Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Установление контакта с девиантными детьми
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).
Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. Расположение к общению.
2. Поиск общего интереса.
3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5. Адаптивное поведение партнеров.
6. Установление оптимальных отношений
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи (табл. 13).
Таблица 13 Методика контактного взаимодействия с подростками
| Стадия взаимодействия
| Содержание и характер контакта
| Основная тактика
| Результат
|
| 1 Расположение к общению
| Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости
| Одобрение, согласие, безусловное
принятие
| Принятие согласия
|
| 2. Поиск общего интереса
| Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального наничностно-значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам
| Ровние отношение — заинтересованность— подчеркивание уникальности личности
| Положительный эмоциональный фон, согласие
|
| 3. Выяснение предполагаемых положительных качеств
| Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя
| Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием
| Создание ситуаций безопасности, безусловное принятие личности
|
| 4. Выяснение предполагаемых опасных качеств
| Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах
| Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения
| Ситуация доверия, открытости
|
| 5. Адаптивное поведение партнере
| Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого
| Открытые высказывания; стимулирование диалога, советы
| Определение объекта и предмета изменения и преобразования
|
| 5. Установление оптимальных от-чошений
| Общие планы действий. Совместная эазработка программы. Нормативы эбшения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению
| Общие намерения
| Согласие на выполнение принятого тлана
| Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
|