Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критическая ситуация






 

Что же мы знаем? Только то, что в каких-то неведомых условиях пробуждаются все силы души? В чем же истина человека?

 

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Задумываясь над характерами людей, над истинной сущностью человека, великий революционный демократ Н.Г. Чернышевский писал: «Можно прожить годы с человеком и не узнать достоверным образом, рассудителен он или нет, сильна или слаба его воля и тверда ли его честность; и сам он может дожить до 30, 50 лет, не зная, на какие поступки высокого благородства или низкой подлости, отваги или трусости способен он».

«Узнать достоверным образом» о человеке можно в критических ситуациях. Такой ситуацией для многих советских людей была война. Но мирное время также представляет достаточно критических

ситуаций, в которых во всей глубине проявляются качества людей. Вот один из эпизодов, рассказанный директором Петлинской птицефабрики Московской области Борисом Михайловичем Гришиным: «Работает у нас уже несколько лет зоотехник-селекционер Марина Николаевна Зубалий. Очень скромная женщина. Но вот случилась беда - в, одном из цехов возник пожар. Когда к месту происшествия подоспели люди, там уже вовсю бушевало пламя. Марина Николаевна первой бросилась к клеткам и стала спасать птиц. Мы иногда стесняемся говорить слова «героизм», «подвиг». А ведь Зубалий совершила именно героический поступок, рискуя жизнью ради общественной собственности. После этого случая я стал относиться к ней по-другому. Я понял, что она человек высокой гражданственности и на нее. можно положиться во всем».

К счастью, такие ситуации редки, а жизнь требует все чаще очень глубокого знания возможностей конкретного человека, от действий которого в определенный момент могут зависеть результаты труда многих людей или даже их жизни. Наиболее ярким примером распознавания возможностей человека служат тренировки космонавтов перед полетом.

Еще до периода активного освоения космоса высказывались предположения, что в космическом пространстве человек утратит возможность к разумным действиям, вследствие чего не сможет управлять системами корабля и причинит себе вред, вплоть до самоуничтожения. В основе таких пессимистических прогнозов лежали не только теоретические рассуждения, но и наблюдения за поведением испытуемых в экспериментальных условиях, моделирующих некоторые факторы космического полета. Сомнения в психологической надежности человека во время полета побудили исследователей на первых космических кораблях ставить «логические замки» (для включения ручного управления космическим кораблем космонавту на специальном пульте необходимо было набрать определенное число, которое на протяжении всего полета нужно было удерживать в памяти). Создатели этой системы считали, что если у космонавта разовьются психические нарушения, то он сможет включить ручное управление кораблем.

Перед первым полетом в космос претенденты в космонавты прошли большое число испытаний на различных тренажерах и стендах. Одним из них была сурдокамера, в которой в условиях полной тишины и одиночества человек должен был проработать 12—15 суток. Вспомним, что первые корабли были рассчитаны на полет одного человека. Во время нахождения в сурдокамере за испытуемым велось постоянное наблюдение с помощью телевидения и других устройств. Регистрировались многие физиологические процессы (злектро-энцефалограмма, электрокардиограмма и другие).

В этих экспериментах у многих испытуемых появлялись необычные психические состояния, которые были расценены учеными как защитные реакции на тишину и одиночество. У отдельных лиц возникли психические феномены, которые позволяли выносить экспертное решение о ненадежности у испытуемых нервно-психической устойчивости при воздействии экстремальных факторов.

Следует подчеркнуть, что само непрерывное наблюдение за человеком в сурдокамерных экспериментах создавало у него большую эмоциональную напряженность. Вот что рассказывал космонавт Г.Т. Береговой о воздействии этого фактора: «День и ночь телемониторы следили за каждым моим жестом, за каждым движением. Для успешного хода эксперимента это было необходимо и важно. Но нельзя сказать, чтобы это было приятно. Скорее наоборот. И чем дальше, тем больше. Я взял несколько бумажных салфеток и завесил ими телеобъективы, избавился таким образом от посторонних глаз... И тут в сурдокамере завыла сирена». Береговому пришлось снять салфетки, «о через некоторое время ему стало казаться, что окуляры мониторов начали за ним слежку. «Внезапно, — продолжал он, — я почувствовал себя чуть ли не голым. Ощущение было настолько неожиданным и острым, что захотелось ощупать себя, чтобы убедиться в том, что и без того ясно, - что я одет».

Особенно чувствительны к фактору «публичности» в этих экспериментах были женщины. Испытуемая Н. рассказала: «Больше всего меня угнетало не одиночество... а то, что за мной наблюдали, я постоянно следила за собой, боясь выглядеть неприлично». В конце опыта ей стало казаться, что экспериментаторы читают ее мысли по лицу, глазам, мимике и элекгроэнцефалографической записи, что она «полностью раскрыта». Это состояние раскрытости для нее было крайне тягостным.

В период развития электроники на многих заводах стали устанавливать телевизионный контроль за людьми на рабочих местах. Но из-за жалоб рабочих на такое же тягостное ощущение и снижение их работоспособности эту систему пришлось убрать. Как ни парадоксально, но она еще остается в некоторых вузах, и ректор, проректор или другие лица могут следить по телевидению за работой преподавателей. Как показали исследования, у преподавателей, которые знают, что за ними наблюдают руководители, значительно повышаются пульс и давление крови. Они испытывают напряженность, и занятия, как правило, проводят «скованно».

Из этих примеров видно, что наблюдение за испытуемыми и работающими людьми вносит в их психику дополнительную напряженность. Чтобы избежать этого, можно было бы воспользоваться предложенным еще в 1918 году русским психологом А.Ф. Лазурским так называемым естественным экспериментом. Смысл его заключается в том, что человека умышленно ставят в те или другие условия и наблюдают, как он в них себя ведет, реагирует. Так, например, для исследования быстроты и координации движений ребенка можно поставить его в условия подвижной игры; дня исследования интересов взрослого человека можно предлагать ему разные книги — фантастику, юмористические рассказы, книги по истории и т.д.

Существенное отличие естественного эксперимента от обычного заключается в том, что сам человек не подозревает, что над ним проводится опыт. Благодаря этому он не испытывает напряженности, смущения и других неприятных ощущений, которые зачастую мешают выявлению индивидуальных особенностей личности в условиях искусственного эксперимента.

Хрестоматийным примером естественного эксперимента в практике управления может служить следующая ситуация. Руководитель уехал на два-четыре месяца на факультет повышения квалификации и оставил за себя одного из своих заместителей. По возвращении он может проанализировать, как в его отсутствие работал заместитель. Можно преднамеренно давать подчиненному поручения для того, чтобы выявить у него наличие организаторских способностей, принципиальности. Давая общественные поручения, конкретные задания, посылая его в командировки, руководитель имеет возможность наблюдать человека в различных ситуациях и оценивать его действия.

Конечно, чтобы изучить индивидуальные особенности личности, педагогу, руководителю необходимо постоянно пополнять свои знания в области дифференциальной психологии. Большую помощь в распознании характера может оказать классическая литература. Художественные образы, сознанные талантливыми писателями, иногда могут лучше объяснить характер человека, чем собственные жизненные наблюдения. «Мой дед, — писал А.М. Горький, — был жесток и скуп, но я не видел, не понимал его так хорошо, как увидел и понял, прочитав роман Бальзака «Евгения Гранде». Отец Евгении, старик Гранде, тоже скуп, жесток и вообще похож на моего деда. От сравнения с французом русский старик, не любимый мною, выиграл... Книга обладает способностью досказывать мне о человеке то, что я не вижу, не знаю о нем».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал