Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель профессиональной компетенции бухгалтера сектора проверки отчетности отдела бухгалтерского учета и отчетности

Модель профессиональной компетенции бухгалтера представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также необходимых профессиональных знаний и умений. Данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать бухгалтер, чтобы эффективно осуществлять деятельность – указываются лишь основополагающие характеристики.

Перечень ключевых компетенций бухгалтера:

1. умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами;

2. знание инструкций, законов, Указов;

3. навыки работы с ПЭВМ;

4. опыт работы в финансово – банковской системе;

5. аналитические способности;

6. серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность.

7. способность к обучению;

8. умение управлять временем;

9. уверенность в себе;

10. соблюдение конфиденциальности;

11. сила воли, внимание к деталям;

12. умение работать в коллективе.

Центральным моментом являются умение работать с документацией, в настоящее время, это и грамотная работа с ПЭВМ, а также знание правовой и нормативной документации. Не менее важны личные качества работника, это, в первую очередь, ответственность, во – вторых, способность к обучению, в - третьих, на данном предприятии - умение работать в команде, в - четвертых, умение организовать свое время, внимание к деталям.

Далее нами будет подробнее рассмотрено каждое профессиональное качество.

1. Умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами.

Работа бухгалтера, в первую очередь, связана с ведением документации, а также проведением определённых действий на основе полученной документации. Независимо от формы собственности и применяемой системы налогообложения, на предприятии должны быть в наличии как минимум следующие документы: кассовая книга, расчётные ведомости, главная книга, налоговая и бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета и др. Осуществление синтетического и аналитического учета, проведение проводок, составление отчетности, ведение лицевых счетов, сверка учета, электронный учет и т.п. всегда проводится только при наличии необходимой документации.

Поэтому бухгалтер должен хорошо разбираться в большом количестве документации, грамотно использовать необходимый объём информации, не загружая себя лишними данными, хорошо разбираться в тех счетах, которые используются на предприятии. Всё это позволит наиболее эффективно использовать свое рабочее время, снизит процент допускаемых ошибок.

Т.о., бухгалтер отлично знает свои права, обязанности, ответственность, знаетнеобходимую нормативную документацию и умеет это знание грамотно использовать.

2. Четкое знание инструкций, законов, Указов.

Согласно должностной инструкции бухгалтер должен руководствоваться в работе:

- Законами, Указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями исполнительных органов, действующих на территории РФ, и относящимися к деятельности подразделения;

- Приказами, инструкциями и нормативными документами Банка России (а также Сбербанка России), относящиеся к деятельности подразделения;

- Основами экономики, перспективами развития финансово – банковской сферы и стратегическими направлениями деятельности компании.

Бухгалтер должен знать: Законы, Указы президента РФ, постановления, распоряжения исполнительных органов, действующих на территории РФ и относящихся к деятельности отдела бухгалтерского учета Банка, приказы, инструкции и нормативные акты Центрального банка РФ и Банка, касающиеся работы отдела и т.д.

Нельзя не отметить, что российское законодательство, противоречиво и часто меняющееся, значительно усложняет работу бухгалтеров, поэтому порой сделать все правильно невозможно и ошибки в бухгалтерском учете и отчетности неизбежны.

Именно поэтому очень важны такие личные характеристики, как способность к обучению и умение анализировать информацию, о которых речь пойдет ниже.

Еще раз хочется отметить, что знание законодательных аспектов, касающихся бухгалтерского учета, необходимо для любого бухгалтера, во избежание определённых ошибок.

Т. о., бухгалтер обладает неплохими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопросов.

3. Навыки работы с ПЭВМ.

В настоящее время ведение учёта на крупных предприятия сложно представить без участия электронных вычислительных систем. Каждый бухгалтер, входящий в данный отдел организации, должен использовать в своей работе соответствующее программное обеспечение. Ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике. За неправильную эксплуатацию ПП бухгалтер несёт ответственность. К тому же работник должен быстро усваивать новые программные продукты, так как рынок программного обеспечения развивается достаточно интенсивно. Здесь также следует отметить, что программные продукты должны быть нацелены на пользователя, быть понятными и максимально простыми в применении.

4. Опыт работы в финансово – банковской системе.

Отлично разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, может дать ценные советы в сложных ситуациях.

Данный пункт связан, прежде всего, с тем, что должность довольно ответственна. Работник, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей должен получить необходимое образование и пройти подготовку на предприятии в форме наставничества, инструктажа, постепенного вхождения в курс дела и т.д.

5. Способность к обучению.

Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт. Ориентация на систематическое развитие. Желание и стремление к саморазвитию, повышению уровня своей квалификации.

6. Умение управлять временем.

Данный критерий также достаточно важен для эффективной деятельности работника. Умение расставить приоритеты, организовать план рабочего времени, подводить итоги дня, умение сопоставлять запланированное с фактическим, рационально использовать рабочее время, доводя все дневные операции до конца, не оставляя на следующий день. Работник постоянно находит возможность рационализировать производственный процесс на своем участке работы. Рационально использует свой рабочий день. Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.

7. Уверенность в себе.

В обязанности бухгалтера входит самостоятельное выполнение работы повышенной сложности, разнообразные информационно-технические работы, связанные с документированием информации, анализом и обобщением материалов, которые ведутся самостоятельно, на основе общих указаний. Чтобы быть самостоятельным, надо быть уверенным в себе. Бухгалтер должен работать в основном самостоятельно.

Обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, принимая наилучшие решения почти автоматически. Способен успешно выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности. Способен решать все вопросы, касающиеся его работы, совершенно самостоятельно, не ожидая чьей-либо подсказки или указания.

8. Аналитические способности.

К основным задачам работника относится выполнение работ повышенной сложности, требующих значительной аналитической работы. Обобщает и анализирует итоги работы подведомственных учреждений и готовит предложения по её улучшению, в пределах своей компетенции. Важна (особенно для главного бухгалтера) методичность, умение связывать разнородную информацию, рациональность, упорядоченность.

9. Соблюдение конфиденциальности.

Работник должен соблюдать требования конфиденциальности в соответствии с нормативными документами Банка. Бухгалтер имеет доступ к большому объёму важной информации, он осуществляет учет всех операций, обеспечивает хранение договоров поручительства, договоров залогов, кредитных договоров. За несоблюдение бухгалтером (и курируемыми работниками подразделения) конфиденциальности, они несут ответственность.

10. Сила воли, внимание к деталям.

Бухгалтер должен быть внимателен к деталям, и проявлять основательность в процессе выполнения задач. Силу воли мы связываем с тем, что работа в определённой мере носит однообразный характер. Иногда, при составлении отчетов и отчетностей необходима довольно большая сила воли, чтобы справляться с нагрузками. Внимание к деталям позволит сократить число допускаемых ошибок, а ошибки как известно требуют дополнительного времени для их исправления, и порой вмешательства коллег и специалистов для помощи и корректировки. Таким образом, работник не должен допускать серьезных ошибок в работе и свести их количество к минимуму.

11. Умение работать в коллективе.

Очень важно умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения и общения членов коллектива, корректировать нежелательное поведение его членов. Бухгалтер работает не только самостоятельно, но ещё он работает в коллективе. Каждый из бухгалтеров отвечает за определенные операции, и часто работа одного человека зависит от выполнения другим специалистом своих обязанностей. Умение прийти на помощь в затруднительных ситуациях, прояснить непонятные моменты, взять на себя часть обязанностей ценится в любом коллективе. Т.о., работник умеет располагать людей к себе, находить с ними общий язык и работать в одном коллективе. Поддержка коллектива важна и с точки зрения адаптации новых работников.

12. Серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность.

Очень важная компетенция. Должность бухгалтера довольно ответственна, поэтому работник должен подходить к исполнению своих обязанностей серьёзно. Работа должна производиться своевременно и качественно, выполнение работы должно соответствовать планам подразделения, соответствовать поставленным требованиям. Работник должен быть дисциплинирован, должен выполнять принятые нормы трудовой дисциплины. Ответственно относиться к порученным заданиям, качественно выполнять свои обязанности.

Как мы уже говорили ранее, данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать бухгалтер, указываются лишь основополагающие характеристики.

 

Модели профессиональной компетенции разрабатываются на основании глубокого изучения качеств, свойственных средним и высокопрофессиональным работникам в определенной области. Вследствие этого, данные модели не отражают качеств, свойственных отдельным людям, а скорее, качества, свойственные классу людей в целом. Другими словами, ни один из работников не может обладать всеми качествами, составляющими данную модель, одновременно. Точнее, можно сказать, что свойства профессионализма – это качества, свойственные классу работников определенного уровня, в той или иной степени. Но к соответствию модели компетенции следует стремиться, следует развивать каждому сотруднику в себе определённые качества, необходимые для более эффективного использования своих трудовых ресурсов.

Далее рассмотрим предложенные нами компетенции по уровням (см. табл. 1).

Таблица 1

Умение грамотно работать с необходимой документацией, материалами
  лидерский уровень Знание существующей документации на предприятии, умение грамотно использовать имеющиеся данные, анализ и систематизация данных, полученных из разных источников на основе документации, заполнение документации производится самостоятельно, уже автоматически, при этом вероятность ошибок должна быть минимальной.
сильный уровень Знание необходимой документации, умение работать с любыми формами документов, анализ данных, грамотное заполнение документации.
базовый уровень Знание необходимой документации, умение работать почти с любыми формами документов, грамотное заполнение документации.
Четкое знание инструкций, законов, Указов
лидерский уровень Обладает большими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопросов. Следит за законодательными изменениями в своей области работы и в смежных областях. Анализирует и грамотно истолковывает законодательные аспекты.
сильный уровень Обладает неплохими правовыми знаниями. Хорошо ориентируется в законах, инструкциях, Уставах. Применяет свои знания на практике, отслеживает изменения в законодательстве.
базовый уровень Имеет необходимый минимум правовых знаний. Неплохо ориентируется в законах, инструкциях. Применяет на практике свои знания.
Навыки работы с ПЭВМ
  лидерский уровень Легко ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности. Способен отслеживать изменения в ПО и быстро овладевать новым программным продуктом.
  сильный уровень Хорошо ориентируется в проблемах и практике применения автоматизированных средств обработки информации, умеет эффективно использовать представляемые ими возможности, может довольно быстро перестроиться на новое ПО.
базовый уровень Ориентируется в проблемах и возможностях автоматизированной обработки информации, умеет использовать эти возможности на практике.
Опыт работы в финансово – банковской системе
  лидерский уровень Имеет необходимое образование, получено дополнительное образование или работник прошёл повышение квалификации, опыт работы в финансово – банковской системе превышает 5 лет. Отлично разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, может дать ценные советы в сложных ситуациях.
    сильный уровень Получено необходимое образование, пройдена подготовка на предприятии в виде инструктажа, наставничества и т. д., имеет опыт работы на предприятии финансово – банковской системы свыше 3 лет. Хорошо разбирается в бухгалтерском учете и отчетности, самостоятельно выполняет очень сложные операции.
базовый уровень Получено необходимое образование, опыта работы в финансово – банковской системе практически не имеет.
Умение управлять временем
  лидерский уровень Использует каждую минуту рабочего времени. Грамотно расставляет приоритеты, организует план своего рабочего времени, грамотно подводит итоги дня, всегда укладывается в срок. Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.
сильный уровень Рационально использует свой рабочий день. Обычно все делает вовремя и укладывается в срок, на него можно положиться.
базовый уровень Не всегда рационально использует свое рабочее время. Не всегда все делает вовремя, иногда не укладывается в срок, но в особо ответственных случаях старается не подводить других.
Уверенность в себе, самостоятельность
лидерский уровень Способен решать все вопросы, касающиеся его работы, совершенно самостоятельно, не ожидая чьей-либо подсказки или указания. Реально оценивает свои возможности, уверен в своих силах и действиях. Обладает прекрасными навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, принимая наилучшие решения почти автоматически.
  сильный уровень В основном способен решать большинство вопросов, касающихся его работы, самостоятельно, не дожидаясь подсказки или указания. Иногда недооценивает свои возможности, редко не уверен в себе. Обладает хорошими навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы.
  базовый уровень Может решать многие вопросы, касающиеся его работы, более или менее самостоятельно. Бывает, что недостаточно верит в свои силы, часто недооценивает свои возможности. Не обладает достаточными навыками решения типовых производственных задач на своем участке работы, раздумывает там, где надо действовать автоматически.
Аналитические способности
лидерский уровень Может мгновенно ухватить суть вопроса, сразу понять, в чем дело, никогда не путается в мелочах. Обобщает и анализирует итоги работы подведомственных учреждений и готовит предложения по её улучшению, в пределах своей компетенции.
сильный уровень Способен при рассмотрении того или иного вопроса выделить главное.
  базовый уровень   Не всегда способен при рассмотрении того или иного вопроса выделить главное, путается в мелочах.
Умение работать в коллективе
  лидерский уровень Умение создавать команду, работать в команде. Умение поддерживать климат сотрудничества, выполнять правила поведения членов команды. Обладает большим опытом, авторитетом среди коллег. Вежлив и корректен в отношении с окружающими, не позволит бестактность по отношению к другим.
сильный уровень Умеет находить компромиссные решения и разрешать разногласия в команде. Всегда охотно оказывает помощь товарищам по работе, не жалеет для этого своего времени и сил. Достаточно вежлив и корректен в отношении с окружающими.
базовый уровень Бывает, что мало считается с интересами работающих с ним людей. Не отказывает в помощи товарищам по работе, еслик нему обращаются.Иногда позволяет себе бестактность по отношению к другим людям, не способен дать надлежащий отпор.
Серьёзное отношение к выполняемым обязанностям, ответственность
лидерский уровень Исключительно строго придерживается установленного порядка решения тех или иных вопросов, даже в крайнем случае не пойдет на его нарушение. Готов отвечать за свои поступки. Дисциплинирован. Качественно выполняет свои обязанности.
сильный уровень Как правило, стремится придерживаться установленного порядка прирешении тех или иных вопросов. Ответственно подходит к выполнению своих обязанностей. Дисциплинирован. Работа отличается качеством.
базовый уровень Не всегда придерживается установленного порядка решения тех или иных вопросов, находя оправдание его нарушению. Не всегда достаточно дисциплинирован, бывают ошибки, не всегда качественно выполняется работа.

В данной модели представлены три уровня компетенций: базовый, сильный и лидерский уровни. Модель компетенции предполагает, что лидерский уровень включает в себя два предыдущих. Сотрудник, совершенствуя свои профессиональные знания, умения и навыки, переходит с одного уровня на другой. Совершенствование может осуществляться за счет обучения и переобучения персонала, проведения тренингов по развитию определённых компетенций, приобретения непосредственного опыта работы и т. п. Хорошим результатом, на наш взгляд, можно считать желание сотрудников повысить свой уровень компетенции, всегда стремиться к самосовершенствованию. Со стороны организации могут применяться мотивирующие факторы материальные, социальные и проч.

Данная модель имеет своей целью помочь должностным лицам получить более чёткое представление об особенностях, профессионально важных качествах, личных характеристиках, характерных для высокопрофессиональных работников и, используя процесс самоанализа, а также сотрудничество с коллегами и линейными руководителями, разработать план мероприятий, направленных на усовершенствование качеств, обычно связываемых с высоким уровнем профессионализма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модальные глаголы и обороты | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал