Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность РТО.






 

А как же театральное общество - главная мишень всех крити-

ческих стрел театральной общественности? Ужели проведя деле-

гатский съезд, оно успокоилось и самоустранилось от " бури и на-

тиска" этих дней? Разумеется, нет. После истории с запретом

спектаклей, оно начинает перестраиваться, ведь его право " наб-

людения за всей театральной жизнью Москвы" все еще сохранялось.

23 марта в РТО состоялось совещание артистов, на котором

Д.Н.Бассалыго предложил организовать профессиональный союз всех

тружеников сцены. Собрание согласилось с ним и постановило соз-

дать Временную комиссию. А 10 апреля в Петровском театре прош-

ло, как сообщалось, учредительное собрание всех театральных де-

ятелей Москвы. Правда, " всех" здесь несколько преувеличено:

пришли представители от 21 театра, а от 15 театров - не яви-

лись. Собрание одобрило подготовленные предварительным совеща-

нием временные правила по регламентации театральной жизни.

Предполагалось также избрать комитет, обеспечивающий выполнение

пунктов регламента, но тут произошла накладка. Артисты театра

им В.Ф.Комиссаржевской устроили шумную обструкцию и в конце

концов покинули собрание.

Театральный зоил, как с легкой руки артистов называли А.Р.

Кугеля, не преминул съязвить по поводу этих " временных правил",

которые вводили предварительную цензуру афиши и давали право

прекратить " от дальнейших повторений нежелательные представле-

ния": " Сколько регламентаций, Создатель! И сравнить с Петрогра-

дом, где ничего этого нет, и, однако, кроме нескольких случаев,

нежелательных с точки зрения доброго вкуса сцен, все идет без

регламентации гораздо более чинно, чем со всеми регламентация-

ми! " И хлестко подытоживал: " Перенести весь аппарат полицейско-

го режима из полицейского участка в комитет при театральном об-

ществе - не значит изменить режим" 5109 0. Дискутировали долго и

разошлись только в 6 утра, чтобы через неделю собраться снова.

В состав избранного 17 апреля комитета вошли: от предпринимате-

лей - Ф.А.Корш, Н.Ф.Балиев, Я. Д.Южный; от артистов - А.М.Трос-

тянский, Карпов, 5110 0 Н.А.Салама; от служащих и административного

персонала - Н.Н.Званцев, К.И. Кареев, С.А.Трушников.

Между тем специальная комиссия РТО проводит в мае заседа-

ния по выработке нового устава общества. В них, кроме Совета и

ревизионной комиссии РТО, участвуют кооптированные лица и нахо-

дящиеся в Москве участники делегатского съезда. Понимая, что

кредит доверия к РТО у театральной общественности исчерпан, что

надо срочно менять образ и перестраиваться, комиссия принимает

два принципиальных решения: первое - создать внутри общества

отдельные профессиональные союзы, тем самым превратив его в со-

юз театральных союзов; и второе - созвать в августе в Москве

Всероссийский съезд сценических и театральных деятелей с учас-

тием антрепренеров.

Обратим внимание, что по замыслу РТО намечалось создание

отдельных п р о ф е с с и о н а л ь н ы х союзов. Такая, на

первый взгляд, самоочевидная формулировка была на самом деле

жестко-ограничительной и вот почему. В эти переломные дни ра-

ботники самых различных театральных профессий энергично объеди-

нялись для защиты своих интересов. Правда, и здесь не обошлось

без склок и амбиций. Так, драматические артисты ругали своих

коллег из фарсовых театров, те - оперетточных, а все вместе -

" миниатюрных", так что последние откололись и решили создать

свой союз. Лозунгом времени было - " В единении - сила! " И мно-

жество союзов актеров, и союз артистов-воинов, и союз театраль-

ной прессы, и всероссийский союз оркестрантов, и союз хористов,

и союз мастеров сценического искусства режиссеров и декорато-

ров, и профсоюз работников сцены, и союз рабочих театра и сце-

ны, и профсоюз театральных тружеников - все эти и несть им чис-

ла союзы возникали для защиты профессиональных интересов 5111 0.

Это естественно и закономерно, однако... Однако дело в том, что

в стране, наряду с союзами для защиты чисто профессиональных

интересов, возникло множество самых различных театральных объ-

единений. Мы уже упомянули о союзе драматических актрис, но ос-

нований для группировок было много, например, по национальнос-

тям. Так, в конце апреля прошел съезд еврейских артистов и хо-

ристов, затем - украинских, армянских, артистов-профессионалов

Туркестанского края, Ростовского военно-артистического союза и

т.д.

Самая характерная примета этого времени - распад унитарной

централизованной модели театрального сообщества на множество

мелких территориальных союзов. Кроме Москвы и Петрограда неза-

висимые театральные союзы и аналогичные формирования возникали

в Саратове, Одессе, Иркутске, Новочеркасске, Симферополе, Рос-

тове и других городах. В Киеве действовали три союза - сцени-

ческих деятелей, хористов и музыкантов. Кстати, последний при-

нял резолюцию, категорически запрещающую въезд в Киев " иного-

родних музыкантов".

Саморасширяющийся процесс разъединения и противостояния

деятелей сценического искусства вызвал законную озабоченность у

театральной общественности, она забила тревогу: " В Петрограде

свой союз, в Москве - свой, а то и несколько, в Киеве будет

свой, В Одессе свой и т.д. (...) будут друг с другом конкуриро-

вать, враждовать, хиреть и нарождаться. (...) Актер не прикреп-

лен к одному какому-либо городу. Он служит этот сезон в Сарато-

ве, следующий - в Самаре. Неужели же он будет переходить все

время из одного союза в другой, рвать с одним и поступать в

другой. Разве это мыслимо? " 5112 0

В Москве артисты, осознав печальные последствия многосою-

зия, заговорили в апреле о федеративном союзе сценических ра-

ботников. И в Петрограде к концу апреля появились новые мотивы:

" если профессиональному союзу актеров суждено получить значение

и укрепиться, то, разумеется, это может случиться только при

условии организации Всероссийского профессионального Союза, а

никак в состоянии территориальной раздробленности" 5113 0.

Совет РТО почувствовал изменение общественного настроения

и, перехватив инициативу, выдвинул идею союза союзов, но только

- профессиональных, оставляя, тем самым, территориальные и про-

чие образования вне структуры общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал