Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика, как объект исследования.






 

1. Экономика, как взаимодействие производства и потребления.

 

2. Распределение и обмен, их развитие.

3. Факторы производства и их взаимодействие.

4. Потребности и их система.

5. Экономические ресурсы и проблема их рационального использования. Кри-вая производственных возможностей.

6. Общественная форма производства и ее развитие.

7. Экономические системы.

8. Экономические модели.

 

Экономика, как взаимодействие производства и потребления.

 

В диалектическом аспекте экономика - это единство двух противоположных сторон: производства и потребления. Они предполагают и одновременно отрицают друг друга. Борьба ведется механическим (физическое уничтожение) и диалектическим (взаимопревращение) способом. В дальнейшем требуется подразделить на виды про-изводство и потребление. Производство делится на производство продукта и воспроиз-водство самого человека. Потребление также подразделяется на производственное и личное потребление. Способы производства и потребления образуют пары: производ-ство продукта с производственным потреблением и воспроизводство человека с лич-ным потреблением. В каждой паре происходит борьба:

 

1) Механическим способом - производственное потребление, например, унич-тожает производство продукта (при употреблении некачественного сырья и др.) Анало-гично механическая борьба в другой паре обычно приводит к смерти человека. Произ-


 

 


 

водство продукта тоже может уничтожить производственное потребление (если выпу-щена качественная, но никому не нужная продукция). Такой способ разрешения проти-воречий приводит к закономерной смерти экономики. Поэтому логично предположить, что преобладает:

 

2) Диалектическая борьба. Она проявляется в превращении каждого человека из потребителя в производителя и наоборот. Но некоторая часть людей в обществе не превращается в производителей продукта. Есть некоторые категории людей, которые и не должны превращаться в производителей: дети и старики. Но существуют еще и без-работные, фактически безработные (работники неработающих предприятий).

Производство продукта.       Производственное потребление  
       
           
           

 

Продукт

 

Личное потребление

 

Производство человека

 

Взаимодействие производства и потребления осуществляется двумя противо-положными способами:

1. Прямое превращение.

2. Косвенное превращение, с помощью промежуточных звеньев: распределе-ния и обмена.

 

Распределение и обмен

 

Прямое превращение упрощенно можно представить, как если бы человек со-рвал плод с дикорастущего дерева и тут же бы его съел. Этот способ превращения гос-подствовал на ранней стадии развития первобытной общины. Признаком прямого пре-вращения производства в потребление является то, что человек выступает хозяином всего этого процесса. В сообществе прямое превращение возможно, когда каждый член сообщества наравне с другими является хозяином всего процесса превращения. Но постепенно прямое превращение вытесняется косвенным. Зародыш косвенного пре-вращения возникает тогда, когда процесс превращения производства в потребление начинает регулироваться общиной. Общинник, все что добывает, приносит в общий котел, из которого впоследствии и получает свою долю. Возникает распределение: процесс определения доли, количества, пропорции в которой каждый субъект принима-ет участие в потреблении произведенного продукта. Само по себе появление распре-деления не означает, что произошел переход к косвенному превращению. В общине каждый человек оставался хозяином процесса производства и потребления, участво-вал в нем на равных правах, что предполагало равное распределение. Но равенство в распределении - это всего лишь одна его сторона. Существовало еще и неравенство, так как все люди различны. На первом этапе доля неравенства невелика, но постепен-но она усиливается и неравенство в распределении становится преобладающим (сре-дина 19-го века). После этого, доля равенства начинает постепенно увеличиваться. Че-ловечество может погибнуть, если доля равенства не увеличиться. В развитых странах 20% населения земного шара потребляют 80% производимого продукта.

 

После возникновения распределения, в обществе начинает формироваться до-вольно сложный механизм, который еще более усложняется при появлении обмена. Под обменом понимается процесс встречного движения продуктов между субъектами. Один субъект дает другому продукт, при условии, что он получит от него другой про-дукт. Зародыш обмена можно обнаружить еще во времена раннего распределения. Но если распределение остается равным, то обмен выступает в форме продуктообмена, и


 

 


 

 

первоначально не является товарообменом. Признак продуктообмена состоит в том, что меняемые вещи не соизмеряются по стоимости, участников обмена не интересует равноценность. При следующем же виде обмена: товарном, продукты соизмеряются и должны быть равноценны. Развитие обмена ведет к тому, что продуктообмен посте-пенно вытесняется товарообменом, который достигает своего максимума в середине 19-го века, и постепенно снова начинает вытесняться продуктообменом. Характер рас-пределения и характер обмена развивается синхронно. Если представить развитие распределения и обмена в виде спирали, то они практически совпадают.

 

Равное распределение = продуктообмену. Неравное распределение = товарообмену.

 

В каждый данный момент соотношение между равенством и неравенством вполне определенное, так как и между продуктообменом и товарообменом. Пропорция эта играет важное значение, но наука не решает ее. Соотношение между этими проти-воположностями должно быть оптимальным, позволять экономике функционировать наиболее эффективно. При этом важно лишь отношение между ними. Нарушать это отношение, руководствуясь лишь желанием субъекта - бедственно для экономики. Кон-кретное отношение между сторонами обмена складывается в результате развития про-изводства. Характер распределения и характер обмена зависит от характера производ-ства.

 

Факторы производства и их взаимодействие

 

Подход к производству тоже должен быть диалектическим. Можно рассматри-вать производство, как единство материального и духовного производства. Экономика

 

в основном имеет дело с материальным способом производства, хотя экономика те-перь, начинает вторгаться и в духовную сферу производства. В самом общем понима-нии материальное производство - это преобразование человеком одной формы мате-рии в другую, приспособление ее к своим потребностям. В материальном производстве

 

в взаимодействие вступают три части:

1. Человек.

2. Средства труда.

3. Предмет труда.

Две последних части, часто объединяют в одну категорию и называют средст-вами производства - вещественным фактором. Первую часть - называют личным фак-тором. Личный и вещественный фактор - противоположности, находящиеся в диалекти-ческом единстве. Их противоположности: личный фактор обладает творческой способ-ностью, а у вещественный фактор может лишь выполнять команды личного фактора.

 

Рикардо, Смит, Маркс считали, что только труд человека способен создавать новую стоимость. Но теория классиков столь противоречива, что из нее вытекла теория Жана Батиста Сея. Каждый вещественный фактор, по этой теории создает что-то и его хозяин присваивает себе это что-то. Земля производит ренту, капитал - прибыль, труд - заработную плату.

 

Вещественный и личностный фактор по признаку личностной способности тво-рить одновременно различны и едины. Единство их диалектическое и между ними идет борьба, которая в свою очередь идет двумя путями:

 

1. Механическим, на уничтожение. Ярким примером этого вида борьбы является дви-жение луддитов, разрушителей машин. Машины также уничтожают людей (люди гибнут в связи с несоблюдением техники безопасности). При преобладании меха-нической борьбы производство не могло бы существовать. Поэтому следует вывод, что в основном борьба идет:

 

2. Диалектическим путем. Человек представляется как продолжение средств произ-водства и одновременно человек воплощает себя в средствах производства. Сред-ства производства представляются как отражение знаний человека. Происходит взаимообогащение человека и машины. Человек приспосабливается к средствам производства и средства производства приспосабливаются к человеку. Пример: ручка молотка приспособлена к форме руки человека. Человек же приспосаблива-

 

ется к средствам производства в процессе обучения.

 

Диалектический метод борьбы между вещественным и личным фактором дол-жен преобладать, эта борьба - внутренний источник самодвижения производства. За-падные экономисты кроме вышеперечисленных двух факторов включают еще и третий: предпринимательство. Его выделяют в особый фактор, так как он специфичен: не каж-


 

 


 

 

дый человек способен быть предпринимателем. И предпринимательский фактор, по западной теории приносит доход.

Мера доходности каждого фактора, в различных экономических, политических условиях - неодинакова. Мера доходности - одна из важнейших проблем экономики. До второй мировой войны трудовому фактору уделялось малое внимание, но после нее его значение резко увеличилось.

 

Факторы производства черпаются из экономических ресурсов. Ресурсы в свою очередь подразделяются на:

1. Природные (блага, созданные природой, даровые блага).

 

  1. Инвестиционные или капитал (то, что создано людьми и используется в качест-ве средств производства).
  2. Трудовые.
  3. Предпринимательские (обеспечивают производство ресурсов и движение их от производителя к потребителю).

Рынок ресурсов.

 

Домашние Государство Производите-
хозяйства.   ли

 

 

Рынок товаров.

 

Домашние хозяйства, то есть все потребители и собственники ресурсов за деньги продают ресурсы, которые покупают за деньги производители товаров. Товары,, произведенные ими, они продают за деньги домашним хозяйствам. Покупка ресурсов и продажа товаров происходит посредством рынка товаров и рынка ресурсов. Особую роль играет в этой структуре государство. Оно за деньги закупает, как ресурсы, так и товары, а деньги получает за услуги оказываемые домашним хозяйствам и производителям.

 

Ресурсы, которыми располагает общество всегда ограничены (например природные - территорией).Ограниченность ресурсов выступает в двух видах: абсолютная и относительная. Под абсолютной ограниченностью подразумевается недостаток ресурсов для удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Под относительной ограниченностью - достаточность определенных ресурсов для удовлетворения некоторых потребностей.

 

Потребности и их система

 

При этом само понятие потребность - неоднозначно. В наке так и не устоялось, определенное, принятое всеми учеными определение потребности. Их существует несколько.

 

1. Потребность - это желание потребителя приобрести и использовать товар или услугу, которая доставляет потребителю полезность.

 

2. Потребность - нужда в чем-то, требующая удовлетворения.

3. Потребность - это состояние, которое возникает в результате осознания человеком его нужд.

 

Совокупность потребностей представляет из себя упорядоченную систему, ко-торая имеет определенную структуру, рассматриваемую с разных аспектов.

Потребности можно подразделить на две части: материальные и духовные (подразделяются, в зависимости от того какими благами удовлетворяется потреб-ность). Можно подразделить на три группы: биологические, социальные и духовные.


 

 


 

 

Широко распространено деление структуры потребностей на 5 слоев.

Потребность в самоутверждении

 

Потребность в уважении

 

Социальные (любовь)

 

Самосохранение (безопасность)

 

Физиологические (голод, холод)

 

Потребности растут безгранично, ресурсы же ограничены. Возникает проблема выбора наиболее эффективного варианта использования ресурсов. Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения потребностей фак-тор ограничен, то существует проблема альтернативы его использования и лучшего сочетания факторов производства. В рыночной экономике, эта проблема решается ка-ждым владельцем факторов производства самостоятельно. Например работник ищет такую сферу приложения, чтобы его ресурс использовался минимально, а оплата была максимальна.

 

Экономические ресурсы и проблема их рационального использования. Кривая произ-водственных возможностей.

 

Западная наука пытается дать теоретическое обоснование выбора наиболее рационального варианта. Была разработана модель производственных возможностей. Это модель разработана для двух продуктов, для упрощения. Модель производствен-ных возможностей может быть представлена как в графической, та и в табличной фор-ме. Причем сама эта модель имеет несколько вариантов, каждый из которых соответ-ствует истине только при определенных обстоятельствах.

 

1. Вариант №1. Если есть ресурсы, для производства какого-то одного продукта (А или В) и если предположить, что ресурсы полностью взаимозаменяемы, то есть с одинаковой эффективностью могут быть использованы, как при производстве продукта А, так и при производстве продукта В, то модель производственных возможностей бу-дет выглядеть так:

Вариант:         3…    
А              
В              
  А              
                 
          В      
             
Такая взаимозаменяемость ресурсов - исключение из правил. Более вероятен  
другой вариант.              
2. Вариант №2. Если на производство продукта В тратится в два раза больше  
ресурсов, то модель выглядит так:      
Вариант:         3…    
А              
В              
  А              
                 
                   
      В          


 

 


 

 

Возможен и вариант, когда на единицу продукта А приходится в два раза боль-ше ресурсов, чем на единицу В.

3. Вариант №3. Ситуация может быть и такой: расход ресурса на каждую сле-дующую единицу В - возрастает.

 

Вариант:     3…  
А        
В       3, 5

 

Общий график функций:

 

 

Кривая производственных возможностей, вместе с осями координат очерчивает пространство условно считаемое количеством ресурсов, которые полностью и макси-мально эффективно используются. Каждая точка на линии показывает сколько продук-тов А и В одновременно можно произвести из этих ресурсов. Такова пропорция при эффективном использовании ресурсов. Если точка внутри, то ресурсы используются неэффективно. За пределы этого пространства точки выйти не может, так как линия означает самое эффективное использования ресурсов. Однако степень эффективного использования непостоянна, с изменением технологии эффективность растет и это приводит к смещению всех точек и вся кривая смещается вправо.

 

Именно кривая производственных возможностей иллюстрирует, что на каждую последующую единицу В тратиться все больше ресурсов и, следовательно, приходить-ся отказываться от производства все большего количества единиц А. Это означает, что ценность единицы В выраженной в А растет, следовательно ценность В выраженной в А зависит от пропорции в которой производятся эти продукты (А и В) или зависит от того какую альтернативу выбирает производитель.

Если определять ценность таким способом, то получаем альтернативную стои-мость (цену). Альтернативная стоимость предполагает, что цена единицы одного про-дукта выражена через другой продукт. Такой способ определения ценности продуктов (путем уравнивания стоимости продуктов) - нормальное явление рыночной экономики, но обычно приравнивались реально существующие продукты.

 

При определении альтернативной стоимости к продукту приравнивался продукт воображаемый, или тот продукт, от которого отказываются, чтобы произвести данный продукт. Поскольку этот воображаемый продукт не производят, то нет и затрат на его производство, поэтому их мысленно представляют. Такие затраты называют вменен-ные затраты (издержки). Вмененные издержки - это такое количество другого продукта, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то количество данного продукта.

 

Альтернативные издержки еще иногда называют " упущенные возможности ". При таком понимании сама стоимость попадает в зависимость от человека, от его объ-ективной оценки.

 

Впервые понятие альтернативной стоимости ввел во II половине XIX века Бем Баверс. Он же примел первый пример: фермер, покупая лошадь на ярмарке определя-ет, что он мог бы получить, если использует эту лошадь в своем хозяйстве. Все, что он насчитал и будет ценой лошади.

 

Альтернативную стоимость сейчас признают западные ученые. Единства мне-ний нет. Так Самуэльсон подразделяет издержки на 2 вида: на фактические затраты и


 

 


 

неявные. Фактические: те которые фирма или производитель затратил на покупку фак-торов производства. Альтернативные (неявные) - то, от чего отказывается производи-тель или фирма, используя факторы в производстве.

 

По Блаугу (английский экономист, " Экономическая мысль в ретроспективе"), все издержки, включая фактические, должны исчисляться по принципу альтернативных. Это означает, что фактические издержки пересчитываются, выражаются в альтерна-тивной стоимости, издержках.

 

Кривая производственных возможностей показывает, что альтернативные (вме-ненные) издержки растут. Это закон возрастания вмененных издержек.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

1. Редкость ресурсов предполагает неосуществимость всех вариантов выпуска про-дуктов А и В (всех вариантов, расположенных с внешней стороны кривой).

 

2. Можно выбрать один из вариантов выпуска продукции, располагающихся либо на самой прямой либо внутри пространства.

3. Существование вмененных издержек (нисходящий наклон прямой).

4. Форма кривой свидетельствует о росте вмененных издержек.

У производства есть общественная сторона, которая отражает специфику об-щества. Необходимо произвести раздвоение общественных факторов производства.

 

Общественное форма производства и ее развитие

 

Непосредственное общест- Диалектико-механическая Опосредованное общест-  
венное производство.   венное производство  
   

борьба.

В зависимости от пропорции этих сторон складывается специфика обществен-ного характера производства. Такое понимание общественного характера производства можно найти у Бердяева.

Существуют два пути развития хозяйства:

1) Характеризуется тем, что каждый субъект хозяйствования преследует свои личные интересы и это " как считается оказывается выгодным для общест-ва" - капитализм.

 

2) Второй путь предполагает, что каждый человек в хозяйственный жизни слу-жит обществу в целом, а в результате получает все необходимое для себя.

 

Это идеология коммунизма. Это путь имеет преимущество перед первым. 1. Непосредственно-общественное производство. Каждый производитель прямо, не-

посредственно ориентирован на удовлетворение потребностей других людей. Дру-гие ориентированы на удовлетворение потребностей этого человека. Все работают на всех, а не на себя лично. Это плановое производство. Базой такого производст-ва является общественная собственность.

 

2. Опосредованное общественное производство существует лишь тогда, когда дея-тельность каждого производителя направлена прежде всего на получение выгоды для себя лично. Чтобы получит выгоду для себя лично производитель должен де-лать что-либо для других людей или для всего общества в целом. Он включается в общественное производство, но участие его в опосредованном общественном про-изводстве отличается от участия его в непосредственном общественном производ-стве.

 

В непосредственном общественном производстве, участие - это цель. В опо-средованном, участие - это средство для получения личной выгоды.

Опосредованное общественное производство - это такое производство, в кото-ром общественное благополучие осуществляется через благополучие частное. Опо-средованное общественное производство - неплановое, стихийное. Каждый идет своим путем. Основа опосредованного общественного производства является частная собст-венность.

 

Противоположности непосредственного и опосредованного общественного ха-рактера труда, всегда находятся вместе и неотделимы друг от друга. Они находятся в диалектическом единстве и борьбе противоположностей. В ходе диалектической борь-бы они взаимообогащаются, совершенствуются, но так как сила у каждой стороны в каждый момент времени неодинакова процесс совершенствования у одной стороны идет быстрее, у другой - медленнее, но опять же, только до определенного момента, после чего стороны меняются местами.


 


 

 

Непосредственное и опосредованное производство имеют две формы проявления.

Натуральное хозяйство.     Товарное хозяйство  
     
Локальное нату-     Всеобщее нату- Неразвитое, про-       Развитое, капита-  
     
ральное хозяйство   ральное хозяйство.   стое       листическое.  
                       

Натуральное хозяйство и товарное хозяйство находятся в диалектическом единстве и борьбе противоположностей и в свой очередь подразделяются на две вида, натуральное: локальное и всеобщее; товарное: на неразвитое и развитое, каждая пара также находиться в единстве и борьбе противоположностей. Развитие идет от локаль-ного, через товарное к всеобщему.

 

Экономические системы.

 

Под экономическими системами понимают совокупность различных приемов, способов:

 

1. Присвоения ресурсов и продуктов.

2. Организации и координации производства, распределения, обмена, потреб-ления.

 

В экономическую систему включают 1. Социально-экономические отношения, в основе которых лежат те или иные

формы собственности.

 

2. Организационное формы хозяйственной деятельности.

3. Хозяйственный механизм, регулирующий экономику на макро-уровне.

4. Система стимулов и мотивов побуждающих людей к деятельности.

5. Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями. Теоретически можно различать и противопоставлять две противоположные

экономические системы. 1. Рыночная. 2. Плановая.

Они проявлялись в истории человечества в различных видах. Плановая систе-ма имеет две разновидности:

1. Традиционная система: натуральное хозяйство локального типа.

 

2. Социалистическое хозяйство - центрально управляемая командно-административная система.

 

Традиционная система характеризуется тем, что экономические процессы со-вершаются в соответствии с традициями, обычаями, которые сложились в данном об-ществе. Человек играет определенную экономическую роль в зависимости от того, ка-кое место занимает в обществе, к какой касте относится, чьим наследником является. Общество стремится сохранить существующее положение вещей, препятствует про-грессу. Традиционное общество считают неповоротливым, неприспособленным к быст-рому движению вперед.

 

Для командно-административной системы присуще то, что все экономические процессы совершаются в соответствии с единым планом, составляемым для всего об-щества. Плановая система предполагает, что каждый член общества участвует в раз-работке этой программы и ее реализации, но на современном этапе развития общества каждый человек участвовать в этом не может. Возникает командно-административная система.

В командно-административной системе от имени общества выступает государ-ство или аппарат государства. Государственный аппарат обеспечивает реализацию плана, следовательно возрастает вероятность ошибок при составлении плана, что при-водит к его невыполнению.

 

Плановая система характеризуется тем, что она базируется на общественной собственности.

 

Рыночная система базируется на частной собственности и представляет собой многосложную систему связей, посредством которой обеспечивается индивидуальная свобода - выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешивают-ся.

 

Экономические субъекты в этой системе обособлены друг от друга и не подчи-няются единому плану. В этих условиях координация экономической деятельности,


 

 


 

экономических субъектов, управление же осуществляется с помощью рынка и рыноч-ных инструментов. Главным рыночным инструментом является цена и конкуренция. Изменения цен заставляет и производителя или сокращать или увеличивать производ-ство и потребление того или иного продукта.

 

В чистом виде ни плановой, ни рыночной экономики в чистом виде не сущест-

вует.

В мире эти две теоретически мыслимые системы сочетаются в разной пропор-ции. Поэтому говорят о смешанной системе. Соотношение плановой и рыночной систем в различных странах различны - различают разные экономические модели.

 

Экономические модели.

 

1. Американская экономическая модель. В ней невелика роль централизованного планирования. В ней силен дух свободы предпринимательства. Существенную роль играют могущественные экономические организации - крупные корпорации, монополисты, профсоюзы. Господствующее положение занимают финансовые рынки - распространен дух спекуляции (в значительных масштабах). Модели свой-ственна острая конкуренция, борьба на рынке труда. Модель проявляет себя в Ка-наде, Великобритании.

 

2. Японская экономическая модель. Характеризуется большей, чем в американской долей централизованного планирования. Экономика Японии - корпоративна, велика роль крупных экономических объединений (корпораций). В отличие от Америки, в японской модели поощряется коллективизм. Дух коллективизма воспитывается с раннего возраста. Наемные рабочие, например, нанимаются пожизненно, прикреп-ляются к определенным фирмам, им положены определенные социальные льготы за счет этой фирмы. Японские производители очень слабо реагируют на рыночные изменения - они предпочитают сами формировать рынок. Такая модель свойствен-на Корее, Сингапуру, Тайваню.

 

3. Шведская экономическая модель. В этой модели доля централизованного планиро-вания - еще больше, кроме того резко усилена социальная направленность в эко-номической политики государства. Общественный продукт в основном движется под государственным контролем. Большая часть доходов фирм, частных лиц и т.д. распределяется на принципах равного доступа. Однако этой модели свойственны неизбежные минусы: капитал пытается из Швеции убежать, а рабочие не стремятся работать лучше. То же самое свойственно Германии, Дании. В настоящий момент делаются попытки изменить эту модель.

 

Некоторые авторы выделяют специфические модели, например: германскую модель (социальное рыночное хозяйство). Ее специфика состоит в том, что государст-во, в рамках этой модели, покровительствует мелким и средним фирмам и активно вмешивается в экономическую жизнь. Иногда выделяют южнокорейскую модель. Ино-гда российскую, причем специфику видят в переходе экономики от плановой к рыноч-ной. Характеризуется:

1. Наличием мощнейшего государственного сектора в различных важнейших областях производства.

2. Сравнительно небольшое количество мелких фирм.

3. Финансовый капитал преобладает над промышленным.

4. Переход к рыночным отношениям осуществляется очень неравномерно.

5. Высока криминализация экономики.

Экономические модели не есть явление вечное, постоянное - они изменяются и развиваются. Внутри моделей существуют противоположные тенденции, которые про-являются в стремлении системы одновременно к целостности, единообразию и наобо-рот, к обособленности, разнообразию; стремление к централизации и децентрализа-ции; стремление к устойчивости и одновременное стремление к изменению. Противо-положные системы могут и должны сосуществовать, превращаться друг в друга и взаи-мообогащаться. Для создания оптимальной модели необходимо найти определенное сочетание ее внутренних сторон. В данный момент, в России его ищут методом проб и ошибок.

 

Труд.

 

1) Специфика труда, как вида человеческой деятельности. 2) Возникновение труда и его роль в жизни человека.


 

 


 

 

3) Содержание труда и его противоречия.

 

4) Общественное разделение труда. Общественный и индивидуальный труд.

5) Механизм разрешения противоречия между индивидуальным и обществен-ным трудом.

" Труд - отец богатства, земля - его мать! " Наиболее полный анализ труда был дан в работах великого немецкого ученого К. Маркса. Поэтому, для того чтобы вполне раскрыть тему труда, необходимо обра-

 

титься к его работам. По Марксу:

Только человек обладает творческой способностью и тем отличается от веще-ственного фактора: только он способен трудиться. Сама деятельность человека назы-вается труд именно потому что в ней присутствует элемент, которого нет в машинной деятельности - целесообразность.

 

Труд - это целесообразная деятельность, в ходе которой человек приспосабли-вает вещество окружающей среды для удовлетворения своей потребности. Труд - это процесс.

 

Труд невозможно продать, его нет до начала и во время " продажи". Таким обра-зом продается не труд, а способность человека к труду.

 

Труд, как целесообразная деятельность формировался постепенно. Начал про-цесса формирования труда можно отнести к тому моменту в истории человечества, ко-гда обезьяна превращалась в человека. Первоначально, обезьяна совершает инстинк-тивные движения, затем берет в руки палку и использует ее для достижения какой-либо цели - это и есть начало превращения.

 

Труд, по определению означает соединение в одном лице деятельности головы и руки. Первоначально, доля руки преобладала, а в ее деятельности, в свою очередь преобладали неосознанные движения, затем, в процессе формирования труда рука освобождалась от подсознания и возрастала доля осознанных движений. Развитие ру-ки и мозга - это развитие самого человека. Трудом создается не только благо, но и сам человек.

Труд и человек - это противоположности, находящиеся в диалектическом един-стве. " Человек, постольку человек, поскольку он трудиться; если он перестает трудить-ся - он превращается в обезьяну." В процессе развития, одновременно в развитием труда, в человеке постепенно сокращается доля звериного, увеличивается доля чело-веческого. Труд противоречит человеку и сам развивает это противоречие. Для самого труда - оно внешне, главную роль играет внутреннее противоречие. С одной стороны - труд - это деятельность рук, с другой - мозга, поэтому различают умственный и физи-ческий труд. Эти две стороны постоянно находятся в борьбе:

 

1) Механической - когда например, работники умственного труда уничтожают-ся работниками физического и наоборот.

2) Диалектической (преобладает) - когда умственный труд превращается в фи-зический, а физический в умственный. Мозг вырабатывает программу, рука действует по команде мозга, труд мозга превращается в труд руки, рука, выполнив команду мозга, посылает в него информацию, которая, в свою

очередь, превращается в программу.

 

Такое взаимообогащение при таком взаимопревращении наблюдается и когда труд совершается одним и тем же человеком, так и в случае, когда труд физический и умственный совершается различными людьми. Противоречие между умственным и фи-зическим трудом при диалектическом способе его разрешения развивает труд вне за-висимости от общественной специфики труда.

 

Кроме этого существует противоречие между количественной и качественной сторонами труда. Качественная сторона позволяет разделить труд на различные виды, разновидности. Специфику видам труда придают

 

1) Характер отдельных движений.

2) Доля умственных и доля физических операций.

3) Последствия процесса.

4) Характер результата.

 

Количественная сторона сводит все вышеперечисленное к затратам энергии, к уровню этих затрат.

 

Количественная сторона противоречит качественной и это противоречие долж-но разрешаться. Чтобы количество превращалось в качество необходимо совершать такие движения, чтобы появился продукт, иначе труда нет и наоборот, конкретные дей-


 

 


 

 

ствия (качественная сторона) должны превратиться в вполне определенное количество энергии. Его должно быть ровно столько, сколько общество считает нужным выделить на эти конкретные действия иначе труда нет. Все эти разрешения противоречия и раз-вивают труд.

 

Механизм разрешения противоречий.

 

Разрешение противоречий труда разрешается с помощью сложного общест-венного механизма. Люди формируют механизм, с помощью которого и разрешаются противоречия. Механизм представляет собой единство двух противоположных сторон: нерыночный и рыночный механизмы. Нерыночный соответствует непосредственному общественному производству и действует в его рамках, рыночный же - опосредован-ному. Формируя механизм, люди имеют непосредственно дело не с названными ранее сторонами труда, а с его общественными формами, труда в целом и его составных час-тей. Различие и противоположность между физическим и умственным трудом выступа-ет в форме общественного разделения труда. Труд разделен внутри общества, отдель-ные его стороны, виды, закреплены за конкретными лицами, коллективами. В самом физическом и умственном труде тоже есть это разделение. Создается система обще-ственного разделения труда, которую можно рассматривать как развертывание проти-воположностей между умственным и физическим трудом и между количеством и каче-ством труда. Общественные разделения труда отделяют людей друг от друга, но одно-временно и привязывает людей друг к другу. Создается противоречивая ситуация в ко-торой оказывается каждый человек. С одной стороны - каждый человек - это индивид, который имеет специфические способности, может выполнять определенные трудовые функции в ходе выполнения которых он развивается, с другой - каждый человек - часть общества, которая специализируется на выполнении ограниченного числа функций. Это значит, что на развитие человека накладывается ограничение. Общественное раз-деление труда и развивает человека и ограничивает это развитие одновременно. Воз-никает противоречие между человеком и обществом. В сфере труда оно проявляется в противоречии между индивидуальным и общественным трудом. Труд - это только че-ловеческая функция. Каждый человек может трудиться как в одиночку, так и совместно с другими людьми, и в этом случае его труд вливается в общий труд и он составляет часть совокупного труда общества. Труд, оставаясь индивидуальным может стать об-щественным. Труд каждого человека раздваивается, выступая как часть и как целое. Между ними возникает противоречия, идет борьба и таким путем обеспечивается раз-витие жизни.

 

Индивидуальный и общественный труд - предельно абстрактные формы обще-ственного труда. Они - стороны диалектического единства - следовательно, превраща-ются друг в друга. Существуют два противоположных способа превращения: прямое и опосредованное (с помощью промежуточных звеньев). Прямое превращение индиви-дуального труда в общественный означает, что труд каждого человека с самого начала уже признается трудом общественным, необходимым обществу. Весь труд человека включается в состав совокупного труда общества, качество и количество этого труда устраивает общество. Не излишка, ни недостатка труда нет. Такой способ превращения возможен, если труд человека имеет определенные характеристики. Труд должен быть свободным, творческим, всеобщим. Человек не принуждается к труду. Труд, при таком способе - первая жизненная потребность. Чтобы труд был естественной потребностью человека, в рамках каждого человека умственный и физический труд должны беспре-пятственно превращаться друг в друга. Они не должны закрепляться за разными людь-ми. У каждого есть возможность свободно выбирать место в системе общественного разделения труда и перемещаться от одного вида деятельности к другому. Этот выбор обусловлен способностями самого человека. Труд является интересом. Труд должен быть творческим: в широком смысле любой труд - творчество, так как в результате по-лучается то, чего не было. В узком смысле - творчество означает ориентацию человека на совершенствование техники, технологии, продукты труда.

 

Всеобщий труд означает, что никто не перекладывает свою долю труда на дру-гого. Трудятся все. Если труд имеет такие черты, то индивидуальный труд прямо пре-вращается в общественный и называется непосредственно-общественным трудом.

 

Косвенный способ возможен, если труд человека приобретает противополож-ные характеристики, то есть труд - несвободный, нетворческий, не всеобщий. Человек принуждается к труду, нет свободы выбора, свободы перемещения, умственный или


 

 


 

 

физический труд закрепляется за отдельными людьми. Труд становится наемным. Творчество в широком смысле: сокращаются масштабы по совершенствованию и воз-никает ориентация на получение заработной платы. Труд утрачивает всеобщий харак-тер. Общество делится на работников и неработающих. Часть общества живет, не тру-дясь. Это происходит тогда, когда производители становятся экономически обособлен-ными, то есть каждый из них сам обеспечивает собственную жизнь и развитие своими силами. Труд становится частным делом экономически обособленного производителя или частным трудом.

 

Человек и общество ставятся в противоречивые отношения: с одной стороны они враждебны друг другу, с другой - человек и общество друг без друга обойтись не могут. Все это сказывается на превращении индивидуального и общественного труда друг в друга. В общественном труде, также как и при прямом превращении выделяются ниши, но эти ниши выделяются не для индивидуального труда человека, а для труда, который воплощен в том или ином продукте. Толь ко создавая этот продукт в необхо-димом количестве человек может превратить свой индивидуальный труд в обществен-ный или занять нишу. Но так как труд становится частным делом экономически обособ-ленного производителя, каждый из них сам определяет что, как и в каком количестве производить. Следовательно, общество не признает заранее его труд необходимым для себя. Индивидуальный труд, представленный в частной форме, должен доказать свой общественный характер в борьбе с индивидуальным трудом других людей. Через эту борьбу индивидуальный труд и превращается в общественный. Так труд выступает в форме общественно-опосредованного труда. Борьба совершается на рынке или в системе рыночных отношений.

 

В истории человеческого общества оба способа разрешения противоречий все-гда сосуществуют. Но в каждый конкретный момент времени их соотношение меняется. Исторически первым был прямой способ разрешения противоречий труда. Затем начи-нает расти доля второго способа. Опосредованный способ достигает максимума, затем его доля снижается и уже увеличивается доля прямого превращения. Пропорция между ними зависит от сложившихся в обществе условий, которые изменяются в результате деятельности людей. Значит, люди сами создают условия для действия того или иного механизма. Если люди знают об этой взаимосвязи, то они не будут использовать тот способ, для которого нет условий. Надо оптимально сочетать прямой и косвенный спо-соб разрешения противоречий, то есть плана и рынка.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.051 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал