Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное право и Конституция Российской Федерации.






В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта норма относится к основам конституционного строя РФ.

Глава Вторая Конституции РФ содержит каталог прав и свобод человека и гражданина, который соответствует Всеобщей декларации прав человека 1948г. и международным пактам ООН по правам человека 1966г., что также отмечается в ч.1 ст.17 Конституции РФ.

Это отмечается также в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».

Конституция РФ отдельно закрепляет право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ), к которым может быть отнесен Комитет по правам человека (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах), Европейский Суд по правам человека (Конвенция о защите прав человека и основных свобод), Комиссия по правам человека СНГ (Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека).

Статья 79 Конституции указывает, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий.

Конституция РФ относит внешнюю политику и международные отношения к исключительному ведению федеральных властей (п. «к» ст.71), а выполнение международных договоров РФ – к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «о» ч.1 ст.72).

Конституция РФ указывает на то, что Президент РФ представляет государство в международных отношениях, определяет основные направления внешней политики государства, руководит внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени РФ (чч.3, 4 ст.80, пп. «а», «б» ст.86) При этом определенная Президентом РФ внешняя политика реализуется Правительством РФ (п. «д» ч.1 ст.114). Президент РФ после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, подписывает и принимает ратификационные, верительные и отзывные грамоты (п. «м» ст.83, п. «г» ст.86).

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров принимаются палатами Федерального Собрания, подписываются Президентом РФ, при этом подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «г» ст.106).

Конституция РФ закрепляет полномочие Конституционного Суда РФ осуществлять проверку конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ (п. «г» ч.2 ст.125 Конституции РФ).

 

12. Институт признания в международном праве: понятие, виды, формы признания, проблемы.

Международно-правовое признание государства – реакция международного сообщества на появление нового государства, восприятие его международной правосубъектности.

Две теории о роли признания в науке международного права:

  1. Декларативная: государство становится субъектом международного права с момента своего возникновения.
  2. Конститутивная: государство приобретает правосубъектность только после признания.

Виды признания:

  1. Признание государства.
  2. Признание правительства (в широком смысле, то есть властей государства).
  3. Признание органа национального сопротивления (Французский комитет национального освобождения под руководством генерала де Голля в 1942-1944гг.).
  4. Признание восставшей стороной (повстанцы не могут уже рассматриваться в качестве вооруженных преступников), признание воюющей стороной (применению подлежат нормы международного гуманитарного права).

Формы признания:

  1. Фактическое: временное, предварительное, может быть отозвано (так, например, западные державы признавали КНР в первые годы ее существования).
  2. Юридическое: постоянное, не может быть отозвано (указ Президента РФ от 12 мая 1993 года №661 «О признании Эритреи», указ Президента РФ от 28 декабря 1992 года №1663 «О признании Чешской Республики и Словацкой Республики», указ Президента РФ от 20 мая 2002 года №477 «О признании Российской Федерацией Восточного Тимора и об установлении с ним дипломатических отношений»)

Проблемы:

  • Нет международных договоров в этой сфере, попытка Комиссии международного права ООН что-то сформулировать провалилась.
  • Существует ли обязанность признавать вновь появляющиеся государства.
  • Политизация проблемы признания (Абхазия, Приднестровье).
  • Является ли (не)признание правительства вмешательством во внутренние дела государства: доктрина Эстрада – да; доктрина Тобара – нет.

13. Институт правопреемства в современном международном праве: понятие, виды, содержание и проблемы.

Правопреемство государств – смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории (ст.2(1)(b) Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, ст.2(1)(a) Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов), при этом осуществляется переход соответствующих прав и обязанностей.

Теория универсального правопреемства (Гуго Гроций, Пуффендорф)

Виды правопреемства (по объектам правопреемства):

  • В отношении международных договоров;
  • В отношении государственной собственности;
  • В отношении государственных архивов;
  • В отношении государственных долгов.

Содержание правопреемства в отношении международных договоров: одностороннего заявления государства-преемника недостаточно (если не предусмотрено самим договором); правопреемство не затрагивает международные договоры, затрагивающие режим границы; в случае передачи части территории от одного государства к другому по общему правилу начинают действовать договоры того государства, к которому территория присоединяется; новое независимое государство по общему правилу не является правопреемником по договорам своего предшественника, но оно по общему правилу может присоединиться, тогда сохранятся ранее сделанные оговорки.

Содержание правопреемства в отношении государственной собственности: если передается часть территории, то передается расположенная на ней недвижимость и связанная с ней движимая собственность; в случае образования нового независимого государства ему передается расположенная на его территории недвижимость, а также расположенная за ее пределами, но принадлежащая ей, связанная с ней движимая собственность; в случае отделения логика такая же, как и в случае передачи части территории; в случае объединения все понятно.

Содержание правопреемства в отношении государственных архивов: государственные архивы должны передаваться целыми и невредимыми; передаются та часть архивов, которая необходима для нормального управления передаваемой частью территории, имеет к ней исключительное или основное отношение, в том числе в отношении титулов и границ указанной территории.

Содержание правопреемства в отношении государственных долгов: в отношении долгов всегда должно быть соглашение; по общему правилу к новому независимому, то есть постколониальному, государству (в отличие от просто отделившегося государства) не переходит долг или часть долга государства-предшественника;

Проблемы института правопреемства в современном международном праве: нет единообразия и унифицированных правил, сильно зависит от конъюнктуры, вообще не понятно как осуществляется правопреемство в отношении членства государства в международной организации (ООН и др.).

 

14. Правосубъектность международных организаций: содержание, особенность.

Содержание правосубъектности международной организации закрепляется в ее учредительных документах, которые являются обычно международными договорами:

  1. Выступление в международных отношениях от собственного имени.
  2. Принятие решений от собственного имени.
  3. Принятие на себя международных обязанностей.
  4. Способность к несению международно-правовой ответственности.
  5. Заключение международных договоров (но только по вопросам своей деятельности, например, существует соглашение между ООН и США по вопросам размещения штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке).

Правосубъектность международной организации является производной (от воль образующих ее государств) и функциональной (международная организация действует строго в тех целях, которые обозначены в ее учредительных документах, вместе с тем, существуют и универсальные международные организации – прежде всего, Организация Объединенных Наций).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал