21.
| Прокомментируйте высказывание Платона: «Самая лучшая победа для человека – это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Что значит властвовать над собой?
2. Какие склонности, проявления, переживания оказывают на человека негативное влияние?
3. Достижимо ли состояние полного самоконтроля?
|
22.
| Прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Какое влияние оказывают внутренние переживания и мироощущение человека на восприятие и оценку им окружающего мира?
2. Возможна ли объективная картина мира?
|
23.
| Прокомментируйте высказывание Демокрита: «Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения».
Ответьте на вопросы:
1. Зависит ли процесс постижения сути от количества знаний (информации)?
2. В чем отличие способности мыслить (разумения) от процесса усвоения знаний?
|
24.
| Прокомментируйте высказывание Б. Шоу: «Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. С увеличением области знания, сокращается ли область непознанного?
2. Как осуществляется рост научного знания?
|
25.
| Прокомментируйте высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое гуманность и человеколюбие («жень»)?
2. Как соотносятся «человеколюбие» и «справедливость»?
|
26.
| Прокомментируйте высказывание Платона: «Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются ею только те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое «философия»? Из каких древнегреческих слов образовано это понятие?
2. Всегда ли совпадают понятия «философ» и «мудрец»?
3. Может ли невежда (глупец) стать философом? Мудрецом?
|
27.
| Прокомментируйте высказывание Р. Декарта: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Р. Декарт настаивает на необходимости пользоваться собственным умом?
2. В чем отличие способности размышлять от процесса усвоения (заучивания) знаний?
|
28.
| Прокомментируйте высказывание О. Уайльда: «В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. В чем автор видит препятствие к достижению мудрости?
2. Мешает ли чтение самостоятельности мышления?
|
29.
| Прокомментируйте высказывание Сократа: « Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Является ли данное высказывание проявлением гносеологического пессимизма?
2. Является ли процесс увеличения знания, одновременно процессом увеличения незнания?
3. Можно ли получить объективные знания о действительности?
|
30.
| Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: «Разумное и нравственное всегда совпадают». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Какова природа этических ценностей?
2. Каковы рациональные (разумные) основания нравственности?
3. Как соотносится это высказывание с «золотым правилом нравственности»?
|
31.
| Прокомментируйте высказывание И. Канта: «Совершая какой-то поступок, человек ответственен не только за себя, но и за все человечество». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Существуют ли границы ответственности?
2. Каковы рациональные (разумные) основания ответственности?
3. Как соотносится это высказывание с «золотым правилом нравственности»?
|
32.
| Прокомментируйте высказывание Ф. Бэкона: «Чтение – это беседа с мудрецами…». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Какова роль книги в жизни человека?
2. Какая польза человеку от чтения книг?
3. Можно ли научиться мудрости из книг?
|
33.
| Прокомментируйте высказывание Цицерона: «Философия – мать всех наук». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Почему философию называют «материю наук» или «наукой наук»?
2. Может ли наука до конца изучить то, что она изучает, без опоры на философию?
|
34.
| Прокомментируйте высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей…». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Какова роль критики (сомнения) в философии софистов?
2. Достижимо ли объективное (истинное знание)?
3. Все ли в жизни зависит от нас?
|
35.
| Прокомментируйте высказывание Р. Декарта: «Философия... одна только отличает нас от дикарей и варваров..., каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют...». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Почему Р. Декарт связывает процесс философствования с гражданственностью и образованностью?
2. Какова польза от философии?
3. В чем актуальность этого высказывания?
|
36.
| Прокомментируйте высказывание А. Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Какова ценность философии в современном мире?
2. Какова роль философии в утверждении гуманистических ценностей?
|
37.
| Прокомментируйте высказывание И. Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Почему И. Кант настаивает на необходимости пользоваться собственным умом без руководства со стороны кого-нибудь другого?
2. Какие факторы ограничивают свободу мышления?
|
38.
| Прокомментируйте высказывание Г.В.Ф. Гегеля: «Философия – это эпоха, схваченная в мыслях». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте ответ.
Ответьте на вопросы:
1. Как связано мышление (духовная сфера) с другими общественными сферами (политическая, экономическая, социальная)?
2. Способна ли философии передать подлинный смысл исторических событий?
|
39.
| Прокомментируйте высказывание Б. Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Может ли человек быть полностью свободен?
2. Тождественны ли термины «необходимость» и «разумность»?
3. Как необходимость может стать свободой?
|
40.
| Прокомментируйте высказывание Гераклита: «Многознание уму не научает». Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутую характеристику.
Ответьте на вопросы:
1. Зависит ли мудрость от количества знаний (информации)?
2. В чем отличие способности мыслить от процесса усвоения знаний?
|