Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы к главе I






1. Общество представляет собой совокупность различных
социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке,
они образуют социальную стратификацию общества. Крите­
рии социальной стратификации различны; основные из них,
по оценкам социологов, — доходы, власть, образование, пре­
стиж. Глубина и формы социальной стратификации меняют­
ся с развитием общества.

2. Важную роль в жизни общества играют социальные
институты — комплексные образования, охватывающие оп-


ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, сим­волов, учреждений и организаций, необходимую инфраст­руктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образова­ние, религию. Эти социальные институты существуют тыся­челетия человеческой истории. При этом они проходят опре­деленные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.

3. Такой элемент социальных институтов, как правила и
нормы, лежит в основе социального контроля — особого ме­
ханизма поддержания общественного порядка. Помимо
норм, социальный контроль включает и санкции. Виды
социальных норм многообразны. Основными регуляторами
общественной жизни выступают моральные и правовые
нормы. Поведение, не согласующееся с социальными норма­
ми, называется отклоняющимся. Наиболее опасное прояв­
ление негативного отклоняющегося поведения — преступ­
ление.

4. Положение человека в обществе и обусловленное им
поведение характеризуют с помощью понятий «социальный
статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе со­
циализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм,
образцов поведения, духовных ценностей, играет семья,
группа сверстников, школа, средства массовой информации.

5. К основным формам социального взаимодействия от­
носят сотрудничество и соперничество. Последнее может
принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд
стадий в развитии конфликта, связанных с его возникнове­
нием, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль кон­
фликтов в обществе и их последствия противоречивы.

6. В социологической науке сложились различные трак­
товки понятия «нация»: от акцентирования внимания на эт­
нической составляющей до отождествления нации с государ­
ством. Межнациональные отношения в современном мире
сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция
как к межнациональному сближению, интеграции, так и к
размежеванию по национальному признаку. Межнациональ­
ные конфликты относят к наиболее острым в современном
мире. Демократические государства стремятся проводить по­
литику, направленную на справедливое разрешение межна­
циональных противоречий, на предотвращение любых попы­
ток разжигания межнациональной розни.

7. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци­
альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями
в различных сферах — процесс непростой и довольно дли­
тельный. Различные общественные институты, прежде все­
го государство, семья, учреждения образования, призваны
содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь.
Общность социальной позиции, особенности сознания, сти-


ля жизни и поведения создают почву для складывания мо­лодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоци­альные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информа­ции.

8. В развитии современного российского общества сохра­няется тенденция к росту социальной дифференциации. На­ряду с социально-экономическим она обретает сегодня и тер­риториально-региональное измерение. Возрастает социаль­ная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее ос­трые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действу­ющей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.

Вопросы и задания к главе I

1. Раскройте связь понятий «социальная группа», «соци­
альная стратификация», «социальное неравенство», «соци­
альная структура общества». Попытайтесь представить эту
связь графически.

2. Соотнесите главные социальные институты со сферами
общественной жизни. Определите основные функции каждо­
го из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.


ШР


 

 

рЩ№ДШ*|и< Ш||У||НШНИЙНИ«


Производство

Семья

Государство

Образование

Религия

3. Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Нечто, поз­
волительное с точки зрения права, может быть чем-то та­
ким, что моралью осуждается». Приведите примеры, под­
тверждающие или опровергающие этот вывод.

4. Проведенный недавно в нашей стране социологический
опрос показал, что более половины его участников (сущест­
венно больше, чем ранее) винят во всех бедах «этнических
чужаков» и считают, что правительство должно вести огра­
ничительную и запретительную политику по отношению к
их въезду и проживанию в стране.


Чем, на ваш взгляд, вызвано усиление подобных настро­ений в нашем обществе? Каково ваше отношение к этой про­блеме? Обсудите ее в классе, используя знания, полученные при изучении курса, а также материалы СМИ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал