Культурные различия в обсуждении научных проблем
Психолог из Стэнфордского университета Роберт;
Зайонц (Zajonz, 1989) проанализировал материалы Г.Гальтунг (Galtung, 1981), касающиеся национальных особенностей, проявляющихся в стиле ведения научных дискуссий. Представим наиболее существенные в интере-В сующем нас контексте моменты (воспользовавшись ма- териалами в переводе Л.Ф.Вольфсон). Сравнению под- верглись четыре подхода: саксонский, тевтонский, гал- льский и японский, демонстрирующих " как делается на- ука" в интеллектуальных центрах Британии и США, Гер- мании, Франции, Японии. Основные характеристики этих подходов выглядят следующим образом:
Саксонский. Наибольшее поощрение споров и дискус- сий. Интеллектуалы образуют команду, где должно со-
разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ
храняться содружество. Существует джентльменское со- глашение: " Мы должны держаться вместе и продолжать наш спор, несмотря на все разногласия". Первый из на- чинающих обсуждение предваряет свою речь словами: " Я с большим удовольствием прослушал выступление Х и потрясен его умением владеть фактами, но...". В Великоб- ритании это " но" может иметь далеко идущие последст- вия, занимая в несколько раз больше времени, чем ввод- ная часть. В США (особенно в западных штатах), наобо- рот — даже в самой средней студенческой работе про- фессор постарается найти тот критический самородок, который засияет при надлежащей шлифовке.
Тевтонский и Галльский (в общей характеристике рас- сматриваются вместе). Тут не будет комплиментарного вступления и никто не захочет искать маленький само- родок. Напротив, участники обсуждения прямо укажут на слабое место в рассуждениях оппонента, а в конце дискуссии и вовсе не будет смягчающих замечаний, что- бы " по-человечески поддержать" критикуемого. Взгляды будут холодны, лица напряжены, и легкий оттенок пре- зрения и насмешки появится в уголках глаз. Автор же работы, отчаянно защищающий свое детище, окажется в положении жертвы.
Японский. Главное в обсуждении — не испортить сло- жившихся отношений. Здесь существует уважение " по вер- тикали": к авторитету, к учителю, кто бы он ни был. Присутствующих объединяет чувство коллективизма и ограниченной солидарности. Главным оказывается воп- рос о том, к какой школе ты принадлежишь, откуда взял свою идею и кто ее высказал первым. Спор здесь скорее социальный, чем интеллектуальный, акт. Г.Галь- ^унг также анализирует вопросы, которые задают автору гипотезы:
саксонский стиль (американский вариант): " Как Вы °перационализируете свою гипотезу? ";
саксонский стиль (британский вариант): " Как Вы ее Документируете? ";
тевтонский стиль: " Как Вы можете вывести ее из °ашей аксиомы? ";
|