Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое социальные ценности и нормы.






Понятие «ценность» употребляется в различных значени­ях. В частности, ценность рассматривается как предмет, приносящий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека, социальной группы, общества.

Эти понимания (или подходы) отражают ту или иную сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как взаи­моисключающие, а как взаимодополняющие характеристи­ку ценностей.

В самом общем смысле ценность означает положитель­ную или отрицательную значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступ­ка) для субъекта (человека, группы, общества).

Существуют разные способы классификации ценностей. Так, выделяют высшие, или абсолютные, ценности (их час­то называют ценности-цели); говорят о положительных и отрицательных ценностях; разделяют их на материальные и духовные и т. д. Вместе с тем подчеркивается, что все цен-


йости находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют це­лостный внутренний мир человека—«пирамиду ценнос­тей».

Ни одно общество, ни один человек не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей и обще­ственных систем ценности различны. Скажем, традиционное и информационное общества отличаются друг от друга, прежде всего, своими духовными ценностями. Однако суще­ствует и сходство ценностей, ибо все мы — люди, чем бы ни занимались и где бы ни жили.

«Являясь лицом и притязая на безусловное нравствен- }
{ ное значение, я должен и в других лицах признать та- j
! кую же безусловную ценность». {

• П. И. Новгородцев (1866—1924), русский правовед j

Задайте себе простой вопрос: кому хочется быть больным и бедным, неполноценным, одиноким, уродливым и т. д.? И вы почувствуете реальную возможность сближения ценнос­тей. Индивидуальные различия состоят в том, какие ценно­сти являются доминирующими для данного конкретного лица. Для кого-то важно, прежде всего, материальное бла­гополучие любой ценой. Он готов, как говорится, «продать себя подороже», например жениться по расчету. А для дру­гого высшая ценность — любовь, и он не поступится этим чувством.

При всем многообразии есть целый ряд ценностей, одоб­ряемых и разделяемых большинством людей. Речь идет, как вы поняли, об общечеловеческих ценностях. Они представ­ляют собой набор самых общих требований к поведению че­ловека, принадлежащего любой культуре. В науке предпри­нимались попытки сравнить высшие ценности народов мира. И оказалось, что в них больше общего, чем различий. Уверенно можно говорить о наличии единой, высшей и аб­солютной социальной ценности всех культур — человека и его жизни. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д.

Роль этих ценностей огромна. Совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей, при­дает им стабильность, прочность, устойчивость, способству­ет взаимодействию и сближению народов, культур, религий. Эти ценности нашли отражение в международных докумен­тах о правах человека.

Любая ценность по сути своей имеет социальный харак­тер. Под социальной ценностью в науке понимают компо­нент общественной жизни (социальной системы), наделен­ный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Социальной ценностью может обла-


дать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личнос­ти или группы, рассматривается как важное условие суще­ствования. Естественно, что ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

Возьмем, к примеру, человека, для которого важнейшей социальной ценностью является свобода. Можно предполо­жить, что такой человек будет искать условия, в которых она возможна, и будет испытывать неудовлетворенность там, где свобода ограничена. А ее утрата для него становит­ся абсолютно неприемлемой (пусть даже она компенсирова­на другими, менее значимыми для него благами). Человек будет испытывать социальный дискомфорт.

И здесь необходимо подчеркнуть соотношение между ценностью и нормой. Ценности как социальному регулято­ру свойственна высокая степень абстрактности, умозритель­ности. Ценность — это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое. Однако между тем, что усвоено «в мыслях», в сознании, и его практическим вопло­щением существует ощутимый разрыв. Так, в случае утра­ты человеком свободы она не станет для него менее ценной. Если человек не смирится с утратой, он может совершить реальные социальные действия. А действия всегда связаны с допустимой границей, или, иначе говоря, с социальной нормой.

Из этих рассуждений можно понять, что духовное регу­лирование социальных явлений представляет собой слож­ную систему, куда, помимо ценностей, осуществляющих са­мую общую регуляцию поведения, входят еще и социальные нормы.

Понятие «норма» наука трактует довольно широко. Нор­му определяют как признанный обязательным порядок, стандарт, образец, как форму регуляции и контроля различ­ных систем — биологических, технических, а также соци­альных. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Она в концентрированном виде выражает объек­тивную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

В самом обобщенном виде нормы условно подразделяют на две большие группы — социальные и технические. Тех­нические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Отношения такого типа можно, например, выразить формулами «человек и машина», «человек и орудие труда».

Социальные нормы (или «общественные правила») всегда регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь. Эти отношения можно выразить формулой «человек и человек». И если ценность


дает нам самое общее, абстрактное представление о желае­мом, социальная норма достаточно жестко определяет стан­дарт действия, регулирующий поведение людей в обществе независимо от индивидуальных оттенков. Благодаря соци­альной норме каждый из нас имеет возможность знать, как следует поступать в той или иной ситуации. Более того, мы вправе ожидать аналогичного поведения от других людей. Так достигается нормативная упорядоченность человеческих действий.

Итак, социальную норму можно определить как обще­обязательное правило поведения, устанавливающее допус­тимые границы деятельности. За таким правилом обяза­тельно стоит санкция — награда или наказание, одобрение или порицание и т. д.

Существуют различные подходы к классификации соци­альных норм. Во всяком случае, можно твердо назвать сле­дующие виды социальных норм: моральные, правовые, по­литические, религиозные, корпоративные, а также нормы обычаев, традиций, обрядов, ритуалов и т. д. Все социаль­ные нормы взаимосвязаны и составляют единую систему со­циального регулирования. Вместе с тем принято подчерки­вать особую значимость моральных и правовых норм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал