все теперь себе задают и с которым все время живешь" 547 0.

" Дикая вакханалия", о которой пишет С.П.Дягилев, стоит в

одном ряду с пушкинским " бессмысленным и беспощадным" русским

бунтом, и суровая реальность первой революции подтверждала эти

опасения интеллигенции. Не случайно, в октябре 1905 г. А.Н.Бе-

нуа писал из Парижа В.Ф.Нувелю: " Важно напоминать в переживае-

мый момент переполоха и сумятицы, чтоб, спасаясь из разваливаю-

щегося дома, не забыли унести из него наиболее драгоценные сок-

ровища, которые станут украшением нового дома и приятным воспо-

минанием о старом. Если хочешь, это буржуазная мысль, но я соз-

наю и это в себе, что я должен стоять и за буржуазные заветы,

ибо в них большая сила и благо" 548 0.

(Отметим в скобках, что интеллигентнейший А.Н. Бенуа стес-

няется и чуть ли не извиняется за " буржуазные" мысли. Как же

поработали в России ее духовные " пахари" - публицисты, филосо-

фы, революционеры, - что это слово стало для интеллигенции ру-

гательно-презрительным, а антибуржуазность воспринималась чуть

ли не как гражданская добродетель! В Октябре 1917 это аукнется

и станет причиной перехода части интеллигенции на сторону Со-

ветской власти - наивные, они увидели в ней родственную анти-

буржуазную душу).

Вот этой " буржуазной" заботой о спасении " драгоценных сок-

ровищ" культуры, и прежде всего, охране памятников искусства и

старины была проникнута деятельность " комиссии Горького". Ра-

ботники искусства, входящие в нее, понимали опасность разгула

уже никем и ничем неконтролируемой российской вольницы, разг-

рабления или уничтожения имущества ненавистных бар и помещиков,

ставших символом многовекового угнетения. Стихии можно было

противопоставить только организацию, и она виделась им как сла-

женное министерство изящных искусств, в котором тон задают сами

художники. Неизбежное при этом обюрокрачивание художников приз-

навалось не злом, но благом.

Есть веские основания полагать, что идея была предложена

А.Н.Бенуа. Уже в годы первой революции он выступил с разверну-

той программой художественных реформ в стране. Его исходная по-

сылка - " в истинно культурном государстве искусство не может

быть частным делом. Оно должно прочитывать, иллюстрировать

жизнь самого государства, сообщать ему красоту и размах" 549 0. В

силу этого он приходил к естественному выводу " создания целого

министерства искусства", не останавливаясь даже перед " принуди-

тельной экспроприацией предметов" искусства 550 0.

А через пять лет в докладе на Всероссийском съезде худож-

ников (декабрь 1911 г.) он утверждал: " Есть в бюрократии и ко-

лоссальная сила, т а к а я сила, с которой не может сравниться

ни одна другая общественная сила. Не только на великие, но и на

красивые дела способна (и я бы сказал даже призвана) эта мощная

бюрократия: стоило бы только ей (...) найти настоящих двигате-

лей, которые сумели бы из этого громадного инструмента извле-

кать все заложенные в существе его, но до сих пор латентно в

нем пребывающие симфонии" 551 0. В полном соответствии с платоновским идеалом А.Н.Бенуа полагает, что художественная бюрократия должна " блюсти во всей чистоте так называемый хороший вкус в государстве, воспитывать хороший вкус в юношах". По его мнению, задача такого огромного масштаба " не может быть делом дробной, частичной инициативы. Только мощному государственному учреждению, располагающему полнотой власти и соответствующими материальными возможностями под силу ее решение, естественно, при одном главном условии - в нем будут трудиться сами художники (...). Я вижу перед собой великолепную машину, которая остановилась и ничему не служит, с другой стороны я вижу людей, которые, я в этом убежден, могли бы привести эту машину в движение на общее благо. Для меня совершенно ясный отсюда вывод, нужно э т и м л ю д я м поручить э т у м а ш и н у. Они-то уж сумеют с ней справиться, они-то знают, как ею воспользоваться. Дайте только протянуть проводы от нее к другим колесам государственного механизма... И тогда наступит эра, в которой снова создадутся великолепия, достойные самых славных страниц прошлого" 552 0.

Из напора и патетики этого текста, абсолютной убежденности

докладчика в своей правоте невооруженным взглядом видна выно-

шенная им идея " огосударствления" искусства. Конечно, проводить

исторические параллели рисковано, но есть какая-то фатальная

повторяемость идей в российской истории. Поэтому позволительно

сравнить размышления А.Н.Бенуа с логикой коммунистических правителей России. По самой своей сути они или совпадают, или очень близки друг к другу. Действительно, если огосударствление искусства признается панацеей от всевозможных бед, если механизм административного управления " великолепно" отлажен и готов выполнять " заложенные в нем симфонии", но пока еще буксует, выход один - нужны новые исполнители, а как их назвать - люди ли, кадры ли - неважно. Логика огосударствленного мышления, с искренней верой в чиновный аппарат, эффективность казенных шестерен и приводных ремней, управляемых государственными " юношами с хорошим вкусом" одинакова как в Древнем Египте, так и в сталинской империи. В этом - и только в этом плане - идиллические мечтания А.Н.Бенуа перекликаются с железно-державной логикой И.Сталина, любые дальнейшие исторические параллели неуместны: лично А.Н.Бенуа, как, впрочем, и вся русская художественная интеллигенция до революции, не обладал сколько-нибудь представительным опытом совместной государственной работы в культурном строительстве. " Наше Петром Великим отученное от всякого дела общество", 553 0 - печалился Ф.М. Достоевский, и хотя вступление России на путь капиталистических отношений дало мощный импульс общественной инициативе и частному почину, факт, однако, остается фактом: к началу революционных событий в стране сохранялась как данность трагическая неготовность русской интеллигенции к практической государственной деятельности.

Социалистическая утопия А.Н.Бенуа понятна и простительна, как и выраженная ему некоторыми делегатами съезда благодарность за доклад - " плод долгой работы на благо родного искусства". И все же, видимо, совсем не случайно, что этими делегатами были художники, составившие через шесть лет ядро " комиссии Горького".

Что же касается личных амбиций, то они были не столь и завышены - в уже цитированном письме А.Н.Бенуа рассуждал: " мне следовало быть чем-то вроде товарища [заместителя - Г.Д.] Министра изящных искусств, ибо для самого министра у меня не хватит ни практического ума, ни административных способностей" 554 0.

Как видно, притязания А.Н. Бенуа ограничивались всего лишь вто-

рыми, служебными ролями, но... Но при более внимательном ана-

лизе этого текста, в нем вычитывается один, на первый взгляд,

не очень существенный нюанс, чреватый, однако, очень важными

последствиями. Мы имеем в виду мысль об отчуждении власти от

ответственности - это дезавуирует идею демократии. Трудно с

уверенностью судить, какой частью художественной интеллигенции

разделялась эта идея, однако можно предположить, что в этом

вопросе у А.Н.Бенуа были единомышленники.

" Комиссия Горького" развернула энергичную деятельность по

своему статуированию. Уже на следующий день ее представители

предложили свои услуги Временному правительству, " где встретили

сочувствие". Правительственный комиссар Н.Н.Львов не только

одобрил инициативу, но и включил в ее состав члена Госдумы П.А.

Неклюдова. Казалось бы, идея, получила государственное одобре-

ние и официальное оформление, можно приступать к практическим

действиям. Но М.Горький хорошо понимал своеобразие российской политической ситуации - в стране фактически утвердилось двоевластие. Временное Правительство и либеральные политические партии - не без поддержки западных союзников - пытались интегрировать Советы в структуру новой государственной власти. Поэтому уже 7-го марта он выступил в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Исполком Совета узаконил его инициативу как " Комиссию по вопросам искусства", а 8-го марта обратился к населению с воззванием - " Берегите памятники истории и культуры! "

Для части художественной интеллигенции идея министерства

была самоочевидной: " Устроение особого (не бюрократического, не

архаического) ведомства изящных искусств необходимо. Довольно

им притыкаться во всех ведомствах: пора иметь если не своего

министра, то хотя бы получить оседлое пребывание девяти свобод-

ным музам. Пока они разбросаны повсюду, не имея никакого общего руководительства и кредитов" 555 0. Конечно, " устроение не бюрократического ведомства" - чистый воды идеалистические мечтания, свидетельствующие о полном непонимании интеллигенцией законов функционирования такого рода чиновных организаций. Однако такие " мелочи" в первые дни нежданной, оглушительной свободы ее не беспокоили, раздавались даже призывы " не медлить" с созданием министерства. Свой голос подали и москвичи, потянув одеяло на себя: " Кому, как не РТО, быть даже и министерством изящных искусств? Ведь за ним почтенное прошлое, а Москва - колыбель русского искусства! " 556 0

(В скобках отметим, что через два года эта идея будет реа-

нимирована советской властью: ничтоже сумняшеся она переведет

общественную организацию (РТО) в состав государственного органа

- Наркомпроса, " ввиду того, что задачи и цели РТО совпадают с

задачами Театрального отдела Наркомпроса...").

Тем временем, после первых дней радостного ошеломления, интеллигенция стала громко заявлять о своих правах и требованиях.

7 марта в Институте истории искусств графа В.П.Зубова " состоялось весьма многолюдное собрание деятелей искусства, для обсуждения вопроса о необходимости учреждения нового министерства изящных искусств" 557 0. Как полагалось, круг вопросов был очень широким - охрана памятников искусства, создание постоянных и передвижных музеев, образцовых театров, симфонических оркестров, художественное воспитание народа. После прений приняли резолюцию: " В видах создания, поддержания и развития художественной культуры страны и художественного просвещения народа настоятельно необходимым является учреждение самостоятельного ведомства искусства" 558 0.

Компромиссное предложение Ф.Ф.Зелинского учредить специальный департамент искусств при Министерстве народного просвещения было отклонено.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал