Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революционное движение.






l 1860 – е годы – зарождение народничества. Народничество – мощное общественное движение с собственной идеологией. У Герцена и Чернышевского народники восприняли отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую сущность русской крестьянской общины, самобытность развития России. Они считали возможным перескочить стадию буржуазного общества в России и сразу же построить справедливое социалистическое общество.

Кружок «ишутинцев»1863-1866 гг. Открывали артели, прибыль делили между собой, хотели создать традиции коллективной собственности. Заговорщицкий центр кружка- «Ад». (Д.Каракозов). Ишутин сошел с ума в Шлиссельбургской крепости.

l С.Г.Нечаев создал Общество «Народная расправа». Его работа «Катехизис революционера». В делах революции оправданы любые средства – обман, шантаж, насилие. По ложному обвинению убил студента И.И.Иванова. Нечаев погиб в Петропавловской крепости.

1869-1874 гг. – «чайковцы»

Н.В.Чайковский, «Большое общество пропаганды». 1) русские крестьяне стихийные социалисты, нужно только разбудить их социалистический инстинкт.

2) социалистические идеи в деревню должны нести люди, к которым крестьяне отнесутся с доверием. Агитаторы учились ремеслам простых людей.

1871-1874 гг.- кружок «чайковцев» в Петербурге. Назван по имени одного из его руководителей Н.В.Чайковского. Члены кружка считали основой социализма общину, вели пропаганду среди студентов, крестьян, рабочих. В 1873 г. «чайковцы» выступили инициаторами «хождения в народ». Членами этой организации были А.И.Желябов, П.А. Кропоткин, С.Л. Перовская. На основе идей общинного социализма Герцена и Чернышевского формируется новое политическое течение радикальной интеллигенции – народничество, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

1874-1875 гг. – «хождение в народ».

l Несколько тысяч народников отправились в деревню с целью донести до простого народа революционные идеи и в надежде поднять народ на восстание. Поднять восстание нигде не удалось. Следствие неудачи акции – эволюция большинства народников в сторону идей Лаврова – длительной и терпеливой пропагандистской подготовки социальной революции, поскольку народ еще не готов к ней. К концу 70- х гг. в народническом движении назревает идеологический кризис. Начинаются распространяться марксистские идеи.

Течения революционного народничества:

Бунтарское – М.А.Бакунин (1814-1876 гг.) – «Государство и анархия». П.А.Кропоткин (1842-1921 гг.) – «Записки революционера»

Пропагандистское - П.А.Лавров (1823-1900 гг.) – «исторические письма»

Заговорщическое - П.Н.Ткачев (1844-1885 гг.) – «Народ и революция».

Идеолог – М.А.Бакунин. Цели: уничтожение государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей, которым передать средства производства. Отрицание государства, централизованного управления «сверху». Программные установки: революция требует долгой и кропотливой подготовки, она должна свестись к минимуму насилия, выработка четкой программы и деятельности работы среди народа; движущая сила революции – интеллигентный пропагандист. Идеолог – П.Л.Лавров. Цели: справедливое социалистическое общество на основе крестьянской общины. Программные установки: длительная подготовка к народной революции. Пропаганда среди народа, создание революционной организации. Движущая сила: критически мыслящая интеллигенция.   Идеолог – П.Н.Ткачев. Цели: установление всеобщего равенства, замена старых государственных институтов новыми, сохранение сильного централизованного государства. Программные установки: законспирированная организация революционеров совершить переворот. Это дает толчок к революции.  

1861-1864 гг. Деятельность «Земли и воли».

l Руководитель – Н.А.Серно – Соловьевич; представители – А.А.Слепцов, Н.А. Обручев.

l Цели: Созыв народного собрания, свободные выборы в него.

l Установление демократической республики, широкого местного самоуправления.

l Освобождение крестьян с достаточным количеством земли, передача земель во владение крестьянским общинам.

l Объединение городского и сельского населения в самоуправляющиеся общины.

l Подготовка открытого выступления в 1863 г. когда начнется ожидаемое крестьянское восстание.

l Программные установки: законспирированная организация революционеров свершить переворот. Это даст толчок к началу революции.

l Методы борьбы: издание и распространение революционной литературы; материальная помощь ссыльным.

1876-1879 гг. – «Земля и воля». Представители: М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н.Фигнер, С.Л. Перовская, М.А. Морозов, С.М. Кравчинский. Цели: 1) организация жизни общества на принципах общинного самоуправления. 2) введение демократических свобод 3) переход всей земли в руки крестьянства 4) отказ от захвата политической власти и политической борьбы.

l Методы: 1)пропаганда среди крестьян и рабочих. 2) зарождение тактики индивидуального террора.

l 1879 г. – раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».

1879-1881 гг. – «Черный передел» 1879 -1883 гг. – «Народная воля».
Представители: Г.В.Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И.Засулич, П.Б. Аксельрод. Методы деятельности: 1) противники тактики заговора и террора 2) пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, демократические свободы. Представители: А.Д.Михайлов, А.И.Желябов, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, В.Н. Фигнер. Цели: 1)установление социализма, всеобщего равенства; 2) политический переворот для передачи власти народу; 3) организация тайных обществ; 4) приобретение связей в администрации, армии, обществе; 5) организация и совершение переворота. Метод - индивидуальный террор.

1861-1874 гг. – Великие реформы. Они не были реализованы до конца, не затронули верхние этажи власти. Тем не менее, либеральные реформы способствовали росту производительных сил, укреплению обороноспособности, развитию гражданского самосознания.

19 февраля 1861 г. – отмена крепостного права. 5 марта 1861 г. – объявили народу при церквях.

Причины:

Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, то есть крепостное право препятствует развитию сельского хозяйства.

Крепостное право препятствовало развитию промышленности: у крестьян отсутствовала личная свобода, поэтому предпринимателям неоткуда было брать наемных рабочих.

Крепостное право являлась угрозой общественному спокойствию: только в первой четверти 19 века произошло более 600 крестьянских выступлений.

l «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости»

l «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

  1. Крепостные крестьяне получили личную свободу.
  2. Крестьяне получили гражданские права: производить сделки с недвижимым и движимым имуществом (покупка и продажа); открывать торговые и промышленные предприятия; выступать от своего имени в суде; не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда; получили право перехода в другие сословия, свободу вступления в брак.
  3. Крепостные крестьяне освобождались с землей, но они должны были выкупать ее у помещика. До перевода крестьян на выкуп т.е. до начала выкупной операции, крестьяне становились временнообязанными: должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком. Размер надела зависит от природных и экономических условий. Норма от 3 до 12 десятин.
  4. Начать процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г.: 20 % выплачивается крестьянами, 80 % –государственная ссуда, которую крестьяне возвращают 49 лет. Капитализация оброка - 6% оброка. 0- 6%, х-100 %, х= 166руб. 66 коп.),
  5. Размер выкупаемого надела и условия фиксируются в уставной грамоте.
  6. За соблюдением условий уставных грамот, урегулирование споров между крестьянами и помещиками следят мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян.
  7. Ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатации крестьянского труда.
  8. Реформы носила грабительский характер, в ряде случаев вызывала ухудшения положения крестьян, «отрезки» - земля, оказавшаяся лишней по норме 1861 г.
  9. Создала необходимые условия для утверждения в России капитализма: развитие рыночных отношений, рост темпов экономического развития за счет притока рабочий силы в города, появление новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии.
  10. Открыла перед Россией возможность конституционного развития.
  11. Крестьяне получили личную свободу, а это значит, что было ликвидировано узаконенное до этого в России рабство. Однако реформа сохранила поземельную зависимость крестьян от помещиков, что вело к застою в сельском хозяйстве, сохраняется крестьянская община и круговая порука.

1862 г. – единственным распорядителем бюджета становится Министерство финансов, регулярное опубликование государственного бюджета в открытой прессе.

1862-1863 гг. – финансовая реформа М. Рейтерна (министр 1862-1878 гг.) вводимые в обращение золотые монеты свободно обменивались на бумажные рубли по твердому курсу. Реформа прекратилась из-за нехватки золотого запаса, экономического спада, бюджетный дефицит и ажиотажного спроса на золото, вызванного Польским восстанием 1863 г.

1863-1864 гг. – реформаторская деятельность Д.А.Милютина.

Реформирование военно-учебных заведений: общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную – в военных училищах. Перевооружение армии и флота новейшим оружием. 1864 г. – создание системы военных округов (15), подчиненных военному министру. 1874 г. – военная реформа:

l Содержание реформы: 1) Отмена рекрутчины, всеобщая воинская обязанность для мужчин с 20 лет. Срок службы зависит от уровня образования призывника. 2) Перевооружение армии. 3) Отмена телесных наказаний.4) Введение обучения грамоте солдат. 5) создание новых военных учебных заведений.

l Создание массовой армии, соответствующей требованиям времени.

l Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности ее пополнения во время войны обученным военному делу резервом.

l Переход ко всеобщей воинской повинности явился серьезным ударом по сословной организации общества.

l 1874 г. – введение всеобщей воинской повинности (отмена рекрутского набора в армию).с 25 до 16 лет службы к 1874 г. а с 1874 г. – служба в армии 6 лет, во флоте- 7 лет. С 20 лет. Призыву не подлежали: 1) духовенство всех вероисповеданий, сектанты, инородцы Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера, частично Кавказа, 2) единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.

l С 1862 г. – открываются женские гимназии (первая частная женская гимназия была открыта в 1858 г. в Петербурге); 1871 г. – допуск женщин на государственные службу.

l 1863 г. – новый университетский устав, вернул автономию университетов.

l 1864 г. – Положение о начальных народных училищах. 1864 г. – Устав гимназий и прогимнизий.

l 1864 г.«Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земская реформа – реформа местного самоуправления. Введены в 35 губерниях.

Цели: привлечение к решению местных проблем все слои общества; дать населению решать вопросы местного характера; частично возместить дворянству утрату прежней власти.

Функции: строительство дорого местного значения, открытие школ, больниц, домов призрения, оказание помощи населению в годы неурожаев, агрономическая и ветеринарная помощь крестьянству, сбор статистических данных. Ограничения: избирательные права получили только мужчины с 21 года, губернатор контролирует земства и может отменить любое решение, запрет земствам заниматься политическими вопросами и объединиться во всероссийском масштабе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал