Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС 15. Равновесие монополиста. Ценовая дискриминация.






Равновесие монополиста

По существу выбор монополиста сводится к выбору точки на кривой спроса на его продукт. Предположим, что на рис. 3.6.3 изображена кривая спроса на продукт монополиста. Монополист может выбрать точки А, Б, В или любую другую точку на кривой спроса. Точки, лежащие над кривой спроса, ему недоступны. Почему он не выбирает точки, лежащую под кривой спроса? Конечно, он может выбрать такую точку = например, точку Г = производить количество Q 1 и продавать его по цене Р 1. Но это будет противоречить его желанию получить максимум прибыли = ведь он может запросто поднять цену до значения Р2 и увеличить свою выручку на величину площади заштрихованного прямоугольника. Какое бы количество продукта ни решил монополист выставить на рынок, он попытается назначить на него максимально возможную цену.

Следовательно, если монополист хочет получить максимальную прибыль, то он должен выбрать одну из точек на кривой спроса.

А какую точку?

Ответ на этот вопрос зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат монополиста.

Предположим для простоты, что кривая спроса на продукцию монополиста является прямой линией (см. рис. 3.6.4). Предположим также, что мы имеем дело с искусственной монополией, которая образовалась следующим образом. В спичечной отрасли существовала конкуренция нескольких десятков примерно одинаковых фирм, которые имели одинаковые средние затраты на производство коробки спичек. В отрасли существовало равновесие длительного периода, при котором все заводы производили 1 млн коробков, продавали по цене, равной средним затратам, и экономическая прибыль всех фирм была равна нулю. Неожиданно некий предприниматель скупил все фирмы в этой отрасли и стал монополистом. Что он будет делать?

Средние затраты производства спичек монополиста в этом случае можно считать одинаковыми для любого выпуска, так как для изменения выпуска он будет просто закрывать отдельные заводы, оставляя другие работать в " нормальном" режиме.

Чтобы определить цену и объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополист должен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль в каждой из них и выбрать точку, в которой прибыль максимальна.

Если монополист начнет понемногу уменьшать выпуск, он обнаружит, что это увеличивает прибыль. Например, выпуск 800 тысяч коробок в неделю он сможет продать по более высокой цене 15 рублей за коробку (точка Д на графике). Его выручка составит таким образом 12 млн, средние затраты 8 млн, а прибыль вырастет с нуля до 4 млн рублей!

Если монополист решит уменьшить выпуск еще немного = до 600=тысяч коробок в неделю, он сможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составит уже 6=млн рублей.

Но если он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч коробков и перейдет в точку В, он обнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробка до 25==рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит, что его прибыль уменьшилась до 4 млн рублей.

Таким образом, монополисту невыгодно выходить за пределы отрезка ВГ и следует искать оптимальную точку внутри него. Перебрав все возможные варианты он обнаружит, что максимальная прибыль достигается в точке M и равна 6, 25 млн рублей. Любая соседняя точка будет означать уменьшение прибыли. Так как точка М является самой выгодной для монополиста, он установит выпуск 500 тысяч коробков в неделю и будет продавать их по цене 22, 5 рубля.

Прибыль монополиста в этой точке равна площади заштрихованного прямоугольника (произведению выпуска Q и разности P=v=AC). И монополист мог бы решать эту задачу " геометрическим способом" = для этого ему нужно просто найти прямоугольник с наибольшей площадью, вписанный в фигуру, образуемую кривой D, кривой АС и вертикальной осью координат.

А может ли монополист уменьшить выпуск легко, чтобы не изменились его средние затраты? В нашем случае при искусственной монополии, возникшей в результате объединения множества мелких фирм, монополист просто закрывает часть заводов, оставляя другие работать в оптимальном режиме, дающем минимум средних затрат. Поэтому сокращение выпуска с 1 миллиона до 500 тысяч коробков в неделю = это просто закрытие половины заводов.

Можно заметить, что подобное повышение цены коробка спичек более чем в 2 раза (с 10 до 22, 5 рублей) совершенно невыгодно потребителям, которые в результате вынуждены наполовину сократить потребление этого блага.

Поскольку монополист сократил выпуск отрасли в 2 раза, это означает уменьшение в 2 раза объема спроса этой отрасли на все ресурсы, которые она приобретает для производства спичек (сырье, оборудование, труд рабочих). А это не выгодно поставщикам этих ресурсов = производители промежуточных благ оказываются не в состоянии продать продукцию, рабочие вынуждены искать новое место работы.

Таким образом, искусственная монополия действует противоположно интересам практически всего хозяйства (может быть, за исключением производителей зажигалок или других заменителей блага " спички", на продукцию которых может возрасти спрос).

Всегда ли монополисту будет выгодно сильно сокращать выпуск и поднимать цену? Это зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат.

Если, например, кривая спроса очень неэластична (рис. 3.6.5), то монополисту будет действительно выгодно сильно сократить выпуск и поднять цену, так как увеличение цены будет сопровождаться незначительным увеличением объема спроса. Наибольшую площадь под такой кривой спроса будет иметь прямоугольник с небольшим основанием и длинными боковыми сторонами (заштрихован на рис. 3.6.5)

Если же спрос на продукт монополиста высокоэластичный и кривая спроса имеет пологий вид (рис. 3.6.6), монополисту не выгодно будет значительно повышать цену, так как это очень сильно сократит объем спроса, а сокращение объема спроса уничтожит всю выгоду от увеличения цены. В этом случае монополист выберет точку А (именно эта точка соответствует прямоугольнику под кривой спроса, имеющему максимальную площадь). Цена при этом вырастает очень незначительно (на графике = всего на 20 или 30%).

А как устанавливается равновесие в случае естественной монополии, когда фирма-монополист не является объединением множества маленьких фирм?

В этой ситуации фирма также может воспользоваться возможностью выбрать и цену своего продукта, и объем всего рыночного предложения, чтобы увеличить свою прибыль. Правда, от предыдущего примера эта ситуация отличается тем, что средние затраты фирмы при увеличении выпуска постоянно снижаются и кривая средних затрат имеет отрицательный наклон. Но принципов действия монополиста это не меняет.

Предположим, что на рис. 3.6.7 изображены спрос на " троллейбус" в зависимости от цены билета (кривая D) и средние затраты на перевозку одного паcсажира (кривая AC). Обратите внимание, что, в принципе, этот троллейбусный парк может обслуживать 12=000 пассажиров в день при цене 10 рублей за поездку и это будет покрывать его затраты.

Но монополист заинтересован не в обслуживании максимального количества пассажиров при наименьшей цене билета, а в получении наибольшей прибыли. Как и в предыдущем случае, монополист может перебрать все точки на кривой спроса и определить, в какой из них он получает максимальную прибыль. На нашем рисунке это точка М = в ней монополист получает прибыль 138 тысяч рублей (в остальных точках прибыль меньше этого значения). При этом цена возрастает до 40 рублей, и количество пассажиров в троллейбусах уменьшается в два раза.

Ценовая дискриминация – это реализация одних и тех же товаров, произведенных одним предприятием и с одинаковыми затратами, разным покупателям по различным ценам.

Если на рынке сложились условия совершенной конкуренции, то ценовая дискриминация невозможна, т. к. на конкурентном рынке формируются на основе взаимодействия спроса и предложения единые рыночные цены на однородный товар. Ценовая дискриминация возможна только при отсутствии на рынке конкуренции.

Необходимые для ценовой дискриминации условия.

1. У фирмы есть монопольная власть.

2. Фирма имеет возможность определить эластичность спроса по цене на разных сегментах рынка и группы покупателей с различными резервными ценами.

3. Эластичность спроса по цене у разных групп покупателей должна существенно различаться.

4. Если в отношении данного товара проводится политика ценовой дискриминации, то он не должен перепродаваться между покупателями разных рынков. Если товар будет свободно перепродаваться между рынками, на которых действуют разные цены, то невозможно будет осуществление ценовой дискриминации.

Самые благоприятные условия для ценовой дискриминации создаются в сфере услуг, так как перепродажа услуг невозможна. В сфере товарного обращения условия для ценовой дискриминации создаются в том случае, если между рынками с разными ценами на товар, в отношении которого проводится ценовая дискриминация, разделены географически или высокими тарифными барьерами, т. е. перепродажа товара сопряжена с высокими затратами.

Выделяют три типа ценовой дискриминации:

1) совершенная ценовая дискриминация (дискриминация первой степени) проводится при условии, что на каждую единицу идентичного товара устанавливается цена, которая определяется ценой спроса. В этом случае весь покупательский излишек изымается фирмой—монополистом. В чистом виде данный тип ценовой дискриминации редко встречается, так как является трудноосуществимым. Он может приближенно осуществляться при условии индивидуального производства, т. е. производства, для которого характерно изготовление каждого вида продукции по конкретным потребительским заказам. Цены в этом случае определяются в договоре;

2) ценовая дискриминация второй степени осуществляется следующим образом: предприятие—монополист реализует по разным ценам не каждую отдельную единицу продукции, а целые ее партии соответственно одной и той же кривой спроса. Практически ценовая дискриминация второго типа часто реализуется посредством различных скидок;

3) ценовая дискриминация третьей степени базируется в отличие от первых двух типов не на различиях цен спроса на единицы продукции, а на сегментации рынка, т. е. на разделении покупателей на отдельные группы, причем для каждой группы характерна своя функция спроса. При проведении ценовой дискриминации такого типа монополисту необходимо установить цены для каждой отдельной группы покупателей, что в результате должно максимизировать общую прибыль.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал