Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 37. Ограничения применения фасилитации






Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: поиск и исследование ситуаций, ограничивающих применение фасилитации.
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Важно, чтобы как само упражнение, так и последующее обсуждение проходили активно и каждый участник имел возможность высказаться.

Методика: все участники разбиваются на небольшие группы по 4–5 человек и пытаются определить ситуации, в которых использование фасилитативного подхода было бы неуместным и неэффективным, при этом их просят обратить особое внимание на случаи из своей практики. Необходимо отметить, что данное упражнение особенно полезно применять в рамках проведения мастер-классов, нацеленных на подготовку участников в различных областях.

По прошествии 10 минут каждой группе выдается по большому листу бумаги и маркеру. Группа выбирает среди своих членов «писца» – человека, который будет записывать выводы, сделанные участниками в ходе обсуждения. По прошествии еще 5 минут вновь образуется общий круг и листы бумаги с записями участников раскладываются на полу в центре круга так, чтобы все могли их видеть. После этого тренер инициирует обсуждение, касающееся ситуаций, в которых использование фасилитативного подхода является неэффективным. Разбирая все эти ситуации, тренер просит участников сыграть в игру, известную под названием «адвокат дьявола». Суть ее в следующем: если кому-либо из участников кажется, что в данной конкретной ситуации фасилитативный подход можно было бы использовать, то он должен сказать об этом и привести пример, как бы это могло происходить. Тренер также может принять участие в выполнении данного упражнения, если считает это необходимым.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и о том, что они заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал