Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.






Рыночная структура — это совокупность признаков, отра­жающих рыночную организацию, способ установления цены и объема производства, а также характер взаимодействия фирм-производителей.

В зависимости от проявления и комбинации базовых при­знаков формируется конкретный тип рыночной структуры. По степени развития конкуренции выделяют два основных ти­па рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовер­шенной конкуренции.

Совершенная конкуренция — рыночная структура, харак­теризующаяся большим количеством имеющих очень малую долю в общих отраслевых продажах мелких фирм, однород­ностью продукции, свободой входа и выхода из отрасли и рав­ным доступом к информации. В реальной жизни трудно встре­тить рынки, соответствующие одновременно всем базовым при­знакам совершенной конкуренции, однако есть рынки, более других отвечающие этим требованиям. Например, рынок цен­ных бумаг, зерна, валюты и др.

Несовершенную конкуренцию представляют три модели: чистая монополия, олигополия, монополистическая конку­ренция.

Совершенную конкуренцию можно определить как состоя­ние рынка, при котором никто из участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию; поведе­ние продавцов и покупателей при этом характеризуется при­способлением к равновесному состоянию рынка.

Назовем пять основных признаков совершенной конку­ренции:

1) на рынке большое количество продавцов и покупателей характеризуется незначительностью собственной доли в об­щем рыночном объеме производства (покупок) данного вида продукции;

2)в силу своих небольших размеров отдельная фирма не мо­жет воздействовать на процесс отраслевого ценообразования и подчиняется рыночным силам — спросу и предложению всей отрасли (такие фирмы называют price-taker — фирмы, прини­мающие цены). Точно так же никто из покупателей не в состоя­нии повлиять на рыночную цену, поскольку доля совершаемых ими покупок данного товара слишком мала по сравнению с об­щим объемом покупок на рынке;

3) производимые и продаваемые фирмами товары однород­ны по потребительским качествам, поэтому покупатель не име­ет оснований для предпочтения одной из фирм;

4)прозрачность рынка — свободный доступ покупателей и продавцов к информации о ценах на товары, услуги, ресурсы, ноу-хау. В силу этого фирмы не могут использовать техноло­гию, более совершенную, чем у конкурентов, и приобретают ре­сурсы по тем же ценам, что и другие производители. Это огра­ничивает возможность использовать данные факторы для уве­личения своих прибылей;

5)свободный вход фирм на рынок данного продукта и бес­препятственный выход из отрасли.

В силу второго из названных признаков спрос на продукт совершенно конкурентной фирмы является совершенно элас­тичным. Это значит, что любое решение фирмы об изменении размеров производства нисколько не повлияет на цену товара. Так, фермер, принимая решение о площади посадки кукурузы в текущем году, исходит из того, что рыночная цена кукуру­зы — заданная величина, и она останется неизменной, каким бы ни было его решение об изменении площади посева.

Линия спроса (цены) на продукцию конкурентной фирмы — это гориз-я прямая при постоянной и заданной рынком цене P0 (рис. 3.1).

Напомним, что в отличие от кривой спроса на продукт отдель­ной фирмы кривая отраслевого спроса является убывающей.

Если конкурентная фирма установит цену выше заданной рынком, то ее продукция не будет реализована, а если ниже — фирма не получит максимального дохода.

Предельный доход есть приращение общего дохода в ре­зультате продажи еще одной дополнительной единицы продук­ции. Обратимся к анализу предельного дохода конкурентной фирмы.

Как известно, общий доход фирмы от продажи товаров на рынке определяется формулой

Поскольку отраслевая цена товара на совершенно конкурентном рынке не изменяется при наращивании отдельной фирмой объемов производства, то с продажей каждой дополнительной единицы фирма будет добавлять в общий доход величину, равную цене единицы продукции, т.е. MR = Р, что следует из формулы

 

 

В условиях совершенной конкуренции предельный доход постоянен, потому что дополнительные единицы продукции могут быть проданы по неизменной цене. Это значит, что кри­вая MR будет совпадать с кривой спроса (цены) (см. рис. 3.1). Цена за единицу продукции будет совпадать также с доходом от единицы продукции для продавца, т.е. его средним доходом AR. Алгебраически это можно представить равенством

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал